Шпаргалка по "Детской литературе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Детская литература".

Работа содержит 1 файл

1.Понятие дет литры.её специфика.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Играются 2 свадьбы. Первый по расчету- сына хотел, второй - по страстной любви Гвидона. Прочная  основа брака - не любовная страсть, а  более широкое чувство. Для романтич. Произведений характерно двоемирие. Здесь реализуется на реалистичном уровне: не как противопоставление пошлого  обыденного мира и мира фантастического, а как гармоничное соединение этих миров, как слиянии Семьи и Поэзии. 

 «СКАЗКА О  МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ …» продолжает  тему семьи, но уже в драматическом ключе. Здесь тоже 2 свадьбы, но еще 3 смерти. Кроме того царевна воскресает силой любви! Вывод: всякий раз речь идет о беспредельной силе человеческих страстей. Следовательно, главный лирический мотив - сильные чувства, страсти (однако в их домашнем, семейном значении).

Традиционный  сказочный зачин «В некотором  царстве- государстве жили-были царь с царицей..» развернут в целую  романтическую балладу о любви  и смерти царицы- матери, предваряющую сказку о мертвой царевне. Прием  сказки - в сказке играет здесь особую, сложную роль.

После того как  «дочка царская пропала» сюжет будет  разветвляться, чего не бывает в народной сказке. Действие развивается параллельно. Читатель оказывается то в лесном тереме, то в царицыных покоях.

Религиозные мотивы приобретают важное идейное и композиционное значение. Вопросы жизни и смерти, добра и зла, внешней красоты и духовного совершенства освещены Пушкиным с позиции народной веры.

Истоки истинной красоты таятся в любви.

Назначение истиной  красоты- приводить людские души в состояние внутренней гармонии, побежать зло одним своим присутствием. По народным представлениям настоящая красавица- та, на которой дом держится.

Злодейство и  красота несовместимы. Красота- внутреннее совершенство, жизнь, исполненная добра- истинная красота, внешняя- отражение внутренней гармонии.

БИЛЕТ 22 ТВОРЧЕСТВО ТОЛСТОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ

     А.Н.Толстой (1883-1945), прозаик, драматург  и публицист реалистического  направления, получил певое признание  читателей после выхода его  сборника прозы «Сорочьи сказки» (1910) – серия набросков на темы фольклора. Эти наброски не имеют собств внутр идеи, их форма не завершена, а язык откровенно стилизован. Но Толстой несколько лет сказки, мифы, древнейшие рукописи, песни, чтобы написать их.

     В 1923 при переиздании ранних произв-ний Толстой выделил два цикла: «Русалочьи сказки» (с волшебно-мифологическим союжетами) и «Сорочьи сказки» (о животных). Оба цикла предназначены взрослым, но многие сказки нашли отклик у детей. Эти произв-я сочетают признаки страшной или смешной былички, рассказа и сказки. Писатель иногда повзоляет себе просто выдумать сказочный сюжет и стилизовать под народный сказ. Поэтому сказками эти произв-я можно назвать лишь условно.

    Повествование нередко ведется  в наст времени => подчеркивается  реальность фантастич событий и героев. Действие может разворачиваться в избе, на конюшне, в лесу или за печкой – где обитают русалка, полевик, анчутка, овинник и пр. языческие духи. Они и есть главные герои – помощники и вредители для людей и домашних животных.

    Близкое соседство одомашненного  мира с таинственной дикой  природой влечет за собой противобрство.  Напр, ночью «хозяин» (домовой) пугает  лошадей и уводит вороного  жеребца, но козел – лошадиный  сторож – побеждает домового (сказка «Хозяин»

     В цикле «Сорочьи сказки» повествуется в основном о птичьем и зверином царствах, хотя героями иногда явл люди, есть сказки о муравье, о грибах, о домашней утвари. Самая большая -  сказка «Синица». Это эпически развернутое повествование, со множеством исторических деталей. Драматическая история княгини Натальи. В целом «сорочьи» сказки повествуются более легкой, нмного насмешливой интонацией, интересны детям. В отличии от многих лит сказок они не назидательны, а только развлекательны, но по-особому: в обычных ситуациях для сказок и животных раскрывается внутр мир героев.

     В стилизацию народной сказки  писатель вводит ироническую  пародию , тем самым подчеркивая  разницу между народной сказки  и своей собственной. Его насмешливый  тон даже грустным финалам  придает веселье. Напр, сказка «Заяц» . сюжет ее типично фольклорный: заяц спасается от волка с помощью доброй заступницы – бабушки-сосны. Все три героя оказываются в драматическом положении: в буран старая сосна падает, зашибает волка, а заяц горюет, что остался сиротой. «И капали в снег пустяковы слезы». Психологическая внутренняя речь, произнесенная зайцем, сама по себе смешна. Слово «пустяковость» относится ко всей печальной истории. Писатель рассказал, что природа наивна и мудра, таким же должен быть человек.

     У Толстого еще есть рассказы для детей: «Полкан», «Топор», «Воробей», «Жар-птица», «Прожорливый бащмак» и др. птицы, звери, игрушки, рисунки одушевлены и очеловечены в этих рассказах так, как это происходит в детском воображении.

     «Прожорливый башмак»: игрушки боятся страшной картинки, лежащей под комодом, «рожа с одиними руками», что нарисована на ней, убежала и прячется в комнате – от этого всем еще страшнее .

     Эти сказки и рассказы своего  рода «представлёныши», в которые  играют дети. Самый лучший «представленым»  - «Фофка»- повествование от имени ребенка, игра брата и сестры в страшных «фофок» (цыплят, нарисованных на полосках обоев) показана внутри детского мира. Ночью «фофки» оживают, дети побеждают их, приколов особоыми кнопками, купленными у «госпожи Пчелы».  

БИЛЕТ 23 ТВОРЧЕСТВО КАССИЛЯ  Л. ДЛЯ ДЕТЕЙ 

Льва  Абрамовича Кассиля (1905 - 1970) справедливо  называют одним из зачинателей детской  литературы нового, послереволюционного периода.

     В процессе напряженной творческой  работы он создал ряд рассказов  и повестей. Некоторые из них  вскоре были забыты («Хлопотливый  учком», «Пропавший класс», «Буденыши», «Двадцать семь мудрых школяров»), другие выдержали испытание временем. К ним относятся повести, рассказывающие о взаимоотношениях старшего и младшего поколений, о дружбе между подростками, о ложном и истинном героизме.

     Первой книгой, в которой Кассиль  удачно решал эти проблемы, была  повесть «Черемыш — брат героя», написанная в 1938 году. Мальчик-сирота Геннадий Черемыш придумал себе брата-героя. Выбор его пал на реально существующего прославленного летчика Клементия Черемыша. Л. Кассиль создает своеобразный, привлекательный характер смелого, волевого подростка. Гешка старается быть достойным своего мнимого брата и поведением и поступками. Сюжет повести развивается остро и динамично; читатель находится в том постоянном напряжении, когда трудно оторваться от книги, так как драматизм повествования не ослабевает. Внутренний мир героев произведения раскрывается не сразу.

      Повесть "Кондуит и Швамбрания" - произведение автобиографическое. Сохранено даже название места действия - город Покровск - и имена главных героев - Лёля и Оська, а в эпилоге и лирических отступлениях появляется и сам автор - повзрослевший Лёля. На поверхности лежит тема войны и революции: события повести развиваются между первой мировой и гражданской войной. Происходящее показано с точки зрения ребёнка: обо всех событиях рассказывает девятилетний Лёля. В основе композиции повести лежит явное противопоставление, её художественное пространство разделено надвое: на мир взрослых и мир детей. Эта оппозиция задана в самом начале повести, в разговоре двух братьев: "Мир был очень велик, как учила география, но места для детей в нём не было уделено". Так в произведение входит ещё тема - тема взаимоотношений детей и взрослых. "Взрослый" мир показан глазами ребёнка, а потому многое в нём представляется несправедливым и абсурдным, и в качестве протеста герои создают свою идеальную страну - Швамбранию. Литературоведы указывают на композиционный параллелизм повести: все события, происходящие в реальной жизни, находят своё отражение в Швамбрании: "В Покровске началась эпидемия сыпного тифа" - "И в Швамбрании учредили кладбище", "В Покровске голод" - "Швамбрания ела. Она обедала и ужинала. Она пировала". С одной стороны, Швамбрания - страна мечты, там всё так, как должно быть, там нет места голоду, болезням, несправедливости, лицемерию. С другой стороны, приметы реальности проникают и в вымышленную страну. Точно так же суровая действительность вторгается и в жизнь маленьких героев повести. В начале произведения это мальчики из интеллигентной семьи, и именно семья защищает их от многих проявлений реальной жизни. Все их проблемы сосредоточены на взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, учителями и одноклассниками. Но постепенно семья Лёли и Оськи вовлекается в события гражданской войны: отец мальчиков, врач, уходит на борьбу с эпидемией, и в его отсутствие главой семьи становится старший сын, Лёля. Детское романтическое представление героев о войне сменяется вполне реальным знанием о ней, и вот уже вчерашние мальчишки наравне со взрослыми участвуют в послереволюционных событиях. Герои взрослеют на глазах, это проявляется и в новом отношении к мечте и реальности - Лёля и Оська прощаются со Швамбранией. И всё же, несмотря на оптимистический пафос последних стихов, окончательно расставаться с вымышленной страной Лёле и Оське жаль, ведь именно благодаря её существованию из "книжных мальчиков" вырастают настоящие мужчины.

     В 60-е годы творчество Кассиля  приобретает новые черты. Так,  в повести «Будьте готовы, Ваше высочество!» юмор писателя окрашивается в лирические тона. Мудрый и мягкий юмор автора помогает установить прочный контакт с читателем-подростком. Просто и естественно рассказывает Л. Кассиль историю появления в пионерском лагере «Спартак» маленького принца Делихьяра, который приехал из страны, условно названной Джунгахора. Не сразу и не легко входит он в коллектив ребят. Когда же исчезла взаимная отчужденность, многому научился наследный принц у мальчишек и девчонок советского пионерлагеря. В Джунгахору вернулся не Делихьяр-король, а Делихьяр-человек, который отныне будет стремиться защищать правду и свободу, утверждает писатель. Кассиль раскрывает интернациональную тему повести психологически достоверно и убедительно. В повести показаны сложные характеры и взаимоотношения взрослых героев. Кассиль вошел в детскую литературу как писатель, разрабатывающий сложные, ответственные темы. Он рассказал в своих произведениях о пути подростка из узкого мира семьи в широкий, послереволюционный мир, о стремлении советских ребят к подвигу, о выборе ими жизненного пути. Писатель умеет найти лирические интонации в разговоре с детьми, рассказать о мечте ребенка, соединить в повествовании реальное и фантастическое начало.

Билет 24

Вениамин Каверин  Родился в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка Абеля Абрамовича Зильбера и его жены — урождённой Ханы Гиршевны (Анны Григорьевны) Дессон, владелицы музыкальных магазинов. Окончил Институт восточных языков по отделению арабистики (1923) и историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета (1924). Псевдоним «Каверин» взят в честь гусара, приятеля молодого Пушкина. Основные произведения: «Два капитана», «Исполнение желаний», «Открытая книга», «косой дождь» и другие.

В романе Вениамина  Каверина «Два капитана»  перед нами проходят истории двух главных героев – Сани Григорьева и капитана Татаринова. Вся жизнь Саньки связана с  подвигом отважного капитана, с детства равняется он на отважного исследователя Севера и во взрослом возрасте находит экспедицию «Св.Марии», выполняя свой долг перед памятью Ивана Львовича.

      Каверин не просто придумал  героя своего произведения капитана  Татаринова. Он воспользовался историей двух отважных завоевателей Крайнего Севера. Одним из них был Седов. У другого он взял фактическую историю его путешествия. Это был Брусилов. Дрейф «Святой Марии» совершенно точно повторяет дрейф Брусиловской «Святой Анны». Дневник штурмана Климова полностью основан на дневнике штурмана «Святой Анны» Альбанова – одного из двух оставшихся в живых участников этой трагической экспедиции.

      Итак, как рос Иван Львович  Татаринов?      Это был  мальчик, родившийся в бедной  рыбачьей семье на берегу Азовского моря. В юности он ходил матросом на нефтеналивных судах между Батумом и Новороссийском. Потом выдержал экзамен на «морского прапорщика» и служил в Гидрографическом управлении, с гордым равнодушием перенося высокомерное непризнание офицерства.

      Татаринов много читал, делал заметки на полях  книг.  Он спорил с Нансеном. То капитан был «совершенно согласен», то «совершенно не согласен» с ним. Он упрекал его в том, что, не дойдя до полюса каких-нибудь четырехсот километров, Нансен повернул к земле. Гениальная мысль: «Лёд сам решит свою задачу» была записана там.  На листке пожелтевшей бумаги, выпавшей из книги Нансена, было написано рукой Иван Львович Татаринова: «Амундсен желает во что бы то ни стало оставить за Норвегией честь открытия Северного полюса, а мы пойдем в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг». Он хотел, как Нансен, пройти возможно, дальше на север с дрейфующим льдом, а потом добраться до полюса на собаках.

            В середине июня 1912 года шхуна  «Св.Мария» вышла из Петербурга во Владивосток. Сначала корабль шел по намеченному курсу, но в Карском море «Св.Мария» замерзла и медленно стал двигаться на север вместе с полярными льдами. Таким образом, волей-неволей капитан должен был отказаться от первоначального намерения – пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири. «Но нет худа без добра! Совсем другая мысль теперь занимает меня», - писал он в письме жене.  Лед был даже в каютах, и каждое утро приходилось вырубать его топором. Это было очень тяжелое путешествие, но все люди хорошо держались и, вероятно, справились бы с задачей, если бы не задержались со снаряжением, и если бы это снаряжение не было таким плохим.   Всеми своими неудачами команда обязана была предательству Николая Антоновича Татаринова.  Из шестидесяти собак, которых он продал команде в Архангельске, большую часть еще на Новой Земле пришлось пристрелить. «Мы шли на риск, мы знали, что идем на риск, но мы не ждали такого удара», - писал Татаринов - «Главная неудача – ошибка, за которую приходится расплачиваться ежедневно, ежеминутно, - та, что снаряжение экспедиции я поручил Николаю…»

      Среди прощальных писем капитана  оказались  карта заснятой  местности и деловые бумаги. Одной  из них была копия обязательства,  согласно которому капитан заранее отказывается от всякого вознаграждения, вся промысловая добыча по возвращении на «Большую землю» принадлежит Николаю Антоновичу Татаринову, капитан отвечает всем своим имуществом перед Татариновым в случае потери судна.

Информация о работе Шпаргалка по "Детской литературе"