Трудовые споры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:05, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть правовые проблемы трудовых споров и порядок их разрешения в современном трудовом законодательстве Республики Казахстан.
Задачами дипломной работы являются следующие:
1. Дать общую характеристику законодательству Республики Казахстан о трудовых спорах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
4


1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДОВЫХ СПОРАХ……………… …………………………………...
1.1 История становления и развития трудового законодательства Республики Казахстан и законодательства о трудовых спорах …….....
1.2 Понятие трудовых споров и причины их возникновения ………...
1.3 Классификация трудовых споров…………………………………….


7

7
11
19

2 ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ …………………………………………………………………..
2.1 Понятие и сущность индивидуального трудового спора …………..
2.2 Причины возникновения индивидуальных трудовых споров ...…..
2.3 Основные принципы рассмотрения индивидуальных трудовых споров ……………………………………………………………………...


23
23
27

32

3 ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ …………………………………………………………………..
3.1 Понятие коллективных трудовых споров и причины их возникновения …………………………………………………………….
3.2 Рассмотрение коллективного спора примирительной комиссией ...
3.3 Рассмотрение коллективного спора трудовым арбитражем ………
3.4 Рассмотрение коллективного спора с участием посредника ………


43

43
53
55
58

4 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ …………………………………………………


60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

69

Работа содержит 1 файл

Диплом о трудовых спорах.doc

— 419.00 Кб (Скачать)


Титульный лист


Задание на ДР
СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..

4

 

 

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДОВЫХ СПОРАХ……………… …………………………………...

1.1 История становления и развития трудового законодательства Республики Казахстан и законодательства о трудовых спорах …….....

1.2 Понятие  трудовых споров и причины их возникновения ………...

1.3 Классификация трудовых споров…………………………………….

 

 

7

 

7

11

19

 

2 ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ …………………………………………………………………..

2.1 Понятие и сущность индивидуального трудового спора …………..

2.2 Причины возникновения индивидуальных трудовых споров ...…..

2.3 Основные принципы рассмотрения индивидуальных трудовых споров ……………………………………………………………………...

 

 

23

23

27

 

32

 

3 ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ …………………………………………………………………..

3.1 Понятие  коллективных трудовых споров и причины их возникновения …………………………………………………………….

3.2 Рассмотрение коллективного спора примирительной комиссией ...

3.3 Рассмотрение коллективного спора трудовым арбитражем ………

3.4 Рассмотрение коллективного спора с участием посредника ………

 

 

43

 

43

53

55

58

 

4 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ …………………………………………………

 

 

60

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

 

64

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

 

69

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Негативные процессы, сопровождающие переход казахстанской экономики на рыночные отношения, существенно обостряют социально-трудовую обстановку. Поэтому, хотим мы этого или нет, но коллективные трудовые конфликты и забастовки как крайняя форма их проявления становятся частью нашей экономической и социальной жизни. Коллективный трудовой спор представляет собой неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.

Разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров – это важнейшая форма самозащиты работниками своих трудовых прав, когда они, считая свои интересы нарушенными, обращаются в юрисдикционный орган. Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют правонарушения в сфере труда, являющиеся непосредственным поводом спора. Когда действия обязанного субъекта были законными, а другой субъект считает их неправомерными, то здесь также может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения нет. Есть или нет трудовое правонарушение – это устанавливает юрисдикционный орган, рассматривающий трудовой спор. Само трудовое правонарушение нельзя еще считать трудовым спором, а различная его оценка субъектами является разногласием, которое субъекты могут решить сами. Такое разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор лишь в том случае, если оно не урегулировано самими сторонами и поэтому вынесено на рассмотрение юрисдикционного органа, т.е. оспорено действие (бездействие) обязанного субъекта, нарушившего трудовое право другого.

Работник может самостоятельно или с участием представляющего его интересы профессионального комитета урегулировать разногласие при непосредственных переговорах с администрацией. Трудовой спор возникает, когда разногласие переносится на разрешение юрисдикционного органа. Трудовой спор может возникнуть и без правонарушения, если субъект трудового права (работник, профком, трудовой коллектив) обращается в юрисдикционный орган, оспаривая отказ другого субъекта установить новые или изменить существующие социально-экономические условия труда и быта.

Следовательно, трудовыми спорами называются поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда. Это понятие показывает отличие трудовых споров от разногласий, решаемых самими спорящими сторонами, и указывает, что трудовые споры возникают не только из трудового правоотношения, но и из иных непосредственно связанных с ним правоотношений, в том числе из правоотношений коллективного организационно-управленческого характера.

В ст. 24 Конституции Республики Казахстан признается право на индивиду­альные и коллективные трудовые споры с использованием уста­новленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Статья 13 Основного закона преду­сматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (бездействие) органов и долж­ностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти положения Кон­ституции являются основой порядка разрешения всех трудо­вых споров. В данной работе исследуется институт разрешения трудовых споров в соответствии с действующим Трудовым кодексом Республики Казахстан.

Объектом исследования в данной работе является само понятие коллективного трудового спора и порядок его разрешения во всех своих аспектах.

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть правовые проблемы трудовых споров и порядок их разрешения в современном трудовом законодательстве Республики Казахстан.

Задачами дипломной работы являются следующие:

1. Дать общую характеристику законодательству Республики Казахстан о трудовых спорах.

2.  Изучить и проанализировать порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

3.  Рассмотреть порядок разрешения коллективных трудовых споров.

4.  Раскрыть содержание правовых проблем разрешения трудовых споров и путей их решения

Новизна данного исследования заключается, прежде всего, в самостоятельном комплексном исследований понятия коллективного трудового спора и порядка его разрешения, как составных элементов отрасли трудового права.

При исследовании данной темы использовались такие частно-научные методы как сравнительное правоведение, структурно-системный метод изучения.

Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области трудового права. Эмпирическую основу составили аналитические обзоры и статистические данные, периодические издания Казахстана и России, действующие законы Республики Казахстан и постановления Правительства Республики Казахстан, а также другие нормативные правовые документы, такие как: Конституция Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан от 15.05.2007 № 251-III Трудовой кодекс Республики , Рекомендация Международной Организации Труда от 29 июня 1951 г. № 92 о добровольном примирении и арбитраже, Постановление Правительства от 27.09.2007 № 851 "Об утверждении Правил организации и проведения государственного контроля в области безопасности и охраны труда», а также труды казахстанских авторов Ахметова А., Уварова В.Н., Нургалиева Е.Н. и Хохлова Е.Б.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введение, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 


1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДОВЫХ СПОРАХ

 

              1.1 История становления и развития трудового законодательства Республики Казахстан и законодательства о трудовых спорах

 

 

Труд – целенаправленная деятельность человека, реализующего свои физические и умственные способности для получения определенных материальных и духовных благ, именуемых продуктом труда, продуктом производства. Существующая в данном обществе и государстве связь между людьми в процессе совместного труда, включающая их отношения по собственности производства и к продукту труда именуется общественной организацией труда. Это определенные социальные связи между людьми в процессе общего труда.

Отношение работника с работодателем по использованию его способностей к труду (его рабочей силы) в общем процессе конкретной организации представляет собой трудовое отношение.  Законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения, называются источниками трудового права, а их совокупность – трудовым законодательством. 

Важнейшим источником отечественного права в целом, в том числе и трудового, является Конституция Республики Казахстан.  Будучи основным законом, она обладает высшей юридической силой.  Все другие законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией.  В ней закреплены права и свободы человека и гражданина, равенство их перед законом и судом.  Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.  Труд является свободным, причем каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Конституция закрепляет основные права граждан как субъектов трудового права и отражает принципы трудового права.  Тем самым Конституция предопределяет содержание институтов особенной части трудового права, направленных на обеспечение юридическими гарантиями этих основных конституционных трудовых прав.

Ст. 37 Конституции РК закрепляет такие основные трудовые права, как свобода труда, право собственно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать под деятельности и профессию, запрет принудительного труда.  Эта же статья закрепляет и право на отдых, на ограничение законом рабочего времени, на выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодные отпуск, а также право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку[1, с. 16].

Конституция не предусматривает основных трудовых обязанностей, но они закреплены в ст.ст. 2, 314-318 Трудового кодекса Республики  Казахстан.

Конституция и законы Республики Казахстан согласно ст. 4 Конституции РК имеют верховенство на всей территории республики. 

Следующий в соответствии с юридической иерархией источник трудового права образует Трудовой Кодекс РК. По существу он регулирует весь комплекс общественных отношений, который входит в предмет отрасли трудового права. 

Законы обладают наибольшей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами.

Большое значение для источников права имеют такие акты, как Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.  Не меньшее значение для казахстанского законодательства имеют и конвенции МОТ, акты, принятые этой международной организацией и ратифицированные правительствами отдельных стран, и в том числе Казахстана.

Все нормы МОТ сформулированы очень конкретно.  Например, в таком акте, как Конвенция об инспекции труда (1950 г.), в которой речь идет о необходимости осуществления контроля за соблюдением законодательства, «относящегося к условиям труда и к охране трудящихся в процессе их работы», казалось бы, больше, чем в каком-либо другом, должен был проявиться характер императивности.  И тем не менее МОТ очень осторожно формулирует последствия нарушений, указывая на то, что «национальным законодательством предусматриваются и применяются соответствующие санкции  за нарушения законодательных положений, применение которых подлежит контролю со стороны инспекторов труда при осуществлении ими своих обязанностей». 

Подзаконные нормативные акты 

Источником трудового права служат также подзаконные акты, издаваемые Президентом РК. 

Постановления Правительства РК как источник трудового права принимаются в соответствии с Конституцией РК, законами, нормативными указами Президента РК.  В них развивается, конкретизируется, разъясняется действующее законодательство, устанавливается порядок его применения. 

Органы местного самоуправления принимают решения в соответствии со своей компетенцией, определенной Конституцией РК, законами РК и другими нормативными актами.  Акты органов местного самоуправления обычно касаются установления разного рода доплат гражданам соответствующих регионов, времени начала и окончания работы учреждений, предприятий торговли, сферы обслуживания и транспорта.

Трудовые споры тесно связаны с историей ра­бочего движения за улучшение условий труда и быта трудящих­ся. Однако законодательство нигде в мире вплоть до 50-х годов XX в. не регулировало порядок разрешения коллективных тру­довых споров. В настоящее время и в Англии, и в США сохра­нилось главным образом коллективно-договорное их регулиро­вание. Примирительный порядок разрешения коллективных трудовых споров во многих развитых странах находит все боль­шее развитие.

Международно-правовые акты по трудовому праву, предусмат­ривающие определенный порядок разрешения споров при кол­лективных переговорах, появились лишь после второй мировой войны: в 1949 г. Международная Организация Труда (МОТ) приняла Конвенцию № 98 о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, которая предусматривает свободу и право ведения коллективных перего­воров; в 1951 г. МОТ приняла специальный акт по разрешению коллективных трудовых споров - Рекомендацию № 92 о добро­вольном примирении и арбитраже.

Конвенция МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» и ее одноименная Рекомендация № 163 1981 г. преду­смотрели порядок разрешения разногласий (споров) при веде­нии коллективных переговоров[2, с. 9].

Информация о работе Трудовые споры