Философские мотивы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:28, реферат

Описание работы

Философские мотивы в литературе включают в себя размышления о взаимоотношениях личности и общества, человека и мира, раздумья о смысле жизни, поиски нравственного, духовного совершенства и многие другие.
Для произведений Михаила Юрьевича Лермонтова характерны мотивы тоски, разочарования, одиночества. И это не отражение только каких-то черт личности именно этого автора, но своеобразная «примета времени».

Содержание

Философские мотивы
Философские проблемы в лирике М.Ю. Лермонтова
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

Философские мотивы в литературе включают в себя размышления о взаимоотношениях личности и общества.docx

— 40.95 Кб (Скачать)

Философские мотивы в литературе включают в себя размышления о  взаимоотношениях личности и общества, человека и мира, раздумья о смысле жизни, поиски нравственного, духовного  совершенства и многие другие.

Для произведений Михаила  Юрьевича Лермонтова характерны мотивы тоски, разочарования, одиночества. И это не отражение только каких-то черт личности именно этого автора, но своеобразная «примета времени». Разрыв между реальной действительностью и идеалом представлялся непреодолимым, поэт не видел приложение не только собственным силам, но и силам всего поколения. Неприятие действительности, обличение пороков, жажда свободы - темы, которые занимают важное место в лирике Лермонтова, но, как мне кажется, определяющим, объясняющим взгляды поэта является мотив одиночества.

Уже в ранней лирике отражается мотив одиночества. Лирический герой  испытывает разобщенность с действительностью, с землей и небом «Земля и небо», «Я не для ангелов и рая» он замкнут, угрюм, любовь его чаще безответна. Все это обусловило нарастающее  чувство безысходного одиночества. Лермонтов создает горькие, проникнутые  пессимизмом строки: «Гляжу назад - прошедшее ужасно; Гляжу вперед - так нет души родной». И парус, ставший символом лермонтовской  лирики, отнюдь не случайно «одинокий». Даже в программном для автора стихотворении «Дума» уже звучит эта тема. Осуждая свое поколение, сознательно раскрывая его «грядущее», которое «иль пусто, иль темно», Лермонтов  еще не отделяет и себя от сверстников, но уже смотрит на них несколько  со стороны.

Белинский, отмечавший, что  «эти стихи написаны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа», был, безусловно, прав. И страдание поэта вызвано не только отсутствием в обществе «внутренней жизни», но и в том, что его ум, его душа тщетно искали отклика. Лермонтов пытался найти кого-либо, способного его понять, но ощущал лишь разочарование, растущее чувство одиночества. В стихотворении «И скучно, и грустно» Лермонтов не только говорит о своем разочаровании в обществе, людях, но и искренне сожалеет о том, что «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Именно об этом произведении Белинский писал: «Страшен... этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни».

В отличие от Пушкина в  лирике Лермонтова нет упоения жизнью, столь свойственного романтизму воспевания, вакхических радостей: «Выхожу один я на дорогу», «Дубовый листок» - шедевры творчества поэта. Но те же мотивы усталости, безысходности, одиночества, непонятости отразились и в стихотворении «Никто словам моим не внемлет... Я один...», в котором  уже первая строка поражает читателя. Даже проникнутое глубоким лиризмом произведение «Из Гете», созданное  в 840 году, оканчивается строками:

Не пылит дорога,

Не дрожат листы.

Подожди немного

Отдохнешь и ты.

Для Лермонтова оказываются  неразрывна связанными понятия «покой» и «одиночество». И это коренным образом отличает его лирику от пушкинской, для которой чрезвычайно характерно другое сочетание: «покой и воля». Мотив одиночества, как мне кажется, получил в произведении «Выхожу один я на дорогу...». Ощущение одновременно и единства с миром, и полной отделенности от людей поразительно:

Уж не жду от жизни ничего я

И не жаль мне прошлого ничуть.

Я ищу свободы и покоя,

Я б хотел забыться и  заснуть...

Мечта лирического героя, а во многом и самого автора, в  том, чтобы не просто слиться с  природой, но и слушать «сладкий голос», поющий о любви «всю ночь, весь день».

Мотив избранности, понимание  внутреннего родства с трагическими героями своего времени, как мне  представляется, - еще один аспект темы одиночества. Лермонтов пишет:

Нет, я не Байрон, я другой. Еще неведомый избранник, Как  он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. И в этом произведении выражается в одно и то же время  и острая жажда единения с отчизной, и невозможность обретения «покоя». Поэту близок образ «странника», который «приюта на время... может  с тоскою глубокой...»

Но в ответ «чинара  молодая» произносит слова, не оставляющие надежды: «иди себе дальше; о странник! Тебя я не знаю!».

Мотивы одиночества и  непонятости особой силы, на мой  взгляд, достигают в программном  для Лермонтова стихотворении «Пророк».

Лирический герой произведения, провозглашающий «любви и правды чистые ученья», вынужден удалиться в пустыню. Там обретает он покой, там слушают звезды, «лучами радостно играя». Но про-t рок не нужен людям, которые не только не желают его слушать, но и изгоняют его, презирают. По мнению автора, такова судьба истинных пророков, да и любой творческой личности в обществе.

Один из известных русских  поэтов Николай Гумилев сравнил Пушкина и Лермонтова с двумя светилами: солнцем и луной. Таинственный, мерцающий, серебристый свет пронизывает все творческое наследие М. Лермонтова. Поэтическое обаяние лирика поэта сохранила и до наших дней.

Философские проблемы в  лирике М.Ю. Лермонтова

голова в золотом шлеме  как бы уподобляется златоглавому Московскому  Кремлю. "Старый русский великан" – воплощение силы всей Руси, что не сдалась и не покорилась французам. А что же "трёхнедельный удалец"? Лермонтов не отрицает ни его силы, ни храбрости, но и сила и храбрость пришельца "из далёких чуждых стран" – проявление безрассудной дерзости.

В стихотворении не изображён  бой между двумя великанами: его  не может быть. Пришедший "с грозой военной", правда, осмелился поднять руку на "русского великана": "и рукою дерзновенной хвать за вражеский венец", но тот только "посмотрел, тряхнул главою" и пришелец "упал".Образ русского витязя монументален и величественен. Его спокойствие и внутренняя сила противопоставлены дерзким притязаниям пришельца.

В гордости, с какой Лермонтов  пишет о победе "русского великана", проявляется его патриотизм, любовь к воинской славе отечества. Но не только это. В конце стихотворения возникают образы бури, простора, пучины – излюбленные образы поэзии Лермонтова. Они заставляют вспомнить о трагичности последних дней Наполеона, его ссылке и гибели на острове Святой Елены. В таком отношении к поверженному проявляются новые грани лермонтовского мировозрения – гуманность, снисхождение к побеждённому.

"Люблю отчизну  я..."

Лермонтов беспредельно любил  русский народ, тонко чувствовал красоту родной природы. Не удивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических произведений. В молодости он описывает "бури шумные", величественные явления природы. Беспредельно любят природу романтические герои Лермонтова. "Как брат, обняться с бурей был бы рад", – говорит герой поэмы "Мцыри". Картины природы как бы очищены от словесных украшений и преувеличений – в них всё просто, правдиво, точно и экономично. Поэт редко использует метафоры, метафорические сравнения, отвлечённые эпитеты. По словам Белинского, в стихотворениях Лермонтова "говорит одно чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения: ему не нужно убранства, не нужно украшений".

У Лермонтова "чистый" пейзаж почти отсутствует. "Серебристый ландыш", "желтеющая нива", бегущий по оврагу "студёный ключ" предназначены для создания вполне определённого успокаивающего настроения. Быстро бегущие по небу тучи напоминают об изгнании. "С отрадой, многим незнакомой" смотрит поэт на безбрежные леса и нивы, на степи и реки. Такое отношение к природе связано с тем, что понятие Родины у Лермонтова не ограничивается только родной природой. Оно неразрывно с понятием "народ". В первой строфе стихотворения "Родина" это отразилось в нетипичном сочетании "странная любовь" - любовь, не желающая воспевать казённый патриотизм, хотя и признающая героическую историю России. Лермонтов прославляет Россию народную. В последующих строфах разворачивается картина сельского труда, проникнутая безотчётной, глубинной нежностью к русской земле, русскому народу.

С утончённым мастерством  в стихотворении воспето чисто  человеческое чувство Родины. Оно  вытекает из каких-то очень широких  представлений о целостном облике родной природы, восприятия её выразительных  примет и быта, нравов простого люда. С удивительной точностью переданы могучие масштабы России, её бескрайность, необозримость пространств. Здесь  же ощущается новое качество авторских  эмоций. Вначале: "люблю – за что, не знаю сам". Затем: "отрада, многим незнакомая", вызванная созерцанием уклада, нравов "мужичков". В отличие от предшественников, Лермонтов выразил более тесную, душевную связь с народным бытиём, интегрировав её с природой и историей родной земли.

"Печально и  гляжу на наше поколенье!

Гражданская лирика Лермонтова продолжила традиции декабристов и  Пушкина. Поэт верил в правоту  дела дворянских революционеров, боровшихся с самодержавием. В стихотворении "Новгород", обращённом к декабристам, можно найти такие слова:

"Сыны снегов, сыны славян,

Зачем вы мужеством  упали?

Зачем?.. Погибнет ваш тиран,

Как всё тираны погибали!...".

Революционная тема в лирике Лермонтова сливается с темой  личного участия в общественной борьбе. Ради свободы порабощённого  народа поэт готов пожертвовать своей  свободой и даже жизнью:

"За дело общее, быть может, я паду,

Иль жизнь в  изгнании бесплодно проведу...".

Поколение Лермонтова, вступившее в жизнь после поражения восстания  декабристов, было обречено на бесплодную растрату сил в условиях николаевской реакции. Большинство произведений Лермонтова написано именно в это  время, поэтому многие из них пронизаны  горечью и сознанием того, что  его современники живут бесцельно. Об этом автор пишет в стихотворении "Дума". Это поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. В самом начале стихотворения автор высказывает свои общие суждения о поколении 30-х годов:

"Печально и  гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль  пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии  состарится оно".

Поэта огорчает то, что многие его современники живут "ошибками отцов и поздним их умом". Речь здесь идет об идейном наследии декабристов, отвергнутом новым поколением.

Лермонтов же убежден в  том, что свобода не придет сама собой. За нее надо бороться, страдать, идти на каторгу и даже умирать. С горечью  и болью поэт говорит о том, что у его современников нет  ни высоких сильных чувств, ни прочных  привязанностей, ни твердых убеждений. Стихотворение заканчивается убийственным выводом, подготовленным всем ходом  авторских рассуждений:

"Толпой угрюмою  и скоро позабытой,

Над миром мы пройдем  без шума и следа,

Не бросивши векам  ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда".

Лермонтов и негодует и  грустит одновременно. Автор выступает  от лица прогрессивной интеллигенции, которая не хочет мириться с николаевским режимом, но при сложившихся обстоятельствах  ничего не может предпринять. "Дума" воспринимается как призыв, как сигнал к пробуждению гражданского самосознания.

Однако Лермонтов видит  и других людей. Он понимает, что  борющегося человека ждут трудности  и лишения. В стихотворении "Смерть поэта" отражена трагедия передовой  мыслящей личности. Первая его часть  напоминает элегию. Едва чувствуется  сдержанный гнев, чуть слышны приглушенные рыдания. Негодование прорывается  лишь в тех фразах, где говорится  о Дантесе. Поэт намеками говорит  о тех, кто направлял пистолет Дантеса:

"Не вы ль  сперва так злобно гнали

Его свободный  смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся  пожар?".

Нетрудно догадаться, кого имел ввиду автор. Они - это придворная знать, продажные журналисты, идейные  защитники самодержавия. Вначале  Лермонтов только намекает на тех, кто  был замешан в трагических  событиях. Во второй части стихотворения  он открыто называет истинных виновников гибели Пушкина. Его погубили "надменные потомки известной подлостью прославленных отцов". В этой толпе царедворцев узнали себя представители придворной знати, оказавшие услугу Николаю Первому в его кровавой расправе с декабристами. Именно они таятся "под сенью закона". Поэт громко и открыто заклеймил высокопоставленных преступников. С тех пор всем, кому дорого русское слово, стало известно имя Лермонтова, преемника традиций лучших представителей дворянской интеллигенции первой четверти XIX века.

Стихотворению "Смерть поэта" очень близко по теме и настроению другое – "Как часто пестрою  толпою окружен". Беспощадно и презрительно характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов. Поэт чувствует себя одиноко среди них. Возвращаясь  мыслями к детству, он как бы отдыхает душой. Стихотворение волнует не только потому, что в нем обличается высший свет. Нас пленит духовный мир  самого поэта, его мысли и чувства.

"Мне нужно  действовать..."

Новые грани отношения  Лермонтова к Родине (а отношение  к Родине – одна из важнейших  составных частей любой философской  концепции) можно найти в стихотворении "Прощай, немытая Россия". В  отличие от упоминавшихся ранее "Двух великанов" в этом произведении явно проявляется чувство горечи. Но здесь нет ничего общего с "чашей страданий". Это горечь за родную страну, отданную во власть "голубых мундиров", за народ, находящийся в тенетах рабства. В конце концов, за себя самого, вынужденного постоянно опасаться слежки и доносов.

Информация о работе Философские мотивы