Государственная политика в сфере занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:31, реферат

Описание работы

Актуальность исследования проблем обеспечения занятости населения подтверждается и официальными документами государства. Так, 22.06.1999 года было принято Постановление Правительства РФ N 659 «О мерах по поддержанию занятости населения», в котором обращено внимание на то, что при разработке и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, федеральных целевых и инвестиционных программ необходимо обеспечить увязку мер социально-экономического развития, бюджетной и налоговой политики с мероприятиями по поддержанию занятости населения.

Содержание

Введение 3
Понятие занятости и категории занятого населения 5

2. Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости
2.1 Правовая база 7
2.2 Программа занятости: концептуальные подходы 10
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

Реферат ТП.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

     МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ  ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ 

     МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ

     по  дисциплине  «Трудовое Право»

     на  тему: «Государственная политика в  сфере занятости» 
 
 
 
 
 
 

     выполнил: студент III курса 3 ак. группы

     Караков Григорий 
 

     научный руководитель:   к.т.н., к.ю.н., доцент

     Аминова Э.М. 
 
 
 
 
 

     Москва, 2010 
Содержание 

Введение 3 

  1. Понятие занятости  и категории занятого населения 5
 

2. Основные  направления политики Российской  Федерации в сфере содействия занятости 

2.1 Правовая  база 7

2.2 Программа  занятости: концептуальные подходы 10 

Заключение 20 

Список  использованной литературы 21 

 

     Введение 

     Проблема  обеспечения занятости населения  в период перехода к рыночной организации  экономики является исключительно актуальной и требует научной разработки правовых средств, направленных на развитие занятости и формирование эффективного правового механизма государственного регулирования, объединяющего политику занятости, финансово - экономические, кадровые и правовые компоненты.

     Статистика  свидетельствует, что отмечается снижение уровня официальной (или регистрируемой) безработицы в нашей стране. Если в 1 полугодии 2010 года количество безработных, согласно данным Госкомитета РФ по статистике, составляло 2000 тыс. человек, то по итогам 2010 года этот показатель увеличился до 1500 тыс. человек. К тому же, общее число лиц, не имеющих работы, сократилось. Общая численность безработных в России, рассчитываемая Госкомстатом по методологии Международной организации труда, в 1 полугодии 2008 года составила 5799 тыс. человек, а в октябре 2010 года — 5100 тыс. человек.

     Очевидно  так же, что тенденции развития современной безработицы в нашей  стране имеют специфические формы  проявления в зависимости от сферы  приложения рабочей силы, отраслевых и территориальных рынков труда.

     В этих условиях к первоочередным направлениям социально - экономической политики государства следует отнести  оказание помощи в выборе занятости  всем, кто может и хочет работать, создание системы и эффективного организационно - правового механизма обеспечения занятости.

     Сегодня существует реальная потребность в  теоретическом осмыслении действующего законодательства и практики его  применения. С момента введения в  действие Закона «О занятости населения  в Российской Федерации» прошло более десяти лет. Этот законодательный акт базировался на «Основах законодательства Союза ССР и республик о занятости населения». Естественно, он не мог отразить всей специфики переходного периода и его влияния на сферу занятости в России. С 01 января 2001 года нет Фонда занятости населения в нашей стране. Начиная с 1991 года неоднократно изменялся статус государственной службы занятости населения.

     С 2006 года Россия вступила в период абсолютного  сокращения численности населения  трудоспособного возраста. В 2008 году численность населения трудоспособного возраста сократилась на 538 тысяч человек.

     Актуальность  исследования проблем обеспечения  занятости населения подтверждается и официальными документами государства. Так, 22.06.1999 года было принято Постановление Правительства РФ N 659 «О мерах по поддержанию занятости населения», в котором обращено внимание на то, что при разработке и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, федеральных целевых и инвестиционных программ необходимо обеспечить увязку мер социально-экономического развития, бюджетной и налоговой политики с мероприятиями по поддержанию занятости населения.

     Для решения задачи обеспечения занятости  населения в современных условиях необходимы новые подходы организационные и правовые условия.

 

      Понятие занятости и категории  занятого населения 

     В соответствии со ст. 1 Закона «О занятости  населения в РФ», занятость - это  деятельность граждан, связанная с  удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

     Как видно из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Более того, незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

     Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная.

     Помимо  определения самого понятия занятости, в Законе приводится перечень занятых  граждан, являющийся исчерпывающим. В  соответствии со ст. 2 указанного закона, занятыми считаются граждане:

     - работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу  за вознаграждение на условиях  полного либо неполного рабочего  времени, а также имеющие иную  оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, для которых общественные работы являются подходящей работой);

     - зарегистрированные в установленном  порядке в качестве индивидуальных  предпринимателей, а также нотариусы,  занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

     - занятые в подсобных промыслах  и реализующие продукцию по договорам;

     - выполняющие работы по договорам  гражданско-правового характера,  предметами которых являются  выполнение работ и оказание  услуг, авторским договорам, а  также являющиеся членами производственных  кооперативов (артелей);

     - избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

     - проходящие военную службу, альтернативную  гражданскую службу, а также службу  в органах внутренних дел, Государственной  противопожарной службе, учреждениях  и органах уголовно-исполнительной  системы;

     - проходящие очный курс обучения  в общеобразовательных учреждениях,  учреждениях начального профессионального,  среднего профессионального и  высшего профессионального образования  и других образовательных учреждениях,  включая обучение по направлению  государственной службы занятости населения ;

     - временно отсутствующие на рабочем  месте в связи с нетрудоспособностью,  отпуском, переподготовкой, повышением  квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом  на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

     - являющиеся учредителями (участниками)  организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;

     - являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства. 
Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости
 

     Правовая  база 

     В Российской Федерации создана основательная  правовая база по вопросам регулирования  труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции РФ, в Трудовом кодексе РФ и в Законе РФ «О занятости населения в РФ». В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

     Направления политики государства в сфере  содействия следуют также из международно-правовых актов. Так, указание на необходимость  создания государством условий для наиболее полного существования права на труд содержится также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6). Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 23 провозглашает право каждого на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, в то время как ст. 25 этого документа указывает на право каждого рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ.

     Ряд конвенций и рекомендаций МОТ  посвящен отдельным аспектам политики государств в сфере содействия занятости. В частности, Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.), Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983г.) Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. , Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы»-не ратифицирована (1988г.) и др Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1990. Примечательно, что на своей первой сессии в 1919г. МОТ принял Конвенцию «О безработице», в которой отражены основные подходы к регулированию деятельности бесплатных государственных бюро занятости. При определении правового статуса негосударственных агентств по трудоустройству целесообразно учитывать положения Конвенции МОТ № 181 (1997 г.) «О частных агентствах занятости», согласно которой указанные агентства могут способствовать более эффективному функционированию рынка труда, одновременно указывая на необходимость создания гарантий социальной защиты граждан, ищущих работу при посредничестве данных агентств.

     В современных условиях особую актуальность приобретает анализ документов, принятых на уровне Совета Европы, в которых аспекты содействия занятости также остаются без внимания. В частности, Конвенция о защите прав человека и основных свобод запрещает принудительный труд (ст.4). Европейская социальная хартия содержит указание на обязательства государств «обеспечить эффективную защиту права трудящихся зарабатывать себе на жизнь свободно избранным трудом».

     Основные  направления политики российского  государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди которых, частности, следующие:

     -развитие  трудовых ресурсов, повышение их  мобильности, защита национального  рынка труда;

     -обеспечение  равных возможностей всем гражданам  РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

     -создание  условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие  человека;

     -поддержка  трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, осуществляемой  в рамках законности, содействие  развитию их способностей к  производительному, творческому  труду;

     -осуществление  мероприятий, способствующих занятости  граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

     -предупреждение  массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

     -поощрение  работодателей, сохраняющих действующие  и создающих новые рабочие  места прежде всего для граждан,  испытывающих трудности в поиске  работы;

     -объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

     -координацию  деятельности в области занятости  населения с деятельностью по  другим направлениям экономической  и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

     -координация  деятельности государственных органов,  профессиональных союзов, иных представительных  органов работников и работодателей  в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

Информация о работе Государственная политика в сфере занятости