Ф. Кафка и модернизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 19:50, реферат

Описание работы

История XX столетия отмечена глубочайшими социальными потрясениями: две мировые войны, принесшие огромные жертвы и разрушения, множество других «локальных» войн, революции, становление и крушение тоталитарных режимов, преступления гитлеризма и сталинизма, геноцид целых народов и многое, многое другое.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………….3
I. Модернизм………………………………………………………….………5
II. Ф. Кафка…………………………………………………………………….7
1. Биография…………………………………………………………………..7
2. Творчество…………………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………….14
Библиографический список……………………………………………………..17
Приложения…………………………………………………….………..………18

Работа содержит 1 файл

литература рферат.docx

— 144.44 Кб (Скачать)
 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Сибирский государственный аэрокосмический  университет

имени академика  М. Ф. Решетнева

Кафедра общественных связей

Гуманитарный  факультет 
 

Реферат

по истории мировой литературы 

Тема: Ф. Кафка и модернизм 
 

Выполнила:

Студентка II курса,

группа  ОС-91

Лескова Юлия

Руководитель:

К. Ф., Н.,

Старший преподаватель

Золотухина  Олеся Юрьевна 
 

Красноярск, 2011 г 

     Содержание 

Введение………………………………………………………………..………….3

  1. Модернизм………………………………………………………….………5
  2. Ф. Кафка…………………………………………………………………….7    
  1. Биография…………………………………………………………………..7
  1. Творчество…………………………………………………………………9

Заключение……………………………………………………………………….14

Библиографический список……………………………………………………..17

Приложения…………………………………………………….………..………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Я выбрала тему «Ф. Кафка и модернизм», потому как творчество Кафки и модернистская литература XX в. оказали огромное влияние на развитие мировой литературы и общественной мысли в целом. Поэтому я хотела бы объективно изучить эти, так называемые, явления.

     Что бы полнее раскрыть тему, я посчитала  нужным  сначала раскрыть суть модернизма как литературного явления и  течения, узнать историю жизни Франца Кафки – как основного представителя  модернизма, проследить, как развивалась  его творчество.

     Объектами данной работы являются австрийский писатель Франц Кафка и модернистская литература XX в.

     Предметом работы является творчество писателя Кафки.

     Целью и задачей работы является определение влияния творчества Франца Кафки на развитие мировой литературы, выявление особенностей и значения его творчества, а также определение значения Модернизма в истории мировой литературы.

     Чтобы лучше понять суть Модернизма и творчества Кафки, обратимся к предыстории:

     История XX столетия отмечена глубочайшими социальными  потрясениями: две мировые войны, принесшие огромные жертвы и разрушения, множество других «локальных» войн, революции, становление и крушение тоталитарных режимов, преступления гитлеризма и сталинизма, геноцид целых народов  и многое, многое другое.

     Внутри  этого исторического периода  отчетливо прочерчивается хронологический  рубеж: конец Второй мировой войны. Выделяется два периода: литература 1918—1945 гг. и литература после 1945 г. Социальные конфликты развертывались на фоне величайших открытий в области науки, в частности  в медицине, генетике, кибернетике, информатике, что существенно влияло на менталитет, образ жизни, сами условия  человеческого существования. Все это получило сложное, неоднозначное отражение в литературе, которая характеризуется исключительным многообразием писательских индивидуальностей, богатством художественных стилей, плодотворными новаторскими поисками в области формы, средств выражения, содержания. 

     В многокрасочной панораме литературного  процесса в XX в. прочерчивается несколько  ведущих течений и тенденций. Реализм, и, прежде всего модернизм, философско-эстетическое течение как  в литературе, так и в искусстве, которое после Первой мировой  войны вступило в новую фазу, наследуя и продолжая традиции предшествовавших ему на рубеже веков декадансу  и авангардизму. Модернизм, как явствует из названия, объявлял себя современным  искусством, использующим новые формы  и средства выражения, соответствующие  новым реалиям XX столетия в противовес «старомодному» искусству, ориентированному на реализм прошлого века. Модернизм  по-своему ярко, впечатляюще отразил  кризисные явления в жизни  современного общества, процесс его  глубокой дегуманизации, передал ощущение бессилия человека перед лицом труднообъяснимых и враждебных ему сил, противостояние человека и среды, выключение индивида, обреченного, одинокого, из общественных связей. Олицетворением подобного тотального бессилия человека, его обреченности стал Грегор Замза из новеллы Кафки  «Превращение». 

     Среди модернистов были крупнейшие, талантливейшие художники, такие, Марсель Пруст, автор эпопеи «В поисках утраченного времени»; Джеймс Джойс, автор философско-аллегорического романа «Улисс», одного из крупнейших произведений словесного искусства нашего века, и, конечно же, Франц Кафка, автор романов «Процесс», «Замок», всемирно знаменитых новелл-притч.  
 
 

  1. Модернизм
 

     Модерни́зм  (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — достаточно условное обозначение периода культуры конца ХIХ - середины ХХ в., то есть от импрессионизма до нового романа и театра абсурда. Нижней хронологической границей Модернизма является «реалистическая», или позитивистская, культура ХХ в., верхней - постмодернизм, то есть 1950 - 1960-е гг.

     Модернизм сформировался в условиях приближения социально-исторического кризиса, апогеем которого стала Первая мировая война. В этих условиях все боле ясно проявляется неспособность объяснить мир с позитивистской точки зрения. Новые концепции в естественных науках и в гуманитарных сферах приводят к существенным изменениям общей картины мира, которое непосредственно отражалось и в искусстве модернизма.

       Это направление характеризуется  разрывом с предшествующим историческим  опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые  нетрадиционные начала, непрерывным  обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией,  отвлечённостью) стиля.

       В основе Модернизма лежит философия отчуждения. В ней речь идет об отдалении индивидуальной личности от социального мира, об одиночестве человека, готового признать абсурдность своего существования и погрузиться в собственные индивидуальные переживания, иногда физиологического (в частности, эротического) свойства.  Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX в.; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.

     Поколение первых модернистов остро ощущало  исчерпанность форм реалистического  повествования, их эстетическую усталость. Они превыше всего ставят ценность индивидуального художнического видения  мира; создаваемые ими художественные миры уникально несхожи друг с другом, на каждом лежит печать яркой творческой индивидуальности. 

     Главными  представителями этого направления  были австриец Кафка и ирландец Джойс. Модернизм дал и многих других заметных писателей: Пруст, Сартр, Беккет, Ионеско, Элиот, Жид, Вулф. В России с модернизмом было связано такое направление, как футуризм (Маяковский, Бурлюк, Крученых, Каменский) и его разновидности – эгофутуризм (Хлебников, Северянин, Гнедов).

     Стоит отметить, что термин «модернизм»  присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных (англоязычных) источниках — это термин «modern». В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX в. (русский модерн, ар нуво, югендстильсецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    II   Ф. Кафка

    1. Биография
 

     Франц Ка́фка (нем. Franz Kafka, 3 июля 1883, Прага, Австро-Венгрия 3 июня 1924, Клостернойбург, Первая Австрийская Республика) — один из основных немецкоязычных писателей, бо́льшая часть работ которого была опубликована посмертно, ярчайший представитель Модернизма. Его произведения, пронизанные абсурдом и страхом перед внешним миром и высшим авторитетом, способные пробуждать в читателе соответствующие тревожные чувства, — уникальное явление в мировой литературе.

     Родился Кафка в еврейской семье, жившей в районе Йозефов, бывшем еврейском  гетто города Прага. Его отец —  Герман Кафка (1852—1931), родом из чешскоязычной  еврейской общины в Южной Чехии, с 1882 г. торговал галантерейными товарами оптом. Мать — Юлия Кафка (урожденная Этл Леви) (1856—1934), дочь зажиточного  пивовара — предпочитала немецкий язык.

     Сам Кафка писал по-немецки, хотя чешский  знал также прекрасно. Еврейство изолировало Кафку от немецкоязычного сообщества; поскольку же родным языком для него был немецкий, чешское население Праги также не принимало его, и эта объективная безысходность вкупе с трудным характером препятствовало его общению с другими людьми.

     Помимо  всего прочего, он также хорошо владел французским, и среди четырёх людей, которых писатель, «не претендуя сравниться с ними в силе и разуме», ощущал «своими кровными братьями», был французский писатель Гюстав Флобер, а также Франц Грильпарцер, Фёдор Достоевский и Генрих фон Клейст.

     Будучи  евреем, Кафка, тем не менее, практически  не владел идишем и стал проявлять  интерес к традиционной культуре восточно-европейских евреев только в двадцатилетнем возрасте под влиянием гастролировавших в Праге еврейских театральных трупп; интерес к изучению иврита возник только к концу жизни.

     Отец  его, Герман, всю жизнь занимавшийся только бизнесом, с детьми вел себя крайне строго, и чтобы не пересекаться с постоянно недовольным родителем, маленький Франц закрывался в своей комнатке и сочинял разные истории. Так проявился его литературный талант, принесший много лет спустя будущему писателю всемирную славу. 

     Хрупкий, с пронзительными взглядом, Кафка  постоянно занимался еще и самобичеванием, страдал депрессиями и глубоким комплексом неполноценности по отношению к отцу, в письме которому (неотправленном) признавался: «Это (литературное творчество) было намеренно оттягиваемое прощание с тобой».

     У Кафки было два младших брата  и три младших сестры. Оба брата, не достигнув и двухлетнего возраста, скончались до того, как Кафке исполнилось 6 лет. Сестер звали Элли, Валли и  Оттла (все три погибли во время  Второй мировой войны в нацистских концентрационных лагерях в Польше). В период с 1889 по 1893 гг. Кафка посещал  начальную школу (Deutsche Knabenschule), а  потом гимназию, которую закончил в 1901 г. сдачей экзамена на аттестат зрелости. Закончив Пражский Карлов университет, получил степень доктора права (руководителем работы Кафки над диссертацией был профессор Альфред Вебер), а затем поступил на службу чиновником в страховом ведомстве, что приносило ему неплохие доходы. Совсем скоро юноша стал материально независимым, однако уверенности этот факт ему не прибавил. Он оставался застенчивым, необщительным и крайне неуверенным в себе. Франц был высок, но слишком худощав, что являлось следствием слабого здоровья. Он не любил собственное тело, стыдился его и постоянно сутулился, чтобы скрыть свой высокий рост. Однако собственную нескладность он явно преувеличивал: ничего отпугивающего в нем женщины не находили. Напротив, его острый ум, обаяние, умение очень тонко пошутить заставляли особ противоположного пола обращать самое пристальное внимание на юношу. В страховом ведомстве он  проработал на скромных должностях до преждевременного — по болезни — выхода на пенсию в 1922 г.

Информация о работе Ф. Кафка и модернизм