Понятие, состав, виды земельных правонарушений

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:27, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: описать сущность материальной и имущественной ответственности за земельные правонарушения.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. показывается понятие, состав, виды земельных правонарушений;
2. рассматривается понятие ответственности за нарушение земельного законодательства;

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Понятие, состав, виды земельных правонарушений . . . . . . . …………… 4
2. Понятие материальной и имущественной ответственности за нарушение земельного законодательства…………………………………………………. .7
3. Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства……………………………………………………………….9
4. Порядок разрешения земельных споров…………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………...20
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

контрольная зем право.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

    Административная ответственность.

Субъектами административной ответственности могут быть граждане, должностные лица, юридические лица. Должностным и юридическим лицам устанавливается более повышенная ответственность. Административная ответственность выражается в конкретно определенных составах административных проступков. Нарушение, не подпадающее под схему состава, ненаказуемо. Перечень земельных правонарушений, за совершение которых наступает административная ответственность, приводится в нормативно-правовых актах административного и земельного права. По общему правилу, к административной ответственности виновные привлекаются независимо от того, в рабочее или нерабочее время они совершили правонарушение. Административные взыскания применяются только теми должностными лицами и государственными органами, которые оговорены в законе (в пределах их компетенции). Сроки наложения штрафов: два месяца со дня обнаружения правонарушения (в отдельных случаях — не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения).             Административная ответственность применяется в соответствии с определенным законом процессуальным порядком. 1

Гражданско-правовая ответственность.  

    Гражданско-правовая ответственность наступает по факту нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, правам и интересам собственников. Вред возмещается независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Понятие вреда можно определить как умаление имущественного блага. В природоресурсовом законодательстве вред различают правомерный и противоправный. Правомерный вред вызван объективными причинами и подлежит возмещению в случаях, специально предусмотренных законом. Он возмещается при:

- изъятии (выкупе) или временном занятии земельных  участков для государственных  и муниципальных нужд;

- ограничении  прав собственников земли, землепользователей, арендаторов (в предусмотренных законом случаях);

- ухудшении качества  земель в результате влияния,  вызванного деятельностью предприятий,  организаций, учреждений, граждан;

- при размещении  отходов и других видов загрязнения  земель, вызванных объективными обстоятельствами.

    За правомерный вред наступает экономическая ответственность.

Противоправный  вред наступает по факту совершения следующих правонарушений:

- загрязнение,  захламление земель;

- порча и уничтожение  плодородного слоя почвы;

- невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

- проектирование, размещение, строительство, ввод  в эксплуатацию объектов, отрицательно  влияющих на состояние земель.

Вред несет  в себе экологическую и экономическую  нагрузку. Структура вреда состоит  из двух элементов:

- вреда экологического (нарушает экологические интересы  общества, обменные процессы в  биосфере);

- вреда экономического (посягает на интересы конкретного  собственника и выражается в причинении ему вреда).

    Экологический вред, как правило, длителен в своем проявлении во времени и пространстве. Поэтому методика его подсчета исходит из факта его причинения, а не из последствия его проявления, которые могут быть растянуты на значительное географическое пространство и отдалены во времени его проявления на значительные годы (Чернобыль). Экологический вред органически связан с экономическим, оба они имеют один источник нанесения такого вреда, одни и те же способы его причинения: загрязнение, разрушение, истощение земель. И тот и другой вред рассматриваются в денежном выражении.

Экономический вред включает в себя:

- ущерб —  реальные потери (снижение плодородия  почв, уничтожение посевов, насаждений, строений);

- убытки — предполагаемые потери (расходы на восстановление земель, посевов, неполученные доходы).

    Гражданское законодательство предусматривает два варианта компенсации вреда — денежный и натуральный (в натуре). Однако не всегда имеется возможность возместить вред в натуре. Возможен также смешанный вариант. Отношения по возмещению вреда, причиненного в результате земельного правонарушения, основаны на принципах гражданско-правовой ответственности:

- всеобщая обязанность  возмещения причиненного вреда;

- полное возмещение причиненного вреда;

- ответственность  юридических лиц и граждан  за вред, причиненный их работниками;

- солидарная  ответственность при совместном  причинении вреда;

- вред, причиненный  источником повышенной опасности,  подлежит возмещению независимо от вины причинителя по факту причинения вреда. 1

    Что касается механизма возмещения вреда, то гражданская ответственность предусматривает три способа возмещения вреда:

- признание совершенной  сделки недействительной;

- взыскание убытков  в связи с неисполнением договора;

- возмещение  вреда, вытекающего из внедоговорных  отношений (в силу факта правонарушения, в силу ограничения прав пользования  землей, изъятие участка для государственных  нужд).

    Может быть также использован негаторный иск, но практики пока такой нет.

    Уголовная ответственность применяется за преступления и включает самые строгие меры государственного принуждения. Порядок ее осуществления регламентирован наиболее детально и определяется уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК. Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств. Уголовная ответственность наступает только за те общественно опасные действия (бездействия) лица и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение (невиновное причинение вреда) не допускается. Ряд принципов уголовной ответственности закреплен в международных пактах и конституционном законодательстве (принцип законности, справедливости, гуманизма). Субъектом уголовной ответственности не может выступать юридическое лицо. В случае привлечения к уголовной ответственности группы лиц они признаются соучастниками преступления, и ответственность для каждого из них назначается с учетом степени и характера участия в преступлении. Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо. Привлечению определенного лица к уголовной ответственности в качестве обвиняемого обычно предшествуют: 1

- возбуждение  уголовного дела по факту преступления;

- сбор и исследование  относящихся к этому делу доказательств.

Решающей стадией  уголовной ответственности является рассмотрение дела в судебном заседании. Отношения уголовной ответственности  завершаются отбытием наказания, назначенному осужденному, либо освобождением от наказания.

    По старому Уголовному кодексу основным общественно опасным действием был самовольный захват земли (ст. 199 УК). Ныне это действие относится к административным правонарушением. В новом УК выделена отдельная глава 26 («Экологические преступления»), которая включает в себя 17 статей. Основная из них — ст. 254 («Порча земли»), которая предусматривает за данное деяние:

- штраф от 200 до 500 размеров минимальной оплаты  труда;

- наказание в  размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

- исправительные  работы на срок до двух лет.

    Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, — ограничение свободы на срок до трех лет или лишения свободы на тот же срок.

Деяния, предусмотренные  в первом или во втором случае, повлекшие  за собой по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет. 1

Также УК предусмотрены  санкции за:

- нарушение правил, установленных для борьбы с  болезнями и вредителями растений (ст. 249);

- нарушение правил  охраны и использования недр (ст. 255);

- незаконная  порубка деревьев (ст. 260);

- уничтожение  или повреждение лесов (ст. 261);

- нарушение режима  особо охраняемых природных территорий  и природных объектов.

    Земельно-правовая ответственность за нарушения земельного законодательства представляет собой принудительное изъятие земельных участков у граждан в связи с совершением неправомерных действий. Порядок и содержание этого вида ответственности установлены ст.ст. 44 — 48, 50, 51, 54 ЗК РФ, а также ст. 235 ГК РФ.

    Законодательство разграничивает основание и порядок принудительного изъятия земли у собственников земельных участков и землепользователей, поскольку они существенно различаются как по содержанию, так и по процедуре. Общим является только то, что принудительное изъятие земельных участков возможно только по решению суда. Изъятие земельных участков у собственников за земельные правонарушения регулируется нормами ст. 235 ГК РФ. Условия и порядок принудительного изъятия земельного участка у лиц, не являющихся его собственниками, в связи с нарушением ими земельного законодательства установлены ст. 54 ЗК РФ.

При обнаружении  правонарушения, достаточного для возбуждения  дела об изъятии земельного участка, орган (или лицо), осуществляющий государственный  земельный контроль, налагает на правонарушителя  административное взыскание в виде штрафа в установленном порядке. Одновременно с наложением взыскания выносится предупреждение правонарушителю о допущенных земельных правонарушениях с указанием срока, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено. Правонарушитель должен быть предупрежден о возможном принудительном изъятии земельного участка в случае неустранения земельного правонарушения.

    О предупреждении правонарушителя и содержании правонарушения должен быть уведомлен орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земель.

    Лицо, виновное в правонарушении, должно получить необходимые разъяснения относительно своих прав в случае возбуждения процедуры прекращения прав на земельный участок.

    В случае неустранения правонарушения в указанный в предупреждении срок, орган, вынесший предупреждение, оформляет и направляет материалы о прекращении права на земельный участок в орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земельных участков, который принимает решение о направлении материалов в суд.

Решение суда о  прекращении права на земельный  участок может быть обжаловано в  вышестоящие судебные инстанции  в десятидневный срок, по истечении  которого исполнительный орган государственной  власти или орган местного самоуправления направляет в орган государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок. 1

Изъятие земельного участка в связи с нарушением земельного, законодательства осуществляется без возмещения правонарушителю стоимости и убытков, связанных с изъятием. В то же время прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от возмещения в установленном порядке стоимости причиненного правонарушителем вреда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Порядок разрешения  земельных споров 

    Земельный кодекс регулирует порядок разрешения земельных споров. Термин «порядок» в этом случае означает организацию деятельности соответствующих органов при разрешении земельных споров, то есть определенную процедуру, определенный процесс рассмотрения земельных споров. Законодательное урегулирования процессуальных вопросов, связанных с разрешением земельных споров, имеет большое практическое значение как для органов разрешающих спор, так и для спорящих сторон. Четкое определение в законе процессуальных прав и обязанностей сторон обеспечивает с одной стороны, действенную гарантию защиты субъективных прав землепользователя, с другой - выполнение всех требований установленной законом процедуры способствует обеспечению законности в деле разрешения земельных споров. В соответствии со ст. 133 Земельного кодекса земельные споры рассматриваются по заявлению одной из сторон специальными комиссиями, организуемыми при органах местных администраций из должностных лиц соответствующего комитета по земле и землеустройству, органов архитектуры, органов санэпидемнадзора, органов противопожарной инспекции, иных лиц. Заявление должно быть достаточно мотивировано, а выраженные в нем требования подтверждены соответствующей документацией. Представляется, что данное требование является обоснованным и практически необходимым. Как правило, предпосылкой подачи заявления о разрешении земельного спора является нарушение прав и интересов землепользователей. 1 При этом оценка данного нарушения может совпадать с истинным положением вещей, а может быть результатом добросовестного заблуждения землепользователя или иного лица относительно принадлежащих ему прав. Так, при спорах о границах смежных земельных участков может иметь место неправильное представление землепользователя о действительных границах предоставленного ему участка. Аналогичная ситуация возникает при спорах по поводу размеров приусадебных участков. Поэтому подача заявления по поводу нарушения права землепользования одновременно с приложением документов, подтверждающих наличие оспариваемого права, а также фактов, свидетельствующих о его нарушении, позволит ускорить рассмотрение спора по существу, облегчит деятельность землеустроительных органов при подготовке материалов дела.

Информация о работе Понятие, состав, виды земельных правонарушений