Юмор, его роль в рассказах Н. Н. Носова

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:23, реферат

Описание работы

Николай Николаевич Носов родился 10 (23) ноября 1908 года в Киеве в семье актёра эстрады. Детство его прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии. Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством — наряду с шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством, был газетным торговцем, землекопом, косарем и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив ее в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпенe, потом на кирпичном в городе Буча.

В 19 лет поступает в Киевский художественный институт, но через два года переводится в Московский институт кинематографии. После окончания института Носов занимается режиссурой учебных фильмов для Красной Армии, за эту деятельность награжден в 1943 году орденом Красной Звезды

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Биография……………………………………………………………..5

Сочетания веселого и

серьезного в произведениях писателя…………………………………………………………….….7
Юмористические рассказы. Своеобразие психологических характеристик героев, юмор……………………………………….10

Значение произведений Носова для развития юмористической детской книги………………………………………………………………….14
Заключение……………………………….………………………….15

Список используемой литературы………………………………..16

Работа содержит 1 файл

феодориди.docx

— 34.72 Кб (Скачать)

Областное государственное образовательное  учреждение

среднего  профессионального образования

«Ангарский  педагогический колледж» 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине:

«Детская литература» 

Тема: «Юмор, его роль в рассказах Н. Н. Носова» 
 
 
 

                                         Новикова Алена  Андреевна

                                         Специальность 050704

                                         «Дошкольное образование»

                                         Студентка 152 группы

                                         Заочного отделения 

                                         Преподаватель: Феодориди В.И

                                         преподаватель детской  литературы

                                         Отметка «____________»

                                         ______________________

                                                  подпись преподавателя 
 
 
 

Ангарск, 2011

     Содержание:

Введение………………………………………………………………..3

Биография……………………………………………………………..5

Сочетания веселого и 

серьезного в произведениях писателя…………………………………………………………….….7

Юмористические рассказы. Своеобразие психологических характеристик героев, юмор……………………………………….10

Значение  произведений Носова для развития юмористической детской книги………………………………………………………………….14

Заключение……………………………….………………………….15

Список  используемой литературы………………………………..16

 

     Введение

 

     Специфика детской литературы - явление подвижное, динамичное. Она всегда конкретна, потому что определена и читательским возрастом, и исторической эпохой, и социальной средой.

     "Помимо  того, что дети непрерывно меняются  с возрастом, - пишет критик И.  Мотяшов, - они меняются от эпохи к эпохе, от поколения к поколению. Человечество тоже взрослеет. Вот почему древние мифы, слагавшиеся взрослыми для себя, ныне почти полностью сделались детскими сказками …"

     Но  проблемы любви, дружбы, преданности, все  этические проблемы, связанные с  миром человека и с миром детства  эти проблемы вечны. Поэтому и  произведения талантливого замечательного детского писателя Н.Н. Носова всегда будут  востребованы детским читателем  и взрослыми.

     С. Маршак писал: "Убивает детскую  книгу не мораль, а только абстракция, схема. Убивает резонерство, а вовсе  не откровенность морального призыва. Если писатель делает моральный вывод  с увлечением, со страстью, вывод  привлекателен и для читателя…  Отвратительна та мораль, которая  преподносится равнодушно, неискренне". Мораль же у Носова всегда преподносится  с юмором, как бы незаметно, поэтому то она и действенна, и своевременна, и актуальна.

     Тема  данной работы выбрана с учётом того, что произведения Н.Н.Носова для  детей принадлежат к числу  самых популярных как у детей, так и у их воспитателей, как  то: родителей, учителей и т.п. Книги Носова могут быть использованы и постоянно используются как профессиональными воспитателями и учителями, так и домашним окружением детей.

     У Носова потрясающий юмор. Вроде бы описывает самые обычные жизненные ситуации, но необыкновенно интересно и смешно!

     Проза Носова насыщена юмором, игровой стихией. В произведениях Носова, как правило, повествование ведется от первого лица, от лица мальчика 11-12 лет. Сюжеты Носова остры, динамичны, наполнены забавными ситуациями. Герои — неуемные выдумщики и фантазеры, в то же время это обычные дети — порою неловкие, порою трусливые, но всегда непосредственные. Для создания образа Носова не пользуется развернутым описанием, ему достаточно выразительного диалога или комического случая, чтобы точно высветить своих персонажей. 
 

 

Биография 

     Николай Николаевич Носов родился 10 (23) ноября 1908 года в Киеве в семье актёра эстрады. Детство его прошло в  поселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться  в гимназии. Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством — наряду с шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством, был газетным торговцем, землекопом, косарем и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив ее в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпенe, потом на кирпичном в городе Буча.

     В 19 лет поступает в Киевский художественный институт, но через два года переводится  в Московский институт кинематографии. После окончания института Носов  занимается режиссурой учебных фильмов  для Красной Армии, за эту деятельность награжден в 1943 году орденом Красной  Звезды.

     Известен  он и как режиссер многих научно-популярных и детских мультипликационных фильмов.

     В 1938 году выходит в свет его первый рассказ для детей «Затейники». По словам самого Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын, и  нужно было рассказывать ему все  новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников. Носов ввёл в детскую литературу нового героя — наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно  попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.

     В годы Великой Отечественной войны  он снял учебный фильм для танкистов, за который впоследствии получил  Государственную премию.

     Позже он много пишет для детского журнала  «Мурзилка». В 1945 году выходит первый сборник Носова «Тук-тук-тук», в который вошли рассказы: «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники».

     В 1949 году выходит его первая повесть  для юного поколения, «Веселая семейка». Этот жанр продолжают «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома».

     В 1952 году за свою литературную деятельность Носов был награжден Сталинской премией.

     Всенародной любовью пользовалась его трилогия сказок о Незнайке: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в  Солнечном городе», «Незнайка на Луне». В 1969 году автор был награжден  за нее Государственной премией  РСФСР им. Н.К. Крупской.

     В 1969 году выходит сатирический сборник  «Иронические юморески» — цикл статей писателя о литературе («О литмастерстве», «Поговорим о поэзии», «Трактат о комедии»), русском алфавите («А, Б, В…»), взаимоотношениях преподавателей и учеников («Второй раз в первый класс») и о некоторых социальных явлениях — мещанстве («Еще об одном, всем надоевшем вопросе»), пьянстве («Об употреблении спиртных напитков»), взаимоотношении отцов и детей («Нужно ли называть родителей предками и конями и о других подобных вопросах») и т. д.

     В более поздние годы выходят автобиографические произведения писателя: «Повесть о  моём друге Игоре» и «Тайна на дне  колодца».

     Николай Носов умер в Москве 26 июля 1976 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

 

     

     Сочетания веселого и серьезного в произведениях  писателя. Особенности  творческой манеры Носова в постановке и  решении нравственно  – эстетических вопросов. 

     Николай Носов, писатель яркого юмористического  таланта, считал, что дети начинают понимать шутки очень рано, до двух лет, и что смешит нарушение порядка  вещей, только что ими усвоенного. Вообще у книг Носова, как правило, два адреса - ребенок и воспитатель. Воспитателю Носов помогает понять мотивы и побуждения поступков ребенка, а значит, и найти более тонкие способы воздействия на него. Ребенка  он воспитывает смехом, а это, как  известно, лучший воспитатель, чем любое  назидание.

     В юмористических рассказах Носова для  младших школьников и детей дошкольного  возраста смешное – не в обстоятельствах, а в характерах, комизм которых проистекает из особенности мальчишеской натуры. Веселые книги Носова рассказывают о серьезных вещах, и дети, воспринимая жизненный опыт героев, узнают, как трудно, но как хорошо быть ответственным за порученное дело.

     Рассказы  для детей дошкольного и младшего школьного возраста, остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными комическими ситуациями. Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование как правило, ведется от первого лица.

     Юмористические  ситуации помогают Носову показать логику мышления и поведения героя. «Действительная  причина смешного заключена не во внешних обстоятельствах, а коренится в самих людях, в человеческих характерах», - писал Носов.

     Художественно достоверно у писателя проникновение  в психологию ребенка. Его произведения отражают особенности детского восприятия. Лаконичный выразительный диалог, комическая ситуация помогают автору обрисовать характеры ребят

     Носов в своих рассказах умеет разговаривать  с детьми, умеет понимать самые  сокровенные мысли. Читая рассказы Носова, видишь перед собой реальных ребят – точно таких, каких  мы встречаем в повседневной жизни, с их достоинствами и слабостями, глубокомыслием и наивностью. Писатель смело прибегает в своем творчестве к фантазии, озорной выдумке. В  основе каждого его рассказа или  повести лежит случай, который  произошел или мог произойти  в жизни, описываются характеры  ребят, каких мы часто встречаем  в окружающей действительности.

     Сила  его рассказов и повестей –  в правдивом, бесхитростном показе своеобразного и веселого детского характера.

     Все творчество Николая Носова пронизано  неподдельной, умной любовью к  детворе. Какой бы из рассказов Носова мы ни начали читать, сразу же, с первой страницы испытываем радость. И чем  дальше читаем, тем веселее делается.

     В веселых рассказах всегда таится что – то такое, что заставляет всерьез задуматься. Задуматься над  тем, как необходимо с ранних лет  готовить себя к самостоятельной  жизни: учиться варить кашу, жарить пескарей на сковороде, сажать рассаду  в огороде и ремонтировать  телефон, зажигать бенгальские огни и соблюдать правила уличного движения. Это надо знать и уметь  каждому. Рассказы эти помогают избавляться  от дурных свойств характера –  от рассеянности, трусости, чрезмерного  любопытства, грубости и зазнайства, лени и равнодушия.

     Писатель  учит маленьких ребят думать не только о себе, но и о товарищах. Вместе с героями мы испытываем душевное облегчение, огромное удовлетворение. Писатель вообще противник того, чтобы  выставлять напоказ нравоучительную  мысль своего произведения, и стремится  писать так, чтобы маленький читатель сам сделал вывод. Обладая глубоким пониманием детей, писатель никогда  не подает факт в чистом виде, без  домысла, без творческого воображения. Н.Н. Носов - удивительный детский писатель. Удивителен и замечателен он тем, что не только дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил, но и взрослые сразу же окунаются в атмосферу детства, вспоминая и свои "нелегкие" детские проблемы.

     Художественное  слово всегда эмоциональнее выражает повседневные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, родители и  дети. Оно намного эффективнее  скучного нравоучения, указания, объяснения. И живое обсуждение рассказов  Носова - это не только увлекательное  путешествие вместе с героями  его книг по стране детства, это еще  накопление жизненного опыта, нравственных понятий, что такое "хорошо", что  такое "плохо", как поступить  правильно, как научиться быть сильным, смелым.

     Читая рассказы Носова детям, можно и весело провести время, от души посмеяться, и  сделать для себя важные выводы не забывать, что рядом с тобой  такие же девчонки и мальчишки, у  которых не все всегда гладко и  хорошо получается, что всему можно  научиться, надо только не вешать нос  и уметь дружить.

Информация о работе Юмор, его роль в рассказах Н. Н. Носова