Анализ стихотворения Блока о "Прекрасной Даме"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 02:09, доклад

Описание работы

«Стихи о Прекрасной Даме » - поэтический дневник Блока.
Из стихотворений , написанных в 1901 году и в 1902 году , он отобрал около половины , распределил в строго хронологическом порядке и разделил на шесть отделов. Поэт признавался , что « технически книга очень слаба » , и называл « бедное дитя моей юности ». Но он любил свои несовершенные стихи и в последние годы к ним возвращался : переделывал , исправлял , печатал в журналах , составлял новые сборники , из которых один « За гранью прошлых дней » вышел в свет за год до его смерти ( 1920 году). По свидетельству Вл. Пяста , умирающий Блок сказал матери : « Знаешь что? Я написал один первый том. Остальные – пустяки ».

Работа содержит 1 файл

Анализ стихотворения Блока о Прекрасной Даме.docx

— 46.29 Кб (Скачать)

                                                                   Зажжён не мной : Господнеё Рукой.

           Они соединены тайной любви : пусть молчание оградит эту тайну от людей :

                                                                  Я к людям не выйду на  встречу,

                                                                  Испугаюсь хулы и похвал.

                                                                  Пред Тобою Одною отвечу

                                                                   За то ,что всю жизнь молчал.

     И последняя  строфа :

                                                                   Я выйду на праздник молчанья,

                                                                   Моего не заметят лица.

                                                                   Но во мне потаенное знанье

                                                                   О любви к Тебе без конца.

В стихотворении : « Ей было пятнадцать лет » в простых и немногих словах поэт рассказывает « повесть » своей любви : первая детская встреча, объяснение на балу, свидания в церкви. И редкие беседы, и долгие разлуки, и годы молчанья – имело тайный смысл : « то, что свершилось – свершилось в вышине ». И поэт заканчивает :

                                                                   Этой повестью долгих, блаженных  исканий

                                                                   Полна моя душная , песенная грудь.

                                                                   Из этих песен создал я зданье,

                                                                   А другие песни – спою когда  – нибудь.

            Стихи этого времени, обращённые  к Невесте, поражают своей детской  чистотой и исступлённым целомудрием.  Земная влюблённость, страстность  – никогда не врываются в  молитвенное созерцание Возлюбленной. В тетрадях Блока хранилась  стихотворение : « Очарованный вечер мой долог «». В есть строфа :

                                                                   Чьи – то очи недвижно и  длинно

                                                                   На меня сквозь деревья глядят.

                                                                   Всё, что в сердце, - по – детски невинно

                                                                   И не требует страстных наград.

 

            А между тем страстность была  – об этом свидетельствует  « Дневник ». « Детская невинность  » достигалась в борениях, в  победе духа над плотью. Одно  из стихотворений 1903 года поэт  не включил в отдел « Распутья  » - оно появилось только в  1920 году в сборнике « За гранью  прошлых дней ». Оно бросает  неожиданный свет в глубины  его           «  платонического » поколения. Вот  несколько из него :

                                                                   Глухая полночь медленный кладёт  покров ,

                                                                   Зима ревущим снегом гасит  фонари. 

                                                                   Один я жду, я жду, я жду,  тебя, тебя.

                                                                   У чёрных стен твой профиль,  стан и смех.

                                                                   И я живу, живу, живу – сомненьем  о тебе.

                                                                   Приди, приди, приди – душа  истомлена. 

                                                                    Один я жду, я жду, тебя, тебя  – одну.

             Стихотворения конца 1902 года и  1903 года, посвящённые невесте и  позже – молодой жене, торжественный  эпилог к циклу « Стихов  о Прекрасной Даме ». Вот  почему, издавая 1911 году первый  том собрания своих стихотворений,  автор поместил их непосредственно  за этим циклом, объединив в  отделе, озаглавленном « Распутья  ». Если эпиграфом к « Стихам  о Прекрасной Даме » можно  взять строчку « Предчувствуя  Тебя. Года проходят мимо…» , то к отделу « Распутья » подходит строка « И вот – Она, и к Ней – моя Осанна ». Но в « Распутьях » , наряду со стихами к невесте, символическими в самом высоком смысле, есть и другие, на которых лежит печать манёрного декаднтства. Они связанны с тьмой « двойников, которая врывалась тревожным шёпотом в мелодию « Стихов о Прекрасной Даме ». В « Распутьях » тема эта развивается в коротких лирических повестях, тёмно – аллегорических и нарочито – туманных. Они напоминат записи бреда, начных кошмаров. Их аллогическое построение и бессвязные образы овеяны жутью. А. Белый сказал бы, что в них таятся « ужасики «».

           Вот по городу бегает чёрный  человек, гасит фонарики, карабкаясь  на лестницу, и потом плачет  на заре ; вот какие – то люди кричат и визжат у круглых столов ; вдруг кто – то входит и говорит « Вот моя невеста ». И тогда тот, кто « качался и хохотал » , прижимается к столу и плачет. Вот старуха гадает у входа – и вдруг пожар охватывает дом :

                                                                   На брошенном месте гаданий

                                                                   Кто – то встал и развеял  флаг.   

            Вот – двойники в костюме  Арлекина тащатся по базару : один – юноша, другой – старик, но они « сплелись, обнялись » - и Коломбина из своего голубого окна никогда не узнаёт возлюбленного.

           В этих « декадантских » стихах звучат первые ноты той романтической иронии, которой заболел Блок в эпоху создания « Балаганчика ».

           В конце 1903 года в блоковской лирике появляются новые поэтические формы. В пути « Стихов о Прекрасной Даме » были пройдены до конца. Поэт почувствовал себя на     « Распутьи » ; пытался разомкнуть магический круг своей юношеской поэзии. Увлечённый книгой Брюсова « Urbi et Orbi » , он подражает его образам и ритмам. В стихах его возникает новая тема : город, фабрика, рабочие, городская беднота, цыгане, балаган.

Информация о работе Анализ стихотворения Блока о "Прекрасной Даме"