Совершенствование государственного регулирования особо охраняемых природных территорий и объектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Одними из основных задач в сфере сохранения и восстановления природной среды являются создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима, прежде всего особо охраняемых природных территорий федерального значения, формирование на их основе, а также на основе других территорий с преобладанием естественных процессов природно-заповедного фонда России, сохранение уникальных природных комплексов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….. 2
Общие представления об особо охраняемых природных
территориях и их правовом режиме…………………………………...4
2. Правовой режим отдельных категорий особо
охраняемых территорий и объектов…………………………………...6
2.1 Правовой режим государственных природных заповедников…..7
3. Совершенствование государственного регулирования особо
охраняемых природных территорий и объектов……………………..11
Заключение ….........................................................................................15
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий..doc

— 87.00 Кб (Скачать)

 Содержание 
 

 Введение  ……………………………………………………………….. 2

  1. Общие представления об особо охраняемых природных

территориях и их правовом режиме…………………………………...4

2. Правовой режим отдельных категорий особо

 охраняемых  территорий и объектов…………………………………...6

 2.1 Правовой режим государственных природных заповедников…..7

 3. Совершенствование  государственного регулирования  особо 

 охраняемых  природных территорий и объектов……………………..11

 Заключение ….........................................................................................15

 Список использованной литературы …………………………………18 
Введение
 

 Одним из важнейших прав человека, закрепленных в статье 42 Конституции Российской Федерации, является его право на благоприятную окружающую среду. Однако расширение сферы хозяйственной деятельности, активизация промышленности оказывают все большее негативное воздействие на целостность сложных естественных экологических систем, влекут за собой ухудшение экологической обстановки в стране, истощение ее природных ресурсов.

 Россия  занимает особое место в глобальных экологических процессах и является главной стабилизирующей силой в сфере охраны и восстановления окружающей природной среды на планете. Практически не тронутые хозяйственной деятельностью Арктика, Восточная Сибирь, север Дальнего Востока и высокогорья страны представляют собой чрезвычайную ценность для всего человечества. Неосвоенные территории России с ее природными богатствами - сдерживающий фактор глобального экологического кризиса.

 Устойчивое  развитие Российской Федерации, высокое качество жизни, здоровье населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения естественных экологических систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Одним из направлений в этой деятельности государства является развитие сети особо охраняемых природных территорий и объектов и совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в процессе организации и функционирования отдельных категорий особо охраняемых природных территорий и объектов.

 Стратегической  целью государственной политики в области охраны окружающей среды, определенной в "Экологической доктрине Российской Федерации", является сохранение естественных экологических систем, поддержание их целостности и  жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

 Одними  из основных задач в сфере сохранения и восстановления природной среды  являются создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима, прежде всего особо охраняемых природных территорий федерального значения, формирование на их основе, а также на основе других территорий с преобладанием естественных процессов природно-заповедного фонда России, сохранение уникальных природных комплексов.

 Важными направлениями деятельности, при  реализации поставленных задач, является создание эффективного правового механизма  обеспечения сохранения природной  среды и его научное обеспечение, а также создание высокоэффективной системы государственного управления охраной окружающей среды, соответствующей демократическому устройству и рыночной экономике Российской Федерации. Для этого за последние годы принят ряд документов, направленных на оздоровление экологической обстановки в России. Но, несмотря на принимаемые меры, работа по экологическому оздоровлению страны ведется недостаточно эффективно и правовому обеспечению особо охраняемых объектов и территорий все же не всегда достает внимания. 

 

  1. Общие представления  об особо охраняемых  природных территориях и объектах и их правовом режиме

 Согласно  статье 58 Закона «Об охране окружающей среды» - природные объекты, имеющие  особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

 Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

 Так в статье 1 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» указано, что  особо охраняемые природные территории это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Эти территории и объекты являются главным средством сохранения биоразнообразия, т. е. устойчивости биосферы.

 Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

 Закон предусматривает следующие категории  особо охраняемых природных территорий:

 1) государственные  природные заповедники, в том  числе биосферные;

 2) национальные  парки;

 3) природные  парки;

 4) государственные природные заказники;

 5) дендрологические парки и ботанические сады;

 6) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

 Особо охраняемые природные территории могут  иметь федеральное, региональное или  местное значение.

 Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).

 В целях  защиты особо охраняемых природных  территорий от неблагоприятных антропогенных  воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

 Кроме того, в законодательстве встречается  понятие «природный комплекс, взятый под охрану государства»1. Здесь речь идет о природно-географических объектах (ландшафтах), не имеющих статуса особо охраняемых природных территорий, но представляющих собой целостные однородные участки территории, где органично соединены природные, исторические и культурные достопримечательности (усадьбы, музеи-усадьбы и пр.). Особое место среди охраняемых законом природных комплексов имеют музеи-заповедники, т.е. обладающие специальным статусом особо охраняемых историко-культурных центров территории со значительной природной составляющей.

 К особо  охраняемым объектам относятся редкие, находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные, занесенные в Красную книгу, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения виды почв.

 В Российской Федерации имеется более 15 000 ООПТ различных категорий, статуса и режимов охраны, общая площадь которых около 12 % территории страны.

 Федеральная и региональные сети российских ООПТ обеспечивают сохранение ресурсов, в том числе, уникальных и невосполнимых, ценность которых в современном мире постоянно возрастает:

 биосферный  ресурс: сохранившиеся естественные экосистемы на территориях большого масштаба как важнейший механизм поддержания устойчивости биосферы всей планеты, стабилизации климата, обеспечения экологического баланса в регионах,

 научный ресурс: разнообразие экосистем и  их компонентов как объектов фундаментальных  исследований и мониторинга, многолетние ряды наблюдений; теория российского заповедного дела, разработанная отечественными экологами и получившая мировое признание;

 Эколого-просветительский ресурс: информация о природе, природопользовании, природных и культурных ландшафтах, оказавших влияние на формирование нации, опыт успешной работы по экологическому просвещению, патриотическому воспитанию, а также в реализации моделей устойчивого жизнеобеспечения местного сельского населения;

 рекреационный и туристический ресурс: наличие привлекательных природных и историко-культурных объектов, определенный опыт в развитии познавательного туризма и организованной, регулируемой рекреации без ущерба для охраняемых экосистем и ландшафтов;

 Эстетический  и духовный ресурс: красота первозданной природы, культурных ландшафтов и возможность приобщения к ним граждан страны, что особенно важно в условиях роста урбанизации и возрастающего дефицита общения человека с природой;

 Современная сеть ООПТ России сохраняет более 85% видов животных и растений, составляющих основу биологического разнообразия страны.2

 2. Правовой режим  отдельных категорий  особо охраняемых  территорий и объектов 

 2.1 Правовой режим  государственных  природных заповедников 

 Заповедники - это особо охраняемые территории, имеющие высший статус и наиболее строгий режим охраны, их территория полностью исключается из хозяйственного оборота.

 Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

 Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Расширение территории государственного природного заповедника производится в том же порядке.

 На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

 Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью.

 Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления.

 Запрещается изъятие или иное прекращение  прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники.

 Положение о конкретном государственном природном  заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством РФ.3

 На  государственные природные заповедники  возлагаются следующие задачи: а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы; в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды; г) экологическое просвещение; д) участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов; е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.

 На  особой охраняемых территорий государственных  природных заповедников устанавливается  особый правовой режим. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

Информация о работе Совершенствование государственного регулирования особо охраняемых природных территорий и объектов