Внешняя трудовая миграция: экономический и правовой аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 12:29, доклад

Описание работы

Внешняя трудовая миграция как экономическое явление
Правовое регулирование внешней трудовой миграции

Работа содержит 1 файл

глава 1.doc

— 56.40 Кб (Скачать)

    Вместе  с тем Закон 2010 г. закрепляет ст. 3, что законодательство в сфере внешней трудовой миграции основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, иных актов законодательства Республики Беларусь, в том числе международных договоров Республики Беларусь [10]. Вместе с тем ст. 8 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Следует отметить, что речь идет о принципах, но не нормах, что имеет существенное значение. В данной ситуации возникают проблемы в определенности правового регулирования, так как принципы международного права не имеют прямого действия [11].

    По  мнению В.Г. Стаценко, нормы конвенций МОТ подлежат непосредственному применению в двух случаях:

    1) когда те или иные отношения  не урегулированы национальным  законодательством о труде;

    2) в случае выявления коллизий  между нормами конвенций и  правилами республиканского законодательства  о труде. Таким образом, де-факто  признается приоритет норм конвенций  МОТ [12, с. 211].

     Наиболее  важные среди этих актов МОТ с точки зрения интернационального рынка труда – это Конвенция от 1 июля 1949 г. № 97 «О трудящихся мигрантах» (вошла в силу в 1952 г., около 40 стран-участниц), утверждающая национальный режим в отношении иностранных трудящихся [13]. Конвенция также предусматривает меры по контролю за миграцией рабочей силы. Положения этой конвенции также дополняются Конвенцией № 143 от 24.06.75 г. «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения», которая утвердила требования недискриминации и обеспечения трудящимся мигрантам «равенства шансов» [14]. Эта же Конвенция направлена на принятие мер по борьбе с нелегальной миграцией, содержит обязательства обеспечивать права мигрантов-транзитников.

     Позже был принят ряд Конвенций, в которых изложена система сохранения прав трудящихся мигрантов в области социального обеспечения. Их назначение – координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран. Государства обязаны обеспечить, чтобы работодатели (термин, который используется в Конвенциях) заранее предупреждали работников об увольнении. При этом работодатели должны доказывать наличие оснований для увольнения. Запрещается дискриминация при увольнении по признакам пола, расы, этнического происхождения, членства в профсоюзах.

     Согласно  Конвенции МОТ № 97 «О трудящихся-мигрантах» государства обязуются: оказывать бесплатную помощь мигрантам в предоставлении им необходимой информации через службы трудоустройства; принимать меры против вводящей в заблуждение пропаганды в вопросах эмиграции и иммиграции, по облегчению всех стадий миграции – отъезда, перемещения, приема, организации медицинских служб. Приложения к Конвенции регулируют вопросы найма, размещения и условий труда мигрантов, условий ввоза мигрантами личного имущества. Деятельность по трудоустройству мигрантов допускается, согласно Конвенции, при наличии разрешения компетентных властей страны пребывания и под их контролем.

     Ряд Конвенций МОТ устанавливают  минимальные стандарты трудовых отношений, которые являются обязательными и для трудовых отношений с участием трудящихся-мигрантов.

     Конвенция МОТ № 105 «Об упразднении принудительного  труда» предложила государствам, ратифицировавшим эту Конвенцию, упразднить принудительный труд и не прибегать к какой-либо его форме в качестве:

  1. средства политического воздействия, воспитания или наказания;
  2. использования рабочей силы для нужд экономического развития;
  3. средства поддержания трудовой дисциплины;
  4. средства наказания за участие в забастовках;
  5. меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.

     Конвенция МОТ № 131 «Об установлении минимальной  заработной платы» обязывает государства  – члены МОТ ввести систему  установления минимальной заработной платы. При определении размера этого минимума государство должно учитывать: потребности трудящихся и их семей, платежеспособность нанимателя, общий уровень заработной платы различных категорий трудящихся в данной стране, требования экономического развития.

     Конвенция МОТ № 95 « Об охране заработной платы» содержит нормы, относящиеся к упорядочению и ограничению вычетов из заработной платы.

     Конвенцией  МОТ № 47 «О сокращении рабочего времени  до сорока часов в неделю» предложено сократить продолжительность рабочего времени до сорока часов в неделю без понижения жизненного уровня трудящихся.

     Согласно  Конвенции МОТ № 132 «Об оплачиваемых отпусках» ежегодные оплачиваемые отпуска должны быть не менее трех рабочих недель. Конвенцией, предусмотрено, что соглашение об отказе права на отпуск следует считать недействительным [15, с. 275].

     Проблемы  трудящихся-мигрантов и защиты их прав были вынесены в качестве главной  темы Международной конференции труда в июне 2004 г.

       Помимо МОТ, вопросами, связанными с трудовой миграцией, занимаются и другие международные организации: Комиссии ООН по народонаселению и развитию, Международная организация по миграции, Всемирная организация по здравоохранению, ЮНЕСКО.

     Всеобъемлющий акт, регулирующий большинство аспектов международной трудовой миграции был  принят ООН в 1990 г. Это Международная  Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов  и членов их семей, которая вступила в силу 1 июля 2003 года. В ней перечислены  гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права, применяемые  ко всем трудящимся мигрантам, независимо от наличия соответствующих документов. Конвенция содержит следующие важнейшие положения:

  1. запрещена дискриминация прав трудящихся прав трудящихся-мигрантов в сфере трудовых отношений;
  2. установлено, что мигранты пользуются не  менее благоприятным обращением, чем граждане государства пребывания;
  3. трудящиеся-мигранты имеют права создавать профсоюзы в государстве пребывания;
  4. в странах, где существуют ограничения в приеме на работу трудящихся-мигрантов, эти ограничения не должны применяться к мигрантам, прожившим в стране пребывания более 5 лет;
  5. по окончании пребывания в стране мигрант и члены его семьи имеют право перевести все свои заработки и сбережения на родину и вывезти свое личное имущество.

     Таким образом, международные нормативные  правовые акты закрепили современные  общепризнанные начала-принципы трудовой миграции населения, среди которых основными являются:

  1. добровольность внешней трудовой миграции;
  2. недопустимость принудительного труда;
  3. недопустимость незаконной внешней трудовой миграции;
  4. недопустимость найма трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов на условиях, унижающих их человеческое достоинство, наносящих вред их здоровью;
  5. недопустимость дискриминации трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профессиональных союзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, если они не препятствуют исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовых функций или статуса работника;
  6. право на справедливую оплату труда;
  7. право на охрану труда;
  8. право на труд и добровольный выбор профессии и т. д.

     Как мы отмечали ранее, Республика Беларусь является, в большинстве своем, страной-экспортером рабочей силы, что имеет ряд отрицательных последствий. Именно поэтому, с целью сведения их к минимуму, в Республике Беларусь существует механизм регулирования процессов внешней трудовой миграции, т.е. система мер, которая включает в себя государственную политику в отношении внешней трудовой миграции, институциональные службы (государственные органы, организации), осуществляющие эту политику, законодательная база, обеспечивающая правовое регулирование вопрос внешней трудовой миграции.

     Так уж сложилось, что глобализация привела к тому, что обозначились три общих модели (типа) регулирования трудовых отношений, в той или иной мере характерные практически для всех государств: европейская социальная модель, американская либеральная модель и японская экономическая модель, совмещающая в себе черты европейской и американской.

     Отметим, что европейская модель в начале XXI ст. подвергается наибольшей критике. Социал-демократ Г.Шредер и лейборист Т.Блэр, лидеры Германии и Великобритании высказались за внедрение принципов экономического либерализма и частичный отказ от регулирующей роли государства в сфере труда. Однако даже наиболее последовательные сторонники либерализации соглашаются с тем, что переход европейских стран к американской модели трудовых отношений в близкой перспективе невозможен. Это связано как с европейским менталитетом и правовой системой, так и малопривлекательностью американской модели трудовых отношений для европейцев.

     Американская  либеральная модель связана с  меньшим вмешательством государства  в трудовые отношения, с большей  ее гибкостью, возможностью быстрой  адаптации к социально-экономическим  изменениям. Однако позиция США в  мире является уникальной как по объему материальных и технических ресурсов, так и по возможности подбора  персонала. В настоящее время  эта страна имеет возможность приглашать на работу лучших специалистов практически со всего мира, концентрировать на своей территории наукоемкие производства, а производства, требующие больших затрат физического труда выводить в страны третьего мира. Затраты государства на социальную защиту одного работника в США в три раза меньше, чем в странах Северной Европы и в 1,5 - чем в среднем по Западной Европе. Основным движущим механизмом этой модели является конкуренция на всех уровнях. На уровне обыденного сознания, а частично и в науке, либеральная модель ассоциируется с концепциями, восходящими к трудам Л.Мизеса и Ф.Хайека. Социально-ориентированная модель ассоциируется с учением Д.М.Кейнса.

     Между тем, как на уровне теории, так и в практической деятельности на Западе эти крайности начинают преодолеваться. Если основываться на таком подходе, то некоторое дерегулирование трудовых отношений неизбежно, а степень прямого государственного вмешательства в эти отношения должна быть ослаблена. При этом государственные гарантии основных трудовых прав должны быть сохранены, а трудовое законодательство должно остаться, наравне с экономическим и социальным регулированием, важнейшим регулятором рынка труда.

     Японская  модель является наиболее этноцентричной, связана с менталитетом и культурой японцев. Для Беларуси в силу ее культурных, национальных, исторических и географических особенностей более близка европейская модель, хотя и с определенной спецификой [16].

     В соответствии с решением Президента Республики Беларусь в начале 2004 г. в Республике Беларусь произведена реорганизация государственных органов, осуществляющих управление в области миграции. На базе департамента по миграции Министерства труда и социальной защиты и структурных подразделений Министерства внутренних дел, ведающих вопросами паспортно-визовой службы и миграции, образован Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь.

     Таким образом, государственное управление внешней трудовой миграцией возложено на Министерство внутренних дел Республики Беларусь. Но, хотелось бы отметить, что в соответствии с Законом Республики Беларусь 17 июля 2007 г. № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», основное назначение органов внутренних дел - борьба с преступностью, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, но никак не внешняя трудовая миграция. Далее, обратимся к статье 18 Закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», в которой также ни слова не говорится о механизме регулирования внешней трудовой миграции [17]. В пункте а) части 2 ст. 6 Рекомендаций Международной организации труда 1 июля 1949 г. № 86 «О трудящихся-мигрантах» прямо указано, что право производить операции по вербовке, оформлению въезда и определению на место работы предоставляется исключительно государственным бюро трудоустройства и другим официальным органам территории, на которой проводятся эти операции [18].

     Таким образом, по нашему мнению, реализация государственной политики в сфере внешней трудовой миграции должна возлагаться на Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, а Департамент по гражданству и миграции МВД должен выступать в качестве органа обеспечивающего безопасность трудящимся – мигрантам.

Информация о работе Внешняя трудовая миграция: экономический и правовой аспекты