Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:23, реферат
Происходящие сегодня в мире кардинальные изменения в геополитической, социально-экономической, духовно-нравственной сферах сделали проблему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации особенно острой. Мир не стал более безопасным и потенциал военной силы по-прежнему рассматривается как наиболее действенный фактор мировой политики. Потенциальная военная опасность и реальные военные угрозы для России имеют чрезвычайно разнообразные формы. Последние годы ознаменовались изменением взглядов политического руководства страны.
Введение 3
Глава I. Определение понятия «безопасность». Понятие военной безопасности 4
1.1 Содержание понятия «военная безопасность» и основные характеристики 4
1.2 Факторы, формирующие военную безопасность 6
1.3 Критерии состояния военной безопасности 9
Глава II. Основные угрозы военной безопасности РФ 13
2.1 Военная опасность и военные угрозы. Источники и характерные признаки 13
2.2 Факторы, влияющие на степень военной опасности и характер военных угроз для Российской Федерации 14
2.3 Существующие и прогнозируемые угрозы военной безопасности Российской Федерации 16
Глава Ш. Система военной безопасности Российской Федерации 21
3.1 Анализ состояния системы военной безопасности 21
3.2 Элементы системы военной безопасности и их назначение 25
Заключение 29
Список литературы 31
Объектами военной безопасности являются личность, общество и государство. При этом в отличие от национальной безопасности, где приоритеты могут варьироваться, сохраняя временную устойчивость, в рамках военной безопасности основным объектом всегда остается государство. Это обусловлено доминированием внешней составляющей системы военной безопасности над внутренней. Любой внутренний вооруженный конфликт угрожает суверенитету, территориальной целостности, политической и экономической независимости, конституционному строю государства.
Одновременно государство является субъектом военной безопасности, так как только на него возложены функции управления и защиты23.
2.1
Военная опасность и военные угрозы. Источники
и характерные признаки
Военная опасность - состояние, характеризующееся существованием потенциальной возможности применения военной силы против государства для достижения политических и иных целей каким-либо субъектом военно-политических отношений. Отличие военной угрозы состоит в том, что она указывает не на потенциальную возможность, а на реально обозначившееся намерение одной из сторон применить военную силу. Военная угроза представляет собой более высокую степень напряженности, которая характеризуется открытым противостоянием сторон, их намерениями разрешить существующие противоречия военно-силовыми методами. Военная опасность не обязательно связана с началом военных приготовлений противоположной стороны. Ее источники, как правило, скрыты от поверхностного взгляда людей24. Ими могут быть самые различные явления и процессы общественной жизни:
- пересечение
политических интересов людей,
социальных групп, классов,
Поскольку военная опасность предполагает возможность применения военной силы для решения возникающих противоречий и этим она отличается от других видов опасности государству, стране, главным ее признаком является наличие связи рассматриваемого явления с военно-силовыми методами разрешения возникающих противоречий. Характерными признаками военной опасности для страны можно считать:
- наличие
острых противоречий, разрешение которых
возможно лишь с применением военной силы;-
наличие у одной из сторон достаточного
количества военных сил и средств для
разрешения противоречия в свою пользу
или способность государства создать такие силы в
Источники военной угрозы проявляются, как правило, в области военно-политических отношений. Их признаки обнаруживаются в конкретных военно-дипломатических и военно-экономических акциях сторон, в действиях войск (сил), активизации информационно-психологического противоборства и диверсионно-разведывательной деятельности государств27. Такими признаками являются:
- резкое
обострение противоречий и вступление
их в завершающую стадию подготовки к
использованию силы (исчерпаны последние
политические средства для разрешения
- создание противостоящей стороной необходимых группировок вооруженных сил и других военных формирований и средств, способных к выполнению задач;
- решимость политического
- организация
широкой поддержки массами избранного
руководством курса на силовое разрешение
- резкая активизация психологической и информационной борьбы;- дипломатические демарши, ужесточение военно-экономической блокады;
- проведение мобилизации (полной или частичной) в стране;
- наличие благоприятной военно-политической обстановки для развязывания военного конфликта;
- усиление
активности вооруженных сил вблизи границ
другого государства и т.д.28.
2.2
Факторы, влияющие на степень военной
опасности и характер военных угроз для
Российской Федерации
Ключевым вопросом для определения военной опасности, существующих и прогнозируемых угроз для национальной и военной безопасности Российской Федерации является проблема формулирования национальных интересов государства. Современная система национальных интересов страны достаточно емко отражена в Концепции национальной безопасности29. Под ними понимается совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.
Интересы эти носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы в военной сфере заключаются в защите независимости России, ее суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России, ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.
Существует
ряд факторов, повышающих уровень
военной опасности для
- переход
НАТО к практике силовых (
- увеличивающийся
технологический отрыв ряда
- активизация деятельности на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций;- затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы31.
Как результат - критически низкий уровень оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, недопустимое снижение обеспеченности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, крайняя острота социальных проблем. Это в свою очередь ведет к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.32
Для анализа
того, как будет складываться военно-политическая
обстановка, в которой России придется
существовать в качестве субъекта мировой
политики, следует учитывать, в том числе
ее геополитическое положение. А оно уникально.
Россия находится в центральной части
Евразии уже в силу этого может активно
влиять на глобальные политические процессы и жизнь планеты в
- слишком значимый и важный субъект мировой политики, держава, несущая огромную ответственность за судьбы мира, а региональном уровне она - естественный центр силы для стран в постсоветском пространстве, влиятельный арбитр в международных делах.
Решение вопроса об основном источнике и характере военной опасности для России в ближайшей и долгосрочной перспективе существенным образом будет определяться деятельностью США по проецированию военной силы исходя из своего понимания национальных ценностей и интересов34.
2.3
Существующие и прогнозируемые угрозы
военной безопасности Российской Федерации
Наибольшую
опасность для России будет представлять
Североатлантический союз и его
вооруженные силы. Мероприятия военно-
По-видимому,
высшее руководство НАТО не рассматривает
возможность ядерной или
Ситуация
может стать еще более опасной
в случае размещения на территории
стран Восточной Европы и Балтии группировок
войск (сил) альянса, в том числе ядерных.
В результате практического осуществления
подобных планов значительно сократится
время стратегического предупреждения,
что существенно ограничит возможности
по принятию адекватных мер в случае
Возможными военно-политическими целями военных конфликтов, развязанных против России, могут быть: разрешение спорных проблем в пользу ведущих стран Запада и их союзников; максимальное ослабление военного потенциала России и дружественных стран СНГ и подрыв их международного авторитета как государств, способных влиять на развитие ситуации в регионе и мире, а также решительно отстаивать свои жизненно важные интересы40. Зонами наибольшей потенциальной опасности могут стать приграничные районы со Скандинавскими странами, странами Балтии, Калининградская область, причерноморский регион на Западе, кавказский регион на Юго-западе. Военно-политические конфликты между сопредельными государствами в самой Центральной и Восточной Европе могут и не оказать прямого влияния на военную безопасность России, однако в определенной степени способны затронуть ее политические и экономические интересы. Стремление большинства государств на Юге решать спорные проблемы и утверждать свои позиции в регионе преимущественно силовыми методами стимулирует наращивание технической оснащенности их вооруженных сил как за счет увеличения объемов внешних военных закупок, так и путем расширения собственного военного производства.
Сохранится тенденция ряда ведущих стран к обладанию оружием массового поражения и средствами его доставки (Ирак, Иран, Израиль). Более того, Пакистан официально заявил, что обладает ядерным потенциалом. Наиболее опасным является продолжающееся распространение ракетно-ядерной и химической технологий (Израиль. Ливия, Ирак, Иран, Пакистан) и увеличение в регионе запасов современных наступательных вооружений41. Источниками вооруженных конфликтов в Центрально-Азиатском стратегическом районе могут стать перерастание локальных военных конфликтов в региональные (широкомасштабные) войны с вовлечением в них стран СНГ, Турции и вооруженных группировок отдельных военно-политических партий и движений Афганистана, сохранение стремления ряда ведущих стран региона к обладанию оружием массового поражения и средствами его доставки, а также массовая миграция населения. Нельзя не сказать о значении религиозного фактора для стран Юга.