Женские образы в прессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – выявить и проанализировать основные типологообразующие факторы и особенности изданий для женщин. Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
изучить историю возникновения женской прессы и её становление на российском издательском рынке;
выделить основные типы печатных изданий для женской аудитории;
определить особенности печатной прессы для разных типов;
выявить, как эти особенности отражаются в современных женских изданиях какого-либо типа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-5с.

§1. История возникновения и распространения женских журналов в России………………………………………………………………………...6-10с.

§2. Типология и типологические особенности женских журналов……..11-20с.

§ 3. Особенности женских журналов вне тематического и типологического контекста……………………………………………………………………21-28с.

§ 4. Анализ творческих характеристик материалов «L’Officiel» и «Vogue» как компоненты информационной политики изданий……………………….28-34с.

Заключение…………………………………………………………………35-36с.

Список использованной литературы……………………………………...37-38с.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 77.53 Кб (Скачать)

      Проследив историю глянцевых женских журналов, можно сделать вывод, что издательский мир довольно долго создавал наиболее популярную модель журналов для женщин. Сейчас на российском рынке огромное количество изданий для женской аудитории, каждое имеет собственное «лицо» и предлагает своим читательницам набор материалов на определённые темы.

  На современном этапе развития женской прессы России сформировались определённые типы изданий, которые наиболее широко распространены среди российской аудитории. Основные типологообразующие факторы и особенности, а также анализ женской прессы в контексте предмета «Основы журналистики» будут описаны в следующих главах.

 

§2. Типология и типологические особенности женских журналов.

  По мере  исторического развития женской  прессы России менялись типологические  особенности и характеристики  изданий для женщин. Социальная  и экономическая политика страны  оказывала огромное влияние на  становление женской прессы, эволюция  гендерной политики РФ отражается в материалах и тематической структуре изданий для женщин.

  Типология  СМИ довольно сложный вопрос  для изучения. В ходе изучения темы своей курсовой работы я провела анализ женских изданий России и выделила следующие типы:

  1. по региону распространения:

  а) национальные («Она», «Крестьянка»)

  б) международные («Cosmopolitan», «L’Officiel», «Vogue»)

  в) региональные («Самое лучшее»)

2) по источникам  финансирования:

  а) акционерные («Самое лучшее»)

  б) частные («Крестьянка», «Бурда Модерн»)

  в) самофинансируемые  («L’Officiel», «Vogue», «Cosmopolitan»)

3) по характеру аудитории и тематической направленности11:

  а) социально-бытовые («Работница», «Крестьянка»)

  б) семейно-бытовые («Лиза», «Домашний очаг», «Натали»)

  в) элитарные («Cosmopolitan», «L’Officiel», «Vogue»)

  г) феминистские («Женское чтение», «Преображение»)

  д) профессиональные («Сестринское дело», «Секретарь», «Секретарь и офис»)

  е) специализированные по интересам («Бурда модерн», «Диана моден», «Золушка вяжет», «Валентина»)

  ж) религиозные  («С Верой, Надеждой, Любовью», «Сестра»).

  Сегодня происходит упразднение региональных изданий для женщин. Некоторые национальные и общемировые журналы, например, «Cosmopolitan», создают филиалы в крупных регионах страны (Урал, Северо-запад), но данные редакции создают лишь региональные приложения, которые подчиняются редакционной политике всего издания.

  В российской практике распространено создание русских версий зарубежных изданий. Поэтому большая часть журналов относится к международному типу. Множество журналов, которые сейчас имеют огромную популярность, пришли в Россию именно из западных стран. Примечательно, что российские редакции создают качественно новые продукты, сохраняя лишь идею издания и привнося особенности, свойственные российским СМИ в связи с особым менталитетом нации, в тематику публикуемых материалов. Появление на издательском рынке России международных аналогов оказало огромное влияние на развитие женской прессы. Общемировые СМИ для женщин способствовали изменению тематической и целевой наполненности изданий. Кроме того, увеличилось число изданий для женщин, что привело к сокращению тиража некоторых журналов, в частности, отечественных. Как отмечает исследовательница Пленкина, с появлением международных изданий на российском рынке происходит резкое изменение тематики публикуемых материалов: социальные, глобальные проблемы не находят должного отражения на страницах изданий, как это было в советский период существования женской прессы.

    Как показала история развития прессы в России, экономика оказывает значительное влияние на становление и распространение печатных и электронных СМИ на издательском рынке. Так в дореволюционный период становления женской прессы (1779 - 1917гг.) многие женские журналы принадлежали частным издательским домам, несмотря на то, что этот тип прессы сформировался под началом императорской политики просвещения. В.В. Боннер-Смеюха исследует проблему влияния экономических особенностей на идеологическую наполненность публикуемых материалов того времени: «Все женские издания исследуемого периода были либо частные, либо принадлежали политическим объединениям, следовательно, отражали идеологическую позицию собственных издателей. Правительственные органы, таким образом, не оказывали прямого влияния на женские массы через специальные периодические издания. Однако по той причине, что журналы исследуемого периода предусматривали в своих программах освещение актуальных событий современности, происходило ознакомление аудитории с законотворческой деятельностью правительственных структур. Более того, изучение журнальной женской прессы в период русско-японской войны, двух революций и первой мировой войны подтверждает социальную ориентированность данных изданий12». Совершенно иначе обстояла ситуация на советском этапе становления женской периодики (1917-1991 гг.). Тоталитаризм Советской власти распространялся и на экономическую составляющую развития общества, поэтому вся пресса была централизована и организована в единую трёхступенчатую систему по принципу территориального разделения. Пресса была рычагом влияния на общество в СССР, способом пропаганды образа советского гражданина, женская печать была структурирована таким образом, чтобы могла оказывать влияние на различные социальные слои населения. Командная экономика способствовала тому, что «вся женская пресса стала починяться ЦК партии, что способствовало укреплению типологического единообразия изданий»13.

  Капитализация общества и изменение экономической политики государства привели к тому, что исчезли некоторые формы финансирования популярных изданий, в том числе, женских. На современном этапе развития женской прессы издательства стремятся к самофинансированию, так как такой способ распределения денежных средств позволяет изданиям вести собственную редакционную политику и не согласовывать темы и структуру публикаций с организациями, финансирующими процесс создания и распространения издания. Однако не все журналы имеют возможность самофинансирования, поэтому, как отмечает Жирков в свое книге «История цензуры в России в XIX- XX вв.», появилось понятие «внутриредакционной цензуры». Это понятие вмещает в себя явление последнего десятилетия, которое было порождено капитализацией экономики в конце XX века, - подчинение СМИ источнику финансирования, какой-либо организации. В данном контексте можно говорить об ущемлении свободы слова журналиста.

  Некоторые издательские дома по-своему решают проблему финансирования и связанную с этим проблему ограничения свободы слова: часть из них стала акционерными обществами, но многие перешли на самофинансирование за счёт рекламных публикаций и проведения различных заказных PR-кампаний и тематических концертов. Например, возникший в 1994 году журнал «Cosmopolitan» сейчас активно использует рекламу и рекламные акции для финансирования различных проектов. Кроме того, за счёт рекламы женские журналы пропагандируют определённые образы, которые репрезентируются в публикуемых нерекламных материалах с помощью вербальных (публикации разного рода) и визуальных (фотографические, изобразительные материалы) компонентов. Изучив вопрос финансирования женских журналов, можно сделать вывод о том, что проблемы распределения денежных средств оказывают значительное влияние на информационную политику изданий, причём развитие женской прессы зависело от экономической политики государства не только на современном этапе развития, но и на дореволюционном и советском.

  Наиболее полная типологическая характеристика женских изданий даётся в контексте вопроса об аудитории и тематике публикаций. Ворошилов в книге «Журналистика» ссылается на мнение Мисожникова Б. Я. о типологии СМИ: «В постсоветский период произошла не просто кардинальная и глубинная перестройка внутренних структур системы печатных СМИ, но и фактически её беспрецедентная и уникальная по масштабам аннигиляция (уничтожение): вследствие столкновения старой и новой идеологии возникла пресса ранее неизвестного характера, и практически все прежние исходные концептуальные схемы в области типологизации оказались непригодными14».

  Мельник Г. С. относит вид аудитории и характер текстов к определяющим факторам типа изданий, этим доказывается важность типологизации по характеру аудитории и тематической направленности публикуемых материалов. Ольга Пленкина заостряет внимание на том, что аудитория довольно сложный сегмент изучения СМИ: «Аудитория в массовой коммуникации рассматривается как особого рода социальная общность, критерий принадлежности человека к такой общности - факт включенности индивида в какой-либо массовый коммуникационный процесс в роли получателя и потребителя информации. Когда социальная структура общества стабильна, ответить на необходимые для выделения целевой аудитории вопросы проще. Процесс структурирования российского общества не завершен, социальные слои, группы перемешаны, что создает определенные трудности при очерчивании контуров целевой читательской аудитории15».

  В изучении  данной типологии также большую роль играет исторический аспект изучения женской прессы. Типология журналов для женской аудитории менялась в зависимости от исторического этапа её развития. На данном этапе развития женской прессы существует семь типов женских журналов по данному фактору. Каждый тип представляет несколько изданий, которые имеют различные характеристики и особенности. Интересно отметить тот факт, что постсоветский период развития женской прессы привёл к возрождению религиозного типа  изданий для женщин. «Религиозная тематика в отечественных СМИ получила развитие в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси. В печати, передачах радио и телевидения шло переосмысление роли церкви в обществе, в русской культуре, истории, подчёркивался её патриотический характер. У аудитории воспитывалась терпимость к убеждениям верующих людей. Религиозные публикации подавались в СМИ ещё и как средство от бездуховности, поразившей общество. Всё это привело к полному исчезновению атеистических материалов, характерных для бывшей партийно-советской печати16», - так пишет А.А. Грабельников о развитии религиозной тематики. На мой взгляд, развитие религиозной тематики имеет большое значение, так как таким образом исполняется воспитательная и образовательная функции журналистики, которые практически отсутствуют в таких типах женских изданий, как элитарные и феминистские.

  Довольно полную характеристику элитарных изданий для женщин даёт Ольга Пленкина в работе «Издания для женщин как часть элитарного журнального сегмента на российском рынке СМИ». Она пишет: «Число функционирующих на российском рынке элитарных изданий преумножается. Журналы не только соответствуют интересам своей аудитории, но и способствуют формированию стиля, становясь учебным пособием по созданию определенного образа жизни (lifestyle): рубрика "Стиль жизни" есть практически во всех глянцевых изданиях17». Действительно, особенность большинства изданий для женской аудитории состоит в том, что они претендуют на формирование определённого стиля жизни, образа истинной женственности, элементы и атрибуты которых представлены во всём своём многообразии в материалах изданий. Пленкина рассматривает журнал «Cosmopolitan» как первооткрыватель в сегменте журналов типа lifestyle. На основе изучения исторических особенностей становления этого журнала на российском рынке женской печати она делает следующий вывод: «Поскольку на момент запуска «Cosmopolitan» был единственным в своей потребительской нише, поэтому первый дамский глянец демонстрировал самые дорогие товары, которые тогда присутствовали на рынке, ориентируясь на читательниц с высоким уровнем дохода. В дальнейшем издание снижает свой социальный статус, ориентируясь на молодых девушек, придавая тем самым американскому изданию российский колорит18». На данный момент сегмент элитарных изданий представлен абсолютно разными журналами, все они пропагандируют различные образы и образцы поведения, у каждого журнала есть своё «лицо» - определённый женский образ, который соответствует политике издания. Так, например, журнал «Cosmopolitan» предлагает своей аудитории образ сильной, немного агрессивной и циничной, но в целом современной девушки. Концепция этого журнала заключена в аббревиатуре трёх «К»: красота, карьера, кавалеры. Абсолютно другой типаж женщины тиражируется журналом «Elle». Девушка этого издания мечтательная красавица, которая воспринимает мир, как сказочные героини мультфильмов Walt Disney. Рассказы и истории, публикуемые в данном издании, создают для своих читательниц мир, далёкий от реальности «Cosmopolitan». Образ интеллигентной, воспитанной, но прогрессивной женщины представлен на страницах «Vogue» и «L’Officiel». Они публикуют материалы о выставках современного искусства, распространяют информацию о новинках литературы и печатают статьи о высокой моде. Информационная политика данных изданий напрямую связана с теми образами, которые они предлагают аудитории. Отбор информации для расширенного изучения и осмысления на страницах издания производится в контексте проблем, интересующих целевую аудиторию того или иного издания. Универсальность и демократичность журнала «Cosmopolitan» влияет на количество и направленность тем, освещаемых в статьях данного издания. Психология, карьерный рост, отношения с партнёрами, модные тенденции, вопросы красоты, обзоры новинок музыкального и киномира – все эти темы находят отражение на страницах данного журнала. Совсем иначе происходит тематическое наполнение таких журналов, как «Harper’s Bazaar», «Dress Code». Мода – основная тема данных журналов, они апеллируют к идее освещения моды как культурного явления целой эпохи, поэтому выбор темы для статей определяется различными общественными процессами, которые влияют на развитие модной индустрии. Отсюда можно сделать вывод, что элитарные издания подразделяются на универсальные (lifestyle) и модные (fashion). Ольга Пленкина в своей статье подводит итог по изучению особенностей элитарных женских журналов: «Основные признаки - большой объем, качество полиграфии, насыщенность иллюстративным материалом, большой процент рекламы (преимущественно дорогая косметика, парфюмерия, одежда, обувь), формирование собственного стиля, высокая цена. Ориентируясь на законы рынка, меняя по мере необходимости свой социальный статус, эти издания занимают лидирующие позиции, тем самым демонстрируя способность работать в условиях нестабильного российского рынка19».

  Феминистские журналы – это явление ХХ века. С завоеванием и освоением женщинами новых социальных ролей происходила постепенная феминизация тематики публикуемых материалов и выделение некоторых журналов в отдельную группу. Феминистские журналы сегодняшнего дня – это культурно-социальные издания, которые освещают развитие женского вопроса в контексте современности. Кроме того, цели таких изданий направлены на возвышение духовности женской аудитории, поэтому они наполняются литературными произведениями современных авторов и аналитическими статьями исследователей социальных и психологических вопросов.

  Две группы  изданий - социально-бытовые и  семейно-бытовые – имеют довольно схожие характеристики. Женский вопрос не стоит так остро в сегодняшние дни, как в советское время, поэтому социально-бытовые издания развиваются не настолько активно, как семейно-бытовые. Вопросы становления семьи и решения проблем, интересующих женщин – основная тематика материалов подобных изданий. В целом, вопрос тематики публикаций женских изданий довольно сложный. Как отмечает В.В. Боннер-Смеюха, «сегодня наблюдается преобладание семейно-бытовых, элитарных изданий, происходит использование журналами одинаковых тем, что ведет к их проблемно-тематической унификации20». Я согласна с данной точкой зрения, так как несмотря на обширную базу проблем, интересующих женскую аудиторию, в журналах разных типологических групп нередко встречаются материалы, посвящённые одной теме. Например, в журнале «L’Officiel» за февраль 2009 года была опубликована статья Натальи Филатовой «Сексуальная контрреволюция», посвящённая проблеме асексуализма. Аналогичный материал на ту же тему под названием «Половые призраки» вышел в номере «Vogue» за февраль 2009 года.

  Подводя  итог, можно сказать, что типология  журналов определяет некоторые  особенности женской прессы. В.В. Боннер-Смеюха делает следующий вывод в своём исследовании, основанный на изучении типологических особенностей женской прессы: «Исследование имеющихся современных типов журналов для женщин свидетельствует о том, что существуют многочисленные варианты дальнейшего совершенствования как уже имеющихся моделей, так и всей структуры. Процесс интенсивного формирования имиджа, внешнего вида современницы отрицательно сказывается на культурном, моральном и духовном состоянии читателей. Преодоление этих негативных процессов возможно в ходе дальнейшего развития прессы: расширения ее специализации, включения в программы дополнительных сфер общественной жизни, формирования новых типологических групп журналов по возрастным, профессиональным, социальным факторам21». Я считаю, женские журналы могут развиваться в различных направлениях долгое время, влияние государственной политики в вопросах экономики и социума значительно влияет на это развитие, поэтому распространение женской периодики и расширение тематики публикуемых текстов неограниченно.

Информация о работе Женские образы в прессе