“Стресс” и его виды в конфликтной ситуации

Дата добавления: 30 Ноября 2011 в 11:44
Автор: n********@yandex.ru
Тип работы: контрольная работа
Скачать полностью (26.78 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Стресс.docx

  —  29.22 Кб

“Стресс”  и его виды в  конфликтной ситуации

         Стресс (от англ. Stress - «давление, напряжение») - состояние индивида, которое возникает как ответ на различные экстремальные виды воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физические или психологические функции человека.

       Участие в конфликтных ситуациях часто сопровождается усилением стрессового состояния человека. Конфликт представляет собой сложные отношения между оппонентами, отмеченные сильными эмоциональными переживаниями. Участие в конфликте предполагает затраты эмоций, нервов, сил, а это может привести к разовому или хроническому стрессу. Вместе с тем неадекватное восприятие ситуации, которая происходит через стрессовое состояние одного из ее участников, довольно часто приводит к конфликтам.

       Стресс, так же, как и конфликт, тесно связан с потребностями человека, невозможностью реализовать их, а это приводит к многократному усилению действия психологических механизмов защиты, физиологических возможностей.

       Человек в состоянии стресса способен на невероятные (по сравнению со спокойным состоянием) поступки: в момент стресса в кровь выбрасывается большое количество адреналина, мобилизуются все резервы организма и возможности человека резко растут, но только на определенное время. Продолжительность этого периода и последствия для организма у каждого человека свои. В целом считается, что небольшой и непродолжительный стресс может быть даже полезным для выполнения работы и безвредный для человека, а длительный и значительный - может привести к разным нежелательным последствиям. По данным исследований физиологов, если стресс длится месяц, год и уже стал причиной какого-либо заболевания, вернуть физиологические функции организма в норме практически невозможно.

     Существует достаточно большое количество разновидностей стрессов.

     Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или такой, что существует длительное время) значительной физической и моральной нагрузки на человека (длительный поиск работы, постоянный успех, выяснение отношений), в результате которой его нервно-психологическое или физиологическое состояние является чрезвычайно напряженным.

     Острый стресс - состояние человека после события или явления, в результате которого он потерял психологическое равновесие (конфликт с начальником, ссоры с близкими людьми).

     Физиологический стресс возникает от физической перегрузки организма и (или) воздействия на него вредных факторов окружающей среды (высокая или заниженная температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума).

     Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности из целого ряда причин: оскорбленное самолюбие, образы, работы, не соответствующей квалификации. Кроме того, такой стресс может быть результатом психологической перегрузки лица: выполнение слишком большого объема работ и ответственности за качество сложной и длительной работы. Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

     Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или от информационного вакуума.[5]

     Кроме того, на сегодня выделяют так называемый «менеджерский тип стресса», обусловлен многими факторами, связанными с деятельностью менеджеров и их взаимоотношениями с людьми в условиях сложных рыночных отношений, когда динамически изменяется окружающая среда и конъюнктура рынка, усиливается конкурентная борьба, и поэтому необходимо принимать оперативные адекватные управленческие решения для обеспечения устойчивого развития предприятия и его конкурентоспособности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Каковы  способы предупреждения и управления стрессом

     Понимание природы стресса говорит о  том, что стремление избежать стрессов вообще – неверная стратегия поведения. И дело не только в том, что это  практически невозможно. Гораздо  важнее то, что в фазе сопротивления  источнику стресса организм человека гораздо устойчивее к неблагоприятным внешним воздействиям, чем в состоянии полного покоя и расслабленности. Поэтому можно сказать с полной уверенностью следующее:

  • Не убегайте от стресса! Прислушайтесь к мнению Г. Селье, считающего, что стресс – это «аромат и вкус жизни»;
  • Главный барьер следует ставить на пути превращения стресса в дистресс;
  • Признание неотвратимости и функциональной полезности стрессов не означает, что их надо искать или специально создавать. Об этом позаботится сама жизнь;
  • Помогать своему организму справляться со стрессовыми ситуациями нужно «с умом», с опорой на понимание природы стресса как всплеска гормональной активности, который в принципе поддается нейтрализации;
  • Стрессы, как и болезни, бывает легче предотвратить, чем впоследствии заниматься лечением их последствий.[1]

     Значительную  часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При  этом в любом случае оказывается  затронутой «вертикаль» деловых  отношений: руководитель – подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между  собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешаться. Поэтому, чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям.

  • Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий – важное условие профилактики стрессов среди подчиненных;
  • Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид;
  • Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа;
  • Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным. (По данным одного из американских исследований, сотрудники, испытывающие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечал.);
  • Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников;
  • При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества;
  • Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения;
  • Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного;
  • Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики;
  • Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.[4]

     Выполнение  руководителями этих несложных в  принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.

     Одновременно  в тех же целях шаг навстречу  начальникам предлагается сделать и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают примерно такой перечень методов минимизации стрессов.

  • Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров (т.е. для начала выясните, есть ли за что бороться).
  • Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся – вы просо хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.
  • Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим руководителем. Оцените масштаб его проблем и помогите ему разобраться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи», но не всегда в состоянии ее наладить.
  • Если вы чувствуете, что объем получаемой вами работы явно превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать «нет». Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа. Но не «захлопывайте двери»: объясните, что вы совсем не против новых заданий… если только вам позволят освободиться от части старых.
  • Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности определенности в сути поручаемых вам заданий.
  • Если возникает производственный «конфликт ролей», т.е. заведомая противоречивость предъявляемых требований (вам, к примеру, поручили составить важный отчет, но и не сняли обязанности отвечать на беспрестанные телефонные звонки клиентов), не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или иного задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.
  • При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10-15-минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.
  • Полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. При анализе их причин лучше сравнивать себя не с канатоходцем, не имеющим права на ошибку, а с футбольным форвардом, у которого из десятков попыток обыграть защитников удачными оказываются от силы одна-две, но и такого их числа порой бывает достаточно. Набираться опята на собственных ошибках – ваше естественное право (хоть и не записанное в конституции).
  • Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно-приемлемых формах. Социально-одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Находясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломайте пару карандашей или начните рвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любой организации в немалом количестве. Дождитесь, наконец, вечера или выходных и дайте себе любую физическую нагрузку – лучше такую, где надо по чему-нибудь бить (футбол, волейбол, теннис, на худой конец и выбивание ковров подойдет).
  • Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.

     Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрессов и управлению ими в рабочих  группах поневоле носят достаточно общий характер. Конкретная же стрессовая ситуация всегда уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, наша восприимчивость к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, т.е. от того, насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы – это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями.

     Таким образом, один из ключей к успеху в  преодолении стрессов заключен в  общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые  ценности и учитывающей особенности  его личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Соотнести понятия и их определения

          Аффект – это кратковременная,  бурно протекающая эмоциональная  реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.

     Начало  состояния аффекта сопровождается изменениями со стороны вегетативных реакций (изменение пульса и дыхания, спазм периферических кровеносных сосудов, появление «холодного пота» и др.), резко выраженными изменениями в произвольно-двигательной сфере (торможение, возбуждение или перевозбуждение, нарушение координации движений).

     Сильный аффект обычно нарушает нормальное течение  высших психических процессов — восприятия и мышления, иногда вызывает сужение сознания или его помрачение.

     Аффект, как одна из психических функций  — эмоциональная (субъективная для данного индивидуума) оценка систематизированной в результате мышления информации.

     Аффект  может быть «сниженным» (негативным, отрицательным) или «повышенным» (позитивным, положительным). Если снижение аффекта  неадекватно ситуации, или не связано  с ситуацией вообще, то такое снижение аффекта называют депрессия. Если же наоборот, аффект повышен неадекватно ситуации, или же его повышение вообще не связано с оценкой ситуации, то такое повышение аффекта называют мания. Иногда употребляется также термин «гипомания», который означает то же самое, что и мания, но только степень повышенного аффекта в этом случае не велика и не сопровождается нарушениями мышления.

Страницы:12следующая →
Описание работы
Стресс (от англ. Stress - «давление, напряжение») - состояние индивида, которое возникает как ответ на различные экстремальные виды воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физические или психологические функции человека.
Участие в конфликтных ситуациях часто сопровождается усилением стрессового состояния человека. Конфликт представляет собой сложные отношения между оппонентами, отмеченные сильными эмоциональными переживаниями. Участие в конфликте предполагает затраты эмоций, нервов, сил, а это может привести к разовому или хроническому стрессу. Вместе с тем неадекватное восприятие ситуации, которая происходит через стрессовое состояние одного из ее участников, довольно часто приводит к конфликтам.
Стресс, так же, как и конфликт, тесно связан с потребностями человека, невозможностью реализовать их, а это приводит к многократному усилению действия психологических механизмов защиты, физиологических возможностей.
Содержание
.“Стресс” и его виды в конфликтной ситуации..…………………………...3
2.Каковы способы предупреждения и управления стрессом…………….....6
3.Соотнести понятия и их определения: аффект, стресс, фрустрация, депрессия………………………………………………………………………11
4.Список литературы………………………………………………………….13