Военная безопасность РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:23, реферат

Описание работы

Происходящие сегодня в мире кардинальные изменения в геополитической, социально-экономической, духовно-нравственной сферах сделали проблему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации особенно острой. Мир не стал более безопасным и потенциал военной силы по-прежнему рассматривается как наиболее действенный фактор мировой политики. Потенциальная военная опасность и реальные военные угрозы для России имеют чрезвычайно разнообразные формы. Последние годы ознаменовались изменением взглядов политического руководства страны.

Содержание

Введение 3
Глава I. Определение понятия «безопасность». Понятие военной безопасности 4
1.1 Содержание понятия «военная безопасность» и основные характеристики 4
1.2 Факторы, формирующие военную безопасность 6
1.3 Критерии состояния военной безопасности 9
Глава II. Основные угрозы военной безопасности РФ 13
2.1 Военная опасность и военные угрозы. Источники и характерные признаки 13
2.2 Факторы, влияющие на степень военной опасности и характер военных угроз для Российской Федерации 14
2.3 Существующие и прогнозируемые угрозы военной безопасности Российской Федерации 16
Глава Ш. Система военной безопасности Российской Федерации 21
3.1 Анализ состояния системы военной безопасности 21
3.2 Элементы системы военной безопасности и их назначение 25
Заключение 29
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

военная.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

В то же время сохраняют свою актуальность факторы глобального характера. Например, наиболее вероятными объектами  силового воздействия в процессе передела мира являются государства, находящиеся  на геополитических границах. Это  в полной мере относится и к государствам Центральной Евразии. В рамках концепции «агрессивного миротворчества» они могут подвергнуться «гуманитарной интервенции», то есть вторжению с использованием военной силы, если США и государства НАТО, опять же в одностороннем порядке, посчитают, что здесь происходят массовые нарушения прав человека.

Другой  пример, процесс роста вооружений не обошел стороной и государства  нашего региона. Надо иметь в виду, что военное превосходство может  стать решающим аргументом в разрешении возникающих межгосударственных противоречий, особенно в области распределения ресурсов.

Кроме того, на региональном уровне особую остроту  приобретают факторы транснационального характера. Например, усиление контрабанды  наркотиков после завершения активной фазы «антитеррористической» операции в Афганистане способствовало, помимо внутренних факторов, росту вовлеченности в незаконный оборот наркотиков населения государств Центральной Евразии. Это создает условия для криминализации общественных отношений и их развитию по афганскому варианту - междоусобной войне на клановой и этнической основе11.

На национальном или государственном уровне состояние  военной безопасности имеет внешний  и внутренний аспекты. Первый обусловлен военно-политической обстановкой, соотношением сил и средств конфликтующих сторон, наличием или отсутствием надежных союзников, участием государства в региональной и глобальной безопасности и другими факторами. Второй - экономическим, демографическим и военным потенциалом, уровнем политической и социально-экономической стабильности, результативностью проводимой военной политики, способностью государства использовать невоенные средства предотвращения военного конфликта и т.п12.

Возрастание роли военной силы в международных  отношениях требует особого внимания к факторам, влияющим на состояние военной безопасности, которые непосредственно касаются военной организации государства. Среди них выделяются:

- состояние  системы управления, ее соответствие  целям и задачам вооруженной  борьбы, способность бесперебойно функционировать в любых условиях обстановки;

- соответствие  военной стратегии и тактики  ведения боевых действий целям  и задачам обеспечения военной  безопасности в зависимости от  предполагаемого характера военных  конфликтов, экономических, демографических, сугубо военных и иных возможностей государства;

- соответствие  организационно-штатной структуры  войск целям и задачам вооруженной  борьбы в зависимости от предполагаемого  характера военных конфликтов, особенностей  ведения боевых действий предполагаемым противником, театра военных действий;

- наличие  и состояние резервов необходимых  для ведения боевых действий  в зависимости от предполагаемого  характера военных конфликтов, их  интенсивности и длительности;

- наличие  и состояние средств вооруженной  борьбы, соответствие их возможностей целям и задачам эффективного противодействия средствам вооруженной борьбы предполагаемого противника;

- уровень  подготовки органов управления, войск и военно-обученных резервов  к выполнению задач по предназначению;

- уровень готовности театра военных действий в соответствие с целями и задачами вооруженной борьбы;

- уровень  научного обеспечения вооруженной  защиты в соответствие с тенденциями  развития средств вооруженной  борьбы и практики их применения, военной стратегии и тактики действий предполагаемого противника;

- финансово-экономическое  обеспечение военной организации  государства.

Перечисленные факторы в большинстве своем  имеют переменную величину и направленность. В своем негативном выражении  они являются источником военных угроз национальной безопасности. Но реальными угрозами, способными привести к военному конфликту, они становятся в совокупности и во взаимосвязи между собой в конкретной военно-политической обстановке.

Способность государства обеспечить приемлемый уровень военной безопасности во многом зависит от того, насколько своевременно будут определены и зафиксированы военные угрозы национальной безопасности. Выявление угроз на стадии их зарождения позволяет вовремя предпринять соответствующие меры и действия, направленные не только на срыв замыслов вероятного агрессора и нанесение ему ответного удара (отражение агрессии). Главное - остается возможность устранения предпосылок для возникновения военного конфликта путем разрешения возникших противоречий политико-дипломатическими и другими мирными средствами (предупреждение военного конфликта)13. 

1.3 Критерии состояния военной безопасности 

Достижение  высокой эффективности системы  военной безопасности требует, организации  систематического мониторинга ситуации. Во-вторых, для оценки уровня военных угроз и возможности государства противодействовать им необходима соответствующая методика, а также система количественных и качественных параметров, характеризующих способность государства обеспечить национальную безопасность с помощью военной силы, а также достигнутый уровень военной безопасности.

В современных  публикациях для оценки состояния  военной безопасности иногда используются статистические данные, включающие:

1. сведения  о военном бюджете и его  структуре:

- военный  бюджет, % от ВВП;

- структура  военного бюджета, % от военного  бюджета на боевую подготовку, закупку и эксплуатацию вооружения  и военной техники, материально-техническое  обеспечение войск, НИОКР, строительство  объектов военной инфраструктуры  и другие цели;

- доля военного бюджета, предназначенная на техническое оснащение ВС, в %;

- количество  ассигнований на техническое  оснащение войск, на одного  военнослужащего14.

2. социально-экономических  показатели:

- военный  бюджет, % от совокупных расходов  на образование и медицину;

- военный  бюджет в отношении к расходам  на социальные цели, в %;

- военный  бюджет на душу населения, в  %;

- величина  денежного содержания личного  состава, в % от средней заработной  платы;

- численность  вооруженных сил, на 1000 человек;

- численность вооруженных сил, на 1 учителя и на 1 врача;

- уровень  доверия общества к армии, в  %15;

3. экспорт  вооружений, в % от всего экспорта  и др.

В военной  сфере применяются количественные показатели, характеризующие состояние  военной организации государства:

- укомплектованность личным составом, в %;

- уровень  освоения личным составом учебно-боевых  программ, в %;

- доля  новейших образцов оружия и  боевой техники, в %;

- темпы  замены вооружения и военной  техники новейшими образцами,  в % в год от числа устаревших  образцов;

- темпы  обновления вооружения и военной  техники, в % в год от общей  численности;

- финансовое, продовольственное, вещевое и  др. обеспечение, в % от потребности;

- доля  ВПК в промышленном производстве, в %;

- доля  инновационной продукции в общем  объеме военной продукции, в %;

- соотношение  военных потенциалов сопредельных (противоборствующих) государств и  др.16.

Кроме того, для оценки состояния вооруженных  сил используются критические показатели состояния вооруженных сил, превышение которых приводит к нарушению устойчивости и эффективности системы обеспечения военной безопасности.

Российские  специалисты в качестве критериев  могущества государства используют основные показатели способности государства  к развитию:

1. Людской  потенциал.

2. Территория  и природные ресурсы.

3. Военная  сила.

4. Морально-политическое  единство.

5. Национальное  богатство.

6. Уровень  научно-технического развития.

7. Доля  участия в международном разделении  труда.

8. Культурное  наследие и достигнутый уровень  культуры.

9. Уровень  демократии и личных свобод.

10. Качество  жизни населения17.

В военной  теории и практике применяется понятие  военная мощь - совокупность материальных и духовных сил государства, а  также его способности мобилизовать эти силы для достижения целей  войны или решения других задач. Военная мощь представляет собой реализованную часть военного потенциала с учетом экономической, политической, морально-психологической и иных не военных элементов и определяется экономическими, научно-техническими, социальными и иными возможностями государства, а также морально-политическим состоянием населения.

Как видно  из приведенных примеров, общепринятой (универсальной) методики, а также  системы количественных и качественных параметров, характеризующих достигнутый  уровень военной безопасности или способность государства обеспечить национальную безопасность с помощью военной силы, нет.

Исторически военная безопасность отождествлялась  с национальной (государственной) безопасностью, как защищенность от вооруженного нападения  извне18.

В ходе исторического развития понятие «национальная безопасность» обрело политический, экономический и социальный компоненты. Обострение глобальных проблем придало понятию экологическое, демографическое, энергетическое, продовольственное и другие измерения.

В этих условиях военный компонент утратил свою главенствующую роль в системе национальной безопасности. В качестве средств реализации национальных интересов стал применяться политический, дипломатический, информационный и, особенно, экономический прессинг.

Вместе с тем, анализ геополитической обстановки показывает, что мирные средства не всегда гарантируют предотвращение военных конфликтов. Обеспечить национальную безопасность только за их счет в складывающейся ситуации невозможно. Поэтому военная сила и дальше будет оставаться одним из важных факторов обеспечения национальной безопасности19.

Таким образом, военная безопасность является важной составной частью национальной безопасности. Ее специфической особенностью является то, что для достижения поставленных целей система военной безопасности предусматривает применение средств вооруженного насилия.

Исходя  из вышесказанного, понятие «военная безопасность» отражает и конкретизирует военную или силовую составляющую понятия «национальная безопасность».

Система военной безопасности также как и система национальной безопасности содержит внешнюю и внутреннюю составляющие20.

Внешняя составляющая характеризуется способностью государства надежно противодействовать внешним военным угрозам совокупностью  политических, дипломатических, идеологических, информационных собственно военных, и иных сил и средств, а также наличием военного потенциала, достаточного для удержания потенциального противника от развязывания войны или нанесения ему неприемлемого ущерба в случае агрессии с его стороны21.

Внутренняя  составляющая имеет два аспекта. С одной стороны - это система  мер по обеспечению и поддержанию  готовности личности, общества и государства  к предупреждению и парированию  военных угроз путем создания и стабильного функционирования военной организации, осуществления мобилизационной подготовки экономики и подготовки населения страны. С другой - способность не допустить развязывания военных конфликтов и пресекать внутри государства любые попытки организованных действий деструктивных сил с использованием средств вооруженного насилия22.

Информация о работе Военная безопасность РФ