Содержание права землевладения и землепользования. Основания возникновения и прекращения права землевладения и землепользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 00:39, контрольная работа

Описание работы

Право землевладения и землепользования представляет собой сложный правовой институт, объединяющий правовые нормы, которые регулируют порядок и условия использования земли, не находящейся в собственности у субъектов земельных отношений.

Работа содержит 1 файл

Земельное.doc

— 745.13 Кб (Скачать)

Граждане Республики Беларусь ограничены в получении земли в пользование, поскольку их потребности реализуются через право частной собственности и пожизненного наследуемого владения землей. Гражданам Республики Беларусь земельные участки предоставляются в пользование только в случаях, которые предусмотрены законодательством:

для огородничества - во временное пользование (ст. 83 Кодекса республики Беларусь о земле);

для сенокошения и выпаса скота - (ст. 83 Кодекса Республики Беларусь о земле);

для служебного землепользования (ст. 84, 85 Кодекса Республики Беларусь о земле);

для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей - во временное пользование (ст. 74 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Аренда земли представляет собой основанное на договоре временное возмездное пользование земельным участком.

Аренда земли является разновидностью срочного землепользования. Это единственный вид временного пользования землей, основанный на гражданско-правовом договоре. По этому признаку аренда земли относится к обязательственным правам на землю. Договор аренды - двухсторонний, возмездный, реальный, заключаемый на началах добровольности и равноправия сторон кроме тех случаев, когда заключение договора аренды является обязательным в соответствии с законодательством (ст.627, 623 ГК). Поэтому условия аренды земельного участка определяются по соглашению сторон (ст.46 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Сторонами в договоре аренды земли являются арендодатель и арендатор.

Арендодателем может быть только собственник земельного участка, а также лица, управомоченные законодательством или собственником сдавать земельный участок в аренду (ст. 579 ГК).

При аренде земель, находящихся в государственной собственности, арендодателями являются сельские (поселковые), городские (городов областного подчинения и г. Минска), районные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции. При аренде земель, находящихся в частной собственности, арендодателями являются граждане и юридические лица Республики Беларусь, имеющие земельные участки в частной собственности. (ст. 44 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Арендаторами земельных участков могут быть юридические и физические лица Республики Беларусь, лица без гражданства, иностранные юридические и физические лица, иностранные государства, международные организации (ст.43 Кодекса Республики Беларусь о земле). Иностранные субъекты могут получить земельные участки только в аренду, кроме предприятий с иностранными инвестициями и иностранных государств в тех случаях, когда им предоставляется право собственности на землю.

Предметом договора аренды земли является индивидуально-определенный земельный участок, в отношении которого должен быть указан его размер и качественная характеристика, а также другие данные, позволяющие точно установить объект аренды.

Срок аренды земельного участка определяется договором (ст. 45 Кодекса Республики Беларусь о земле). Для всех видов аренды максимальный срок составляет 99 лет, а при аренде земельных участков для сельскохозяйственного использования он не должен быть менее 5 лет.

Содержание договора аренды земли, в том числе обязательные условия, определяются гражданским законодательством. В соответствии со ст. 578 ГК законодательством могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов. Если эти особенности не определены, применяются общие положения об аренде, содержащиеся в ГК (гл. 34 п.1).

В настоящее время законодательством предусмотрены особенности аренды земельных участков, находящихся в частной собственности граждан Республики Беларусь (ст. 47 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Аренда земель, находящихся в государственной собственности, по целям использования и видам земель не ограничивается. В аренду могут сдаваться земельные участки из любых категорий земель, при передаче их в аренду соответствующие государственные органы определяют целевое назначение земельного участка.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (земельные сервитуты) появилось в законодательстве Республики Беларусь после обновления гражданского и земельного законодательства. Концепция земельных сервитутов заимствована из римского права.

Гражданское законодательство относит земельные сервитуты к числу вещных прав (ст. 217 ГК). В отличие от других вещных прав на землю - права собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, которые возникают по отношению к свободному земельному участку - сервитут выражается в праве пользования чужим земельным участком.

Это может быть соседний земельный участок, а в необходимых случаях - другой земельный участок (ст. 268 ГК, ст. 13 Кодекса Республики Беларусь о земле). Законный владелец участка, по отношению к которому устанавливается сервитут, сохраняет все права по владению, пользованию и распоряжению своим земельным участком, в том числе и возможность, использовать все его полезные свойства. Содержание земельного сервитута составляет правомочие ограниченного пользования чужим земельным участком для определенной цели. Узкоцелевое назначение права земельного сервитута отличает его от других видов права землепользования. Лицо, в интересах которого установлен земельный сервитут, не может осуществлять иные виды пользования, не оговоренные при установлении сервитута.

Перечень целей, для которых устанавливается сервитут, законодательством определен примерно. Во всех случаях земельный сервитут связан с невозможностью для лица, требующего установления сервитута, обеспечить иным способом надлежащую эксплуатацию своего земельного участка.

В основе возникновения права земельного сервитута лежат гражданско-правовые основания. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего земельного участка, а в случае недостижения такого соглашения - судом по иску лица, требующего установления сервитута (ст. 268 ГК, ст. 14 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Сервитут может предоставить только собственник земельного участка. Право сервитута может устанавливаться как на государственных, так и на частных землях, используемых непосредственно собственником или предоставленных другим лицам. Требовать установления земельного сервитута может любое лицо, у которого возникла потребность в использовании чужого земельного участка - не только собственник земельного участка, но и лица, которым участок предоставлен в пожизненное наследуемое владение, в постоянное пользование или в аренду (ст. 14 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Сервитут может быть срочным и бессрочным.

Право сервитута не ограничивается определенным сроком, а устанавливается на весь период до устранения причин, породивших необходимость этого сервитута. В соглашении об установлении сервитута или решении суда может быть установлен определенный срок, по истечении которого сервитут прекращается. Земельный сервитут представляет собой обременение земельного участка, а не обязательство лица, который этим участком владеет. При переходе права на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу, сервитут сохраняется (ст. 15 Кодекса о земле, ст. 269 ГК ).

Сервитут регистрируется в порядке, установленном для регистрации прав на земельный участок. Таким образом, земельный сервитут всегда является специальным землепользованием и этим он отличается от общедоступного землепользования или использования земли с устного согласия собственника.

Использование земельных участков для изыскательских работ является особым видом временного использования земель. Оно осуществляется на условиях временного занятия земельных участков. В соответствии со ст. 32 Кодекса о земле юридические лица Республики Беларусь, предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие изыскательские работы, могут приводить их на всех землях без изъятия земельных участков у землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков.

Использование земельных участков на условиях временного занятия допускается только для одной цели: проведения изыскательских работ - геологосъемочных, поисковых, геодезических и других.  

   Узкоцелевой характер этого вида использования земли роднит его с земельными сервитутами. Использование земельных участков для изыскательских работ имеет административно-правовую природу. Это право возникает на основании разрешения на проведение изыскательских работ, которое выдается районным, городским исполнительным и распорядительным органом в установленном порядке (ст. 32 Кодекса о земле).

При использовании земельных участков для изыскательских работ, изъятия земельного участка у основного землевладельца, землепользователя или собственника земли не происходит. К лицам, проводящим изыскательские работы, права на необходимый им участок не переходят. Сроки и место проведения указанных работ согласовываются с землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков. Этим данный вид землепользования отличается от других видов временного землепользования.

Разрешение на проведение изыскательских работ выдается на срок не более одного года по согласованию с землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков. При необходимости занятия участка на более длительный срок он должен предоставляться в установленном порядке.

Основанием возникновения права землевладения и первичного землепользования, производных от государственной собственности, является сложной юридической состав, выражающийся в предоставлении земельных участков во владение и пользование.

Предоставление земельных участков складывается из совокупности юридических фактов, которые приводят к возникновению права землевладения и землепользования.

Земельные участки могут предоставляться во владение и пользование на основании:

1) административно-правового акта - решения соответствующего исполнительного и распорядительного органа;

2) договора аренды земельного участка.

Административно-правовые и договорные способы предоставления земель во владение и пользование являются равноправными.

В соответствии со ст. 24 Кодекса о земле предоставление земельных участков во владение, пользование, передача в аренду осуществляется в порядке отвода.

Отвод представляет собой установление на местности границ участка, которые позволяют индивидуализировать этот участок как объект права землевладения и землепользования. Порядок установления и закрепления границ земельного участка определяется специально уполномоченными на то государственным органом по земельным ресурсам и землеустройству (ст. 18 Кодекса о земле).

Право землевладения и землепользования возникает только с момента получения документов, удостоверяющий это право (ст. 30 Кодекса о земле). Выдача правоустанавливающих документов завершает процесс предоставления земельных участков во владение и пользование.

Право пожизненного наследуемого владения и право постоянного пользования удостоверяется государственным актом, а право временного пользования земельным участком - удостоверением на право временного пользования земельным участком (ст. 31 Кодекса о земле). Формы государственного акта и удостоверения на право временного пользования землей, порядок их выдачи определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Государственные акты на земельные участки и удостоверения на право временного пользования земельным участком выдаются сельскими (поселковыми), городскими и районными исполнительными и распорядительными органами. Учет и регистрацию этих документов осуществляет землеустроительная служба местных исполнительных и распорядительных органов. Ранее выданные государственные акты и удостоверения на право временного пользования землей сохраняют свою юридическую силу.

Основанием возникновения вторичного землепользования является решение органа управления предприятия, организации, учреждения, которым предоставлено право передавать земельные участки во временное пользования другим лицам. В этом случае отвод земельного участка не требуется, предоставление участка во вторичное пользование согласовывается с исполнительным и распорядительным органом.

Основанием возникновения права пользования земельным участком, находящимся в частной собственности, в тех случаях, когда такое пользование допускается законодательством (аренда земли - ст. 44 Кодекса о земле, использование земельного участка под застройку - ст. 264 ГК) является договор между собственником и землепользователем.

Следует различать административно-правовые и гражданско-правовые основания возникновения права землевладения и землепользования. Право землевладения может возникнуть только по решению компетентного государственного органа, уполномоченного предоставлять земельные участки во владение и пользование. Гражданско-правовые основания возникновения применяются в основном при передаче земельных участков в аренду, при установлении земельных сервитутов и при пользовании земельными участками, находящимися в частной собственности.

Гарантируя устойчивость всех видов землевладения и землепользования, законодательство устанавливает единые основания прекращения (ст. 49). Ими являются юридические факты, которые можно классифицировать как:

Информация о работе Содержание права землевладения и землепользования. Основания возникновения и прекращения права землевладения и землепользования