Жизнь и творчество Фридриха Ницше

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:53, реферат

Описание работы

Цель работы- Изучение жизни и творчества Фридриха Ницше.
Задачи:
• изучение ранних произведений
• концепции сверхчеловека
• последние произведения.

Содержание

Введение………………………………………………………………3-4
1 Жизнь и творчество Фридриха Ницше……………………………5-8
1.1 Ранние произведения…………………………………………......5-8
1.2 Дальнейшее развитие философских идей……………………...9-13
1.3 Новое философское мировоззрение и разрыв с прошлым…..14-15
1.4 Концепция сверхчеловека……………………………………...16-19
1.5 Последние произведения. Болезнь и смерть………………….20-21
Заключение………………………………………………………….22-23
Список использованных источников…………………………………24

Работа содержит 1 файл

Жизнь и творчество Фридриха Ницше.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

       Ницше никоим образом не пропагандировал идею о том, что для власть имущих должна быть одна мораль, а для подчиненных масс - другая. Он просто констатировал это как реальный факт, но сам писал о другом - о двух типах одной морали, существующих "даже в одном и том же человеке, в одной душе". Различия этих типов определяются различием моральных ценностей. Для морали господ характерна высокая степень самоуважения, возвышенное, гордое состояние души, ради которого можно пожертвовать и богатством, и самой жизнью. Мораль рабов, напротив, есть мораль полезности. Малодушный, мелочный, унижающийся человек, с покорностью выносящий дурное обхождение ради своей выгоды - вот представитель морали рабов, на какой бы высокой ступени социальной лестницы он ни находился. Рабская мораль жаждет мелкого счастья и наслаждения; строгость и суровость по отношению к самому себе - основа морали господ.

       Чтобы избежать кривотолков вокруг книги, Ницше в июле 1887 г. написал как  дополнение к ней полемическое сочинение "К генеалогии морали", изданное, кстати, также за его счет. В нем он поставил три основные проблемы: аскетические идеалы, способные придать смысл человеческому существованию; "вина" и "нечистая совесть" как инстинктивные источники агрессивности и жестокости; наконец, ключевое понятие движущей силы в структурировании ценностей морали - ressentiment. В общем плане это понятие характеризует атмосферу неопределенной враждебности, ненависти и озлобления, но не самих по себе, а только вкупе с чувством бессилия, порождаемым несоответствием между внутренними притязаниями и фактическим положением человека в обществе.

       В Ницце осенью 1887 г. Ницше приступил  к первым наброскам задуманного  им "главного сочинения" всей жизни. Всего он записал 372 заметки, поделенные на четыре раздела: европейский нигилизм, критика высших ценностей, принцип новой оценки, дисциплина и подбор. Это действительно не отделанные и не отшлифованные заметки, и не искрящиеся афоризмы, к которым привыкли его читатели. Собранные затем заметки составили одну из наиболее нашумевших его книг "Воля к власти", хотя сам Ницше за ее содержание и смысл ответственности, как выяснилось, не несет. Составители произвольно поместили туда не только упомянутые заметки, но и множество других, так что общее их число перевалило за тысячу и существенно исказило общую модальность задуманного сочинения.

       После этого Ницше написал памфлет "Казус  Вагнер". Это была тщательно продуманная, блестяще написанная работа, пропитанная  ядовитым и уничтожающим сарказмом.

       Прежде  всего Ницше отметил болезненный  характер музыки Вагнера: "Вагнер - художник декаданса... Я далек от того, чтобы безмятежно созерцать, как этот декадент портит нам здоровье - и к тому же музыку! Человек ли вообще Вагнер? Не болезнь ли он скорее? Он делает больным все, к чему прикасается - он сделал больною музыку ".

       Ницше утверждал, что Вагнер разработал новую  систему музыки лишь потому, что  чувствовал свою неспособность тягаться с классиками. Его музыка просто плоха, поэтому он прикрывает ее убожество  пышностью декораций и величием легенды о Нибелунгах. С помощью грохота барабанов и воя флейт он стремится заставить всех остальных композиторов маршировать за собой. Поэтому вагнерианство - форма проявления идиотизма и раболепия.

       Памфлет - итог длительных и мучительных  раздумий Ницше над великой проблемой искусства, под которым он имел в виду прежде всего музыку. У Вагнера романтизм доходил до своего идеала и предела. Для Ницше романтизм - всего лишь веха на пути к нигилизму, так же как и христианство. Как раз в то время он записал знаменитые свои "пять нет": чувству вины; скрытому христианству (перенесенному в музыку); XVIII в. Руссо с его "природой"; романтизму; "преобладанию стадных инстинктов". Именно тогда, когда Вагнер повернул к прославлению древнегерманского пантеона богов и немецкого рейха, отношения между ним и Ницше начали быстро ухудшаться. 
 

       1.5 Последние произведения. Болезнь и смерть

       В конце 1888 г. Ницше охватила мучительная  тревога. С одной стороны, у него все яснее начинали проступать черты  мегаломании: он чувствовал, что близится его звездный час. В письме к Стриндбергу в декабре 1888 г. Ницше писал: "Я достаточно силен для того, чтобы расколоть историю человечества на два куска". С другой - у него возрастали сомнения и смутные опасения, что мир никогда не признает его гениальных пророчеств и не поймет его мыслей.

       В лихорадочной спешке Ницше написал  одновременно два произведения - "Сумерки  идолов" и "Антихрист", явно не отделанную первую часть "Переоценки всех ценностей".

       Ницше подверг резкой критике христианские церкви и тех людей, которые называли себя христианами, на самом деле не являясь ими. Он противопоставил жизнь Иисуса трем синоптическим евангелиям, в которых, по его словам, предприняты первые попытки по созданию системы догм христианства в вопросе негативного отношения к миру.

       Иисус же, по мнению Ницше, вовсе не отвергал мира, не истолковывал его лишь как  преддверие лучшей потусторонней жизни. Только позднейшее искажение его  взглядов последователями и апостолами, особенно Павлом, превратило его учение в отрицание сего мира.

       Ницше восстал против грубых попыток христианской церкви извратить смысл и цели истинного христианства, которое "не связано ни с одной из наглых догм, щеголяющих его именем". Ложь и  обман то, что мы считаем себя христианами, а живем той жизнью, освобождение от которой проповедовал Христос.

       Христианство  навязывает жизни воображаемый смысл, препятствуя тем самым выявлению  смысла истинного и заменяя реальные цели идеальными. В мире же, в котором "Бог мертв" и не существует более моральной тирании, человек  остается одиноким и свободным. Но одновременно он становится и ответственным за все существующее, ибо, по Ницше, разум находит полное освобождение, лишь руководствуясь осознанным выбором, лишь взваливая на себя определенные обязательства. И если необходимости невозможно избежать, то истинная свобода и заключается в ее полном принятии. Принять мир земной и не тешить себя иллюзиями о мире потустороннем - это означает господствовать над всем земным. Ницше потому и отвергал христианство, что оно отрицает свободу духа, самостоятельность и ответственность человека, превращает несвободу в идеал, а смирение - в добродетель.

       Но  Ницше не дал ответа на вопрос: а  будет ли тюрьма разума лучше разрушенной  им тюрьмы Бога? Во всяком случае, он категорически  предрекал, что переход к свободному обществу невозможно совершить насильственным уничтожением общества нынешнего, ведь насилие способно породить только новое насилие. Единственный, по Ницше. путь - возродить идеал свободной сильной личности, превыше всего поставить ее суверенитет, попранный религией.

       Еще не закончив работу над "Антихристом", Ницше решает создать прелюдию к "Переоценке" в виде жизнеописания  и аннотации своих книг, чтобы  читатели поняли, что он собой представляет. Так возник замысел работы "Ессе homo", где Ницше попытался объяснить причины своего охлаждения к Вагнеру и показать, как вызревало оно в его книгах на протяжении многих лет. Но и эта работа, настоящий тигель, в котором переплавлены все жанры, осталась, в сущности, черновым вариантом, в нем немало эпатирующего. Чего стоят одни названия глав - "Почему я так мудр", "Почему я пишу такие хорошие книги", "Почему я являюсь роком".

       Вскоре  начали проявляться первые симптомы неуравновешенности Ницше. Он торопился  с публикацией своих явно не законченных  произведений, хотя его уже надломленному разуму мерещились кошмары и опасности, исходящие от военной мощи Германской империи. Его охватывал страх перед династией Гогенцоллернов, Бисмарком, антисемитскими кругами, церковью. Все они были оскорблены в его последних книгах, и Ницше ждал жестоких преследований.

       Начавшийся  отход от понимания реального  мира привел Ницше к дерзкому плану  объединения всех европейских стран  в единую антигерманскую лигу, чтобы  надеть на рейх смирительную рубашку  или спровоцировать его на заведомо безнадежную войну против объединенной Европы. Наброски столь фантастического проекта производят тягостное впечатление потому, что где-то посреди этих строчек пролегла страшная грань между разумом и безумием.

       Обстоятельства  и причины душевного надрыва Фридриха Ницше досконально не выяснены. Весьма много здесь присутствует мнений различных свидетелей. Трагический надлом в психике Ницше произошел между 3 и 6 января 1889 г. Быстрое помрачение разума привело к смешению всех понятий, и с Ницше, как с мыслителем, было покончено навсегда. После многолетних мытарств по лечебницам разных городов, он простудился, заболел воспалением легких и скончался в полдень 25 августа 1900 г. Через три дня состоялось погребение на семейном участке кладбища в Рёкене, где покоились его родители и брат.

       Выступая  на траурной церемонии, известный немецкий историк и социолог Курт Брейзиг  назвал Ницше "человеком, указавшим  путь в новое будущее человечества", мыслителем, выступившим против магии  Будды, Заратустры и Иисуса. 
 
 
 
 
 
 
 

                                         Заключение

       Драматична  не только жизнь Ницше, но и судьба его наследия. Затравленный непониманием и одиночеством при жизни, он был  извращен и оболган после смерти. Скандалы вокруг его рукописей и  их фальсификация последовали почти сразу. Трижды в 1892-1899 гг. начинало выходить полное собрание сочинений Ницше и дважды обрывалось.

       Нельзя  без возмущения смотреть на то, как  зловещие всходы "ницшеанства", а  фактически осквернение его памяти, чертополохом разрастались в Германии и Европе. Словно предчувствовавший эту Вальпургиеву ночь, этот шабаш, Ницше писал о зловонном рое ядовитых мух, которые "льстят тебе, как Богу или дьяволу; они визжат перед тобою, как перед Богом или дьяволом. Ну что ж! Они - льстецы и визгуны, и ничего более".

       А между тем ницшеанства как  такового нет, этим термином обозначают по крайней мере три различных  явления.

       Первое - новое воспроизведение отдельных положений Ницше в творчестве таких философов, как М. Хайдеггер, К. Ясперс, К. Левит, Ж. Делёз, Ж. Деррида.

       Второе - современная международная школа ницшеведения со своим ежегодником "Ницше-штудиен", издательскими центрами, научными организациями и периодическими конференциями или симпозиумами.

       Третье - дальнейшая разработка тех проблем, которые вошли в современную культуру и философию через Ницше. А поскольку он касался буквально всего духовного содержания истории и культуры, то по этому критерию не только "философия жизни", у истоков которой стоял он, но практически все основные направления современной культурологической и философской мысли можно смело отнести к ницшеанским. Даже марксистское, если взять идеи Ницше об относительности и обусловленности морали и нравственности или его тезис о воспитании нового человека.

       Но  существует еще одно, четвертое и наиболее зловещее значение ницшеанства - политическое, которое сконструировали прежде всего нацисты, руководствуясь идеологией, основанной на аморальности, политическом экстремизме, цинизме и нигилизме. В политическом смысле трактовалась философия Ницше и у нас, подвергаясь безусловному осуждению и критическому разгрому.

       Но  если в чем и виновен Ницше, так это в том, что раньше всех заглянул в кошмарную бездну грядущего  и ужаснулся от открывшегося ему. И кому же придет в голову (а ведь пришло, и многим, и вполне серьезно!) обвинять стрелку барометра, предсказавшего ураган, в наступлении этого бедствия?

       Никто, как Ницше, не призывал с таким  отчаянием к бегству в царство  свободы интеллекта и никто с  такой силой не почувствовал, что  наступающий век несет с собою нечто новое и ужасное, что старая эпоха отмирает, а в ее предсмертных конвульсиях родятся тоталитарные режимы XX в.: национал-социализм в Германии и большевизм в России:

       "Грядет  время, когда будут вести борьбу  за господство над землей - ее  будут вести во имя фундаментальных философских учений".

       Это предсказание Ницше остается в силе. И пока оно будет оставаться в  силе, идеям. Фридриха Ницше суждено  быть не столько философским наследием, сколько ареной политических битв.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Жизнь и творчество Фридриха Ницше