Правовой режим земель лесного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:20, реферат

Описание работы

Земли лесного фонда это самая большая по площади категория земель. Эти земли служат главным средством производства в лесном хозяйстве. Использование и охрана лесов находятся в прямой зависимости от состояния

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Правовой режим лесного фонда. Понятие и состав лесного фонда…….6
УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ........................................................8
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА………………………………9
ПРАВО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗЕМЛЯХ ЛЕСНОГО ФОНДА…10
Заключение………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

Правовой режим реферат.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

Филиал НОУ  ВПО <<Московский институт предпринимательства  и                                                   

             Права>> в г.Новосибирске             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                         

 

 

 

 

      ПО дисциплине:   Земельное право

 

 

             Тема: Правовой режим земель лесного фонда.

 

 

 

 

 

 

 

                                     Направление:бакалавр юриспруденции

                                 

                                     Студент: Расулов.Н.С

                                                                                                    

                                     Адрес:г Новосибирск ул 9-й

 

                                     Калужский переулок д.8/1

                                    

                                                                           № телефона:8 952 937 97 85

                                       

                                                                           Шифр  зачётной  книжки 05938

 

 

                                     Преподаватель: Соина В.С.

 

 

 

          г. Новосибирск 2013 год.

 

                         Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

Правовой режим лесного  фонда. Понятие и состав лесного  фонда…….6

УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ........................................................8

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО  ХОЗЯЙСТВА………………………………9

ПРАВО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗЕМЛЯХ ЛЕСНОГО ФОНДА…10

Заключение………………………………………………………………….17

Список литературы…………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  ВВЕДЕНИЕ

  

 Земли лесного  фонда это самая большая по  площади  категория земель. Эти  земли служат главным средством   производства в лесном хозяйстве.  Использование и охрана лесов  находятся в прямой зависимости  от состояния

земель данной категории. В свою очередь эксплуатация  лесных ресурсов оказывает непосредственное влияние на состояние земель лесного фонда. Естественно, биологические связи земли и лесов определяют сущность

правового понятия земель лесного фонда, которое   представляет собой самостоятельную  правовою  категорию  по отношению к лесному фонду. Отношения, связанные с использованием земель лесного фонда, являются не только земельными, но и лесным законодательством.  Поэтому,  при написании контрольной на данную тему, мне придётся  характеризовать не только земельное, сколько лесное законодательство. Лесной фонд составляет более одной трети территории России. В этот состав входят: леса,  земли, покрытые лесом либо предназначенные для

лесоразведывания, нелесные земли, но  расположенные  внутри земель лесного фонда (болота, дороги, гари, просека и т.д.) Центральное место в составе элементов лесного фонда занимают леса. Основы лесного законодательства РФ определяют леса как совокупность  земли, древесной, кустарниковой и травянистой   растительности, животных, микроорганизмов и других  компонентов окружающей среды, биологически

взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своём  развитии. Для того чтобы иметь представление о наиболее важных  положениях современного лесного законодательства и его соотношении с земельным

законодательством, прежде всего следует кратко охарактеризовать соотношение понятий «лес» и «земли лесного фонда». Лесной кодекс от 22 января 1997 г. включает в понятие леса и земли, на

которых произрастают эти леса.

Понятие земель лесного фонда  содержится в Земельном  кодексе РСФСР. Статья 94 ЗК РСФСР рассматривает земли  лесного фонда как самостоятельную категорию земель: землями лесного фонда считаются земли, покрытые лесом,  а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд  лесного хозяйства и лесной промышленности. Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ  в состав земель лесного фонда  входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям

относятся земли, покрытые лесной растительностью и  не  покрытые ею, но предназначенные для её восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади,  занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного    хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами,

сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а  также иные земли, расположенные в границах лесного фонда(земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

Для правильного  уяснения сущности правового режима земель лесного фонда необходимо охарактеризовать иные  важные понятия, которые используются в лесном и земельном законодательстве. Согласно ЛК РФ все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населённых пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Леса, расположенные на землях обороны и городские

леса на землях городских  поселений в лесной фонд не включаются. К участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны, и

городские леса на землях городских поселений. Как природный объект лес выполняет три  жизнеобеспечивающие  функции: экологическую, экономическую, культурно оздоровительную. Экологическая функция леса выражается в оказании влияния на окружающуюсреду. Лес имеет   средозащитное, климаторегулирующую, почвозащитное,

водоохранное, санитарное, оздоровительное значение.  Экономическая функция леса состоит в том, что он является источником древесины и другой  продукции

народного хозяйства. Культурно оздоровительная функция проявляется в том, что лес способствует укреплению  здоровья, развитию  познания  человеческой природы.

Границы земель  лесного фонда устанавливает  государство, исходя из фактически занимаемой площади лесными деревьями и лесной растительности, с учётом необходимости восстановления и воспроизводства лесных   культур. Конкретное земельно лесное пространство  распределяется по субъектам федерации, владельцам лесного фонда и субъектами лесопользования, имеющим

право на сдачу  лесов в аренду. Внутреннее распределение земель и лесов в рамках лесного фонда решается

органами лесного  хозяйства. Из взаимосвязи земель и древесно кустарниковой растительности определяется и собственность на лесной фонд. Основы лесного законодательства РФ не дают ответа о праве собственности на леса в РФ. Согласно Конституции РФ,  леса могут быть в собственности государственной, муниципальной и частной. Основная часть лесного фонда находится в государственной собственности.

К муниципальной  собственности могут быть отнесены лесные участки городских лесов, лесопаркового пояса, обслуживающие потребности городов и районов. В

частной собственности  закон допускает нахождение небольших лесных участков лесофонда. Государственная  собственность на леса в данный период развития

российского общества является доминирующей среди других  форм  собственности на леса. Распределение объектов   лесного фонда между федеральной собственностью на леса и собственностью субъектов Федерации производится на

основе закона о федеральных  ресурсах  и  договора  Федерации  с  субъектами Федерации. Ещё одной структурной частью лесного фонда является животный  мир. Под ним понимается сообщество диких животных  и  птиц, насекомых, обитающих в лесах. Они органически связаны с лесом как со средой своего обитания.

Вместе с тем (как  и земля) животный мир лесов имеет  самостоятельное значение и регулируется в аспекте его  охраны и использования специальным законодательством.

Правовой режим лесного фонда. Понятие и состав лесного фонда

Лесной фонд составляет более одной трети территории России. В его состав входят:, леса, земли, покрытые лесом либо предназначенные для лесоразведывания, нелесные земли, но расположенные внутри земель лесного фонда (болота, дороги, гари, просеки и т.д.) . Центральное место в составе элементов лесного фонда занимают леса. Основы лесного законодательства РФ определяют леса как совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружаю щей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии. Данное определение имеет три недостатка, о которых необходимо знать в практической работе. Первый касается терминологии. Закон употребляет неизвестное слово "компоненты" окружающей природной среды. Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" такого понятия не знает. Он знает понятие "объектов" окружающей природной среды.                           Второй недостаток относится к функциям лесов. Закон не раскрывает экологическую функцию лесов, ибо не подчеркивает воздействия, которое лес обязательно оказывает на состояние растительных и животных сообществ не только внутри, но и во вне в окружающей его природной среде. Наконец, третий недостаток, который не позволяет лес как совокупность древесно-кустарниковой растительности отличить от других крупных растительных массивов типа парков, ботанических садов, дендрария. Такого признака Основы законодательства не указывают. А им должен стать правовой режим земель, составляющих понятие лес: произрастание растительности на землях лесного фонда. Отсюда следует определение леса как составная часть природной среды, представляющей совокупность земель, отнесенных к лесному фонду, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других объектов природной среды, биологически взаимосвязанных друг с другом и оказывающих влияние друг на друга в своем развитии и на окружающую природную среду. Как природный объект лес выполняет три жизнеобеспечительные функции: экологическую, экономическую, культурно-оздоровительную. Экологическая функция леса выражается в оказании влияния на окружающую (а не только природную) среду. Лес имеет средозащитное, климаторегулирующее, почвозащитное, водоохранное, санитарное, оздоровительное значение. Экономическая функция леса состоит в том, что он является источником древесины и другой продукции народного хозяйства. Культурно-оздоровительная функция проявляется в том, что лес способствует укреплению здоровья, развитию познания человеком природы.

В понятие "лес" входят несколько видов природных ресурсов, которые сейчас активно используются в хозяйственной деятельности, науке, культуре, медицине: древесина, ягоды, грибы, лечебные травы, соки, смолы, ресурсы животного мира, сенокосные угодья и т.п. Относительно леса и его ресурсов законодательство употребляет четыре основных понятия: рациональное использование, воспроизводство, охрана и защита.                        Рациональное использование леса (как трактует это комментирующая литература) есть получение максимального количества лесной продукции с минимальных лесных площадей. При этом необходимо сказать об экологи ческой стороне: при условии соблюдения правил охраны окружающей при родной среды. Воспроизводство лесных ресурсов меры по повышению продуктивности лесов, улучшению их качества и породного состава Охрана лесов меры по ограждению лесов от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других противоправных действий, причиняющих вред лесу. Защита леса система биологических мер, направленных на борьбу с болезнями и вредителями леса. Правовое регулирование использования и охраны леса направлено на предотвращение и устранение таких негативных явлений, вызванных хозяйственным развитием, как истощение и загрязнения лесов.  Истощением лесов следует считать не только физическое уничтожение лесов как природного фактора, но и снижение их продуктивных функций (например, почвозащитных, вода охранных и т.д.). Источниками истощения лесных массивов являются нерациональное ведение лесного хозяйства, вырубка лесов без научно обоснованной системы воспроизводства, пожары, незаконные лесные пользования, уничтожение полезных для леса животных. Загрязнение леса внесение в окружающую лесную среду веществ и препаратов, причиняющих вред лесным растениям и животным, обитающим в лесах. Подобное воздействие превращает лес из активного защитника при роды и человека в жертву технического прогресса.

Другим элементом лесного фонда  является земля. Она представлена в  двух значениях: как составная часть  земельного фонда (ст. 3 ЗК РСФСР) и неотъемлемая часть лесного фонда. Отсюда следует и двойная правовая функция данной категории. В качестве составной части земельного фонда земля служит объектом правового регулирования со стороны земельного законодательства. В этом смысле ее охрана и использование должны соответствовать Земельному кодексу. Этот же документ определяет порядок возникновения и прекращения права пользования землями лесного фонда. В то же время в качестве составной части лесного фонда земля подвержена влиянию правовому регулированию использования охраны лесов.

Во втором значении наблюдается "сращивание" некоторых понятий. Например, рациональное использование лесов одновременно означает рациональное использование  земель, занятых этими лесами. Охрана лесных земель от самовольного занятия  рассматривается не только как земельное, но и лесное правонарушение. В этом смысле рациональное использование, земель лесного фонда есть прежде всего рациональное исполнение лесов, охрана их и защита. Границы земель лесного фонда устанавливает государство, исходя из фактически занимаемой площади лесными деревьями и лесной растительностью, с учетом необходимости восстановления и воспроизводства лесных культур. Конкретное земельно-лесное пространство распределяется по субъектам федерации, владельцам лесного фонда и субъектам лесопользования, имеющим право на сдачу лесов в аренду.

Внутреннее распределение земель и лесов в рамках лесного фонда  решается органами лесного хозяйства. Из взаимосвязи земель и древесно-кустарниковой растительности определяется и собственность на лесной фонд. Основы лесного законодательства РФ не дают ответа о праве собственности на леса в РФ. Согласно Конституции РФ, леса могут быть в собственности государственной, муниципальной и частной. Основная часть лесного фонда находится в государственной собственности. К муниципальной собственности могут быть отнесены лесные участки городских лесов, лесопаркового пояса, обслуживающие потребности городов и районов. В частной собственности закон допускает нахождение небольших лесных участков лесфонда. Государственная собственность на леса в данный период развития российского общества является доминирующей среди других форм собственности на леса. Распределение объектов лесного фонда между федеральной собственностью на леса и собственностью субъектов Федерации производится на основе закона о федеральных ресурсах и договора Федерации с субъектами Федерации.

Третьей структурной частью лесного  фонда является "ивотный мир. Под  ним понимается сообщество диких  животных и птиц, насекомых, обитающих  в лесах. Они органически связаны с лесом как со средой своего обитания. Вместе с тем (как и земля) животный мир лесов имеет самостоятельное значение и регулируется в аспекте его охраны и использования специальным законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ

Под управлением лесным фондом понимается совокупность функций по организации и ведению лесного хозяйства либо сама деятельность государственных и муниципальных органов, наделение их соответствующими полномочиями и отграничение их компетенции. Согласно Конституции РФ владение, пользование, распоряжение лесным фондом отнесено к совместным полномочиям Федерации и субъектов Федерации. К ведению Федерации Основы лесного законодательства относят следующие вопросы: определение основных направлений государственной поли тики в области лесного хозяйства; учет лесного фонда и ведение лесного кадастра; определение порядка организации и деятельности органов управления лесным фондом; установление порядка распределения лесов по группам и категориям защитности; назначение системы платежей за пользование лесным фондом; утверждение расчетной лесосеки; правил отпуска леса на корню, рубок леса, условий передачи участков лесного фонда в аренду и т.д. В ведение субъектов Федерации Основы законодательства включают разработку региональных программ по развитию лесного хозяйства; участие в совершенствовании лесного законодательства; распоряжение совместно с РФ лесным фондом; утверждение по районам лимитов лесосечного фонда в рамках расчетной лесосеки; экологическое воспитание и образование населения с обеспечением его необходимой экологической информацией и т.п. (ст. 4, 5.Основ).  К компетенции местных органов самоуправления лесным фондом относятся участие в разработке федеральных и региональных программ развития лесного хозяйства; согласование с вышестоящими органами управления лесным фондом принципов определения ставок и размеров лесных податей, арендной платы за пользование лесным фондом. Районные исполнительные органы совместно с владельцами лесного фонда принимают решения о пере даче в аренду участков лесного фонда. Этим органам принадлежит право выбора лесопользователя на основе прямых переговоров, конкурса, лесных торгов. Они имеют право принимать решения о приостановлении, ограничении или прекращении права на пользование лесным фондом в случае нарушения закона, условий пользования, причинения вреда лесу. Несколько иной перечень полномочий у исполнительных органов городов по управляемым ими городским лесам, лесопарковым зонам и иной растительности, отнесенной к категории лесного фонда. Лесная растительность внутри городов, пригородных, зеленых зон городов и крупных промышленных центров не имеет эксплуатационного значения. Основная функция этой категории лесов защитно-санитарная, рекреационная. Сообразно этому полномочия городских органов направлены на реализацию рекреационной и культурно-оздоровительной функции леса.

Информация о работе Правовой режим земель лесного фонда