Государственная политика РФ в сфере образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель: На основе имеющихся законодательных актов проанализировать превалирующую тенденцию законодательства РФ в образовательной сфере и выявить основные пути её реформирования.
Задачи:
выявить основные проблемы развития образования в России и возможные пути их преодоления;
определить на основании действующего законодательства Российской Федерации в области образования принципы образовательной политики, а также ведущие цели и направления развития образования;
рассмотреть мероприятия программы реформирования системы образования и ожидаемые результаты от них.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…...5
1 Система образования в Российской Федерации………………………..……8
1.1 Состояние системы образования…………………………………………...11
1.2 Структура системы образования………………………………………...…14
2 Государственная политика РФ в сфере образования…………………….…17
2.1 Принципы государственной политики в сфере образования…………….21
2.2 Проблемы и направления модернизации системы образования…………26
Заключение………………………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

     В законе "Об образовании" закреплен негосударственный сектор образования.

     Формы собственности, охватывающие учебные  заведения различных ступеней образования  могут быть различными: государственной; муниципальной; частной; других форм собственности (общественных объединений, смешанной).

     Каждое  образовательное учреждение является юридическим лицом.

     Государство гарантирует ежегодное выделение  финансовых средств на нужды образования  в размере не менее 10 процентов  национального дохода.

     Сегодня востребованность в образовании высока.

     К середине 90-х годов молодежь постепенно стала по-новому осознавать значимость образования для дальнейшей жизни. Повышенный спрос на гуманитарные специальности  последних лет можно объяснить  не только рыночным спросом на них, но и недостаточным финансированием инженерно-технических, естественнонаучных, оборонных и других базовых направлений, требующих относительно больших затрат. Отрадно, что в последние год-два вновь наметилось увеличение заинтересованности абитуриентов в получении технических и естественнонаучных специальностей.

     Бурный  период реформ, связанных с коренными  изменениями в России после распада  СССР и переходом в третье тысячелетие, затронувший все сферы жизни  государства, главным образом, экономику, не оставил в стороне и сферу образования.

     Этот  процесс закономерен для всего  мира. Для России особенно важны  сейчас подготовка высококвалифицированных  кадров, вооруженных самыми современными профессиональными знаниями, и сохранение этих кадров в отечественной экономике.

     Сегодня российское образование находится  в стадии модернизации. Это и введение эксперимента по сдаче Единого Государственного Экзамена, это и экспериментальное  обучение по 12-летней программе общего среднего образования, это и получение  дипломов о высшем образовании различной квалификации, это и информатизация всех ступеней образования, главным образом общего и высшего, и многое другое. Главная цель модернизации - возрождение и развитие лучших традиций отечественного просвещения, упрочение позиций России в ряду высокообразованных стран мира и её интеграция в мировое образовательное сообщество.

     Направления развития образования в России на ближайшую перспективу изложены в государственном документе "Концепция  модернизации российского образования  на период до 2010г.", принятом Правительством РФ в декабре 2001 г. 
 
 
 

     2.1 Принципы государственной политики в сфере образования

     Принципы  государственной политики в области  образования

     Современное образование - это одно из средств  решения важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целью государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

     В статье 43 Конституции Российской Федерации  гарантируется:

     1. право каждого жителя РФ на  образование;

     2. общедоступность и бесплатность  дошкольного, основного общего  и среднего профессионального  образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;

     3. право на конкурсной основе  бесплатно получить высшее образование  в государственном или муниципальном  образовательном учреждении или  предприятии;

     4. основное общее образование является  обязательным. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования;

     5. Российская Федерация устанавливает  федеральные государственные стандарты,  поддерживает основные формы  образования и самообразования.

     Осуществление декларированных Конституцией РФ социальных гарантий, основным субъектом социальной политики, государством через следующие функции (главные задачи, направления): 1)обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества; 2)обеспечение политической устойчивости власти; 3)определение законодательной и нормативной базы социальной политики; 4)разработка целостной концепции, включающей ценности в виде целей, приоритетов, механизмов их достижения (нормы, принципы, ресурсы, методы, координацию, контроль, прогноз); 5)непосредственное влияние на решение социальных проблем в масштабах всего общества и опосредованное влияние на деятельность других субъектов социальной политики; невозможно без учета основополагающих ориентиров и руководств к действию, т. е. без принципов.

     В настоящее время в России образовательная  политика строится на следующих принципах  сформулированных и Законе «об образовании»:

     гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

     единство  федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

     общедоступность образования, адаптивность системы  образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

     светский  характер образования в государственном и муниципальном образовательных учреждениях;

     свобода и плюрализм в образовании;

     демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

     сюда  же можно добавить и принцип толерантности, предполагающий проявление понимания, сочувствия, внимания к социально незащищенным слоям населения (открытое общество для инвалидов).

     Ключевым  в условиях демократического общества является реализация принципа гуманистического характера образования. Для российского общества это требует перестройки сознания: раньше интересы общества были выдвинуты на первый план, а сегодня в центр поставлены интересы личности ребенка. В соответствии с этим необходимо признать каждого ребенка как личность вне зависимости от его развития, социального статуса и т. п.; ребенок должен быть признан субъектом права, то есть должна произойти гуманизация отношений общества и государства к детям, интересы детей должны решаться, прежде всего. Вышеупомянутые общеметодологические принципы конкретизируются через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.

     Неуклонно продолжается становление новой  системы образования, ориентированной  на вхождение в мировое образовательное  пространство. Свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей - доминирующая тенденция современности. Одно из проявлений этой тенденции - сближение, интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно участвует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом; традиции и нормы мирового образования свободно проникают в страну. Происходит культурная трансформация общества, которая выражается, с одной стороны, в глобализации и интернационализации культуры, с другой - в желании сохранить свою самобытность (культурную, языковую). Средства аудиовизуальной коммуникации (телевидение, Интернет), использование английского языка в работе над международными проектами ведут к стиранию границ в культурном пространстве. Одновременно идет поиск путей поддержки и сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций есть условие для устойчивого развития сферы образования.

     Меняется  система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются дополнительные программы в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива.

     Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, хотя и вызывают много споров, но идут в русле тенденции сближения с мировой практикой системы образования.

     Наряду  с государственными учебными заведениями  возникают альтернативные, в том  числе и частные. Расширяются  возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования существует платное во всех звеньях - от детских садов и до университетов. Государство заботится о том, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачно, контролируемо, а оплата каждого учащегося осуществлялась из бюджета индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов как госзаказ станут распределяться на конкурсной основе между образовательными учреждениями, как государственными, так и негосударственными. Привлечение инвестиций в сферу образования, инвестиции в человека становятся государственной политикой.

     Развивается нормативная правовая база в области  образования: постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения обо всех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования.

     Государственные социальные гарантии обучающимся в основном выражаются в реализации прав граждан на бесплатное общее образование.

     Таким образом, образование напрямую связано  с политической сферой и его содержание и направления деятельности образовательных  учреждении зависят от неё и закрепляются в Конституции РФ. Принципы государственной политики в области образования основываются на Конституционных нормах и являются базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов в области образования, но и для непосредственной реализации их в отдельно взятом учебном заведении. Федеральная программа развития образования ре является исключением.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Проблемы и направления  модернизации системы  образования

     Развитие  современной цивилизации определяется двумя глобальными факторами – совершенствованием системы образования и все возрастающей ролью средств массовой информации, новейших информационных технологий и коммуникаций. Мировые тенденции в сфере образования направлены на подготовку образованного, интеллектуального, думающего, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, имеющего свою позицию и рационально организующего самостоятельную познавательную деятельность [Байденко 2004].

     Модернизация  системы образования в России и европейских странах нацелена на повышение его качества. Реформы предполагают решение ряда ключевых спорных вопросов общеевропейского образовательного пространства, связанных с уточнением содержания образования, поиском оптимальных способов и технологий организации образовательного процесса, переосмыслением цели и результата образования.

     Подготовка  компетентных кадров, способных развивать  профессиональную деятельность, расширять, а не только воспроизводить социальный опыт, продуцировать новые знания и ценности являются сегодня необходимым звеном для создания качественно новой модели формирования специалиста. Анализ образовательной ситуации в России в сфере высшего профессионального образования выявил необходимость вступления России в 2003 году в Болонский процесс. Участие России в данном процессе позволило по-новому посмотреть на место учащегося в отечественном образовании и на особенности преподавания различных дисциплин. Благодаря этому сегодня активно пересматриваются и анализируются государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и готовятся научные обоснования их совершенствования.

     Основные  задачи, которые должны быть выполнены  до 2010 года, включают:

  • Введение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов, в том, числе и при помощи внедрения «Приложения к диплому».
  • Введение двухуровневой системы подготовки во всех странах, первая ступень бакалавра не менее трех лет, и вторая ступень магистра и/или докторской степени.
  • Создание системы кредитов аналогичной Европейской системе перезачета кредитов как средства повышения мобильности студентов, преподавателей, исследователей и административного персонала университетов. Принятие общего рамочного подхода к квалификациям уровня бакалавров и магистров, обеспечение «сопоставимости» дипломов, отдельных курсов, кредитов. Создание целостной системы обеспечения качества образования (на базе European Network of Quality Assurance in Higher Education) и организация информационного обеспечения и обмена.
  • Повышение мобильности студентов, преподавателей и исследователей.
  • Развитие сотрудничества в сфере обеспечения качества образования с целью создания сопоставимых критериев и методологий.
  • Усиление «Европейского измерения» в высшем образовании.

Информация о работе Государственная политика РФ в сфере образования