Институт разрешения коллективных трудовых споров в соответствии с действующими законодательными актами Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 08:49, дипломная работа

Описание работы

Негативные процессы, сопровождающие переход российской экономики на рыночные отношения, существенно обостряют социально-трудовую обстановку. Поэтому, хотим мы этого или нет, но коллективные трудовые конфликты и забастовки как крайняя форма их проявления становятся частью нашей экономической и социальной жизни.
В ст. 37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти положения Конституции РФ являются основой порядка разрешения всех трудовых споров.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2
Глава I. Коллективный трудовой спор: понятие, предмет, стороны…..5
1.1 Порядок разрешения коллективного трудового спора……………….12
1.2 Рассмотрение спора примирительной комиссией……………………..16
1.3 Рассмотрение спора с участием посредника…………………………..18
1.4 Рассмотрение спора трудовым арбитражем………………………….20
Глава II. Забастовка. Реализация права на ее проведении………………………………………………………………….….24
Глава III. Анализ ситуации в разрешении коллективных трудовых споров…………………………………………………………………………..31
Глава IV. Анализ законодательства разрешения коллективных трудовых споров и организации забастовок………………………………34
Заключение ……………………………………………………………………46
Список литературы…………………………………………………………..48

Работа содержит 1 файл

коллективные трудовые споры.docx

— 87.90 Кб (Скачать)

Поскольку основной принцип ведения переговоров  – добровольность принятия конфликтующими сторонами решений, примирительная комиссия не должна оказывать давление на стороны при принятии того или  иного решения. Участие примирительной комиссии в рассмотрении коллективного  трудового спора должно предоставлять  сторонам дополнительные возможности  для его мирного разрешения. В  то же время примирительная комиссия должна быть готова дать сторонам предложения  и альтернативы по процедуре и  существу переговорного процесса для  того, чтобы помочь успешному ходу переговоров.

Решение примирительной комиссии принимается  по соглашению сторон коллективного  трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора  обязательную силу и исполняется  в порядке и сроки, которые  установлены решением примирительной комиссии.

В протоколе, который для сторон коллективного  трудового спора имеет обязательную силу, фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается  урегулированным.

Если  при рассмотрении коллективного  трудового спора примирительной комиссией соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий совместного заседания примирительной комиссии и представителей сторон, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон.

Члены примирительной комиссии на время участия в разрешении коллективного трудового спора  освобождаются от основной работы с  сохранением среднего заработка  на срок не более трех месяцев в  течение одного года.

Отдельные работники могут неоднократно привлекаться к рассмотрению коллективных трудовых споров в составе примирительных комиссий. При этом общая продолжительность  их участия в разрешении коллективных трудовых споров не должна превышать  трех месяцев в году.

Члены примирительной комиссии обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну при осуществлении  своих функций во время участия  в примирительных процедурах.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

 

1.3. Рассмотрение спора с участием посредника

 

После составления  примирительной комиссией протокола  разногласий стороны коллективного  трудового спора в течение  трех рабочих дней могут пригласить посредника самостоятельно или с  помощью службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение  трех рабочих дней стороны коллективного  трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового  арбитража (ст. 403 ТК РФ).

Это правило  отличается от положения ст. 7 Закона. которое предусматривало иное последствие недостижения сторонами согласия по поводу кандидатуры посредника – назначение его Службой.

С целью  оказания практической помощи по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России, подразделениям органов исполнительной власти субъектов РФ, на которые  возложены функции по урегулированию трудовых споров, Минтруд России Постановлением от 27.03.1996 г. № 16 утвердил Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора  с участием посредника.

Посредник - это третий нейтральный орган по отношению к спорящим сторонам, призванный помочь сторонам достигнуть соглашения по спору.

Главная функция посредника – оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого  решения по урегулированию коллективного  трудового спора на основе конструктивного  диалога.

Посредником может быть любой независимый  квалифицированный специалист, приглашаемый как сторонами, так и по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров.

Посредник имеет право:

- запрашивать  и получать от сторон необходимые  документы и сведения, касающиеся  данного коллективного трудового  спора;

- в процессе  рассмотрения коллективного трудового  спора по необходимости проводить  совместные и раздельные заседания  представителей сторон;

- предлагать  возможные варианты разрешения  коллегиального трудового спора;

- подписывать  решения, принятые сторонами при  его участии.

Посредник также как и члены примирительной комиссии обязан сохранять государственную, служебную и др. тайну при осуществлении  своих функций во время участия  в примирительных процедурах.

Как и  на предыдущем этапе рассмотрения коллективного  трудового спора (в примирительной комиссии) стороны самостоятельно определяют порядок рассмотрения спора с  участием посредника.

Рассмотрение  коллективного трудового спора  с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня  его приглашения (назначения) и может  окончиться одним из двух вариантов: если по спору соглашение достигнуто, оно оформляется решением, обязательным для сторон спора, если соглашение сторон по спору не достигнуто, то оформляется  протоколом разногласий. С этого  момента оканчивается рассмотрение коллективного трудового спора  с участием посредника. Если составлен  протокол разногласий, то стороны обращаются к третьему этапу - трудовому арбитражу.

 

1.4 Рассмотрение спора трудовым арбитражем

 

Трудовой  арбитраж является одним из трех возможных  звеньев досудебного рассмотрения спора и представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили  соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений (ч. 1 ст. 404 ТК РФ).

Постановление Минтруда РФ от 27.03.1997 г. №59 утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового  спора в трудовом арбитраже.

Согласно  ч. 2 ст. 404 «Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником».

Соответствующим решением работодателя, представителя  работников и Службы оформляется  создание трудового арбитража, его  персональный состав, регламент и  его полномочия.

В состав трудового арбитража не должны включаться представители сторон спора. Трудовыми  арбитрами могут быть хозяйственные  руководители, специалисты (экономисты, юристы и др.), научные работники, представители органов исполнительной власти, работники территориальных  органов по урегулированию коллективных трудовых споров, специалисты по труду  органов местного самоуправления. Списки лиц, рекомендуемых для привлечения  в качестве трудовых арбитров, формируются  территориальными органами по урегулированию коллективных трудовых споров и ежегодно пересматриваются.

Создание  трудового арбитража обязательно  в организациях, в которых законом  запрещено или ограничено проведение забастовок (ст. 406 ТК).

Трудовой  арбитраж рассматривает спор с участием представителей его сторон в срок до 5 рабочих дней со дня создания трудового арбитража, может заседать не один раз.

Он рассматривает  обращение сторон, получает необходимые  документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора, в случае необходимости информирует  органы государственной власти и  органы местного самоуправления о возможных  социальных последствиях коллективного  трудового спора.

Порядок рассмотрения коллективного трудового  спора трудовым арбитражем состоит  из нескольких этапов:

- изучения  документов и материалов, представленных  сторонами;

- заслушивания  представителей сторон;

- заслушивания  экспертов, если в это есть  необходимость;

- разработки  рекомендаций по существу коллективного  трудового спора.

Рекомендации  трудового арбитража составляются в письменной форме с учетом всех обстоятельств дела в соответствии с действующим законодательством  Российской Федерации, подписываются  трудовыми арбитрами и передаются сторонам.

Рекомендации  трудового арбитража оформляются  протоколом, подписываемым членами  трудового арбитража, указываются  присутствующие на заседании трудовые арбитры, представители сторон спора, перечень мер, необходимых для разрешения коллективного трудового спора

Если  работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, рассмотрения спора в нем, а также выполнения его решений, то Закон предоставил  право работникам в этих случаях  приступить к забастовке.

Необходимо  отметить, что ТК РФ предусмотрел определенные гарантии непосредственным участникам примирительных процедур.

Так, члены  примирительной комиссии, трудовые арбитры  не время участия в разрешении коллективного трудового спора  освобождаются от основной работы с  сохранение среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение  одного года (ст. 405 ТК РФ).

Участвующие в разрешении коллективного трудового  спора представители работников, их объединений в период разрешения коллективного трудового спора  не могут быть подвергнуты дисциплинарному  взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего  их на представительство органа.

Полномочия  службы по урегулированию коллективных трудовых споров

Как мы уже  отмечали во всех примирительных процедурах принимает участие Служба по урегулированию коллективных трудовых споров. Ст. 407 ТК РФ определяет полномочия данной службы: «Служба по урегулированию коллективных трудовых споров – это система государственных органов (подразделений), формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них»

Служба  в своей деятельности руководствуется  Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», другими федеральными законами, актами Президента РФ, решениями  Правительства РФ и Положением «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 г. №468.

Служба  по урегулированию коллективных трудовых споров

- осуществляет  уведомительную (сторонами) регистрацию  коллективных трудовых споров;

- проверяет  в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

- формирует  список посредников и трудовых  арбитров и проводит их подготовку;

- выявляет  и обобщает причины и условия  возникновения коллективных трудовых  споров, подготавливает предложения  по их устранению;

- оказывает  методическую помощь сторонам  на всех этапах разрешения  коллективного трудового спора;

- организует  финансирование примирительных  процедур;

- организует  работу по урегулированию коллективных  трудовых споров во взаимодействии  с представителями работников  и работодателей, органами государственной  власти и органами местного  самоуправления.

Примирительные  процедуры разрешения трудовых споров не всегда дают положительный эффект в виде принятия на основе достигнутого соглашения сторон решения. Возможна ситуация, когда спор остается нерешенным и последним средством его разрешения становится забастовка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Забастовка. Реализация права на ее проведение

 

Закон предусмотрел права и обязанности государственной  службы по урегулированию коллективных трудовых споров, впервые урегулировал и порядок разрешения разногласий  самими сторонами до возникновения  спора, решаемого примирительной комиссией, позволяя исключить стихийность  и предупредить коллективные трудовые споры. Закон не приглашает к забастовке, а вводит ее в правовые рамки, предусмотрев процедуру ее объявления, гарантии для участников и правовые последствия  незаконной забастовки.

Забастовка - это временный добровольный отказ  работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях  разрешения коллективного трудового  спора.

В отличие  от примирительных процедур разрешения коллективного трудового спора  забастовка - это ультимативное действие работников, давление на работодателя путем прекращения работы, чтобы  добиться выполнения своих требований, не урегулированных в примирительных процедурах, крайняя, исключительная мера разрешения трудового спора.

Право на забастовку как способ разрешения коллективного  трудового спора закреплено Конституцией РФ в числе основных прав граждан.

Информация о работе Институт разрешения коллективных трудовых споров в соответствии с действующими законодательными актами Российской Федерации