Словообразование как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:24, реферат

Описание работы

В лингвистической науке сам термин словообразование неоднозначен. Им принято называть разные лингвистические явления. Под словообразованием понимается проще всего
процесс создания новых слов на базе существующих языковых единиц.

Работа содержит 1 файл

Словообразование как наука.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

Иногда в качестве СО форманта выступает несколько служебных морфем, ех: под-снеж-ник, при-школь-ный, банкрот-и-ть-ся. Т.о. СО структура слова и морфемная – это разные явления. Принципиальное различие между ними состоит в том, что СО структура слова предполагает наличие в его составе двух непосредственно составляющих элементов: производящей базы и форманта, а морфологическая предполагает наличие в нем минимальных неделимых значимых единиц – корневых и служебных морфем.

При морфемном анализе все входящие в состав слова морфемы выявляются путем соотнесения этого слова с другими однокоренными словами, а также с другими грамматическими формами.

 

Множественность словообразовательной структуры слова

 

Многие производные слова в  русском языке, основы которых содержать  не менее двух служебных морфем, семантически мотивируются несколькими однокоренными словами. В зависимости от того, с каким из родственных слов семантически соотносятся подобные производные, в его составе могут выделяться разные СОЛ базы и форманты. Ех: озорнич-а-ть – озорник, озорн-ича-ть – озорной. Это явление называется двойной мотивированностью. Бродяж-ничество – бродяга, бродажнич-ество – бродяжничать; не-равенство – равенство, неравен-ство – неравный; пере-выполнение – выполнение, перевыполн-ение – перевыполнить; не-скромность – скромность, нескромн-ость – нескромный; пустяковина, подмосковный, выкатиться, упрямствовать, развеселиться.

Это множественность СО мотивации или множественность СО структуры производного слова.

 

Типы основ. Понятие формообразующей и лексической основ.

 

Морфемный анализ предполагает вычленение не только отдельных морфем, но и  основ. Основами называют части слова, обязательно включающие в свой состав корневую морфему. Основа называется мономорфемной, если содержит только корневую морфему, и полиморфемной, если содержит хотя бы один префикс, суффикс или постфикс. При морфемном анализе существенно представление о трех типах основ: лексической, формообразующей и общей.

Лексическая основа представляет собой общую часть всей парадигмы слова без словоизменительных (формообразующих и формоизменительных) аффиксов, которая выражает лексическое (вещественное) значение. Для того чтобы вычленить лексическую основу, как это явствует из определения, следует отделить флексии и грамматические аффиксы. Так, в словоформе сильн-ый лексическая основа по отделении флексии -ый равна сегменту сильн-, в словоформе сильн'-эе следует отсечь формообразующий суффикс -эе-, то же в случае чита-ть, в словоформе читаj-эм-ый для вычленения лексической основы отсекаются формообразующий суффикс и окончание. В результате подобных операций применительно к словоформам одного слова будут получены варианты лексических основ, например, чита- и читаj-, силън- и сильн'-. Чаще всего при этом наблюдается чередование фонем, которое отражается в графическом облике слова или обозначено позиционными средствами графики: крепк-ий крепч-э, остр-ый остр'-зе. Возможны случаи усечения лексической основы; так, например, при образовании формы сравнительной степени весел '-эе от наречия весел-о наряду с чередованием л/ л имеет место усечение словообразовательного суффикса -о, ср. высок-ий -выш-э, низк-ий - ниж-э и т. п., в результате таких морфонологических явлений образуются варианты лексических основ слова разной степени сложности. Лексическая основа противопоставлена грамматической части слова и служит базой для словообразования и в функциональном смысле может быть названа и словообразующей. От лексической основы глагола чита-тъ можно образовать однокоренные слова путем присоединения словообразовательных суффиксов, например, чита-телъ, чита-льн-ый, чита-лън'-а, от основы инфинитива молоти-ть образовано слово молоти-лк-а. В качестве словообразовательной базы при отглагольном словообразовании выступает преимущественно основа инфинитива, однако возможно образование новых слов и от основы настоящего времени, например, не-знай-к-а, лей-к-а, тело-грей-к-а. Так же образуются новые слова от лексических основ других частей речи: мор'-э - мор'-ак, мор-ск-ой; красн-ът - краен '-э-тъ, красн-от-а.

Формообразующая основа представляет собой часть слова, которая служит базой для словоизменения (формообразования и формоизменения) или содержит в своем составе формообразующий суффикс. Так, основа глагола настоящего времени является базой для образования форм причастий настоящего времени действительного (читаj-ущ-ий, говор'-ащ-ий) и страдательного (читаj-эм-ый, вед-ом-ый, чт'-им-ый) залога; от основы инфинитива, например, чита- (из чита-ть) образуются формы прошедшего времени: чита-л, чита-л-а, чита-л-о, чита-л-и, - изменяющиеся по роду и числу; формы причастий прошедшего времени действительного (чита-вш-ий, вошед-ш-ии) и страдательного (вынес '-энy-ый, согну-т-ый) залога.

Формообразующая и лексическая  основы могут быть материально тождественны. Так, например, основа инфинитива служит базой для словообразования (победи-ть – победи-тель; спас-ти – спас-ителъ) и формообразования (победи-ть – победи-я, победи-вш-ий; спас-ти и спас-ш-ий, спас'-они-ый) основа существительного книг- (из книга) тоже бифункциональна: она является формообразующей, если иметь в виду ряд образованных от нее словоформ: книг-а, книг'-и, книг'-э, книг-у, книг-ой и т.д., и словообразующей, если иметь в виду ряд образованных от нее слов: книж-к-а, книж'-иц-а, книж-энцщ-а, книж'-ник, книж-н-ый. Таким образом, две равные материально основы различаются только по выполняемой ими функции.

Формообразующие основы протяженнее  лексической в тех случаях, когда  содержат в своем составе формообразующие  суффиксы; например, в словоформе победивший формообразующая основа победивш- за счет грамматического суффикса -вш- сложнее лексической основы победи-. Формообразующие основы, в составе которых имеются формообразующие суффиксы, могут быть изменяемыми, т.е. служащими базой для формоизменения, и неизменяемыми. К изменяемым относятся формообразующие основы форм глаголов повелительного наклонения (прос-и-# - прос-и-те, держ-и-# - держ-и-те), форм прошедшего времени глаголов, форм сослагательного наклонения, полных и кратких причастий, форм превосходной степени прилагательных. Формообразующие суффиксы имеются и у существительных, например, суффикс -j- в формах множественного числа типа деревь-j-a, колъ-j-a и т.п.; суффикс -им-, образующий основу единственного числа типа крестъян-ин, бояр-ин (ср. с основой множ. числа, которая и является лексической: крестьян'-э, крестьян-ский, крестьян-ство; бояр'-э, бояр-ский, бояр-ство). Суффиксами различаются основы единственного и множественного числа имен типа кот'-онок - кот'-ат-а, on'-онок - on'-ат-а. К неизменяемым формообразующим основам относятся: инфинитив, деепричастие, формы сравнительной степени (компаратив) качественных прилагательных, наречий, категории состояния. Поскольку неизменяемые основы не могут служить базой для формоизменения, то они ассоциируются с формообразующими основами лишь самим фактом наличия в их составе грамматического суффикса.

Общая основа слова (или просто основа слова в традиционном смысле этого термина, установившегося в школьной практике) – это часть словоформы без окончания и суффикса инфинитива, например: школ-а, зелен-ый, поющ-ий, пел-#, пе-тъ, ид-ти. Общая основа материально может совпадать как с формообразующей, так и с лексической и устанавливает границу между формообразованием и формоизменением. Исключение составляет лишь инфинитив, в составе которого общая основа имеет в соответствии с определением меньшую протяженность в сравнении с формообразующей основой. С этим, видимо, связаны неоднократные попытки переименовать суффикс неопределенной формы глагола -ть (-ти) во флексию из соображений скорее методического, чем теоретического характера.

В связи с тем, что в большинстве  случаев общая и формообразующая  основы формально тождественны, следует  осознать то содержательное функционально  значимое различие названных терминов, которое объясняло бы необходимость  каждого из них и практическую невозможность замены одного другим. Дело в том, что оппозиция «лексическое – грамматическое» в слове может получить адекватное отражение на структурном уровне лишь в сопоставлении «лексическая основа – формообразующая основа» именно потому, что понятие формообразующей основы предельно охватывает изменяемую часть слова как факт структуры и как функцию. Подмена второго члена структурной оппозиции термином «общая основа» приводит к сужению грамматической части лексической единицы. Так, например, это приводит к тому, что при анализе форм типа читающий после отделения окончания -ий вычленяется основа читающ-, якобы выражающая лексическое значение и противопоставляемая этим флексии, которой приписывается в сущности роль единственного средства выражения грамматического значения слова. Несоответствие такого членения на лексическую и грамматическую части слова достаточно очевидно, поскольку реально лексическое значение выражается лексической основой читай-, а грамматическое словоизменительной частью -ущ-ий. Таким образом, термин «общая основа» имеет в большей мере операционное значение. Понятие общей основы удобно при деривационном анализе, поскольку последний обращен к начальной форме слова, основа которой редко содержит формообразующие суффиксы.

 

Словообразовательный  анализ

 

В качестве основных вопросов СО анализа  производной лексике выступают:

    1. установление СО производности слова
    2. Определение принадлежности слова к синхронически производной лексике (ех: мех-мешок – не синхронически производное слово)
    3. Определение способа СО производного слова
    4. Определение СО модели производного слова и возможных ее вариантов.
    5. Определение СО значения и принадлежности к тому или иному СО типу или подтипу.

Схема анализа:

  1. начальная форма слова
  2. определить производное или непроизводное
  3. подобрать мотивирующее слово
  4. выделить производящую базу, формант, его тип
  5. отметить морфонологические явления
  6. определить способ СО, указать СО значение
  7. охарактеризовать СО модель
  8. определить тип деривации: а) синтаксический, б) лексический.

 

Синхроническое  и диахроническое словообразование

 

Изучение языка можно проводить  в двух принципиально разных аспектах: синхроническом и диахроническом.

В синхроническом аспекте язык изучается  как определенным образом организованная система средств человеческого общения, действующая в тот или иной период времени. Задача такого изучения – описать устройство языка, вскрыть механизм его действия. При синхронном изучении не ставится вопрос о том, почему именно так сложился язык, какие изменения в предшествующем периоде привели к современному состоянию.

Цель диахронического языкознания  – изучение языка как продукта исторического развития, исследование изменений, происходящих в системе языка на протяжении того или иного отрезка времени.

Синхроническое СО изучает отношения существующих единиц, диахроническое – процессы превращения одних единиц в другие.

 

Морфонологические особенности словообразования

Морфонология – раздел языкознания, изучающий связи между фонологией и морфологией, т.е. использование  фонологических средств в словоизменении и словообразовании.

Задача морфонологии – установить:

а) фонемный состав морфов разных видов

б) правила соединения морфов в  слове, т.е. условия взаимоприспособления морфов при их объединении

в) порядок следования морфов.

 

На морфемном шве может происходить 4 вида явлений:

  1. чередование фонем
  2. интерференция
  3. наложение
  4. усечение производящей основы

Чередование

А) чередования фонем, определяемые грамматическими позициями, называют грамматическими (=морфологическими, традиционными, историческими). Ех: рука – ручной, писать – пишу. Чередовании к/ч перед –и- и чередование с/ш перед флексией 1 л ед ч –у- обусловлены грамматической формой слова.

Б) изменение звуков, наблюдаемые  в словах второй группы, в отличие  от грамматических чередований, определяются фонетической позицией в слове и, следовательно, отличаются всеобщностью, т.е. не ограничиваются какими-то грамматическими формами, а обнаруживаются во всех случаях, когда налицо определенная фонетическая позиция. Так, в первом приударном слоге о всегда чередуется с а, звонкие согласные всегда оглушаются перед глухими и на конце слова. Это явление называется позиционным чередованием. В результате грамматических чередований изменяется фонемный состав слова, а в результате позиционных изменений состав фонем в слове не меняется, меняются только аллофоны.

Чередования могут быть продуктивными и непродуктивными. Продуктивные обнаруживают регулярность, подобную регулярности позиционных фонетических изменений звуков, но обуславливаются они не фонетической, а грамматической позицией. Очевидно, что единичность, неповторимость противоречит самой сущности чередований, так что называть это чередованиями не будем.

Среди тождественных по значению морфов, совпадающих по фонемному составу  и различающихся лишь конечной и начальной фонемой, есть явления двух родов:

    1. не имеющие ничего общего с чередованиями, т.к. противопоставление несовпадающих фонемне только единично, но и по своему характеру не похоже на нормальные чередования, ех: шкаф – шкап, галоша – калоша, матрац – матрас.
    2. близкие к чередованиям, т.к. хотя противопоставление несовпадающих фонем и не повторяется в других словах, но оно аналогично по своему характеру чередованиям, т.е. уникально лишь с количественной т.з. Ех: друг – друзья.
    • Позиция перед Й типична для русских чередований
    • Распределение по формам слова типично для русских чередований
    • Для фонем г и з характерно участие в других видах чередований (ср. чередования г/ж, з/ж)

Усечение

Усечение производящей основы при  аффиксальном СО – один из видов  взаимоприспособления морфем, стоящий в одном ряду с чередованием фонем и интерфиксацией. Усечения бывают морфологическими и фонологическими.

Цель усечений – избежать нарушения  каких-либо законов морфологии, а  именно:

  1. устранить скопление согласных на морфемном шве, т.е. облегчить суффиксу, начинающемуся согласным, присоединение к основе.
  2. устранить скопление гласных на морфемном шве, т.е. придать основе на гласный, имеющей несвойственное русскому языку строение, более привычный для СО вид.

Информация о работе Словообразование как наука