Виды владения и пользования землей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:12, контрольная работа

Описание работы

Действующее российское законодательство не рассматривает право собственности на землю единственным видом законного владения и пользования земельными участками. ГК РФ признает наряду с правом собственности иные юридические титулы на землю:
право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
право пожизненного наследуемого владения земельными участками;
аренду земельных участков;
сервитуты;

Содержание

Введение...........................................................................................................................3
Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками........4
Право пожизненного наследуемого владения земельными участками...........6
Аренда земельных участков................................................................................7
Право ограниченного пользования земельным участком (сервитут)............11
Право безвозмездного срочного пользования земельными участками.........17
Заключение....................................................................................................................19
Приложение...................................................................................................................20
Список используемой литературы..............................................

Работа содержит 1 файл

зем право.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду  отпадения оснований, по которым  он был установлен. Когда земельный  участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Публичный сервитут устанавливается  законом или иным нормативным  правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.

Публичные сервитуты могут устанавливаться для:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона скота через земельный участок;
  • сенокоса или пастбища скота на земельном участке в сроки, продолжительность которых соответствует условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
  • использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; 
    свободного доступа к прибрежной полосе.

В комментариях к законодательству есть высказывания, что в ЗК РФ (п. 3 ст. 22) установлен исчерпывающий перечень потребностей, для реализации которых могут устанавливаться публичные сервитуты. С этим согласиться нельзя, действующее федеральное законодательство предусматривает возможность установления публичных сервитутов в других случаях:

в целях забора воды (без применения сооружений и технических средств), водопоя и прогона скота, использования  водных объектов в качестве путей  для маломерных плавательных средств;

для свободного пребывания граждан  в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах ;

установление публичных сервитутов в области градостроительства определяется государственными или общественными  интересами;

на земельных участках, через  которые осуществляется проход (проезд) к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть.

Установление публичного сервитута  осуществляется с учетом результатов  общественных слушаний. Проведение общественных слушаний по вопросам установления публичных  сервитутов основано на закрепленном в ЗК РФ принципе участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся прав на землю (п. 1 ст. 1). Порядок проведения таких слушаний ЗК РФ не регулирует. Представляется, что порядок, процедура слушаний и определение их результатов должны устанавливаться, исходя из предписаний ФЗ от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях". Согласно этому Федеральному закону граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов (ст. 3). Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право: проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, вносить предложения в органы государственной власти (ст. 27).

Отличительной чертой публичного сервитута  является отсутствие конкретного управомоченного  субъекта, в пользу которого устанавливается  сервитут. В связи с этим в юридической литературе неоднократно высказывалось мнение, что такие сервитуты не являются ограниченными вещными правами в собственном смысле слова, поскольку не устанавливают права на чужую вещь, а являются ограничениями права собственности, определяют "пределы прав публичных и частных собственников соответствующих недвижимостей". Кроме того, из анализа Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219, можно сделать вывод о том, что поскольку круг правообладателей публичного сервитута не определен, то он регистрируется не как ограниченное вещное право, а как ограничение права собственности на объект недвижимого имущества.

Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Необходимым условием его установления является отсутствие возможности обеспечения потребностей заинтересованных лиц каким-либо иным способом помимо сервитута. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, сохраняет права владения, пользования и распоряжения этим участком (п. 2 ст. 274 ГК РФ). Одновременно установлена гарантия прав лиц, в интересах которых установлен сервитут. Закон закрепляет в отношении сервитутов такой признак, характерный для вещных прав, как право следования (п. 1 ст. 275 ГК РФ). Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.

На собственника земельного участка, обремененного сервитутом, возлагается пассивная обязанность - не препятствовать действиям обладателя сервитута, однако принудить собственника к осуществлению каких-либо положительных действий нельзя.

Сервитут может быть срочным  или постоянным.

Собственник земельного участка, обремененного  сервитутом, вправе требовать соразмерную  плату от лиц, в интересах которых  установлен сервитут, если иное не предусмотрено  федеральными законами. Такая плата  представляется справедливой компенсацией за неудобства, которые известным образом ограничивают пределы собственника по использованию своего земельного участка. Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков. Когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

Сервитуты подлежат государственной  регистрации в соответствии с  ФЗ от 21 июля 1997 г. "О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним". Сервитут вступает в силу после его регистрации  в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если сервитут относится к части земельного участка, к документам, в которых указывается содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный организацией по учету соответствующего объекта недвижимости план, на котором отмечена сфера действия сервитута. Если сервитут обременяет весь земельный участок, предоставление плана земельного участка не требуется. В документах об установлении сервитута должно быть указано его наименование и содержание (например, частный постоянный сервитут, устанавливающий право проезда через земельный участок), площадь участка, которая предоставляется в ограниченное пользование, кадастровый номер участка, на котором устанавливается сервитут, дата начала отношений, срок, на который установлен сервитут, плата за пользование (если она установлена).

Документы, представленные на регистрацию, заверяются собственниками земельного участка. С заявлением в регистрирующий орган может обратиться либо собственник  обремененного земельного участка, либо лицо, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у него соглашения о сервитуте.

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением  публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

Под сервитутом понимается ограниченное вещное право на недвижимое имущество, не соединенное с владением им, а заключающееся в праве одного лица пользоваться какой-либо одной или несколькими полезными сторонами вещи, принадлежащей другому лицу. Такие сервитуты в теории права иногда называются положительными.

В законодательстве зарубежных стран  используется понятие отрицательных  сервитутов, в силу которых лица, имеющие определенные права на недвижимое имущество, устраняются от известного пользования им.

5. Право безвозмездного срочного пользования земельными участками

Субъектами этого вида землепользования закон признает граждан и юридических  лиц.

Из земель, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, земельные участки предоставляются  на срок не более чем один год юридическим лицам, имеющим статус государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий либо органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Из земель, находящихся в собственности  граждан и юридических лиц земельные участки в безвозмездное срочное пользование предоставляются другим гражданам и юридическим лицам по договору.

Разновидностью безвозмездного срочного пользования земельным участком признаются служебные земельные  наделы. Они предоставляются работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков.

Категории работников организаций  отраслей экономики, имеющих право на получение служебных наделов, и условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов. В настоящее время данные отношения регулируются также постановлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1965 года N 369 (в ред. постановлений Совета Министров РСФСР от 21 апреля 1972 г. N 248 и Правительства РФ от 26 февраля 1992 г. N 119) "О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, речного флота" *1.

Служебные наделы предоставляются  работникам из земельных участков, принадлежащих организациям, с которыми у них установлены трудовые отношения. Такой надел выделяется на основании заявления работника и решения организации, в которой он работает, на время его работы в данной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из  всего сказанного здесь можно  сделать следующие выводы:

Землепользователями закон признает лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.

Землевладельцами  признаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

Арендаторами  земельных участков считаются лица, владеющие и пользующиеся земельным  участком по договору аренды либо договору субаренды.

Обладателями  сервитута именуются лица, имеющие  право ограниченного пользования  чужими земельными участками (сервитут).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Задача

 Предприятие «Союз» обратилось в арбитражный суд с иском к КУГИ о признании права бессрочного пользования земельным участком 16677 кв.м. административного здания предприятия. Предприятие «Союз» основано в 1925 г., находится в федеральной собственности. КУГИ посчитало,  что предприятие  утратило свое право на земельный участок и потребовало оформить договор аренды. Хотя после проведения инвентаризации земельных участков Комитетом по земельной реформе в 1995 г. выдано временное свидетельство о бессрочном (постоянном) пользовании. Решите дело.

Решение: в соответствии со ст.20 п.1 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям.

Суду следует удовлетворить  иск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

    1. Чубуков Г.В. Земельное право России: учебник для студентов ВУЗов — М.,2002 г.
    2. Суханов Е.А. Гражданское право. В 2-х т. Том 1. - М., 1998, с. 594-595.
    3. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ». 
    4. Федеральный Закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ « Об общественных объединениях ».
    5. Земельный кодекс Российской Федерации
    6. Гражданский кодекс Российской Федерации

Информация о работе Виды владения и пользования землей