Шпаргалка по "Языкознание"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:24, шпаргалка

Описание работы

Древнегреческая философия и вопросы языкознания.
Одной из главных проблем, интересовавших античность, была проблема отношений между словами, вещами и их именами. Данная проблема разделила философов на два лагеря, ее сущность заключалась в том, что есть ли связь между ними или нет. В этом споре, занимая различные позиции, приняли участие Гераклит, Демокрит, Протагор, Эпикур и другие; ему посвящен и диалог Платона «Кратил».
В древней Греции была сделана попытка провести классификацию слов на

Работа содержит 1 файл

Языкознание шпоры.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Вопрос 1.

Древнегреческая философия и вопросы  языкознания.

Одной из главных  проблем, интересовавших античность, была проблема отношений между словами, вещами и их именами. Данная проблема разделила философов на два лагеря, ее сущность заключалась в том, что есть ли связь между ними или нет. В этом споре, занимая различные позиции, приняли участие Гераклит, Демокрит, Протагор, Эпикур и другие; ему посвящен и диалог Платона «Кратил».

В древней Греции была сделана попытка провести классификацию  слов на логической основе. Платон делит слова на две части: имя и глагол. Именами называются слова, о которых что-либо утверждается, то есть выступающие в качестве подлежащих; глаголы же показывают, что утверждается, следовательно, являются сказуемыми. Подробно проблему категории речи разбирает Аристотель в «Поэтике».

При всех успехах  античная наука о языке обладала и существенными недостатками: она  была лишена понимания исторического  развития и замыкалась рамками изучения одного языка. Зависимость от философии  также наложила отпечаток, подчинив грамматические категории логическим категориям. 

Вопрос 2.

Языкознание средних веков  и эпохи Возрождения.

Европейское языкознание  Средневековья и последующих  периодов должно было, с одной стороны, с самого начала решать проблемы создания письменности на родных языках. На Западе системы письма формировались посредством постепенного, преимущественно стихийного приспособления знаков латиницы к звуковым системам своих языков. На Востоке, в сфере влияния Византии, изобретались оригинальные алфавиты, имевшие своим основным прототипом греческое письмо (таковы письмо коптское, готское, с сильным влиянием других источников армянское и грузинское, славянское в двух своих разновидностях — глаголица и кириллица).

С другой стороны, европейская лингвистическая мысль, опираясь на протяжении многих веков на каноны греческой (на Востоке) и в значительно большей степени латинской (на Западе)  грамматики, изложенной в фундаментальных учебных руководствах Элия Доната и Присциана, развивая лингвофилософские взгляды отцов церкви, используя достижения схоластической логики, идеи Августина Блаженного, Исидора Севильского, Фомы Аквинского, Уильяма Кончийского, Иордана Саксонского, Петра Гелийского, Роберта Килвордби, Роджера Бэкона, Ральфа де Бовэ, Петра Испанского и многих других учёных, заново осмысляя для себя наследие Аристотеля, последовательно строила новые системы философии языка (философские грамматики) и в русле универсализма формировало высокоразвитую, строго доказательную грамматическую науку, противостоящую практической грамматике (грамматике как искусству).

Внимание мыслителей Средневековья всё вновь и  вновь обращалось к проблеме связи  мышления, языка и предметного  мира, к сущности абстрактных имён. Противоборство в 9—12 вв. реалистов  и номиналистов, по-разному трактующих природу общих понятий (универсалий), и попытки соединения Абеляром реализма и номинализма в концептуализме привели к углублению знаний о языковом значении, об отношении референции (предметной отнесённости) и значения, слова и вещи, предложения и мысли, собственного и окказионального значения слова.

В конце 14 — начале 16 вв. серьёзный вклад в изучение грамматических значений внесли модисты. Грамматика модистов, центральным понятием которой были способы обозначения (modi signficandi), явилась первой теорией языка в европейской лингвистической традиции. 

Вопрос 3.

Языкознание 17-18 вв.

В 17-18 вв. были подытожены ценные достижения всего предшествующего развития лингвистической мысли в области создания систем письма, приемов интерпретации старых текстов, выработки принципов лексикографического описания языка, эмпирического описания лексического состава и грамматического строя многих языков, построения концептуального аппарата теоретической грамматики, экспликации некоторых приемов лингвистического анализа, каталогизации и первоначальной классификации языков мира.

В конце 18 в. во многих науках формируется принцип историзма/эволюционизма (Карл Линней, Жан Батист Ламарк). Происходит синтез общенаучного принципа историзма  и идей романтизма, связанного с изучением памятников прошлого своих народов и народов далеких, экзотических стран. Возникает и в 19 в. утверждается взгляд на язык как на историческое, развивающееся по строгим законам явление. С принятием этого принципа языкознание оказалось в состоянии заявить о себе как самостоятельной науке со своим объектом познания и собственными исследовательскими методами. 

Вопрос 4.

Возникновение сравнительно-исторического  языкознания.

Сравнительно-историческое языкознание - область языкознания, объектом которой являются родственные, т.е. генетически связанные языки. Кокретно в сравнительно-историческом языкознании речь идет об установлении соотношений между родственными языками и описании их эволюции во времени и пространстве; сравнительно-историческое языкознание пользуется как основным инструментом исследования сравнительно-историческим методом; наиболее общая форма исследований - сравнительно-исторические грамматики (включающие в себя прежде всего фонетику) и этимологические словари (лексика).

Сравнительно-историческое языкознание противостоит описательному, или синхроническому, языкознанию, нормативному и общему языкознанию. Вместе с тем сравнительно-историческое языкознание связано как с описательным языкознанием, так и с общим языкознанием взаимовлияниями в целом ряде вопросов.

Обычно возникновение  сравнительно-исторического языкознания, прежде всего его ядра - сравнительно-исторической грамматики, связывают со знакомством  европейских лингвистов с санскритом в кон. 18 в., недооценивая роль общего идейно-интеллектуального контекста, который складывался в научно-философской, литературно-художественной и общественной жизни Европы во второй половине 18 в. - первые десятилетия 19 в. К этому времени в естественных науках был накоплен большой конкретный материал, давший основание первым универсальным классификциям и таксономиям, открывшим возможность рассмотреть целое, определить иерархию его частей и предположить, что сама она есть результат действия неких общих законов.

Внимание в сравнительно-историческом языкознании привлекают к себе языки, считающиеся изолированными в отношении их родства, и успехи в их изучении значительны. Как особую перспективную область сравнительно-исторического языкознания следует выделить исследование соответствий между большими языковыми семьями и установление родственных макросемей. Хотя недостатка в попытках сравнения больших языковых семей не было и раньше (особенно урало-алтайской, индоевропейско-семитской и др.), новый этап в этой области начинается, несомненно, с фундаментальной работы В.М. Иллича-Свитыча и его продолжателей в сравнительно-исторической грамматике т.н. ностратических языков. Другим достижением сравнительно-исторического языкознания является теория и практика реконструкции текстов.  

Вопрос 5.

Философия языка Вильгельма фон Гумбольдта

К аспектам (язык как средство сегментации мира, его  фиксации и осознания) следует добавить еще один, обозначенный именно Гумбольдтом. В языке мир, познаваемый людьми, принимает особую, овеществленную, объективированную форму. Тем самым становится возможным выделить в нем составные части и сохранить в своем сознании. Таким образом, наряду с операционным полем ``действительность'' человек имеет дело с операционным полем ``язык''.

Гумбольдт исходит  из основополагающей взаимозависимости мысли и слова. Он видит в языке не только средство. Язык обладает собственными целями. Отправной точкой в рассуждениях Гумбольдта является недостаточность рассмотрения языка как вещи. Развитие языка неотделимо от развития человечества, так как оно внутренно присуще ему в целом и, с одной стороны, определяется духом (идеей) нации, а с другой - формирует ее. Гумбольдт определяет язык как генетический процесс, то есть язык образуется на основе живого употребления. Характерным для Гумбольдта является вопрос о движущих силах. Язык обладает необъяснимой в своей сути самостоятельностью и, рассмотренный с этой стороны, есть не результат деятельности, а эманация духа, не дело нации, а доставшийся дар, не результат (эргон), а деятельность (энергейя).

Язык для Гумбольдта - не только обозначение уже воспринятых объектов, но и нечто, без чего невозможно образование понятий, объективирование мысли. Он определяет язык как особую форму производства и передачи идей.

Таким образом, основным в лингвистической концепции  Гумбольдта является учение о тождестве ``духа народа'' и его языка. 
 
 

Вопрос 7.

Лингвистическая концепция Шлейхера.

Шлейхер стремился  установить объективные законы развития языков, показать независимость последних  от воли говорящих людей. Ср. его  тезис: « Языки – это естественные организмы, которые возникли без участия человеческой воли, выросли и развились по определенным законам и в свою очередь  стареют и умирают».

Для Шлйхера  «язык есть мышление, выраженное звуками», « язык есть звуковое выражение мысли, проявляющийся в звуках процесс мышления», «язык имеет своей задачей создать звуковой образ представлений, понятий и существующих между ними отношений, он воплощает в звуках процесс мышления. Язык посредством имеющихся в его распоряжении точных и подвижных звуков может с фотографической точностью отобразить тончайшие нюансы мыслительного процесса». В этих определениях Шлейхер стремиться подчеркнуть материальную основу речевой деятельности.

Шлейхер, подразумевая единство языка и мышления, пытался  установить определенные отношения между структурой языка и строением мышления. В мысли, пишет он, следует различать материал и форму: материалом являются понятия и представления, форму создают взаимоотношения понятий и представлений. Понятие и представление, получив звуковое выражение, образуют значение. Сущность любого языка и определяется, по Шлейхеру, тем, как выражены в нем значение ( т. е. Понятие и представление)и отношение. Положение, которое занимают относительно друг от друга выражение значения и выражение отношения, Шлейхер называет формой. Значение выражается в корне слова, а отношение – в суффиксах; значение и отношение вместе образуют слово. «…Сущность слова, а тем самым и всего языка,-пишет Шлейхер,-определяется тремя моментами: звуком, формой и функцией».

На основе указанных положений Шлейхер предложил морфологическую классификацию языков. Учение о языковых типах Шлейхер называл морфологией, позаимствовав этот термин из естествознания, где он обозначал науку о строении и формообразовании растений. 

Вопрос 8.

Логическое  направление в  языкознании.

Логическое направление в языкознании — совокупность течений и отдельных концепций, изучающих язык в его отношении к мышлению и знанию и ориентированных на те или другие школы в логике и философии. Для логического направления характерно: 1) обсуждение проблем гносеологии; 2) тенденция к выявлению универсальных свойств языка в ущерб его нац. особенностям; 3) выработка единых принципов анализа языка, независимых от реальных языковых форм (общее для всех языков представление структуры предложения, системы частей речи и др.); 4) предпочтение синхронного анализа диахроническому и соответственно опнсат. грамматик историческим и сравнит.-историческим; 5) преимуществ, разработка синтаксиса (теории предложения) и семантики; 6) преобладание функцией, (содержат.) подхода к выделению, определению и систематизации категорий языка; 7) определение грамма-тнч. категорий по их отношению к универсальным категориям логики: слова — к понятию (концепту), части речи — к выполняемой ею логич. функции, предложения — к суждению, сложного предложения — к умозаключению; 8) допущение скрытых (имплицитных) компонентов предложения, экстраполируемых из его логич. модели. Логич. подход к языку характерен для воззрений греч. философов 5—1 вв. до н. э., для концепций западноевропейской схоластической науки (логики и грамматики) средневековья, для рационалистич. концепций языка, лежащих в основе всеобщих (филос.)грамматик (17 —1-я пол. 19 вв.), а также для ряда школ и течений в логике, философии и лингвистике кон. 19 — 20 вв. (философии анализа, лингвистической философии, филос. логик, логич. анализа естеств. языков). 

Вопрос 9.

Психологическое направление в  языкознании.

Психологическое направление (лингвистический психологизм) в языкознании — совокупность течений, школ и отдельных концепций, рассматривающих язык как феномен психологического состояния и деятельности человека или народа. В разные периоды истории лингвистики представители психологического направления по-разному трактовали исходные понятия, предмет и задачи исследования. Существенно изменялась система взглядов на психологическую природу языка. Поэтому можно говорить о ряде психологических направлений, школ и концепций, объединенных характерными чертами: 1) общей оппозицией логическим (см. Логическое направление) и формальным школам в языкознании; 2) ориентацией на психологию как методологич. базу; 3) стремлением исследовать язык в его реальном функционировании и употреблении. П. н. возникло в недрах сравнительно-исторического  языкознания в 50-х гг. 19 в. под влиянием философии языка В. фон Гумбольдта как реакция на господствовавшие логического воззрения на сущность языка. Основатель П. н. — X. Штейнталь. В России его крупнейшим представителем был А. А. Потебня (см. Харьковская лингвистическая школа). 

Информация о работе Шпаргалка по "Языкознание"