Юмор, его роль в рассказах Н. Н. Носова

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:23, реферат

Описание работы

Николай Николаевич Носов родился 10 (23) ноября 1908 года в Киеве в семье актёра эстрады. Детство его прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии. Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством — наряду с шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством, был газетным торговцем, землекопом, косарем и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив ее в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпенe, потом на кирпичном в городе Буча.

В 19 лет поступает в Киевский художественный институт, но через два года переводится в Московский институт кинематографии. После окончания института Носов занимается режиссурой учебных фильмов для Красной Армии, за эту деятельность награжден в 1943 году орденом Красной Звезды

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Биография……………………………………………………………..5

Сочетания веселого и

серьезного в произведениях писателя…………………………………………………………….….7
Юмористические рассказы. Своеобразие психологических характеристик героев, юмор……………………………………….10

Значение произведений Носова для развития юмористической детской книги………………………………………………………………….14
Заключение……………………………….………………………….15

Список используемой литературы………………………………..16

Работа содержит 1 файл

феодориди.docx

— 34.72 Кб (Скачать)

 

     Юмористические рассказы. Своеобразие психологических характеристик героев, юмор.

     Рассказ «Живая шляпа» останется актуальным всегда. Этот веселый рассказ был  любимым у многих в детстве. Почему же он так хорошо запоминается детьми? Да потому, что «детские страхи»  преследуют ребенка на протяжении всего  его детства: «А вдруг это пальто - живое и сейчас меня схватит?», «А вдруг шкаф сейчас откроется и  кто-то страшный выйдет из него?».

     Такие или другие, подобные «ужасы» частенько  посещают маленьких детей. А рассказ  Носова «Живая шляпа» является как  бы пособием для малышей, как преодолеть свой страх. Прочитав этот рассказ, ребенок  вспоминает его каждый раз, когда  его преследуют «придуманные» страхи, и тогда он улыбается, страх отходит, он смел и весел.

     Сила  жизнеутверждения является общей чертой детской литературы. Оптимистично само жизнеутверждение детства. Маленький ребенок уверен, что мир, в который он пришел, создан для счастья, что это правильный и прочный мир. Такое чувство - основа нравственного здоровья малыша и будущей способности к творческому труду.

     Рассказ о честности – «Огурцы» Н. Носова. Сколько переживаний досталось  Котьке за колхозные огурцы! Не понимая  того, что сделал плохо, он радуется, неся огурцы с колхозного поля домой  маме, никак не ожидая ее сердитой реакции: «Сейчас же неси их обратно!». И сторожа  он боится - только успели убежать и  порадоваться, что он не догнал - а  тут надо идти и добровольно «сдаваться». Да и поздно уже - на дворе темно, страшно. Но зато, когда Котька вернул огурцы сторожу, на его душе и радостно было, да и дорога домой теперь была для него приятной, не страшной. Или  он стал смелее, увереннее в себе?

     В рассказах Носова нет «плохих». Он строит так свои произведения, что  дети не замечают, что их учат вежливому, уважительному отношению ко взрослым, учат жить в согласии и мире.

     На  страницах произведений Носова звучит живой диалог, передающий ко всему  происходящему героя - мальчишки, по-своему, нередко отношение очень непосредственно  освещающего те или иные художественно  достоверные события. Это проникновение  в психологию героя, оценивающего всё  со своей, мальчишеской точки зрения, и создаёт в рассказах Носова не только комичную ситуацию, но и юмористически  окрашивает логику поведения героя, которая порой противоречит логике взрослых или логике здравого смысла.

     Если  вспомнить героев рассказа «Мишкина каша», «- Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрешь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!». Просто диву даешься их самостоятельности и умелости! Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:

     - Сыпь побольше. Есть очень хочется!

     Он  насыпал полную кастрюлю и воды налил  доверху.

     - Не много ли воды? - спрашиваю. - Размазня получится.

     - Ничего, мама всегда так делает. Ты только за печкой смотри, а я уж сварю, будь спокоен.

     Ну, я за печкой смотрю, дрова подкладываю, а Мишка кашу варит, то есть не варит, а сидит да на кастрюлю смотрит, она  сама варится.

     Ну, не смогли они кашу сварить, но ведь плиту растопили, дрова подкладывают. Воду из колодца достают - утопили  ведро, правда, но кружкой, кастрюлей  все-таки достали. «- Чепуха! Сейчас принесу. Он взял спички, привязал к ведру веревку и пошел к колодцу. Через минуту возвращается.

     - А вода где? - спрашиваю.

     - Вода... там, в колодце.

     - Сам знаю, что в колодце. Где  ведро с водой?

     - И ведро, - говорит, - в колодце.

     - Как - в колодце?

     - Так, в колодце.

     - Упустил?

     - Упустил.»

     Пескарей  почистили и, глядишь, поджарили  бы, если б масло не сгорело. «- Чудаки мы! - говорит Мишка. - У нас же пескари есть!

     Я говорю:

     - Некогда теперь уже с пескарями  возиться! Скоро светать начнет.

     - Так мы их варить не будем,  а зажарим. Это ведь быстро - раз, и готово.

     - Ну давай, - говорю, - если быстро. А если будет, как каша, то лучше ненадо.

     - В один момент, вот увидишь».

     А главное, нашли верное решение - кашу сварить попросили соседку, а  сами за это ей огород пропололи. «Мишка говорил:

     - Сорняки - это чепуха! Совсем нетрудное  дело. Гораздо легче, чем кашу  варить!». Так и бурная энергия и фантазия в сочетании с переоценкой своих возможностей и отсутствием жизненного опыта часто ставят малышей в смешное положение, которое еще больше обостряется от того, что неудача не обескураживает их, а, напротив, является обычно источником новых фантазий и неожиданных действий.

     Николай Николаевич так умело прятался за маленьких героев, что казалось, будто они сами, безо всякого участия  автора рассказывают о своей жизни, о горестях, радостях, проблемах  и мечтах. В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, которым часто  достаётся за их затеи. Самые обычные  жизненные ситуации превращаются в  рассказах Носова в необычайно смешные  поучительные истории.

     Рассказы  Носова всегда включают воспитательное начало. Есть оно в рассказе об огурцах, украденных на колхозном огороде, и о том, как Федя Рыбкин «разучился смеяться на уроках» («Клякса»), и о дурной привычки учить уроки, включив радио («Федина задача»). Но даже самые «моралистические рассказы» писателя интересны и близки детям, потому что помогают им понять взаимоотношения между людьми.

     Герои произведения Носова активно стремятся  к познанию окружающего: то они обыскали весь двор, облазили все сараи и  чердаки («Шурик у дедушки»), то целый  день трудились – «строили снежную  горку» («На горке»).

     Мальчики  Носова несут в себе все черты  человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворенность, вечное стремление, привычку изобретать, что в действительности соответствует образам настоящих  ребят.

 

     Значение  произведений Носова для развития юмористической детской книги. 

     Творчество  Н. Носова многообразно и разносторонне. Смех – главный двигатель его  творчества. В отличие от подавляющего большинства юмористов, Носов зарекомендовал себя и теоретиком смешного.

     Для Н. Носова открытие и объяснение мира детям – одна из важнейших художественных задач.

     О Носове – юмористе, Носове – сатирике можно долго говорить: чуть ли не каждая строка, написанная им, имеет  отношение к смеху.

     Книги Носова охотно переводятся чуть ли не во всем мире. Еще в 1955 году журнал «Курьер ЮНЕСКО» опубликовал данные согласно которым Носов стоял третьим среди самых переводимых в мире русских писателей – сразу после Горького и Пушкина! Детских же писателей он в этом смысле опережает всех.

     Продолжение традиций юмористических рассказов  Носова можно увидеть в произведениях  таких писателей как В. Драгунский, В. Медведев и других современных  писателей. 
 

 

     Заключение

 

     Н.Н. Носов - удивительный детский писатель. Удивителен и замечателен он тем, что не только дети получают заряд  необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил, но и взрослые сразу  же окунаются в атмосферу детства, вспоминая и свои "нелегкие" детские проблемы.

     Художественное  слово всегда эмоциональнее выражает повседневные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, родители и  дети. Оно намного эффективнее  скучного нравоучения, указания, объяснения. И живое обсуждение рассказов  Носова - это не только увлекательное  путешествие вместе с героями  его книг по стране детства, это еще  накопление жизненного опыта, нравственных понятий, что такое "хорошо", что  такое "плохо", как поступить  правильно, как научиться быть сильным, смелым.

     Читая рассказы Носова детям, можно и весело провести время, от души посмеяться, и  сделать для себя важные выводы не забывать, что рядом с тобой  такие же девчонки и мальчишки, у  которых не все всегда гладко и  хорошо получается, что всему можно  научиться, надо только не вешать нос  и уметь дружить.

 

Список  используемой литературы 

1.Н. Носов.  Рассказы.

2.Зубарева Е.  Детская литература. Учебное пособие.  М., Просвещение, 1975

3.Разумиевич  В. Книги на всю жизнь. М., Просвещение, 1975

4.Сивоконь С.  Веселые ваши друзья. В об. Детская  литература, 1980, с.101

5.Тимофеева И.  «100 книг вашему ребенку». М., Книга, 1987

Информация о работе Юмор, его роль в рассказах Н. Н. Носова