Совершенствование государственного регулирования особо охраняемых природных территорий и объектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Одними из основных задач в сфере сохранения и восстановления природной среды являются создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима, прежде всего особо охраняемых природных территорий федерального значения, формирование на их основе, а также на основе других территорий с преобладанием естественных процессов природно-заповедного фонда России, сохранение уникальных природных комплексов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….. 2
Общие представления об особо охраняемых природных
территориях и их правовом режиме…………………………………...4
2. Правовой режим отдельных категорий особо
охраняемых территорий и объектов…………………………………...6
2.1 Правовой режим государственных природных заповедников…..7
3. Совершенствование государственного регулирования особо
охраняемых природных территорий и объектов……………………..11
Заключение ….........................................................................................15
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий..doc

— 87.00 Кб (Скачать)

 На  территориях государственных природных заповедников запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

 На  территориях государственных природных  заповедников допускаются мероприятия  и деятельность, направленные на: а) сохранение в естественном состоянии  природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; б) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; в) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам; г) осуществление экологического мониторинга; д) выполнение научно-исследовательских задач; е) ведение эколого-просветительской работы; ж) осуществление контрольно-надзорных функций.

 В государственных  природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

 На  специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

 Пребывание  на территории государственных природных  заповедников граждан, не являющихся работниками  данных заповедников, или должностных  лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся  данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

 Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, которые не имеют  в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.

 Особый  статус государственных природных  биосферных заповедников имеют государственные  природные заповедники, которые  входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

 К территориям  государственных природных биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования  и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов. 
 

 

  3. Совершенствование  государственного  регулирования особо  охраняемых природных  территорий и объектов 

 Коренные  перемены в российском обществе, изменения  в законодательной базе, реформа  административной системы, все это  диктует необходимость совершенствования  системы российских особо охраняемых природных территорий (ООПТ для обеспечения их эффективного функционирования и развития в современных условиях.

 В число  ключевых проблем, требующих незамедлительного  решения, в сфере создания, развития и функционирования современной  сети ООПТ России входят:

 отсутствие  согласованных перспектив и четких критериев развития систем ООПТ федерального и регионального уровней, в т.ч. создания новых охраняемых территорий и увеличения числа их категорий;

 низкая  эффективность государственного управления системой ООПТ как на федеральном, так  и на региональном уровнях, отсутствие эффективной координации между этими уровнями;

 низкая  эффективность функционирования многих ООПТ, отсутствие систематического долгосрочного  и среднесрочного планирования в  системе ООПТ;

 неадекватность  имеющихся материально-технических  и финансовых ресурсов, реальным потребностям ООПТ.

 несовершенная правовая и нормативная базы управления системой ООПТ и отдельными территориями, наличие противоречий в действующем  законодательстве;

 нечеткое  разграничение сфер ответственности  за управление ООПТ между ведомствами и структурами разных уровней, отсутствие межведомственного и межсекторного взаимодействия в этой области.4

 Для решения этих проблем была принята стратегия развития системы ООПТ разработанная в соответствии с решением заседания Правительства Российской Федерации (протокол № 9 от 3 марта 2005 г.) и направлена на повышение эффективности функционирования системы ООПТ и совершенствование правового режима ООПТ и объектов Российской Федерации. В документе учтены рекомендации V Всемирного конгресса по особо охраняемым природным территориям (Дурбан, 2003) и резолюции III Всероссийского съезда по охране природы (Москва, 2003).

 Стратегия развивает Экологическую доктрину Российской Федерации, которой создание и развитие особо охраняемых природных  территорий разного уровня и режима включено в число основных направлений государственной политики в области экологии.

 К числу  основных приоритетов в развитии сетей ООПТ на данном отрезке времени  предлагается отнести следующие:

 Повышение эффективности сохранения биоразнообразия, природного и культурного наследия России за счет системного. Под системой ООПТ понимается комплекс функционально и территориально взаимосвязанных охраняемых природных территорий страны, организованный с учетом природных особенностей регионов и территориальных форм хозяйственной деятельности.

 Обеспечение действенного государственного управления и контроля в сфере ООПТ на федеральном  и региональных уровнях; Совершенствование  правового и финансовых механизмов регулирования отношений в области  заповедного дела. Научное обеспечение долговременного сохранения биоразнообразия, а также объектов природного и культурного наследия на ООПТ. Интеграция деятельности ООПТ в региональное развитие и в соответствующие государственные программы.

 Укрепление  и эффективное использование природоохранного, научного и эколого-просветительского потенциала системы ООПТ, в том числе для развития познавательного туризма и рекреации.

 Создание  новых национальных и природных  парков, способных эффективно сохранять  природное и культурное наследие и обеспечивать развитие познавательного туризма и рекреации.5

 Основной  целью Стратегии является повышение  эффективности государственной  системы особо охраняемых природных  территорий в интересах устойчивого  развития Российской Федерации, поддержания экологической стабильности в регионах и здоровой среды жизни людей, сохранения национального природного и культурного достояния для настоящего и будущего поколений.

 В целях  реализации данной стратегии и Экологической  доктрины РФ предлагается произвести ряд правовых изменений (некоторые из них проведены изменениями в законодательстве в 2007, 2008 и 2009 годах).

 Проведение  административной реформы влечет за собой изменения в объеме и  методах правового регулирования. Речь идет о комплексных правовых решениях. Необходимо принять государственную программу развития законодательства в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития страны на перспективу6.

 Обсуждение  и решение вопросов соотношения  федерального и регионального законодательства об особо охраняемых природных территориях особенно актуально ввиду обострения природоохранных проблем, современного реформирования Российской Федерации. Следуя принципу развития федерализма, законодательство должно предоставлять достаточные права и полномочия субъектам РФ в определении собственных категорий ООПТ, их организации и управлении ими. Создание модельных нормативных актов для субъектов Российской Федерации как ориентированное влияние Федерации на региональное законодательство позволит без навязывания жестких рамок обеспечить согласованное концептуально (а в некоторых сферах и детально разработанное) развитие законодательной системы субъектов Федерации, устранить возможность возникновения неоправданных расхождений при регулировании однотипных вопросов и правовом решении похожих задач.7

 Проблемно и то, что основные планы развития сети ООПТ на федеральном уровне связаны  с расширением числа заповедников и национальных парков и, к сожалению, иные категории ООПТ крайне слабо  отражаются в государственных перспективных планах. 

 

  Заключение 

 В заключении вкратце остановимся на нескольких основных выводах по результатам  работы.

 Понятие и особенности правого режима особо охраняемых природных территорий и объектов содержится в системе  законодательства России.

 Охраняемые  природные территории традиционно  занимают в России особое место в  системе территориальной охраны природы. Бережное отношение к особым природным комплексам исповедовалось еще в древней Руси. Их развитие началось в начале 20 века и к его  концу в стране сложилась уникальная сеть различных охраняемых природных территорий, основой которой стали особо охраняемые природные территории: Первый заповедник на территории России появился в 1916 г. - Баргузинский государственный природный заповедник (оз. Байкал). С тех пор развитие сети шло в основном по нарастающей.

 В настоящее  время к особо охраняемым территориям  и объектам относятся государственные  заповедники и заказники, национальные и природные парки, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, а также растения и животные, редкие почвы занесенные в Красную книгу РФ. Наряду с этим правительство РФ, региональные исполнительные органы и органы местного самоуправления могут устанавливать также иные формы особо охраняемых территорий. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

 Государственные природные заповедники по своему статусу обладают наиболее ужесточенным режимом использования природных объектов, содержат больше запретов и более ценные участки, охраняемые экземпляры дикой флоры и фауны, ограниченный режим пребывания и т.д.

 Государственные природные заказники могут иметь  различный профиль: ландшафтный, биологический, палеонтологический, гидрологический, геологический. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям их создания или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

 Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. На их территориях запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

 Национальные  парки могут использоваться для  научных, культурных целей и для  регулируемого туризма. На их территориях  запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб  природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

 Природные парки на своей территории выделяют различные режимы особой охраны и  использования в зависимости  от экологической и рекреационной ценности природных участков. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

 Дендрологические  парки и ботанические сады создаются  в целях создания специальных  коллекций растений, сохранения и  обогащения растительного мира, осуществления  научной, учебной и просветительской деятельности. На их территориях запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

 Лечебно-оздоровительные  местности и курорты выделяются в целях их рационального использования  и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

Информация о работе Совершенствование государственного регулирования особо охраняемых природных территорий и объектов