Философия в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:15, реферат

Описание работы

“Из всех писателей 20-х –30-х гг. нашего, идущего сегодня к концу, века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с тираном, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых– “Мастер и Маргарита”. Каждому следующему поколению читателей роман открывается новыми гранями. Вспомним хотя бы “осетрину второй свежести”, и придет на ум печальная мысль, что вечно в России все второй свежести, все, кроме литературы. Булгаков это как раз блестяще доказал”. – Вот так, в нескольких словах, Борис Соколов, известный исследователь творчества Булгакова, сумел показать, какой ощутимый вклад внес писатель в русскую и мировую литературу.

Содержание

Введение
1. Краткая биография М. А. Булгакова
2. Поздняя философия М. А. Булгакова
3. «Мастер и Маргарита»
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 77.04 Кб (Скачать)

_________________________________________________________________________

Российский  Государственный Аграрный Университет  – МСХА

имени К. А. Тимирязева

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра философии и социологии

 

 

 

Реферат на тему:

"Философия  в романе М. Булгакова «Мастер  и Маргарита»"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка104 группы

ф-та ПАЭ

Носарева Екатерина Олеговна

 

Проверил:

Близнюков Александр  Александрович

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

Содержание

Введение

1. Краткая биография М. А. Булгакова

2. Поздняя философия М. А. Булгакова

3. «Мастер и Маргарита»

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

“Из всех писателей 20-х –30-х гг. нашего, идущего сегодня к концу, века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько  своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с тираном, сколько  своими гениальными произведениями, главное из которых– “Мастер и Маргарита”. Каждому следующему поколению читателей роман открывается новыми гранями. Вспомним хотя бы “осетрину второй свежести”, и придет на ум печальная мысль, что вечно в России все второй свежести, все, кроме литературы. Булгаков это как раз блестяще доказал”. – Вот так, в нескольких словах, Борис Соколов, известный исследователь творчества Булгакова, сумел показать, какой ощутимый вклад внес писатель в русскую и мировую литературу. Выдающиеся творческие умы признают роман “Мастер и Маргарита” одним из величайших творений двадцатого века. В советские времена Чингиз Айтматов поставил этот роман рядом с “Тихим Доном” М. Шолохова, различив их по степени доступности широкому читателю. Далеко не все способны осмыслить “Мастера и Маргариту” в том идеологическом философском ключе, который предлагает автор. Конечно, чтобы вникнуть, понять все подробности романа, человек должен обладать высокой культурной подготовленностью и исторической осведомленностью по многим вопросам, но феномен восприятия произведения в том, что “Мастера и Маргариту” перечитывают и юные, находя в нем что-то сказочное и таинственное для себя, что помогает работать их нежной детской фантазии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая биография М. А. Булгакова

 

Творчество М.А. Булгакова –  одно из крупнейших явлений русской  художественной литературы ХХ века. Его  талант дал литературе замечательные  произведения, ставшие отражением не только современной писателю эпохи, но и настоящей энциклопедией  человеческих душ. Разумеется, талант художника был у Булгакова, что  называется, от Бога. А уж то, как этот талант выражался, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя.

Родился Булгаков 15 мая 1891 года в Киеве, в семье доцента, потом профессора духовной академии. Был он у Афанасия Ивановича и Варвары Михайловны Булгаковых первенцем. После него семья  пополнилась еще двумя сыновьями  и четырьмя дочерьми.

Жили они в том самом доме по Андреевскому спуску, в котором  писатель поселил в свое время  героев «Белой гвардии» и «Дней Турбиных». С этим домом можно не раз встретиться, читая эти прекрасные произведения писателя.

 В 1907 году в семье случилось несчастье: умер отец – Афанасий Иванович. Забота о воспитании семерых детей целиком легла на плечи Варвары Михайловны. Но как не было это сложно, мать «сумела дать радостное детство».

 Гражданская война застала Булгакова в его родном Киеве. Рушился старый быт, каждому надо было выбирать свой путь на дорогах вздыбленной истории. Булгаков видел «апофеоз» и кровавый закат белого движения, стал свидетелем немецкой оккупации Украины в 1918 году, зверств петлюровских банд. Всем складом своего воспитания он принадлежал к либерально-демократическим слоям старой русской интеллигенции и, как многие люди его круга, решил разделить судьбу своего народа, участвовать в строительстве новой культуры. Выбор этого пути дался ему непросто. Мировоззрение Булгакова не отличалось четкостью идейных позиций, однако, пафос его лучших произведений объективно стал служить возвышению человеческой личности, преодолению в ней эгоизма, корысти, фальши и лицемерия и тем самым смыкался с исторической задачей социалистического воспитания нового человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поздняя философия М. А. Булгакова

 

Наиболее ярко и полно Булгаков, как философ, раскрывается нам в  своих поздних произведениях. На мой взгляд, к ним можно отнести  повесть «Собачье сердце» и роман  «Мастер и Маргарита». Эти произведения писались уже во времена зарождения советского общества, его начального развития. Именно поэтому они и  сейчас вызывают у читателя иллюзию  современности, т.к. на сегодняшний  день мало чего изменилось в структуре  нашей бюрократической машины, которая  неотрывно сосуществует с простым  обывателем в симбиозе.

Что интересно, практически не затрагиваются  военные действия, дабы не затенять истинную картину вещей, происходящих в социальном укладе нашего общества. Булгаков ясно дает понять нам, к чему мы можем прийти с таким пониманием общественных отношений. Я не пытаюсь ругать, как это модно сейчас,  наше советское общество. Все это следует из его поздних произведений, и трудно с ним не согласиться, т.к. он основывается на фактах, а не на домыслах, как поступают многие критики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мастер и Маргарита»

 

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова  «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался. Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном  журнальном варианте. Тем, что это  величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.

Время начала работы над «Мастером  и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. В первой редакции роман имел варианты названий «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В.», «Гастроль». Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете  пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в  печку черновик романа о дьяволе…»

Работа над «Мастером и Маргаритой»  возобновилась в 1931 г. К роману были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита  и ее безымянный спутник – будущий  Мастер, а Воланд обзавелся своей буйной свитой. Вторая редакция, создававшаяся до 1936 г., имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Черный маг», «Копыто консультанта».

Третья редакция, начатая во второй половине 1936 г., первоначально называлась «Князь тьмы», но уже в 1937 г. появилось хорошо известное теперь заглавие «Мастер и Маргарита». В мае – июне 1938 г. полный текст впервые был перепечатан. Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя, Булгаков прекратил её на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»…

Булгаков писал «Мастера и Маргариту» в общей сложности более 10 лет.  Одновременно с написанием романа шла  работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был  расстаться, - роман-судьба, роман-завещание. Роман вобрал в себя почти все из написанных Булгаковым произведений: московский быт, запечатленный в очерках «Накануне», сатирическая фантастика и мистика, опробованная в повестях 20-х годов, мотивы рыцарской чести и неспокойной совести в романе  «Белая гвардия», драматическая тема судьбы гонимого художника, развернутая в «Мольере», пьесе о Пушкине и «Театральном романе»… К тому же картина жизни незнакомого восточного города, запечатленного в «Беге», готовила описание Ершалаима. А сам способ перемещения во времени назад - к первому веку истории христианства и вперед – к утопической грезе «покоя» напоминал о сюжете «Ивана Васильевича».

Из истории создания романа мы видим, что он был задуман и создавался как «роман о дьяволе». Некоторые  исследователи видят в нём  апологию дьявола, любование мрачной  силой, капитуляцию перед миром  зла. В самом деле, Булгаков называл себя «мистическим писателем», но мистика эта не помрачала рассудок и не запугивала читателя…

Многие авторы различных работ  и статей о Булгакове утверждают, что основная философская линия  романа - борьба добра и зла. На мой  взгляд, это слишком поверхностное  рассмотрение. Борьба добра и зла наблюдается и в русских народных сказках, в которых тоже можно усмотреть некую философию, однако в том-то вся и штука, что роман Булгакова о дьяволе это не сказка, а быль о социальном устройстве советского общества, где добро и зло порой изменяются до неузнаваемости в своем облике и принимают поистине причудливые формы.

Для начала, вкратце. Воланд со своей свитой прибыл в Москву покарать завравшихся советских обывателей. Изображая его деятельность, писатель размышляет о возможности вообще гармонии в человеческом мире. Героями романа становятся и прокуратор Иудеи Понтий Пилат, Иешуа, и представители русской творческой интеллигенции. Философские раздумья присутствуют и в спорах прокуратора с Иешуа, и в разговорах Воланда с обывателями. Временной интервал длиной почти в два тысячелетия разделяет действие романа об Иисусе и Пилате и романа о Мастере. Возможно, что при помощи этого Булгаков хочет показать вечность борьбы положительного и отрицательного в человеке, свободы и не свободы человеческого духа, а также отношение его с обществом.

В своих философских исканиях писатель ставит Мастера в ситуации, сходные  с судьбой Христа. Мастер также  на своем поприще подвергается великим  испытаниям. Булгаков на ярких в  художественном и философском отношении  образах показывает подлинную и  мнимую силу человека на земле, подлинную  и мнимую свободу его духа. Например, Понтий Пилат, обладающий властью над  Иешуа и ведущий его допрос, вдруг начинает чувствовать превосходство духа нищего философа над собой, великим властителем людей. Несомненно, тонко психологически подмечено автором и то, что истинное величие духа не может не внушать чувство уважения и даже страха сильным мира сего.

Понтий Пилат, несмотря на свои страдания, не может сохранить душевного  равновесия в словесной дуэли  с нищим философом. Властителю не помогает его философия рабовладельца. Он чувствует, что с этой философией он беззащитен перед высшей правдой  и гармонией мира. С другой стороны, Иешуа остается верен своей правде даже перед лицом смерти, а не только перед прокуратором.

Интересно, что Пилат весьма усложненная  личность. Он не просто злодей и трус. Он человек, которого социальные условия, сложившиеся до него, держат в определенных рамках. Душа его начинает бунтовать, чувствуя правоту Иешуа. Но Булгаков точно не замечает этого и беспощадно осуждает Пилата за его поступок: смертный приговор Иешуа. Булгаков-философ в данном случае встает на место Иешуа, и, несмотря на объективные и субъективные условия, по которым Пилат не может поступить иначе, автор утверждает высший философский закон , по которому на определенном нравственном уровне не может быть двух правильных решений, а есть единственный шаг к высшей правде.

Мастера писатель ставит в несколько  иную философскую позицию. Мастер уверен, что все люди не могут стать  положительными во всем и что им надо прощать обиды. Он пока не может  дотянуться душой до высшей правды, но его вера в то, что ‘рукописи  не горят’, если это честные книги, оставляет за ним право на понимание  в будущем высшей правды и гармонии мира.

Обо всех странностях и уродствах  бытия своих современников Булгаков пишет с улыбкой, в которой, однако, легко различить и печаль, и  горечь.  Иное дело, когда взгляд его падает на тех, кто отлично  адаптировался в этих условиях и  процветает: на взяточников и мошенников, начальствующих дураков и чинуш. На них писатель и напускает нечистую силу, как это было задумано им с первых дней работы над романом.

Силы  ада играют в «Мастере и  Маргарите» несколько необычную  для них роль. Они не столько  сбивают с пути праведного людей  добрых и порядочных, сколько выводят  на чистую воду и наказывают уже  состоявшихся грешников.

Нечистая сила учиняет в Москве, по воле Булгакова, немало разных безобразий. К Воланду писатель недаром досочинил его буйную свиту. В ней собраны специалисты разных профилей: мастер озорных проделок и розыгрышей кот Бегемот, красноречивый Коровьев, владеющий всеми наречиями и жаргонами – от полублатного до великосветского, мрачный Азазелло,  чрезвычайно изобретательный в смысле вышибания разного рода грешников из квартиры № 50, из Москвы, даже с этого на тот свет. И, то чередуясь, то выступая вдвоем или втроем, они создают ситуации, порою и жутковатые, как в случае с Римским, но чаще комические, несмотря на разрушительные последствия их действий. 

Степа Лиходеев,  директор варьете, отделывается тем, что ассистенты Воланда  зашвыривают его из Москвы в Ялту.  А грехов у него целый воз: «… вообще они, - докладывает Коровьев, говоря о Степе во множественном числе, - в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ни черта не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки.

«Машину зря гоняют казенную! –  наябедничал и кот»

И вот за все это всего лишь вынужденная прогулка в Ялту. Без  чересчур тяжелых последствий обходится  встреча с нечистой силой и  Никанору Ивановичу, который с валютой  действительно не балуется, но взятки-то все-таки берет, и дядюшке Берлиоза, хитроумному охотнику за московской квартирой племянника, и руководителям  Зрелищной комиссии,  типичным бюрократам и бездельникам.

Зато крайне суровые наказания  выпадают тем, кто и не ворует и  вроде бы Степиными пороками не замазан, но обладает одним как будто и  безобидным недостатком. Мастер определяет его так: человек без сюрприза внутри. Финдиректору варьете Римскому, пытающемуся изобретать «обыкновенные объяснения явлений необыкновенных», ассистенты  Воланда устраивают такую сцену ужасов, что он в считанные минуты превращается в седого старика с трясущейся головой. Совершенно безжалостны они и к буфетчику варьете, тому самому, что произносит знаменитые слова об осетрине второй свежести. За что? Буфетчик-то как раз и ворует и мошенничает, но не в этом самый тяжкий его порок – в скопидомстве, в том, что он обворовывает и самого себя. «Что-то, воля ваша, - замечает Воланд, - недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы.  Такие люди или тяжело больны, или втайне ненавидят окружающих».

Информация о работе Философия в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»