Источники трудового права: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы заключается в том, что выбранная тема имеет большое научное и практическое значение. Правильное регулирование трудовых отношений невозможно без знания источников трудового права и их классификации по различным основаниям.
Целью курсовой работы является анализ источников трудового права.
Задачи курсовой работы:

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие источников трудового права и их классификация
1.1 Понятие источников трудового права
1.2 Классификация источников трудового права
Глава 2. Общая характеристика основных источников трудового права
2.1 Конституция РФ
2.2 Федеральные конституционные законы
2.3 Федеральные законы
2.4 Указы Президента РФ
2.5 Постановления Правительства РФ
2.6 Акты министерств и ведомств
2.7 Акты органов местного самоуправления
2.8 Локальные нормативные правовые акты
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

трудовое право.docx

— 35.11 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

 

ГОУСПО «Сибирский Политехнический Техникум»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине:

«Трудовое право»

На тему:

Источники трудового права: понятие и виды

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. Ю-08

заочного отд.

Баштанова В.В.

Проверил:

Артёменко Н.С.

 

 

 

 

 

Кемерово 2010

 

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Понятие источников трудового права и их классификация

1.1 Понятие источников трудового права

1.2 Классификация источников трудового права

Глава 2. Общая характеристика основных источников трудового права

2.1 Конституция РФ

2.2 Федеральные конституционные законы

2.3 Федеральные законы

2.4 Указы Президента РФ

2.5 Постановления Правительства РФ

2.6 Акты министерств и ведомств

2.7 Акты органов местного самоуправления

2.8 Локальные нормативные правовые акты

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Актуальность курсовой работы заключается в том, что выбранная тема имеет большое научное и практическое значение. Правильное регулирование трудовых отношений невозможно без знания источников трудового права и их классификации по различным основаниям.

Целью курсовой работы является анализ источников трудового права.

Задачи курсовой работы:

изучить понятие трудового права;

рассмотреть классификацию данных источников по различным основаниям;

исследовать основные источники трудового права и дать им общую характеристику.

Степень разработанности данной темы в мировой, практике и теории:

Большое значение для источников права имеют такие акты, как Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. Не меньшее значение для российского законодательства имеют и конвенции МОТ, акты, принятые этой международной организацией и ратифицированные правительствами отдельных стран, и в том числе России.

Практика показывает, что в РФ суды, как правило, придерживаются порядка, при котором в первую очередь руководствуются внутригосударственным актом, представляющим собой понимание государством своих обязательств, и применяют правила международного договора лишь в случае его явного расхождения с отечественным законодательством.

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе «Понятие источников трудового права и их классификация» раскрывается понятие источника, как нормативного правового акта трудового законодательства, содержащего нормы этой отрасли права. Вторая глава «Общая характеристика основных источников трудового права» подробно рассматривает виды нормативных правовых актов, которые являются источниками трудового права.

 

 

Глава 1. Понятие источников трудового права и их классификация

 

1.1 Понятие источников трудового права

 

Основой правового регулирования труда являются его источники. Источником трудового права называется нормативный правовой акт трудового законодательства, т. е. акт, содержащий нормы этой отрасли права.

Следовательно, источники трудового права – это различные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые и непосредственно с ними связанные отношения1.

Под источниками трудового права следует понимать результаты правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.

Источники – нормативные акты, относящиеся к трудовому праву России, составляют определённую систему, которая включает разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные акты. Такую систему обычно именуют системой трудового законодательства, подразумевая, однако в одних случаях совокупность всех нормативных актов – источников трудового права, в других – только законы о труде. Иначе говоря, различают понятие трудового законодательства в широком и узком смысле слова.

В источниках трудового права России отражены материальные условия жизни общества и с их изменением меняются и источники трудового права. Это происходит часто, в связи с чем трудовое законодательство быстро обновляется, совершенствуется. Устаревшие нормативные акты трудового права отменяются, изменяются, дополняются, а новые появляются.

Учитывая, что правотворческая деятельность в сфере труда осуществляется не одним, а рядом государственных органов, которые нередко привлекают к этой деятельности профсоюзы и трудовые коллективы, следует, прежде всего выделить классификацию источников трудового права по органам, принимающим нормативные акты различной юридической силы.

Независимо от классификации все источники объединяются в систему источников трудового законодательства. Деление в зависимости от юридической силы является основной и более совершенной классификацией. Все источники трудового права состоят из двух форм права: основную группу составляют нормативно – правовые акты, а вторую – нормативные договоры.

 

1.2 Классификация источников трудового права

 

Источники трудового права принято классифицировать по разным основаниям:

а) по юридической силе2:

Конституция РФ;

федеральные конституционные законы;

федеральные законы в т.ч ТК РФ;

указы Президента РФ;

постановления Правительства РФ;

акты министерств и ведомств;

акты органов местного самоуправления;

локальные нормативные акты.

б) по степени важности и субординации:

Источники делятся на законы и подзаконные акты трудового законодательства. Законы принимаются высшим представительным органом власти РФ и её субъектов, т. е. законодательной властью. Принятие наиболее важных федеральных законов обязательных для применения на всей территории России относится к ведению федеральных органов власти. Остальные вопросы могут регулировать и субъекты Федерации своими законами и подзаконными нормативными правовыми актами.

в) по органам их принявшим:

При этом различаются нормативные правовые акты трудового права, принятые:

высшим органом законодательной власти РФ (законы, постановления);

Президентом РФ (указы, распоряжения);

Правительством РФ (постановления и распоряжения);

центральными органами государственного управления (министерствами и ведомствами);

органами государственной власти и управления республик РФ в других субъектов РФ;

органами местного самоуправления;

локальные нормы на предприятии, в организации.

г) по форме акта:

Источники трудового права делятся на декларации, конвенции, законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, правила, положения, решения, приказы, рекомендации, разъяснения, договоры, соглашения и другие формы.

д) по сфере действия:

Источники трудового права делятся на международные, общефедеральные, региональные, отраслевые, межотраслевые, муниципальные и локальные.

е) по степени обобщенности:

кодифицированные;

комплексные;

текущие.

Конституция РФ и Трудовой кодекс – это основа всех источников трудового права и их системы.

 

 

Глава 2. Общая характеристика основных источников трудового права

 

2.1 Конституция РФ

 

Особое место среди источников российского права, в том числе и трудового права, занимает ныне действующая Конституция РФ принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993г. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ не должны противоречить Конституции РФ.

Конституция РФ законодательно закрепила свободу труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Она признала право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому предоставляется право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск3.

Важно также заметить, что Конституция РФ определяет компетенцию РФ и субъектов Федерации в области трудового законодательства. Согласно ч.1 ст.72 Конституции трудовое законодательство отнесено к совместному ведению РФ и её субъектов, т.е. трудовые законы могут приниматься как на уровне Федерации, так и на уровне её субъектов. В случае противоречия между федеральным законом о труде и законами о труде, принятыми субъектами РФ, действует федеральный закон ч.5 ст.76 Конституции.

Конституционные положения по вопросам правового регулирования труда составляют основу трудового законодательства РФ.Другие источники трудового права опираются на Конституцию и вместе с ней составляют систему трудового законодательства.

 

2.2 Федеральные конституционные законы

 

Федеральный конституционный закон РФ – разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией РФ по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом – федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам. Важность федеральных конституционных законов обусловливает особую процедуру их принятия: одобрение большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов верхней палаты парламента – Совета Федерации, и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов нижней палаты – Государственной Думы, то есть достаточно сложным квалифицированным большинством голосов4. В отношении федеральных конституционных законов не применяется президентское вето.

Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ

«О чрезвычайном положении"

(с изменениями от 30 июня 2003 г., 7 марта 2005 г.)

Одобрен Государственной Думой 26 апреля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года

запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций ст.11

 

2.3 Федеральные законы

 

Федеральный закон – федеральный законодательный акт РФ, принимаемый в соответствии с Конституцией РФ по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и её субъектов.

Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального собрания.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации – также большинством голосов от общего числа его членов. В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов.

После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации Закон поступает на подпись Президенту России. Если Президент подписывает закон, он считается окончательно принятым, подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с даты опубликования либо с даты, указанной в самом законе. Президент, однако, вправе отклонить закон5 и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат.

Обычные федеральные законы принимаются в порядке, предусмотренном статьями 105-107, федеральные конституционные законы – статьёй 108, законы о конституционных поправках – статьёй 136, кроме поправок к статье 65.

Среди законов центральное место принадлежит Трудовому кодексу РФ, являющемуся кодифицированным источником трудового права.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ

Опубликовано 31 декабря 2001г.

Вступает в силу: 1 февраля 2002г.

(ред. От 25.11.2009)

(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)

Федеральный закон от 19 июня 2000г. № 82-ФЗ

«О минимальном размере оплаты труда»

Принят Государственной Думой 2 июня 2000г.

Одобрен Советом Федерации 7 июня 2000г.

(с изм. от 29 апреля, 26 ноября 2002г., 1 октября 2003г., 22 августа,29 декабря 2004г., 20 апреля 2007г., 24 июня 2008г., 24 июля 2009г.)

Федеральный закон от 12 января 1996г. № 10-ФЗ

«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995г.

Информация о работе Источники трудового права: понятие и виды