Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Детская литература".
Играются 2 свадьбы.
Первый по расчету- сына хотел, второй
- по страстной любви Гвидона. Прочная
основа брака - не любовная страсть, а
более широкое чувство. Для романтич.
Произведений характерно двоемирие. Здесь
реализуется на реалистичном уровне: не
как противопоставление пошлого обыденного
мира и мира фантастического, а как гармоничное
соединение этих миров, как слиянии Семьи
и Поэзии.
«СКАЗКА О
МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ …» продолжает
тему семьи, но уже в
Традиционный
сказочный зачин «В некотором
царстве- государстве жили-были царь
с царицей..» развернут в
После того как «дочка царская пропала» сюжет будет разветвляться, чего не бывает в народной сказке. Действие развивается параллельно. Читатель оказывается то в лесном тереме, то в царицыных покоях.
Религиозные мотивы приобретают важное идейное и композиционное значение. Вопросы жизни и смерти, добра и зла, внешней красоты и духовного совершенства освещены Пушкиным с позиции народной веры.
Истоки истинной красоты таятся в любви.
Назначение истиной красоты- приводить людские души в состояние внутренней гармонии, побежать зло одним своим присутствием. По народным представлениям настоящая красавица- та, на которой дом держится.
Злодейство и красота несовместимы. Красота- внутреннее совершенство, жизнь, исполненная добра- истинная красота, внешняя- отражение внутренней гармонии.
БИЛЕТ 22 ТВОРЧЕСТВО ТОЛСТОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ
А.Н.Толстой (1883-1945), прозаик, драматург
и публицист реалистического
направления, получил певое
В 1923 при переиздании ранних произв-ний Толстой выделил два цикла: «Русалочьи сказки» (с волшебно-мифологическим союжетами) и «Сорочьи сказки» (о животных). Оба цикла предназначены взрослым, но многие сказки нашли отклик у детей. Эти произв-я сочетают признаки страшной или смешной былички, рассказа и сказки. Писатель иногда повзоляет себе просто выдумать сказочный сюжет и стилизовать под народный сказ. Поэтому сказками эти произв-я можно назвать лишь условно.
Повествование нередко ведется в наст времени => подчеркивается реальность фантастич событий и героев. Действие может разворачиваться в избе, на конюшне, в лесу или за печкой – где обитают русалка, полевик, анчутка, овинник и пр. языческие духи. Они и есть главные герои – помощники и вредители для людей и домашних животных.
Близкое соседство
В цикле «Сорочьи сказки» повествуется в основном о птичьем и зверином царствах, хотя героями иногда явл люди, есть сказки о муравье, о грибах, о домашней утвари. Самая большая - сказка «Синица». Это эпически развернутое повествование, со множеством исторических деталей. Драматическая история княгини Натальи. В целом «сорочьи» сказки повествуются более легкой, нмного насмешливой интонацией, интересны детям. В отличии от многих лит сказок они не назидательны, а только развлекательны, но по-особому: в обычных ситуациях для сказок и животных раскрывается внутр мир героев.
В стилизацию народной сказки
писатель вводит ироническую
пародию , тем самым подчеркивая
разницу между народной сказки
и своей собственной. Его
У Толстого еще есть рассказы для детей: «Полкан», «Топор», «Воробей», «Жар-птица», «Прожорливый бащмак» и др. птицы, звери, игрушки, рисунки одушевлены и очеловечены в этих рассказах так, как это происходит в детском воображении.
«Прожорливый башмак»: игрушки боятся страшной картинки, лежащей под комодом, «рожа с одиними руками», что нарисована на ней, убежала и прячется в комнате – от этого всем еще страшнее .
Эти сказки и рассказы своего
рода «представлёныши», в которые
играют дети. Самый лучший «представленым»
- «Фофка»- повествование от имени
ребенка, игра брата и сестры в страшных
«фофок» (цыплят, нарисованных на полосках
обоев) показана внутри детского мира.
Ночью «фофки» оживают, дети побеждают
их, приколов особоыми кнопками, купленными
у «госпожи Пчелы».
БИЛЕТ 23
ТВОРЧЕСТВО КАССИЛЯ
Л. ДЛЯ ДЕТЕЙ
Льва Абрамовича Кассиля (1905 - 1970) справедливо называют одним из зачинателей детской литературы нового, послереволюционного периода.
В процессе напряженной
Первой книгой, в которой Кассиль удачно решал эти проблемы, была повесть «Черемыш — брат героя», написанная в 1938 году. Мальчик-сирота Геннадий Черемыш придумал себе брата-героя. Выбор его пал на реально существующего прославленного летчика Клементия Черемыша. Л. Кассиль создает своеобразный, привлекательный характер смелого, волевого подростка. Гешка старается быть достойным своего мнимого брата и поведением и поступками. Сюжет повести развивается остро и динамично; читатель находится в том постоянном напряжении, когда трудно оторваться от книги, так как драматизм повествования не ослабевает. Внутренний мир героев произведения раскрывается не сразу.
Повесть "Кондуит и Швамбрания" - произведение автобиографическое. Сохранено даже название места действия - город Покровск - и имена главных героев - Лёля и Оська, а в эпилоге и лирических отступлениях появляется и сам автор - повзрослевший Лёля. На поверхности лежит тема войны и революции: события повести развиваются между первой мировой и гражданской войной. Происходящее показано с точки зрения ребёнка: обо всех событиях рассказывает девятилетний Лёля. В основе композиции повести лежит явное противопоставление, её художественное пространство разделено надвое: на мир взрослых и мир детей. Эта оппозиция задана в самом начале повести, в разговоре двух братьев: "Мир был очень велик, как учила география, но места для детей в нём не было уделено". Так в произведение входит ещё тема - тема взаимоотношений детей и взрослых. "Взрослый" мир показан глазами ребёнка, а потому многое в нём представляется несправедливым и абсурдным, и в качестве протеста герои создают свою идеальную страну - Швамбранию. Литературоведы указывают на композиционный параллелизм повести: все события, происходящие в реальной жизни, находят своё отражение в Швамбрании: "В Покровске началась эпидемия сыпного тифа" - "И в Швамбрании учредили кладбище", "В Покровске голод" - "Швамбрания ела. Она обедала и ужинала. Она пировала". С одной стороны, Швамбрания - страна мечты, там всё так, как должно быть, там нет места голоду, болезням, несправедливости, лицемерию. С другой стороны, приметы реальности проникают и в вымышленную страну. Точно так же суровая действительность вторгается и в жизнь маленьких героев повести. В начале произведения это мальчики из интеллигентной семьи, и именно семья защищает их от многих проявлений реальной жизни. Все их проблемы сосредоточены на взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, учителями и одноклассниками. Но постепенно семья Лёли и Оськи вовлекается в события гражданской войны: отец мальчиков, врач, уходит на борьбу с эпидемией, и в его отсутствие главой семьи становится старший сын, Лёля. Детское романтическое представление героев о войне сменяется вполне реальным знанием о ней, и вот уже вчерашние мальчишки наравне со взрослыми участвуют в послереволюционных событиях. Герои взрослеют на глазах, это проявляется и в новом отношении к мечте и реальности - Лёля и Оська прощаются со Швамбранией. И всё же, несмотря на оптимистический пафос последних стихов, окончательно расставаться с вымышленной страной Лёле и Оське жаль, ведь именно благодаря её существованию из "книжных мальчиков" вырастают настоящие мужчины.
В 60-е годы творчество
Билет 24
Вениамин Каверин Родился в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка Абеля Абрамовича Зильбера и его жены — урождённой Ханы Гиршевны (Анны Григорьевны) Дессон, владелицы музыкальных магазинов. Окончил Институт восточных языков по отделению арабистики (1923) и историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета (1924). Псевдоним «Каверин» взят в честь гусара, приятеля молодого Пушкина. Основные произведения: «Два капитана», «Исполнение желаний», «Открытая книга», «косой дождь» и другие.
В романе Вениамина Каверина «Два капитана» перед нами проходят истории двух главных героев – Сани Григорьева и капитана Татаринова. Вся жизнь Саньки связана с подвигом отважного капитана, с детства равняется он на отважного исследователя Севера и во взрослом возрасте находит экспедицию «Св.Марии», выполняя свой долг перед памятью Ивана Львовича.
Каверин не просто придумал
героя своего произведения
Итак, как рос Иван Львович
Татаринов? Это был
мальчик, родившийся в бедной
рыбачьей семье на берегу
Татаринов много читал, делал заметки на полях книг. Он спорил с Нансеном. То капитан был «совершенно согласен», то «совершенно не согласен» с ним. Он упрекал его в том, что, не дойдя до полюса каких-нибудь четырехсот километров, Нансен повернул к земле. Гениальная мысль: «Лёд сам решит свою задачу» была записана там. На листке пожелтевшей бумаги, выпавшей из книги Нансена, было написано рукой Иван Львович Татаринова: «Амундсен желает во что бы то ни стало оставить за Норвегией честь открытия Северного полюса, а мы пойдем в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг». Он хотел, как Нансен, пройти возможно, дальше на север с дрейфующим льдом, а потом добраться до полюса на собаках.
В середине июня 1912 года шхуна «Св.Мария» вышла из Петербурга во Владивосток. Сначала корабль шел по намеченному курсу, но в Карском море «Св.Мария» замерзла и медленно стал двигаться на север вместе с полярными льдами. Таким образом, волей-неволей капитан должен был отказаться от первоначального намерения – пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири. «Но нет худа без добра! Совсем другая мысль теперь занимает меня», - писал он в письме жене. Лед был даже в каютах, и каждое утро приходилось вырубать его топором. Это было очень тяжелое путешествие, но все люди хорошо держались и, вероятно, справились бы с задачей, если бы не задержались со снаряжением, и если бы это снаряжение не было таким плохим. Всеми своими неудачами команда обязана была предательству Николая Антоновича Татаринова. Из шестидесяти собак, которых он продал команде в Архангельске, большую часть еще на Новой Земле пришлось пристрелить. «Мы шли на риск, мы знали, что идем на риск, но мы не ждали такого удара», - писал Татаринов - «Главная неудача – ошибка, за которую приходится расплачиваться ежедневно, ежеминутно, - та, что снаряжение экспедиции я поручил Николаю…»
Среди прощальных писем