Анализ стихотворения Блока о "Прекрасной Даме"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 02:09, доклад

Описание работы

«Стихи о Прекрасной Даме » - поэтический дневник Блока.
Из стихотворений , написанных в 1901 году и в 1902 году , он отобрал около половины , распределил в строго хронологическом порядке и разделил на шесть отделов. Поэт признавался , что « технически книга очень слаба » , и называл « бедное дитя моей юности ». Но он любил свои несовершенные стихи и в последние годы к ним возвращался : переделывал , исправлял , печатал в журналах , составлял новые сборники , из которых один « За гранью прошлых дней » вышел в свет за год до его смерти ( 1920 году). По свидетельству Вл. Пяста , умирающий Блок сказал матери : « Знаешь что? Я написал один первый том. Остальные – пустяки ».

Работа содержит 1 файл

Анализ стихотворения Блока о Прекрасной Даме.docx

— 46.29 Кб (Скачать)

                                                         Город ,смутно озарённый ,

                                                         Смотрит в розовую даль.

Или:

                                                         Скрипнула дверь. Задрожала рука.

                                                         Вышел я в улицы сонные.

                                                         Там ,в поднебесье ,идут облака ,

                                                         Через туман озарённые.

И сквозь туман –  расплывающиеся световые пятна:

                                                         Фонарей убегающий ряд…

                                                         Мелькали жёлтые огни 

                                                         И электрические свечи…

Но на равнинах Шахматова  были только предчувствия и видения: в Петербурге происходили реальные встречи с будущей невестой поэта. Он ждал у дома на Гагаринской набережной и провожал по вечерним улицам. Среди призраков и теней этот дом – единственное живое существо в мёртвом городе. Все особенности его запечатлелись в его памяти ,как тайные знаки судьбы.

                                                         Там в сумерках белел дверной  навес

                                                         Под вывеской « Цветы » прикреплен  болтом ,

                                                         Там гул шагов терялся и  исчез

                                                         На лестнице при свете лампы  жёлтом.

И дальше отмечается: окно , занавешенное неподвижной шторой ,карниз, словно наморщенный лоб ,лестница над сумрачным двором ,дверь ,которая открывается ,звеня стеклом.

Бесконечно важные для него все эти « реалистические » подробности ,ибо они – часть земного воплощения.

В центре « Стихов о Прекрасной Даме » стоит образ  таинственной Девы, нисходящей на землю  и открывающейся  вере и любви  провидца – поэта. В сознании этой мистерии Блок пользуется символическими образами и философской терминологией Вл. Соловьёва. Иногда он почти повторяет слова учителя. Например ,мы читаем у Соловьёва:

                                                          И прежний мир в немеркнущем сияньи.

                                                          Встаёт опять пред чуткою душой ,                                                                    

а у Блока:   

                                                                   Прошедших дней немеркнущим сияньем ,

                                                          Душа ,как прежде ,вся озарена…

Но Соловьёв больше философ ,чем поэт: его Подруга Вечная – скорее Премудрость , чем Любовь: стихи его охлаждены теософским размышлением и неразрывно связаны со схемами философской системой. Не то у Блока: он вносит в своё почитание Вечной Женственности – юношескую страстность , дерзновенность влюблённого. « Стихи о Прекрасной Даме » полны такого волнения ,такого мучительного напряжения ,что становится страшно за автора. Эта уже не любовь ,а « священное исступление » ,почти хлыстовское радение. Все чувства расплавлены в одном желании: « жду тебя » ,                            « предчувствую тебя » , « приди ! ». Призыв ,приказ ,вопрошание ,заклинание; трепет веры , восторг и отчаяние ,молитва ворожба – слитно здесь. Через все стихотворения звучит это властное « жду » ! « Жду Прекрасного Ангела » , « Ждать иль нет внезапной встрече ? » ,            « Я только жду условного веденья » , « Там жду я Прекрасной Дамы в мерцаньи красном лампад ». Она – недостижимая ,недоступная – зовёт из тумана ,манит с другого берега , расплывается в лазури. А он борется с одиночеством и отчаянием ,сражается с двойниками и заклинает ,заклинает: Она должна прийти ! Она уже приходит ! Она здесь ! « Я знаю ,Ты здесь , Ты близко » , « Ты сама придёшь в мою келью » , « Знаю ,вечером снова придёшь » , « Ты ли ,подруга желанная ,восходишь ко мне на крыльцо ? » , « Придёт наверно она » , « Я настигну тебя в терему ».Иногда – так редко ! – она отвечает ему словами любви:  « Я сошла – с тобой до утра буду » , « Приходи ,я тебя успокою ». Но ли это голос ? Не эхо ли это его исступлённых призывов ?

Из любовного волнения рождается та неповторимая лирическая мелодия, которую мы связывали с  именем Блока : напев широкий и тоскливый, « пронзительные звуки », прерывистое дыхание. Эмоциональная сила « Стихов о Прекрасной Даме » усилено их скрытой диалогической формы. Она всегда с ним; он всегда обращён к Ней . В большей половине стихотворений звучит « Ты ». В местоимении второго лица , написанном с большой буквы , - сочетание благоговения ( на Ты мы говорим с Богом ) и любовной интимности ( Ты – друг , родная, возлюбленная). Обращение ,непосредственное , личное , - постоянный  поэтический приём Блока .Он не говорит , а беседует : задаёт вопросы , восклицает, ищет сочувствия , просит совета .

Парадоксальность  построения « Стихов о Прекрасной Даме » заключается в том , что в центре этого « романа в стихах » (  выражение Блока ) стоит мистерия богоявления. Так же , как и Вл. Соловьёва , Блок верит , что история кончена , что наступает Царство Духа и преображение мира. Он торжественно исповедует свою  веру в стихотворении с эпиграфом из Апокалипсиса: « И дух и Невеста говорят: приди ».

                                                          Верю в Солнце Завета , 

                                                          Вижу зори вдали.

                                                          Жду вселенского света 

                                                          От весенней земли…

                                      

                                                          Заповеданных лилий

                                                          Прохожу я леса.

                                                          Полны ангельских крылий

                                                          Надо мной небеса…

            Но Блок – максималист. Предчувствия  русских  апокалиптиков  начала века для него превращаются в свершение. Преображение уже наступило , небо уже преклонилось  к земле, Вечная Премудрость Божия уже сходит в мир. Эпиграфам к его стихам  этого времени можно поставить вдохновенные слова  Вл. Соловьёва:

                                                          Знайте же, Вечная  Женственность  ныне 

                                                                   В теле нетленном на землю  идет.                                     

Для Блока это  не пророчество о грядущем, а утверждение  о настоящим . Не                    « придет », а « идет » -сейчас , свою минуту .

         В своих стихах поэт свидетельствует  о совершающейся в мире теофании. Сначала он видит только знаки черты . Она в огнях и зоря « смыкает последние круги ». Но расходится туман, открывается бездонная лазурь, восходит солнце и ,на тёмные ступени

                                                          Вступила Ты и ,Тихая ,всплыла … 

                                                          И, Ясная ,Ты с солнцем потекла.

Она – « лазурью  сильна  » ,сама богиня « и с богами гордится равной красотой », она    « расцвела в лазури ». В ней, в божественном прообразе мира , отражается вся вселенная: 

                                                          Перед Тобой синеет без границы  

                                                          Моря, поля, и горы, и леса,

                                                          Перекликаются в свободной выси  птицы.                                     

                                                          Встаёт туман ,алеют небеса.

                         

   Eй , Царице ,подвластно земное:

                           

                                                          Я и мир – снега ,ручьи,

                                                          Солнце, песня, звёзды, птицы,

                                                          Смутных мыслей вереницы -

                                                          подвластны, все – Твои.

Она сверкает в синеве « недостижимой звездой » ,горит алмазом над высокой горою; как у сказочной царевны ,у « солнце ,месяц и звёзды в косе ». Какими земными именами можно назвать ,Неземную ? Поэт сначала робко соединяет с неопределённым значком     « Она » - лирические эпитеты: « Невозмутимая ,Тихая ,Ясная ,Певучая , Далёкая ,Светлая ,Ласковая ,Святая, ». Потом – шёпотом ,ели внятно ,окружает словами неизречённую сущность. « Дочь блаженной стороны » , « полный бессмертия дух » , « твой таинственный гений » , - как нерешительны и застенчивы эти бледные наименования!  Наконец, впервые появилось Имя:

                                                         Явись ко мне без гнева

                                                         Закатная Таинственная Дева ,

                                                         И завтра и вчера огнём соедини.

И только в февраль 1902 года открывается подлинное лицо: Она – Владычица вселенной. В  этом месяце – вершина мистического восхождения поэта: он уже на Фаворе , в свете Преображения. Неслыханным дерзновением звучат эго слова:

                                                         Все виденья так мгновенны  -

                                                         Буду ль верить им ?

                                                         Но Владычицей вселенной ,                                                                                                                   

                                                         Красотой неизреченной ,

                                                         Я ,случайный ,бедный ,тленный ,

                                                         Может быть ,любим.

Роковые слова –  в них трагедия жизни Блоке. Чтобы  измерить глубину его страшного  падения « потом » ,нужно помнить ,на такие осиянные высоты он восходил « сначала ». Иначе судьба « павшего ангела » останется для нас непонятной.

Имя поизнесено ,и Тайно открывается в радуге свещённых именований: « Дева , Заря ,купина » , « Ты вечно я любовь » , « Тебя венчала корона » , « Хранительница Дева » , « Величавая Вечная Жена » - и только единственный раз в книге Она называется Прекрасной Дамой:

                                                         Вхожу я в тёмные храмы ,                                                          

                                                         Совершаю бедные отряд. 

                                                         Там жду я Прекрасной Дамы

                                                         В мерцаньи красных лампад.

Там в лирических стихах поэт повествует о вечайшем событии своей жизни. Подлинность этого свидетельства неоспорима: она доказана всей его жизнью и творчеством. « Опыт » Блока должен быть оценен во всей его жизни значительности: он ставит его в один ряд с Яковом Беме ,Сведенборгом ,Сен – Мартеном ,Владимиром Соловьёвым. Он – духовидец.

Но- не бесплотный дух. Событие его духовной жизни отражается на всей его душевно- телесной природе. И если душевность не очищена и не просветлена религиозным подвигом и аскезою ,преждевременное озарение Духом может вызвать в ней страшные взрывы , породить разрушительные бури. Пучины подсознания отразят в своём лоне свет ,как огонь страстей; низшие инстинкты хлынут на поверхность; тёмные силы души вышлют своих двойников. Это раздвоение было как бы предопределено Блоку : он не только провидец , но и влюблённый; и прочитание « Величавый Вечный Жены » в плане духовном  пересеклось плане не душевном с влюблённостью в невесту .Столкновение этих двух огромных сил было неотвратимо : от таких потрясений раскалывается целостный состав человека .

Информация о работе Анализ стихотворения Блока о "Прекрасной Даме"