Военная безопасность РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:23, реферат

Описание работы

Происходящие сегодня в мире кардинальные изменения в геополитической, социально-экономической, духовно-нравственной сферах сделали проблему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации особенно острой. Мир не стал более безопасным и потенциал военной силы по-прежнему рассматривается как наиболее действенный фактор мировой политики. Потенциальная военная опасность и реальные военные угрозы для России имеют чрезвычайно разнообразные формы. Последние годы ознаменовались изменением взглядов политического руководства страны.

Содержание

Введение 3
Глава I. Определение понятия «безопасность». Понятие военной безопасности 4
1.1 Содержание понятия «военная безопасность» и основные характеристики 4
1.2 Факторы, формирующие военную безопасность 6
1.3 Критерии состояния военной безопасности 9
Глава II. Основные угрозы военной безопасности РФ 13
2.1 Военная опасность и военные угрозы. Источники и характерные признаки 13
2.2 Факторы, влияющие на степень военной опасности и характер военных угроз для Российской Федерации 14
2.3 Существующие и прогнозируемые угрозы военной безопасности Российской Федерации 16
Глава Ш. Система военной безопасности Российской Федерации 21
3.1 Анализ состояния системы военной безопасности 21
3.2 Элементы системы военной безопасности и их назначение 25
Заключение 29
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

военная.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

Объектами военной безопасности являются личность, общество и государство. При этом в отличие от национальной безопасности, где приоритеты могут варьироваться, сохраняя временную устойчивость, в  рамках военной безопасности основным объектом всегда остается государство. Это обусловлено доминированием внешней составляющей системы военной безопасности над внутренней. Любой внутренний вооруженный конфликт угрожает суверенитету, территориальной целостности, политической и экономической независимости, конституционному строю государства.

Одновременно  государство является субъектом  военной безопасности, так как  только на него возложены функции  управления и защиты23.

 

     Глава II. Основные угрозы военной безопасности РФ
 

     2.1 Военная опасность и военные угрозы. Источники и характерные признаки 

Военная опасность - состояние, характеризующееся  существованием потенциальной возможности  применения военной силы против государства  для достижения политических и иных целей каким-либо субъектом военно-политических отношений. Отличие военной угрозы состоит в том, что она указывает не на потенциальную возможность, а на реально обозначившееся намерение одной из сторон применить военную силу. Военная угроза представляет собой более высокую степень напряженности, которая характеризуется открытым противостоянием сторон, их намерениями разрешить существующие противоречия военно-силовыми методами. Военная опасность не обязательно связана с началом военных приготовлений противоположной стороны. Ее источники, как правило, скрыты от поверхностного взгляда людей24. Ими могут быть самые различные явления и процессы общественной жизни:

- пересечение  политических интересов людей,  социальных групп, классов, государств или коалиций стран;- противоречия на экономической, социальной, этнической или религиозной почве;- производство и накопление ядерных или обычных вооружений;- наличие и развертывание массовых армий;- угроза экологических катастроф в результате неосторожного обращения или преднамеренного использования боевых средств и многое другое25.

Поскольку военная опасность предполагает возможность применения военной  силы для решения возникающих  противоречий и этим она отличается от других видов опасности государству, стране, главным ее признаком является наличие связи рассматриваемого явления с военно-силовыми методами разрешения возникающих противоречий. Характерными признаками военной опасности для страны можно считать:

- наличие острых противоречий, разрешение которых возможно лишь с применением военной силы;- наличие у одной из сторон достаточного количества военных сил и средств для разрешения противоречия в свою пользу или способность государства создать такие силы в перспективе;- наличие у лидеров или правительств политической воли или решимости пойти на применение силы, способности использовать вооруженные силы для разрешения возможного конфликта;- наличие надежных союзников среди государств, их коалиций или иных субъектов военно-политических отношений;- благоприятные геополитические условия и реальная (либо прогнозируемая) военно-политическая обстановка для осуществления военных акций и т.д.26.

Источники военной угрозы проявляются, как  правило, в области военно-политических отношений. Их признаки обнаруживаются в конкретных военно-дипломатических  и военно-экономических акциях сторон, в действиях войск (сил), активизации информационно-психологического противоборства и диверсионно-разведывательной деятельности государств27. Такими признаками являются:

- резкое обострение противоречий и вступление их в завершающую стадию подготовки к использованию силы (исчерпаны последние политические средства для разрешения конфликта);

- создание противостоящей стороной необходимых группировок вооруженных сил и других военных формирований и средств, способных к выполнению задач;

- решимость политического руководства противостоящей стороны использовать военную силу;

- организация широкой поддержки массами избранного руководством курса на силовое разрешение конфликта;

- резкая активизация психологической и информационной борьбы;- дипломатические демарши, ужесточение военно-экономической блокады;

- проведение  мобилизации (полной или частичной) в стране;

- наличие благоприятной военно-политической обстановки для развязывания военного конфликта;

- усиление активности вооруженных сил вблизи границ другого государства и т.д.28. 

2.2 Факторы, влияющие на степень военной опасности и характер военных угроз для Российской Федерации 

Ключевым  вопросом для определения военной  опасности, существующих и прогнозируемых угроз для национальной и военной безопасности Российской Федерации является проблема формулирования национальных интересов государства. Современная система национальных интересов страны достаточно емко отражена в Концепции национальной безопасности29. Под ними понимается совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Интересы  эти носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы в военной сфере заключаются в защите независимости России, ее суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России, ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Существует  ряд факторов, повышающих уровень  военной опасности для Российской Федерации30. Прежде всего, это:

- переход  НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН. Возведенный в ранг стратегической доктрины, он чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире;

- увеличивающийся  технологический отрыв ряда ведущих  держав и наращивание их возможностей  по созданию вооружений и военной  техники нового поколения. Такая  ситуация может подтолкнуть их  к качественно новому этапу гонки вооружений;

- активизация  деятельности на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций;- затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы31.

Как результат - критически низкий уровень оперативной  и боевой подготовки Вооруженных  Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, недопустимое снижение обеспеченности войск (сил) современным  вооружением, военной и специальной  техникой, крайняя острота социальных проблем. Это в свою очередь ведет к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.32

Для анализа  того, как будет складываться военно-политическая обстановка, в которой России придется существовать в качестве субъекта мировой политики, следует учитывать, в том числе ее геополитическое положение. А оно уникально. Россия находится в центральной части Евразии уже в силу этого может активно влиять на глобальные политические процессы и жизнь планеты в целом33. По своему положению в мире Россия была, есть и будет объектом глобальных, региональных и локальных угроз и вызовов различного характера. На глобальном уровне - Россия, даже в сегодняшнем непростом экономическом состоянии.

- слишком  значимый и важный субъект  мировой политики, держава, несущая огромную ответственность за судьбы мира, а региональном уровне она - естественный центр силы для стран в постсоветском пространстве, влиятельный арбитр в международных делах.

Решение вопроса об основном источнике и  характере военной опасности для России в ближайшей и долгосрочной перспективе существенным образом будет определяться деятельностью США по проецированию военной силы исходя из своего понимания национальных ценностей и интересов34.

2.3 Существующие и прогнозируемые угрозы военной безопасности Российской Федерации 

Наибольшую  опасность для России будет представлять Североатлантический союз и его  вооруженные силы. Мероприятия военно-политического  руководства блока будут по-прежнему направлены на превращение альянса  в единственную организацию, способную диктовать свои военно-политические и экономические требования не только в Европе, но и за ее пределами. При этом наряду с повышением политической активности, руководство блока значительное внимание будет уделять укреплению военной составляющей альянса35. С присоединением к НАТО стран - кандидатов второй и третьей очереди боевой потенциал НАТО может возрасти почти в 1,5 раза. Поэтому дальнейшая реализация планов продвижения НАТО на восток, при определенных условиях, будет означать для России значительное повышение уровня потенциальной военной опасности. Расширение НАТО имеет много векторную направленность. Во-первых, включение новых стран в НАТО увеличивает возможности США и других ведущих держав альянса оказывать политическое и военное давление на Россию с южного, юго-западного, западного и северо-западного направлений. Это давление может рассматриваться как попытка шантажа, осуществляемого без непосредственного применения военной силы в целях достижения разнообразных интересов: начиная от субъективно трактуемых гуманитарных вопросов и заканчивая территориальными уступками.

По-видимому, высшее руководство НАТО не рассматривает  возможность ядерной или обычной  войны против России в качестве реалистического  сценария. Такая угроза не может считаться реалистичной до тех пор, пока есть возможность использовать ядерное оружие в ответ на применение военной силы со стороны Североатлантического альянса. Поэтому угрозу безопасности России, вызванную расширением НАТО не следует рассматривать буквально как подготовку войне36. Во-вторых, расширение НАТО представляет для России угрозу военно-стратегического характера. В результате дальнейшего расширения НАТО происходит утрата Россией стратегического предполья, что коренным образом меняет подход к обороне страны. В этом же контексте необходимо рассматривать отработку военным комитетом НАТО документов, предусматривающих возможность использования силы в постсоветском пространстве37.

Ситуация  может стать еще более опасной  в случае размещения на территории стран Восточной Европы и Балтии группировок войск (сил) альянса, в том числе ядерных. В результате практического осуществления подобных планов значительно сократится время стратегического предупреждения, что существенно ограничит возможности по принятию адекватных мер в случае внезапной агрессии. В-третьих, в настоящее время расширение альянса и другие его различные акции представляют собой не только экспансию политическую, экономическую, военную, но и экспансию культурно-цивилизационную, направленную на ликвидацию историко-культурной идентичности России. Сохранение большого количества (в общей сложности порядка 140) очагов этнотерриториальных конфликтов на постсоветском пространстве, которые, по оценкам экспертов, вряд ли будут урегулированы в ближайшем будущем, также представляет опасность для национальной безопасности России38. Не следует забывать, что сегодня из 83 субъектов Российской Федерации 45 (51%) являются приграничными. Они занимают 76,6% территории. Там проживает более 40% населения России39.

Возможными  военно-политическими целями военных  конфликтов, развязанных против России, могут быть: разрешение спорных проблем  в пользу ведущих стран Запада и их союзников; максимальное ослабление военного потенциала России и дружественных  стран СНГ и подрыв их международного авторитета как государств, способных влиять на развитие ситуации в регионе и мире, а также решительно отстаивать свои жизненно важные интересы40. Зонами наибольшей потенциальной опасности могут стать приграничные районы со Скандинавскими странами, странами Балтии, Калининградская область, причерноморский регион на Западе, кавказский регион на Юго-западе. Военно-политические конфликты между сопредельными государствами в самой Центральной и Восточной Европе могут и не оказать прямого влияния на военную безопасность России, однако в определенной степени способны затронуть ее политические и экономические интересы. Стремление большинства государств на Юге решать спорные проблемы и утверждать свои позиции в регионе преимущественно силовыми методами стимулирует наращивание технической оснащенности их вооруженных сил как за счет увеличения объемов внешних военных закупок, так и путем расширения собственного военного производства.

Сохранится  тенденция ряда ведущих стран  к обладанию оружием массового поражения и средствами его доставки (Ирак, Иран, Израиль). Более того, Пакистан официально заявил, что обладает ядерным потенциалом. Наиболее опасным является продолжающееся распространение ракетно-ядерной и химической технологий (Израиль. Ливия, Ирак, Иран, Пакистан) и увеличение в регионе запасов современных наступательных вооружений41. Источниками вооруженных конфликтов в Центрально-Азиатском стратегическом районе могут стать перерастание локальных военных конфликтов в региональные (широкомасштабные) войны с вовлечением в них стран СНГ, Турции и вооруженных группировок отдельных военно-политических партий и движений Афганистана, сохранение стремления ряда ведущих стран региона к обладанию оружием массового поражения и средствами его доставки, а также массовая миграция населения. Нельзя не сказать о значении религиозного фактора для стран Юга.

Информация о работе Военная безопасность РФ