Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 01:43, дипломная работа
В современных условиях одним из главных факторов экономического роста является управление, эффективность которого определяется человеческим капиталом. По данным исследования Всемирного банка, 64% национального богатства 192 стран мира составляет человеческий капитал. Для обеспечения рыночного успеха и жизнеспособности организации на определенный период времени стало явно недостаточным найти подходящую рыночную нишу, организовать эффективное производство соответствующего продукта либо услуги, наладить снабжение и сбыт, успешно противостоять конкурентам.
Введение
1
Изучение основных подходов к исследованию трудоресурсного потенциала региона
1.1
Понятие трудоресурсного потенциала
1.2
Изучение трудоресурсного потенциала
2
Методы оценки трудоресурсного потенциала региона
3
Оценка основных компонентов трудоресурсного потенциала регионов Республики Беларусь
3.1
Оценка трудоресурсного потенциала
3.2
Перспективы развития трудоресурсного потенциала региона
Заключение
Список использованных источников
Нужно:
1.
Теоретические основы исследования трудоресурсного потенциала регионов
1.1
Понятие трудоресурсного (трудового) потенциала
1.2
Изучение трудоресурсного потенциала в экономико-географических исследованиях
1.3
Методы оценки трудоресурсного потенциала регионов
2.
Оценка основных компонентов трудоресурсного потенциала регионов Республики Беларусь (здесь описание по таблицам)
3.
Проблемы и перспективы развития трудоресурсного потенциала регионов Республики Беларусь
Социально-демографические
условия (прирост, убыль населения,
показатели воспроизводства, половозрастная
структура, формы организации
Социально-экономические условия (развитость отраслевой структуры экономики региона, структура рынка труда, распределение занятых по отраслям экономики, социально-производственные условия, дифференциация населения по уровню жизни, структура потребления.
Количественно
трудовой потенциал можно определить
путем перемножения численности
трудовых ресурсов на время, которое
может отработать один работник в
течение года. Численность трудовых
ресурсов изменяется по годам и зависит
от продолжительности трудоспособн
Исследования показывают, что разница в оценке затрат труда в промышленности страны по величине отработанных человеко-часов и среднесписочной численности работников находится в пределах 15%. Следовательно, показатель среднесписочной численности работников, являющийся переменной величиной, не может быть эталоном при оценке величины потенциала, поэтому при анализе динамики его можно применять только с поправочным коэффициентом.
Исследования, проведенные отечественными экономистами, убедительно показали, что в качестве основного объемного показателя трудового потенциала может выступать только человеко-час. Он обладает стабильностью и допустим к применению во всех экономических расчетах на любом уровне.
Составными
элементами качественной структуры
трудового потенциала региона являются:
интеллектуально-
Физическая составляющая характеризует физические и психологические возможности людей, зависящие от здоровья человека. На здоровье влияют уровень и качество жизни, условия труда, техника безопасности на производстве, состояние внешней среды, уровень здравоохранения.
Здоровье трудовых ресурсов определяется многими показателями; к ним относятся: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, рождаемость и смертность, особенно смертность в трудоспособном возрасте. В первой половине 90-х гг. ХХ столетия средняя ожидаемая продолжительность жизни (СОПЖ) при рождении в Белоруссии значительно сократилась. В 1994 г. по сравнению с 1990 г. она снизилась на шесть лет (с 70 до 64 лет в среднем, а у мужчин с 64 до 57 лет). На это повлияли и демографические, и социально-экономические факторы. Среди демографических причин можно назвать волнообразную динамику этого показателя, связанную с последствиями войн, шедших на территории нашей страны. Имеются в виду человеческие потери в годы Великой Отечественной войны, особенно мужского населения, что на многие десятилетия предопределило волнообразное движение воспроизводства населения Российской Федерации. Однако на этот фактор можно отнести только часть падения ожидаемой продолжительности жизни. Например, во время понижательной волны 60-х - начала 80-х гг. ХХ в. падение составило всего два года.
Главные причины ухудшения рассматриваемого показателя и показателей смертности и рождаемости - социально-экономические - ухудшение условий жизни и медицинского обслуживания большей части населения. Возросла общая заболеваемость населения, в том числе и болезнями, с которыми успешно боролись в недалеком прошлом; резко увеличилась нарко- и токсикомания у подростков, алкоголизм у взрослого населения, особенно у мужского. И, как следствие, увеличилась смертность, причем у наиболее трудоспособной части населения. Если в 1990 г. в расчете на 1000 живущих мужчин в возрасте 40 - 44 года умирало 7,6 чел., то в 1995 г. - 15,2, т.е. смертность в этой самой продуктивной группе увеличилась в два раза.
Только стабилизация и подъем экономики страны способны повысить уровень и качество жизни людей изменить ценностные ориентиры в отношении значимости семьи и большего числа детей.
Наиболее существенной характеристикой качества трудового потенциала выступает интеллектуальная составляющая - накопление знаний и опыта по различным аспектам развития природы и общества, научно-технических, экономических и культурных достижений. Накопление знаний осуществляется в социально-культурной, духовной сфере. Ядром знаний выступают образование и научные исследования. Эти две области, две специфические сферы приумножения знаний тесно связаны между собой через основные объекты их деятельности. С одной стороны, через информационные потоки, с другой - через учащихся, преподавателей, научные кадры. Процесс научного исследования способствует дальнейшему росту самообразования исследователей, а достижения науки, ее методы используются в образовании. В самой сфере образования также осуществляются научные исследования. Обмен результатами деятельности (в том числе и путем совместительства) и взаимное переплетение технологических процессов в этих сферах нередко закрепляются в определенных организационных формах: в виде занятий научной деятельностью, открытия научных подразделений в высших учебных заведениях, подготовки кадров, создания «образовательных» подразделений в научных учреждениях.
Тесная прямая и обратная связь указанных сфер обеспечивает всестороннюю подготовленность персонала к восприятию и освоению научно-технических достижений, что обусловливает повышение производительности труда и экономический рост. Для характеристики качества трудового потенциала первостепенную важность имеют знания и уровень образования.
На уровень подготовки кадров огромное влияние оказывают врожденные умственные способности, талант, волевые и лидерские качества личности. Повышение интеллектуальных способностей достигается объединением отдельных индивидуумов в коллектив за счет разделения труда и высокой его организации.
Образовательный
потенциал рабочей силы и населения
непосредственно
Неотъемлемой составной частью интеллектуального потенциала является накопленный опыт, отражающийся в квалификации работника. В дореформенный период большое внимание уделялось переподготовке, обучению вторым специальностям, повышению квалификации. В первой половине 90-х гг. ХХ века подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации на предприятиях, в организациях и учреждениях резко сократилась, особенно рабочих. И сегодня сдвиги здесь минимальные.
В этот период аналогичное
положение сложилось с
Особенно в
сложной ситуации находятся профессионально-
Социальная составляющая трудового потенциала. Трудовой потенциал человека зависит от социальный среды, социальной справедливости и социальной защищенности. В дореформенный период социальные гарантии были недостаточно высокими, но более надежными: желающие обеспечивались работой; существовала бесплатная форма образования, медицинского обслуживания и получения жилья, устойчивая система пенсионного обеспечения, широкая сеть детских дошкольных учреждений. Наиболее острыми проблемами считались уравнительность и остаточный принцип финансирования.
Самая острая проблема накопления трудового потенциала в 90-е гг. ХХ в. - недостаточное финансирование социально-культурной сферы, которое сократилось по сравнению с дореформенным периодом. Более того, объемы финансирования, закладываемые в консолидированный бюджет, реально не выделяются. Так, потребность образовательных учреждений в финансовых средствах обеспечивается из государственных источников примерно наполовину. Консолидированные расходы (расходы республиканского, региональных и местных бюджетов) составляли около 3,5% валового внутреннего продукта (ВВП). За этот период ВВП сократился примерно на 40%, и фактические расходы оказались значительно ниже запланированных. Это означает, что и расходы на одного студента также значительно уменьшились. Ухудшается материальная база учебных заведений и ситуация с заработной платой преподавателей.
В этих условиях идут поиски путей оптимизации расходов на образование и другие отрасли социально-культурной сферы, внедрения многоканальных механизмов бюджетного финансирования (федерального, регионального, муниципального), привлечения внебюджетных средств, в том числе за счет развития платного образования. Последнее не должно преобладать в системе образования, ибо будет нарушено право на получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе.
Определенное интегральное представление о состоянии и динамике трудового потенциала дает индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).
Дальше исправляйте с учетом измененного содержания
Помните о выводах после глав
3. Оценка
основных компонентов
3.1 Оценка трудоресурсного потенциала
Трудовой потенциал
страны по-прежнему остается одним
из важнейших индикаторов
Состояние вопроса
В экономику социализма для определения роли человека в хозяйственной жизни в научный оборот было введено понятие "трудовой потенциал", рассматривающее человека как субъекта со своими потребностями и интересами в сфере труда. Трудовой потенциал традиционно входил в понятие экономического, производственного, промышленного и других потенциалов как составляющая человеческого фактора. Более того прибавочная стоимость в политэкономии марксизма всегда рассматривалась как продукт исключительно труда, а не всего производства в целом. Проблемы активизации и эффективного использования личного фактора производства, характеризующего качества субъекта труда являются актуальными и требуют научного обоснования. При этом оценка труда и человеческого фактора в производстве осуществляется через трудовой потенциал. Современными исследователями рассматриваются две характеристики трудового потенциала – количественная и качественная. Количественная характеристика определяется демографическими факторами и интенсивностью трудового процесса. Качественная характеристика – способностью трудовых ресурсов производить добавленную стоимость и социально-экономическими отношениями. Рыночные условия хозяйствования предъявляют к трудовому потенциалу дополнительные требования. Конкуренция, постоянные изменения конъюнктуры рынка не могут быть описаны чисто количественными и качественными характеристиками труда, возникают проблемы его эффективности, а также обесценения в составе неликвидной продукции. Это требует новых подходов, основанных на более тесной взаимосвязи трудового потенциала с другими экономическими процессами. Известно определение трудового потенциала любой страны (региона), которое отражает совокупную способность её трудовых ресурсов к производству максимально возможного в данных экономических и социальных условиях объема продуктов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей и обеспечения поступательного развития экономики [11.
Данное определение трудового потенциала, автором которого является Г.Д.Кулагина, ориентирует на статистический учёт как численности трудовых ресурсов, так и качественного состава трудового потенциала, эффективности его использования, т.е. на чёткое отграничение трудового потенциала как социально-экономической категории от его носителя – трудовых ресурсов. Структурирование трудового потенциала производят в единстве пространственных и временных характеристик, что позволяет концентрировать в себе одновременно три уровня связей и взаимоотношений:
По известной методологии, параметры трудового потенциала подразделяются на две группы:
Однородным к понятию трудовой потенциал являются трудовые ресурсы, представляющие часть населения страны, обладающие необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно полезной деятельности. В данном контексте следует отметить, что труд, как было отмечено еще К.Марксом, является "процессом потребления рабочей силы" [4], и это верно, так как процессная составляющая является сутью трудовой деятельности и объективно должна присутствовать во всех производных труда, в том числе и трудовом потенциале. Однако до настоящего времени процесс труда не выделялся из производственных процессов как обособленное экономическое явление.
Классификация систем оценок трудового потенциала