Шпаргалка по "Языкознание"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:24, шпаргалка

Описание работы

Древнегреческая философия и вопросы языкознания.
Одной из главных проблем, интересовавших античность, была проблема отношений между словами, вещами и их именами. Данная проблема разделила философов на два лагеря, ее сущность заключалась в том, что есть ли связь между ними или нет. В этом споре, занимая различные позиции, приняли участие Гераклит, Демокрит, Протагор, Эпикур и другие; ему посвящен и диалог Платона «Кратил».
В древней Греции была сделана попытка провести классификацию слов на

Работа содержит 1 файл

Языкознание шпоры.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Вопрос 10.

Казанская лингвистическая  школа.

Казанская лингвистическая  школа — направление в языкознании, к которому принадлежали И. А. Бодуэн де Куртенэ, его ученики Н. В. Крушевский (как и Бодуэн, он может быть назван русско-польским учёным) и В. А. Богородицкий и некоторые другие учёные, в том числе С. К. Булич. Идеи школы заложены в курсе лекций Бодуэна, прочитанных им в Казанском университете.

Казанская лингвистическая  школа  сложилась в конце 1870-х – начале 1880-х годов в Казанском университете. Два главных ее представителя – И.А.Бодуэн де Куртенэ и Н.В.Крушевский. Поскольку оба были поляками, принято считать Казанскую лингвистическую школу направлением польской науки. Однако существовала она в России, ее представители писали по-русски (работы И.А.Бодуэна де Куртенэ на польском и немецком языках относятся к более позднему времени), а в состав школы входили и русские ученые, ученики И.А.Бодуэна де Куртенэ, прежде всего В.А.Богородицкий (1857–1941).

Концепция Бодуэна  де Куртенэ казанского периода имела много точек схождения с концепцией Крушевского, но они решительно разошлись в двух пунктах. Бодуэн де Куртенэ считал язык исключительно психическим явлением и не принимал «законы», вообще скептически относясь к понятию закона в лингвистике.

Казанская лингвистическая школа оказала влияние на русскую, польскую и чешскую науку о языке, однако ее роль в развитии мировой науки о языке оказалась меньше, чем она того заслуживала.

Многие идеи Казанской школы опередили своё время, предвосхитив развитие структурной лингвистики, морфонологии, лингвистической типологии, психолингвистики. Деятельность Н. В. Крушевского заложила основы артикуляционной и акустической фонетики. 

Вопрос 11.

Московская  лингвистическая  школа.

Одно из основных направлений в русском дореволюционном языкознании, созданное в 80-90-х гг. 19 в. Ф. Ф. Фортунатовым. Московская лингвистическая школа. - новый этап в развитии теории грамматики и сравнительно-исторического индоевропейского языкознания, так называемое формальное направление в изучении структуры языка. Оно разграничило реальные значения, относящиеся к обозначаемому, и формальные значения, относящиеся к самому языку. Было выдвинуто новое понимание формы слова как его способности распадаться на основную и формальные принадлежности. Был разработан строгий формальный метод сравнительно-исторического анализа, сделан ряд крупных открытий в области сравнительной морфологии индоевропейских языков, разработана сравнительная семасиология. Фортунатов сформулировал идею внешней и внутренней истории языка, единства истории языка и истории общества, которая определяет задачи и методологию науки о языке, т. к. сравнительно-исторический метод вытекает из объективного факта форм существования самого языка. К М. л. ш. принадлежат Г. К. Ульянов, М. М. Покровский, В. К. Поржезинский, А. И. Томсон, Я. М. Эндзелин, Д. Н. Ушаков и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 12.

Лингв. концепция Ф.де Соссюра.

Отграничить объект языкознания. До него к языку подходили с позиции  логики, психологии, социологии, физиологии. Единственный и истинный объект языкознания является язык в самом себе и для себя.

Разграничение внешней ( внешние условия функционирования и развития языка ) лингвистики от внутренней ( сама языковая система). Разграничение  синхронии  (единовременное существование  языка) и диахронии (последовательность языковых фактов и времени). Более важной считает синхронию, и сравнивал с шахматами: неважно кто создал, из чего сделаны, также и язык.

Подчёркивает  системность языка. Язык –система знаков. Всякий знак двусторонен, имеет означаемое и означающее. Означающее- план выражения , внешняя оболочка. Означаемое-  план содержания, понятие. Таким образом, язык связывает не вещь и её название, а онятие и его  акустический  образ, языковую сторону.

У знака языка 2 свойства: Произвольность – означающее и означаемое не имеют природной естественной связи. Линейность – протяжённость во времени.

Считал, что язык как знаковую систему можно сравнить с другими знаковыми системами  и необходима наука, которая изучала  бы все эти системы ; придумал для  неё название – семиотика.

Обосновал понятия языка речи и речевой деятельности. Под речевой деятельностью он понимал язык во всех его проявлениях, во всех связях с неязыковыми факторами. Обосновал такие понятия как язык и речь. Использовал метод антиномий (2 взаимоисключающих понятия, каждое из которых верно.)

Разграничив  эти понятия ( Язык и Речь ) он понял, что это разные понятия и решил, что должны существовать лингвистика  языка и речи.

В языке, как  в системе  2 стороны:  1) материальная – единица языка  2) релятивная – представляет совокупность  отношений между ними. 

Вопрос 13.

Функциональная  лингвистика.

Функциональная  лингвистка (функционализм) — совокупность школ и направлений, возникших как одно из ответвлений структурной лингвистики, характеризующихся преимущественным вниманием к функционированию языка как средства общения. Предшественники Ф. л. — И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ф. де Соссюр, О. Есперсен. Основной принцип функциональной лингвистики — понимание языка как целенаправленной системы средств выражения — был выдвинут Р. О. Якобсоном, Н. С. Трубецким и С. О. Карцевским в “ Тезисах Пражского лингвистического кружка” (1929), а затем развит в работах др. представителей пражской лингвистической школы, а также нем. психолога К. Бюлера, обосновавшего концепцию трех функций языка — экспрессивной, апеллятивной и репрезентативной.  

Вопрос 14.

Дескриптивная лингвистика.

Дескриптивная лингвистика (англ. descriptive — описательный) — одно из направлений американского языкознания, возникшее и активно развивавшееся в 30—50-х гг. 20 в. в общем русле структурной лингвистики. Однако дескриптивная лингвистика имеет ряд существ, отличий от европ. школ структурной лингвистики, отражающих специфические общественно-исторические, философские, языковые условия развития языкознания в США: распространение теорий позитивизма, прагматизма и бихевиоризма; традиция изучения языков коренного индейского населения; актуальность практич. проблем, связанных с разнородными группами иммигрантов, живущих в США, и т. п. Д. л. сложилась под непосредств. влиянием идей Л. Блумфилда, который, применив к индейским (америндским) языкам строгие методы сравнительно-исторического языкознания, основанные на признании регулярности фонетич. изменений и фонетич. соответствий между родств. языками, пришел имеете с тем к необходимости создания для изучения этих языков, в большинстве своем бесписьменных и не имеющих ни грамматик, ни словарей, новых методов анализа.  
 

Вопрос 15.

История советского языкознания.

Окрепло и получило всемирное признание советское языкознание, развивающее лучшие традиции отечественного и зарубежного языкознания. Советские языковеды опираются на марксистско-ленинскую философию и практику языкового строительства у нас в стране. Изучение структуры и функционирования более 130 языков народов СССР сделало экспериментальную базу советского языкознания прочной и многообразной. Накоплен и систематизирован богатейший материал русистики; бурно развивается украинистика; значительны успехи в исследовании белорусского и других индоевропейских языков (особенно германских и романских), тюркских, кавказских, финно-угорских, палеоазиатских, тунгусо-маньчжурских, монгольских, а также многих других языков, распространенных за пределами Советского Союза. Отличительными чертами советского языкознания являются признание общественной природы языка , разработка вопросов социологии языка , исследование принципов и роли использования я зыков разных наций и народностей в многонациональном социалистическом государстве . Ведущая роль социологического аспекта в советском языкознании обусловлена не только пониманием самой природы языковых явлений, и связью лингвистической теории с задачами культурного строительства, с последовательным проведением в жизнь ленинской национально-языковой политики, признанием равноправия языков всех народов Советского Союза.

Одной из значимых сторон советской социальной лингвистики является создание теории языковой  нормы и литературного языка . Реформируется, а для многих языков впервые создается письменность, составляются нормативные (особенно школьные) грамматики и нормативные словари — одноязычные и двуязычные.

Существенным  аспектом советского языкознания являются разработка теории и системы языка и развитие лингвистических дисциплин, изучающих отдельные ярусы языковой системы . 

Вопрос 16.

Языкознание и его современное  состояние.

Языкознание , или лингвистика , — это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.  

Вопрос 17.

Изучение  языка в смежных  науках.

Поскольку язык является важнейшим средством коммуникации в обществе и тесно связан с  мышлением и сознанием, языкознание входит (в качестве одной из центральных наук) в круг гуманитарных (социальных) научных дисциплин, исследующих человека и человеческое общество. Из этих наук с языкознанием теснее всего связана этнография и её различных области, разрабатывающие, в частности, общие принципы функционирования языка в обществах разных типов, в т. ч. и в архаичных, или «первобытных», коллективах (например, проблемы табу, эвфемизмов, в теории номинации — наименований, связанных с характеристиками архаичного сознания, и т. д.). Языкознание как наука о языковом общении все ближе связывается с современной социологией. Естественный язык — наиболее важная (и лучше всего изученная) знаковая система, поэтому языкознание часто рассматривается как важнейшая из семиотических дисциплин. Среди них языкознание оказывается центральной наукой, поскольку язык служит средством для построения целого ряда текстов (в частности, в художественной литературе) и «надъязыковых» систем (семиотических моделей мира), изучаемых семиотическими дисци­пли­на­ми. Для исследования языковых текстов, служащих знаковым задачам «надъязыковых» систем (мифологии, ритуала, религии, философии и т. п.), соответствующие научные дисциплины обращаются за помощью к языкознанию и к ряду научных дисциплин, пограничных с языкознанием, — к филологии, исследующей тексты, герменевтике, занимающейся пониманием текстов, и т. д.

Соотношение между  языко­зна­нием и другими науками  можно исследовать в зависимости  от характера знаковой (или незнаковой) природы предмета каждой из этих наук. Теснее всего с языко­зна­нием из семиотических дисциплин сближается грамматология — наука о письме (поскольку есть виды письма, лишь косвенно связанные с языком, грамматология в целом не входит в языко­зна­ние). 
 
 

Вопрос 18.

Язык  как знаковая система  особого рода. Основы семиотики.

В настоящее  время большинство языковедов придерживается мнения о языке как системе  знаков. Такое понимание языка  получило обоснование в курсе  общей лингвистики Соссюра: знак – психическое явление, т.к. его означающее – это акустический образ, а означаемое – это понятие.

Язык является одной из большого множества разнообразных  знаковых систем, которыми люди пользуются  в целях коммуникации, передавая  сообщения о каких-то ситуациях  в мире, о своих мыслях, чувствах,  переживаниях, оценках, планах, целях, намерениях, делясь со своими собеседниками информацией о результатах познавательной деятельности. Знаки, из которых строятся сообщения, выполняют роль носителей определённых смысловых содержаний (значений). Именно благодаря им оказывается возможным кодирование передаваемой в сообщениях информации и реализация коммуникативных актов.

Семиотика (от греч. sema — знак) — научная дисциплина о знаковых системах. Развитие семиотики  предполагает рассмотрение различных знаковых систем (естественный язык, литература, фольклор, музыка, танец, миф, ритуал, архитектура, изобразительное искусство и т.д.) и текстов, состоящих из соответствующих знаков (фразы естественного языка, формулы научного языка, романы, поэмы, стихотворения, песни, сказки, симфонии, оперы, балеты, предания, обряды, здания, изваяния, картины и т.д.) с некоторой единой точки зрения.  

Вопрос 19.

Язык  и мышление.

Будучи орудием  обмена мыслями и закрепления  их для потомства, язык как форма национальной культуры непосредственно связан с сознанием и мышлением. Термины “мысль”, “сознание” и “мышление” очень часто употребляют синонимично, обозначая ими духовную деятельность человека, которая состоит в отражении объективной действительности в сознании,— самое это свойство высшей нервной деятельности человека, а также процесс

этого отражения  и результат отражения.

Мышление как способность мыслить и рассуждать, делать умозаключения и давать оценки может быть образным, техническим и логическим. Образное мышление предполагает живость восприятия, единство представления, понятия и оценки. Оно находит свое выражение в поэтической речи, в художественных произведениях живописи, музыки, архитектуры, в кинофильмах, телеспектаклях и телефильмах. Техническое мышление соединяет образ и понятие с техническим их воплощением. Логическое мышление построено на строгом соблюдении правил употребления понятий и построения суждения.

Информация о работе Шпаргалка по "Языкознание"