Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2010 в 01:05, реферат
Мы владеем лишь немногими достоверными фактами, относящимися к биографии Уильяма Шекспира. Нам неизвестна точная дата его рождения, однако метрические церковные записи свидетельствуют о том, что он был крещен в соборе Святой Троицы в Стрэтфорде-на-Эвоне, графство Уорвикшир, Англия, 26 апреля 1564 года. Его отец, Джон Шекспир (John Shakespeare), был продавцом шерсти, преуспел в торговле и стал мэром Стрэтфорда в 1568 году. Его мать,
Мария Арден (Mary Arden), была дочерью преуспевающего помещика.
Истории мало известно о школьных годах Шекспира: известно лишь, что, согласно мнению его современника Вена Джонсона, он знал немного по-латыни и еще меньше по-гречески. В университете Шекспир не учился.
Согласно двум распространенным легендам молодой Шекспир был сначала помощником мясника, а впоследствии ему пришлось покинуть Стрэтфорд за то, что он якобы убил оленя во владениях сэра Томаса Люси Чарликоута.
Введение. Краткие факты биографии Шекспира 3
Поэзия Возрождения 4
Творчество Шекспира 8
Поэмы 11
Сонеты 15
Когда были созданы
"Сонеты"? Большинство исследователей
считает, что
"Сонеты" были написаны Шекспиром
между 1592 и 1598 годами. Именно эти годы являются
периодом наивысшего расцвета сонетной
поэзии в английской литературе эпохи
Возрождения. Толчок этому дало опубликование
в 1591 году цикла сонетов Филиппа Сидни
"Астрофил и Стелла" (написаны они
были раньше, около 1580 года). С этого времени
сонет стал самой модной формой лирики.
Поэты состязались друг с другом в обработке
этой трудной стихотворной формы и создали
большое количество сонетных циклов. В
1592 году Сэмюэл Деньел опубликовал цикл
сонетов "Делия"; в 1593 году появились:
"Слезы воображения" Томаса Уотсона,
"Парфенофил и Парфенона" Барнеби
Барнса,
"Филлида" Томаса Лоджа, "Лисия"
Джайлза Флетчера; в 1594 году - "Диана"
Генри Констебла, "Сонеты к Селии"
Уильяма Перси, "Зерцало Идеи" Майкла
Драйтена и анонимный цикл "Зефирия";
в 1595 году - знаменитые "Аморетти"
величайшего поэта английского Возрождения
Эдмунда Спенсера, "Цинтия"
Ричарда Барнфилда, "Сто духовных сонетов"
Барнеби Барнса, "Альцилия" неизвестного
автора; в 1596 году - "Фидесса" Бартоломью
Гриффина и
"Хлорида" Уильяма Смита; в 1597 году
- "Сто христианских страстей" Генри
Пока, "Лаура" Роберта Тофта, "Древо
любовных ухищрений" Николаса Бретона;
в
1598 году - "Альба" Роберта Тофта. После
1598 года поток сонетной поэзии сразу обрывается,
и в последующие несколько лет не выходит
ни одной книги сонетов, пока в 1609 году
издатель Т.Торп не выпустил в свет "Сонеты"
Шекспира.
Шекспир всегда был чуток к запросам и интересам своего времени. Его драматургия свидетельствует об этом с достаточной ясностью. Когда написание сонетов стало модой, Шекспир также обратился к этой поэтической форме.
За то, что "Сонеты"
были созданы между 1592-1598 годами, говорит
также их стилевая близость к другим
произведениям, написанным Шекспиром
в эти годы. Ряд тем и мотивов
"Сонетов" перекликается с некоторыми
строфами его поэм "Венера и Адонис"
(1593) и "Лукреция" (1594). Обнаружено
сходство между поэтическими выражениями,
образами и сравнениями, встречающимися
в
"Сонетах" и в драматических произведениях,
написанных Шекспиром в эти годы.
Особенно наглядны параллели между "Сонетами"
и отдельными местами таких пьес, как "Два
веронца", "Бесплодные усилия любви",
"Ромео и Джульетта", которые были
созданы Шекспиром в 1594-1595 годах.
Но хотя основная масса сонетов была написана между 1592 и 1598 годами, не исключена возможность, что отдельные стихотворения, вошедшие в сборник, были созданы раньше, а другие - позже этих лет.
В обычае поэтов эпохи Возрождения было писать сонеты так, чтобы они складывались в циклы, внутренне связанные с определенной темой и лирическим сюжетом. "Сонеты" Шекспира близки к этому.
В основном "Сонеты" складываются в лирическую повесть о страстной дружбе поэта с прекрасным юношей и не менее страстной любви к некрасивой, но пленительной женщине.
"На радость и печаль, по воле Рока,
Два друга, две любви владеют мной:
Мужчина светлокудрый, светлоокий
И женщина, в чьих взорах мрак ночной".
Далее мы узнаем, что друг и возлюбленная поэта сблизились и оба, таким образом, изменили ему. Но это не убило в нем ни привязанности к другу, ни страсти к возлюбленной.
Единство цикла Сонетов не столько сюжетное, сколько идейно- эмоциональное. Оно определяется личностью их лирического героя - того, от чьего имени написаны все эти стихи.
В драме, развертывающейся
перед нами в "Сонетах", три
персонажа: Друг,
Смуглая дама и Поэт. Первых двух мы видим
глазами поэта. Его отношение к ним претерпевает
изменения, и из описаний чувств поэта
по отношению к этим двум лицам перед нами
возникает большой и сложный образ главного
лирического героя "Сонетов".
Нельзя напрямую
отождествлять лирического
Шекспиром. Конечно, в образ лирического
героя вошло немало личного. Но это не
автопортрет, а художественный образ человека,
такой же жизненно правдивый и реальный,
как образы героев шекспировских драм.
Поскольку порядок, в котором дошли до нас "Сонеты", несколько перепутан, содержание их яснее всего раскрывается, если сгруппировать стихотворения по тематическим признакам. В целом они распадаются на две большие группы: первые 126 сонетов посвящены другу, сонеты 127-154 - возлюбленной.
Сонетов, посвященных
другу, гораздо больше, чем стихов
о возлюбленной.
Уже это отличает цикл Шекспира от всех
других сонетных циклов не только в английской,
но и во всей европейской поэзии эпохи
Возрождения.
Сонеты к другу и сонеты к возлюбленной - это как бы два отдельных цикла, между которыми есть связь. Но в целом "Сонеты" не выглядят как заранее задуманный и планомерно осуществленный цикл лирических стихотворений.
Именно поэтому
и сложилось мнение о нарушении
последовательности сонетов еще
в первом издании 1609 года? Даже поверхностное
ознакомление приводит к выводу, что
логика лирического сюжета не везде
выдержана. Так, например, о том, что
друг изменил поэту с его
Это не единственный случай нарушения последовательности в расположении сонетов. Возможно, что сам Шекспир написал некоторые сонеты вне цикла, не заботясь о том, какое место они займут в книге его "Сонетов".
В связи с
этим возникли попытки исправить
неточности первопечатного текста, определив
более логически
"Сонеты" Шекспира
принадлежат к выдающимся
В лирике, как правило, привыкли видеть
выражение личных чувств и переживаний
поэта. В первой половине XIX века, в пору
господства романтизма, когда в поэтическом
творчестве видели главным образом средство
самовыражения автора, утвердился взгляд
на "Сонеты" как на лирическую исповедь
Шекспира. Поэт-романтик Вордсворт, возрождая
форму сонета, исчезнувшую в поэзии XVIII
века, писал: "Этим ключом Шекспир открыл
свое сердце".
Такой взгляд получил
широкое распространение. Многие исследователи
Шекспира решили, что "Сонеты" в самом
точном смысле автобиографичны. В них
стали видеть поэтический документ, в
котором Шекспир рассказал факты своей
личной жизни и личные переживания. Стали
доискиваться, кто же те лица, о которых
рассказано в сонетах, - друг и возлюбленная
Шекспира? Что касается друга, то, по мнению
многих исследователей, имя его зашифровано
инициалами в посвящении, которым открывается
первое издание "Сонетов". Посвящение
гласит: "Тому единственному, кому обязаны
своим появлением нижеследующие сонеты,
господину W.Н. всякого счастья и вечной
жизни, обещанных ему нашим бессмертным
поэтом, желает доброжелатель, рискнувший
издать их. Т.Т.".
Второе лицо,
упоминаемое в "Сонетах", - возлюбленная
поэта. По имени она не названа. В
те времена авторы сонетов давали
дамам, которых они воспевали, возвышенные
поэтические имена. У Сидни - это
Стелла, у Деньела -
Делия, у Драйтона - Идея и т. д. Шекспир
не позаботился даже дать своей возлюбленной
условное поэтическое имя. Из "Сонетов"
мы узнаем только, что она смугла, черноволоса
и не отличается верностью в любви. За
ней утвердилось имя "Смуглой дамы Сонетов"
(the Dark Lady of the Sonnets).
Не трудно представить,
сколько труда было потрачено
любопытствующими исследователями
на то, чтобы установить личность Смуглой
дамы. В конце концов наибольшее
количество сторонников снискали Элизабет
Верной и особенно Мери Фиттон, а
также бойкая трактирщица миссис
Давенант из
Оксфорда.
Художник всегда
обогащает натуру, внося многое,
чего в ней нет.
Художник вкладывает в изображаемое им
свой жизненный опыт, свои чувства, взгляды,
настроения, которые не обязательно и
не непосредственно относятся именно
к данной модели. Поэтому можно поручиться,
что и друг и возлюбленная, воспетые Шекспиром,
были иными, чем они предстают в
"Сонетах". Мы видим их глазами Шекспира,
а поэт видит, чувствует иначе, больше,
глубже, тоньше, чем обыкновенные люди.
В лирике особенно важен взгляд именно
самого поэта, его видение и чувство. Поэтому
больше всего
"Сонеты" говорят нам не столько о
тех лицах, которые возбудили эмоции автора,
сколько о нем самом, и, следовательно,
ошибочно понимать буквально все сказанное
поэтом, связав это непосредственно с
его биографией.
Творчество поднимает поэта над ним самим,
каким он является в повседневной жизни.
Отдельные сонеты,
не связанные ни с темой дружбы,
ни с темой любви.
Это просто лирические размышления поэта
о разных жизненных вопросах. Эти сонеты
кажутся более глубокими и более зрелыми,
чем те, которые посвящены воспеванию
юного друга. Есть в них мысли, перекликающиеся
с трагедиями, написанными Шекспиром в
первые годы XVII века. Особенно интересен
в этом отношении 66-й сонет, близкий по
мыслям к знаменитому монологу Гамлета
"Быть или не быть...".
В сонетах Шекспира
есть внутренняя двойственность. Идеальное
и реальное сосуществуют в сонетах
Шекспира в сложном сочетании, как
и в его драматургии. Шекспир
предстает здесь то как поэт, отдающий
долг возвышенной и иллюзорной романтике
аристократической поэзии, то как
поэт-реалист, вкладывающий в традиционную
форму сонета глубоко жизненное
содержание, которое подчас требует
образов, далеких от галантности. Хотя
в "Сонетах"
Шекспира много реального, нельзя сказать,
что здесь он предстает исключительно
как поэт-реалист. Борьба реального с идеальным
здесь не увенчалась полным торжеством
реального.
Итальянские гуманисты, разрабатывая новую философию, взяли себе в учители древнегреческого философа Платона. Из его учения они извлекли понятие о любви как высшем чувстве, доступном человеку. Преклонение перед красотой и величием человека составляет важнейшую черту гуманистического мировоззрения эпохи Возрождения в отличие от средневековой философии, учившей, что человек - сосуд всяких мерзостей, от которых он освобождается только тогда, когда его душа покидает бренную телесную оболочку.
Гуманисты видели в любви не столько форму взаимоотношений между лицами разного пола, сколько истинно человеческую форму отношений людей друг к другу вообще. Дружбу между мужчинами они считали столь же высоким проявлением человечности. Такое проявление любви считалось более высоким, ибо в дружбе проявляется чистота чувств. Дружба основана на чисто духовном чувстве.
"Сонеты" Шекспира
- вдохновенный гимн дружбе. Если
уж говорить о том, как
Шекспир отнюдь
не был одинок в таком понимании
дружбы. Сохранилось письмо великого
гуманиста эпохи Возрождения
Эразма Роттердамского, который описывал
Ульриху фон Гуттену внешность
и характер Томаса Мора. Уж на что
сухим человеком был Эразм, но
и он писал о Томасе Море с искренним
восхищением. Не только нравственные качества
автора "Утопии", но и внешность
его вызывала восхищение Эразма. Французский
гуманист Мишель
Монтень питал полную восхищения дружбу
к Этьену де ла Боэси и писал о нем с энтузиазмом
влюбленного.
Прославление
друга, таким образом, представляет
собой перенесение
Шекспиром в поэзию мотивов, которые уже
встречались в гуманистической литературе.
Стихи, посвященные
другу, имеют несколько тем. Первые
19 сонетов на все лады толкуют
об одном и том же: друг должен
жениться для того, чтобы его красота
ожила в потомках. Через всю
группу сонетов проходит противопоставление
бренности Красоты и
Есть еще одно средство борьбы с Временем. Его дает искусство. Оно также обеспечивает человеку бессмертие. Свою задачу поэт и видит в том, чтобы в стихах оставить потомству облик того человеческого совершенства, какое являл его прекрасный друг.
Платонический характер дружбы вырисовывается особенно в той группе сонетов, которые посвящены разлуке (24, 44-47, 50, 51). В этой группе сонетов чувство проявляет себя с такой силой, что даже при отсутствии друга он постоянно остается живой реальностью для поэта.
"Усердным взором сердца и ума
Во тьме тебя ищу, лишенный зренья.
И кажется великолепной тьма,
Когда в нее ты входишь светлой тенью" (27).
Если вначале друг изображался как воплощение всех совершенств, то, начиная с 33-го по 96-й сонет, его светлый облик омрачается. Пыл дружбы сменяется горечью разочарования, наступает временное охлаждение. Но чувство любви в конце концов все же побеждает. Поэт прощает другу даже то, что он отнял у него возлюбленную. Для него тяжелее лишиться его дружбы, чем ее любви: