Ф. Кафка и модернизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 19:50, реферат

Описание работы

История XX столетия отмечена глубочайшими социальными потрясениями: две мировые войны, принесшие огромные жертвы и разрушения, множество других «локальных» войн, революции, становление и крушение тоталитарных режимов, преступления гитлеризма и сталинизма, геноцид целых народов и многое, многое другое.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………….3
I. Модернизм………………………………………………………….………5
II. Ф. Кафка…………………………………………………………………….7
1. Биография…………………………………………………………………..7
2. Творчество…………………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………….14
Библиографический список……………………………………………………..17
Приложения…………………………………………………….………..………18

Работа содержит 1 файл

литература рферат.docx

— 144.44 Кб (Скачать)

     Работа  для писателя была занятием второстепенным и обременительным: в дневниках и письмах он буквально признается в ненависти к своему начальнику, сослуживцам и клиентам. На первом же плане всегда была литература, «оправдывающая всё его существование».

     В 1917 г. после легочного кровоизлияния завязался долгий туберкулёз, от которого писатель умер 3 июня 1924 г. в санатории под Веной. 

    1. Творчество
 

     Обратим внимание на манеру и характер творчества Кафки.

     Франц Кафка - писатель замечательный, только очень странный. Может быть, самый странный из тех, что творили в XX столетии. И странен он не в последнюю очередь тем, что его прижизненная и посмертная судьба необыденностью своей ничуть не уступает его же сочинениям. Кто-то видит в нем иудейского вероучителя, а кто-то – экзистенциалистского пророка, кто-то – авангардиста, а кто-то – консерватора, кто-то ищет ключ к его тайнам в психоанализе, а кто-то – в анализе семиотическом или структуральном. Но реальный Кафка всегда как бы выскальзывает из границ четкого мироощущения.

     Каждая  написанная им фраза «просит» истолкования — но, ни одна этого не допустит, не потерпит. Кафка уничтожает любую  эстетическую дистанцию силой потребности  в этом истолковании. Он требует  от каждого безучастного читателя огромных усилий, «набрасываясь» на него, убеждает в том, что именно от правильности толкования и понимания зависит  не только душевное равновесие, но смерть и жизнь. Авторитет Франца Кафки  — это авторитет всех его текстов.

     Идея  тотальной отчужденности личности (по Кафке) - в трагедии извечного  одиночества личности, неспособной  «сжиться» с миром. Это - абстрактная  идея фатального отчуждения, отчуждения вообще, не устранимого ни при каких  обстоятельствах.

     Для Кафки также характерно правдоподобие  деталей, эпизодов, мыслей и поведения  отдельных людей, предстающих в  необычайных, часто абсурдных взаимосвязях в кошмарных или сказочно-фантастических ситуациях. Существует даже такой эпитет «кафкианские», вошедший во многие языки мира для обозначения ситуаций и чувств человека, попавшего в лабиринт гротескных кошмаров жизни.

     В образах и коллизиях произведений Кафки воплощены трагическое  бессилие, обречённость «маленького  человека» и вместе с тем беспощадная  жестокость и нелепость буржуазного  общественного строя, его законов, обычаев, морали.  Его произведения действительно способны пробуждать в читателях тревожные чувства, путем спокойного, сдержанного описания невероятных событий.  Это одно из уникальных явлений в мировой литературе.

     События, образы, мысли, поступки людей в произведениях  Кафки связаны между собой  чаще всего совершенно алогично, словно видения бредового сна, словно клочья мыслей и представлений шизофреника, которые рождаются то в самых  простых, то в очень сложно опосредствованных  ассоциациях.

     Реакционные апостолы Кафки всячески подчеркивают, выпячивают болезненные, ущербные свойства его творчества, все, что может  в нем быть истолковано и воспринято как неверие в объективную  реальность, в человеческий разум  и человека вообще и как эстетическое утверждение иррационального хаоса  бесплодных мыслей и бессмысленных  эмоций. Но Кафка - это не только мистика, алогизм и иррациональный хаос. Кафка - это ещё и беспощадный критик социального зла. Другое дело, что, сочувствуя бедам человека и человечества, Кафка  предпочитал изображать эти беды не в их реальных соотношениях и взаимосвязях, а сквозь призму сна, видения, фантастического или мистического миража. Отсюда - трудности понимания и расшифровки многих его произведений, возможность их противоречивых трактовок, а это, в свою очередь, обусловлено тем, что Кафка был художником-модернистом. 

     Литературный  дебют Франца Кафки состоялся  в 1908 г., когда в журнале «Гиперион» вышли его два небольших рассказа. В 1913 г. вышел его сборник «Наблюдение» и рассказы «Кочегар» и «Приговор».

     Несмотря  на то, что творчество Франца Кафки  было знакомо лишь весьма узкому кругу лиц, и его произведения не привлекали внимания читателей до тех пор, пока романы не были изданы посмертно, в 1915 г. писатель стал лауреатом престижной премии имени Томаса Фонтане, одной из наиболее почетных литературных наград в Германии.

     Основные  свои произведения Франц Кафка не увидел опубликованными. При жизни  писателя было опубликовано всего несколько  его книг. Большая часть прижизненных публикаций вошла в том «Рассказы» («Erzhlungen»), в том числе новеллы «Кочегар» («Der Heizer», 1913), «Приговор» («Das Urteil», 1913), «Превращение» («Die Verwandlung», 1915) и «В исправительной колонии» («In der Strafkolonie», 1919). Другие произведения, опубликованные при жизни, вошли в сборники «Описание одной борьбы» («Beschreibung eines Kampfes», отрывки опубл. в 1909), «Созерцание» («Betrachtung», 1913), «Сельский врач» («Ein Landarzt», 1919) и «Голодарь» («Ein Hungerknstler», 1924).

     Остальные произведения Кафки посмертно опубликовал  пражский писатель и издатель Макс Брод, которому Кафка, находясь при  смерти, завещал уничтожить все свои неопубликованные произведения. Однако Макс Брод нарушил обещание, понимая выдающееся значение творчества Кафки, и в 1925-1926 гг. издал три незавершенных произведения Кафки – романы «Процесс» («Der Prozess», 1925), «Замок» («Das Schloss», 1926) и «Америка» («Amerika», 1927), а в 1931 г. – сборник рассказов «На строительстве китайской стены», а также «Письмо отцу» (опубликовано в 1966 г.). Эти публикации принесли Францу Кафке посмертную славу. 

     Рассмотрим  некоторые его произведения более  подробно: написанный под воздействием Ч. Диккенса первый роман Кафки о юноше-эмигранте в чуждом ему мире — «Пропавший без вести» (1912; назван М. Бродом при публикации «Америка») — отличается детализированным описанием внешнего колорита американского образа жизни, знакомого автору лишь по рассказам друзей и по книгам. Однако уже в этом романе повествовательное бытописание смешано с сомнамбулическим, фантастическим началом, которое, как и всюду у Кафки, приобретает черты обыденности. Художественно более зрелый и более напряженный по настроению роман «Процесс» (1914) — рассказ о банковском служащем Йозефе, который внезапно узнает, что подлежит суду и должен ждать приговора. Бесплодны его попытки выяснить свою вину, защитить себя или хотя бы узнать, кто его судьи, — он осужден и казнен. В «Замке» (1914–22) атмосфера повествования еще более мрачная. Действие сводится к тщетным усилиям пришельца, некоего землемера К., попасть в замок, олицетворяющий высшую силу.

     Также стоит заострить особое внимание на «Дневнике» Франца Кафки, начало которому Кафка положил в конце 1909 г. Он вел его до конца своей жизни, бросая и вновь начиная. В итоге дневник представляет собой тринадцать толстых тетрадей большого формата. Писатель довольно свободно обращается с этими тетрадями. Он может писать в них поочередно с двух сторон, не особо заботится о хронологической последовательности. Он не преследует цель дать связное повествование. Дневник – это запись событий его жизни, мысли, наброски будущих рассказов. Он с самого начала задумал «Дневник» в помощь оживлению своего вдохновения, это своеобразное средство от сухости стиля, он заставляет себя писать туда.

     Обращения Кафки к «Дневнику» довольно нерегулярны. Только примерно с осени одиннадцатого  года записи становятся относительно частыми. Он какое-то время начинает писать в «Дневник» практически  ежедневно, затем, видимо, это ему  надоедает, и записи появляются все  реже и реже. И все же большая  часть дневниковых записей появилась  именно между концом девятого и осенью двенадцатого года. В этот период у  него нет других забот, кроме писательства. Писательство – то, что помогает продолжать ему жить и, одновременно, разрушает эту жизнь. Эти тетради  – безмолвные свидетеле всех этих усилий, неудач, успехов, попыток и  укоров.

     «Дневник» довольно неплохо служит своей изначальной  задаче, особенно тогда, когда очередной  кризис настигает писателя. Он также  становится площадкой, куда Франц изливает все свои внутрисемейные конфликты  и притязания. Его ненависть, питаемая к близким, здесь материально  воплощается и окончательно становится бесповоротной. «Дневник» вообще многие вещи, хранимые раньше только в сознании писателя, делает ощутимее, вещественнее. Он побуждает писателя к терзаниям, недоверию к себе. Энергия и вера в себя сходят на нет, что служит одной из причин развития невроза, который протекал раньше скрытно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

     Модернизм — явление интернациональное, состоящее  из разных школ (имажизм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм и др.). Это  революция в литературе, участники  которой объявили о разрыве не только с традицией реалистического  правдоподобия, но и с западной культурно-литературной традицией вообще. Любое предшествующее направление в литературе определяло себя через отношение к классической традиции: можно было прямо провозглашать  античность моделью художественного  творчества, как классицисты, или  предпочитать античности средневековье, как романтики, но все культурные эпохи до модернизма потому сегодня  и называются все чаще «классическими», что развивались в русле классического  наследия европейской мысли. Модернизм  — первая культурная и литературная эпоха, покончившая с этим наследием  и давшая новые ответы на «вечные» вопросы. Как писал английский поэт С. Спендер в 1930 г.: «Мне представляется, что модернисты сознательно устремлены к тому, чтобы создать совершенно новую литературу. Это следствие  их ощущения, что наша эпоха во многих отношениях беспрецедентна и стоит  вне любых условностей прошлого искусства и литературы».

     Что же касается Франца Кафки, как одного из ярчайших представителей Модернизма, сломавшего абсолютно все литературные устои, традиции и принципы, то современное литературоведение видит в его творчестве  художественно яркое выражение глубокого кризиса буржуазного общества, осознанного как безнадёжный тупик, из которого писатель не видел выхода.

     Несомненно, авторитет Кафки — это и  есть авторитет его текстов. Поэтическое  значение Кафки, бесспорность подлинности  и оригинальности языкового и  творческого содержания работ, несмотря на все сомнения в доказательствах  не нуждаются: «Творчество Кафки стало выражением предельного уровня, последней черты развития современного субъективизма. За этой чертой уже нет искусства, нет вообще ничего…». Но все – же при всем поэтическом величии Франца Кафки немаловажно, что это величие не в самую последнюю очередь определяют абсолютные ценности. Именно они и придают Кафке совершенную уникальную  манеру и наделяют особенным достоинством, которое иногда принимает юмористическую форму. То, что именно мотив страха, невыразимого страдания, мотив несвободы и стеснения нашли у него особое выражение — это неоспоримо. Но для нашего писателя характерно, что в этом мире отрицательных знаков, который себя ему навязывает, он не желает находиться и изо всех сил пытается выбраться из него. Эстетика против этики – сопоставление ценностей и предпочтение этики кажутся анахронизмом для литератора-модерниста начала XX в. Читателей такая проза интересует, прежде всего, за счет эстетического совершенства, чему способствует не только завершенность каждого отдельного абзаца, но и загадочность произведений. Но некоторые внелитературные признания Кафки подталкивают читателя искать в его произведениях смысл, выходящий за рамки исключительно эстетического переживания.

     Влияние его творческого метода, характерного для модернистской литературы XX в., в разной мере и форме испытал ряд немецких и австрийских писателей, швейцарцы М. Фриш и Ф. Дюрренматт, французские писатели Ж. П. Сартр, А. Камю, представители «литературы абсурда»(Э. Ионеско, С. Беккет), а также некоторые литераторы США и других стран Америки.

     Произведения  Кафки переведены почти на все  языки мира, в том числе на иврит. В 1963 г. по инициативе Э. Гольдштюкера была созвана Пражская (так называемая Либлицкая) конференция, посвященная  творчеству Кафки, привлекшая либеральные  силы коммунистического движения, что  способствовало временному снятию запрета  с творчества Кафки в коммунистических странах (переводы Кафки в 1964–68 гг. на русский, украинский, грузинский языки) и явилось предвестником так называемой Пражской весны.

     По-моему  мнению, Кафка – гений своей  эпохи. Своим творчеством он сумел  показать абсурдность, но в то же время и ценность нашей жизни и нашего существования. Его непревзойденный до сих пор язык, будоражит человеческие умы и по сей день, что также подтверждает его гениальность и важность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Библиографический список 

     
  1. http://www.liveinternet.ru/community/2348577/post69409661/
  2. http://www.kafka.ru/biografy
  3. http://rksmb.ru/get.php?1883
  4. http://members.fortunecity.com/franzkafka1/rus.htm
  5. http://www.c-cafe.ru/days/bio/2/053.php
  6. http://slovar.lib.ru/dictionary/modernizm.htm
  7. http://www.eleven.co.il/article/12017
  8. http://www.surbor.su/literainfo.php?id=164
  9. http://studentguide.ru/.html
  10. http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=301
  11. http://bobych.ru/bio/kafka.html
  12. http://slovari.yandex.ru/
  13. http://www.franz-kafka.ru/tvorchestvo/poeticheskoe-znachenie-kafki/
  14. http://bibliotekar.ru/pisateli/80.htm
  15. http://ria.ru/spravka/20100722/257379358.html
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 1

Франц Кафка (1883-1924)

Информация о работе Ф. Кафка и модернизм