История ткани и ткацкого производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 13:24, доклад

Описание работы

В допетровской Руси не существовало крупного ткацкого производства, дорогие высококачественные ткани были исключительно привозными. Шелковые и золотные ткани в Киевской Руси X-ХII веков имели общее название - паволоки. Они поступали по торговым договорам и как трофеи военных набегов. В сказании о походе князя Олега на Царьград, приведенном в "Повести временных лет", говорится о пошиве парусов из паволок, и о том, что Олег вернулся в Киев, "неся злато и паволоки".

Работа содержит 1 файл

История ткани и ткацкого производства.docx

— 260.32 Кб (Скачать)

История ткани и ткацкого производства

 

В допетровской Руси не существовало крупного ткацкого производства, дорогие высококачественные ткани  были исключительно привозными. Шелковые и золотные ткани в Киевской Руси X-ХII веков имели общее название - паволоки. Они поступали по торговым договорам и как трофеи военных набегов. В сказании о походе князя Олега на Царьград, приведенном в "Повести временных лет", говорится о пошиве парусов из паволок, и о том, что Олег вернулся в Киев, "неся злато и паволоки". Впоследствии Олег заключил торговый договор с Византией, в соответствии с которым по знаменитому пути из варяг в греки, по Днепру, паволоки стали поставляться на Русь византийскими и русскими купцами. Позднее, в 944 году, осажденный войсками князя Игоря Цapьгpaд спасся от разгрома, предложив в качестве отступного золото, серебро и паволоки. 
Паволоки были одной из мер богатства, накапливались в государственной казне и храмах и были одним из лучших и почетных даров. Общее название "паволоки" объединяло парчи, фофудьи, оловиры, аксамиты и другие ткани разнообразных цветов, среди которых славились пурпурные и червленые (багряные). Из этих тканей изготовляли одежду, постельное и столовое белье, в том числе и предметы религиозного культа. Из привозных шерстяных тканей можно отметить ковры и тонкие дорогие сукна (скорлаты), которые даже у князей передавались по наследству. Ковры использовались также для погребальных целей.

 

   

 

Шерсть  и лен - исконные русские ткани

 

Исконными текстильными материалами на Руси были шерсть и  лен. Уже в "Повести временных  лет" отмечалось, что женщина "достав шерсть и лен, делает все необходимое  руками своими". Очевидно, производство сукон на Руси было известно ранее 921 года, когда русских людей в  суконной одежде видел в столице  волжских болгар арабский путешественник Ибн-Фадлан. Грубые неокрашенные сукна назывались сермягами. Для женской одежды из шерсти коз изготовляли легкие суконца.  
В славянских сказаниях и былинах многочисленны упоминания о льняных тканях, называемых там полотнами, ровнинами, новинами и кроснами. В былинах шатры у богатырей, как правило, белополотенные. Из льняных полотен делали женские платья, мужские рубахи, подвертки в сапоги, а из новин, которые отбеливались на снежных настах в конце зимы, - белье. Из тонких полотен изготовляли в основном женскую одежду, мужчинам шили только свадебные рубашки.

 

Из льна изготовляли также полотенца, убрусы (узорные полотенца и платки), скатерти. Для нижнего платья использовали пестрядь и посконь - ткани из пеньковых (конопляных) нитей. Из ровнины и пестряди выходила на диво прочная одежда, служившая человеку многие годы.  
Что касается конопли, то для изготовления тканей в основном использовали мужские растения - посконь, которые содержали больше волокна. В "Повести об Акире Премудром" ХII века приводится интересная пословица, не потерявшая своего значения и в наше время: "Лучше посконные одежды, да твои, чем шелковые, но которых у тебя нет".

 

История названий тканей

 

У названий тканей своя интересная, часто непонятная жизнь. Возникали и широко распространялись одни названия, затем они постепенно вытеснялись другими, а потом  и вовсе уходили из языка. Часто  старые названия приобретали новое, более широкое значение или, наоборот, их значение сужалось.

 

Камка

 

Так, слово "камка" персидского происхождения полностью вытеснило "паволоки". Например, в древнерусском памятнике литературы конца XIV века "Задонщине" говорится: "Теперь уже русские сыновья захватили татарские узорочья, и доспехи, и коней, и волов, и верблюдов, и вина, и сахар, и другие убранства, тонкие ткани и шелка (камкы, насычеве) везут женам своим".

Позднее под камкой (камчатными полотнами) стали понимать дамастовые льняные ткани (дамассе, дама) - одноцветные полотна с крупными ткаными узорами, название которых происходит от сирийского города Дамаск, где было крупное производство таких тканей. У камчатных полотен, вырабатываемых в наше время, узор и фон ткут разными по световому эффекту переплетениями. Различное отражение света от участков ткани с разными переплетениями дает камчатный узор, хорошо заметный даже на одноцветных полотнах. Из таких полотен изготовляют столовое белье, скатерти и салфетки. Из китайской камки, или китайки, шили сарафаны и головные уборы - кики. 

 

Часто упоминаются  камки в русской эпической  поэзии.

Их называли хрущатыми или кручатыми, однако точное значение этих слов пока установить не удается.

Возможно, так называли камку с узором в виде кругов. Второе возможное толкование происхождения  этих слов - от слов "хрустящая" или "шуршащая". Из хрущатых камок шили сарафаны особого покроя - сояны. В былине о Дунае говорится: "...послал он Чурила Пленковича выдавать платьица женское цветное и выдавали они тут соян хрущатой камки на тое княгиню новобрачную на Настасью-королевичну, а цена тому сояну сто тысячей". Но ценилось в камках не обилие золотных и серебряных нитей, а своеобразие и богатство узора. Соловей Будимирович в одноименной былине подарил Любаве Путятичне "камочку кручатую, которая камочка в красном золоте не гнется, в чистом серебре не ломится; не дорого на ней красное золото да чистое серебро, столь дорого на ней - манеры узоры заморские: нет таковых во Киеве и не водится". 

Бархат

 

Среди драгоценных  шелковых тканей нельзя не упомянуть бархат - шелковую ткань с мягким густым ворсом на лицевой стороне, из которой шили парадные наряды, чаще всего шубы, шапки и т.п.  
С потерей Киева и южных торговых путей в результате монголо-татарского нашествия торговля с Западом в XIV - XVI веках проводилась в рамках Ганзейского союза через Псков и Новгород. Основную долю привозных тканей составляли итальянские, среди которых как раз и славились бархаты. 

Существовало большое  количество видов этой ткани - легких и тяжелых. Бостер - это средний по качеству вид гладкого бархата. В золотном бархате для создания узора использовали золотные нити. Длина ворса у бархата составляла 1,5-2 миллиметра, бархаты с более длинным ворсом называли косматыми. Ворс мог покрывать не всю поверхность ткани, а только отдельные участки, образуя узор. Самый простой из узорчатыx «рытых» бархатов - дрогетовый, более сложный с узорами из цветов - травный, или травчатый. Если участки разрезанного ворса сочетались с участками неразрезанного в виде петель, такой бархат называли полуразрезным, или вытяжным. Но лучшим бархатом считался тяжелый киперный, который по месту производства называли итальянским или китайским. С XVII века стали выпускать хлопчатобумажный бархат - полубархат и плис с такими разновидностями, как вельвентин и вельверет (вельвет).  
Шерстяной бархат называли плюшем. Все эти названия пришли к нам из разных языков и везде обозначают бархат: плис от шведского "plys", плюш от немецкого "Plusch", английского "plush" и французского "реluchе", велюр от французского "velours", вельвет от английского "velvet". Поэтому те особенности, которые первоначально отличали одну ткань от другой, позднее стирались, происходило смешение понятий. В настоящее время в зависимости от того, какие нити образуют ворс, все ворсовые ткани делятся на уточно-ворсовые и основоворсовые.  


Информация о работе История ткани и ткацкого производства