Жанровое разнообразие регионального ТВ

Дата добавления: 07 Мая 2012 в 10:36
Автор: b******@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (47.68 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

жанрытв.doc

  —  189.50 Кб


Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Гуманитарный институт (Кафедра журналистики)

 

 

«Трансформация жанровой структуры “Новгородского областного телевидения” в период с 2008 по 2011 гг.»

 

 

Курсовая работа

Для специальности «журналистика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель:

                                                                                                     ____________ Семенова А.Л.

                                                                                               ____ ___________ 2011 год

   Студент группы 7421:

                                                                                                                 ___________ Бутенко С. В.

                      

 

 

 

 

 

Великий Новгород

2011 год

Оглавление

Введение

Глава I.  Система жанров телевизионной журналистики на современном телевидении

1.1 Классификация основных направлений и жанров телевизионной журналистики на современном российском ТВ

1.2 Проблема жанрового взаимопроникновения, понятие infotaiment`a

Глава II. Анализ эволюции жанровой структуры «Новгородского областного телевидения» в период с 2008 по 2011 гг.

2.1 Анализ жанровой структуры телевизионного сезона 2008/2009

2.2 Анализ жанровой структуры телевизионного сезона 2009/2010

2.3 Анализ жанровой структуры телевизионного сезона 2010/2011

 

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

История современной телевизионной журналистики, по большей части, формировалась как история эволюции ее жанрового ряда. Телевидение, зародившееся, как инструмент информирования и пропаганды, с развитием теоретических основ журналистики и ее практических возможностей, из средства массовой информации превратилось в средство «массового развлечения», «просвещения», «коммуникации» и др.

Жанровое многообразие, наряду с широтой тематической фактуры и общественных функций телевидения, лежит в основе развития современного медиапространства: обеспечивает его вариативность и является одним из основных элементов всех существующих типологий и классификаций СМИ.

Параллельно с эволюцией жанровой составляющей, происходила техническая эволюция (а в конце 20 века и НТР), которая, при этом, всегда являлась лишь средством для реализации новых авторских концепций и обработки и оформления информации в новые аудиовизуальные формы. На сегодняшний день, в распоряжении работников телевидения существует достаточный набор журналистских жанров, способный удовлетворить интересы аудитории, сформировать информационную политику и рыночный успех того или иного телеканала. Список жанров постоянно пополняется новыми, в том числе и синтетическими. Под синтетическими, в данном случае, мы подразумеваем жанры, возникшие в результате «межжанровой диффузии» (о ней мы поговорим в теоретической части исследования).

При этом, успех и продуктивность работы любого телевизионного СМИ определяется эстетической, экономической и композиционной логикой формирования «жанровой структуры эфира». Понятие «жанровой структуры» в отечественной науке было сформулировано исследователями Н.В. Вакуровой, Л.И. Московкиным [4].

В их понимании, ставшем общепринятым, жанровая структура телеканала представляет собой:

1. Весь набор используемых жанров;

2. Доля экранного времени, занимаемого каждым из указанных жанров;

3. Экранное место каждого жанра — время суток, канал и иногда местность вещания.

 

Именно эти параметры ложатся в основу исследования жанровой и жанрово-тематической структуры современных телеканалов, проводимых как учеными, так и медиаконсалтинговыми компаниями. Давно выработаны и исследованы причинно-следственные факторы, внутренние законы и явления, формирующие такие структуры на федеральных и общественных телеканалах. Так, принято считать, что выбор жанровой структуры в первую очередь формируются запросами аудитории телеканала, тематической фактурой и состоянием рынка.

При этом, необходимой научной базы по изучению структуры регионального телевидения – просто не существует. В тех же случаях, когда исследователи приравнивают региональные телекомпании и законы их существования к федеральным – неизбежны ошибки логического и акисологического свойства.

Дело в том, что жанровая структура региональных телекомпаний ограничена дополнительными искусственными факторами, среди которых – географическое положение (ограничивающее доступ к источникам информации), финансовое и кадровое обеспечение (делающее продукт таких компаний неконкурентоспособным по отношению к федеральной продукции), искаженные тематические требования аудитории.

В своей работе я собираюсь изучить принципы формирования жанровой структуры регионального телеканала на примере «Новгородского областного телевидения», а также возможность эволюции такой структуры.

Актуальность исследования  вызвана отсутствием должного количества научных работ, изучающих жанровую структуру региональных телекомпаний, причинно-следственные связи, играющие роль в формировании таковых. Практической целесообразностью изучения структуры вещания, которую отмечают многие современные исследователи, в их числе – Н.В. Вакурова, Л.И. Московкин. Также – необходимостью изменения стандартов регионального вещания, находящегося, по мнению экспертов «в затяжном кризисе» [4]*

Цель работы – изучить трансформацию жанровой структуры “Новгородского областного телевидения” в период с 2008 по 2011 гг., определить причины и предположить последствия основных процессов трансформации.

 

Для достижения этой цели, мы ставим перед собой следующие задачи:

1)              Изучить современную типологию жанров телевизионной журналистики, выработать систему терминов, в соответствии с которой и будет строиться практическая часть.

2) В соответствии с заданной типологией жанров телевизионной журналистики, изучить «жанровую структуру» Новгородского областного телевидения за период в 2008-2011 гг.

3) Определить и объяснить общие тенденции трансформации жанровой структуры канала за этот период.

4) Предположить перспективы развития жанровой структуры «Новгородского областного телевидения»

Из использованных источников, особенно мне хотелось бы выделить работу Н.В. Вакуровой, Л.И. Московкина "Типология жанров современной экранной продукции", а также совместный труд Г. В. Кузнецова, В. Л. Цвик, А.Я. Юровского «Телевизионная журналистика». На сегодняшний день именно эти работы обладают наибольшим авторитетом в научном мире, на этих текстах будут строится основные аспекты изучения жанровой структуры «Новгородского областного телевидения»

Методы анализа: описательный метод (включающий в себя наблюдение, сопоставление, обобщение и интерпретацию полученных фактов), а также приемы риторического анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Система жанров телевизионной журналистики на современном телевидении

1.1 Классификация основных направлений и жанров телевизионной журналистики на современном российском ТВ

Классические теоретические термины, используемые современной наукой для определения понятия жанра, а также – для выявления его признаков, порождены представлениями о «жанровой парадигме», сформулированными искусствоведами и лингвистами еще в 18 веке..

Такая, онтологическая система жанров группирует все тексты по признакам авторского начала/объема/формы подачи/использованию выразительных средств. Выделяя, три основные группы жанров: информационные, аналитические и художественные.

В рамках классического видения жанровой системы и в условиях современной журналистской действительности, действительным считается определение жанра, как сложившегося формата отображения реальности, обладающего определенными, относительно устойчивыми признаками. Предназначение которого - классификация творческих продуктов заинтересованной аудитории.

К тому же, это и историческая категория. По утверждению В.А. Борецкого, системы жанров – являются документами эпохи, их историческим эпохи. Пример того, наблюдение за изменчивостью жанровых систем СМИ в государствах с различными формами правления. Так, тоталитаризму свойственна активная пропаганда и большая роль авторского начала. Демократическим же телеканалам свойственно показывать и информировать, в меньшей степени – анализируя действительность [2].

Для современного российского телевидения классификация жанров имеет прикладное значение: разделение медиа-контента по жанрам оправдано с технической точки зрения, ведь оно в значительной мере определяет формат производства материала.

Современное жанровое деление построено и на ряде других факторов, помимо типизации. Важным является путь отражения фиксируемой действительности, задачи, которая выполняет вся передача или материал и их отдельные части, тематическая структура, технические условия, при которых создается произведение.

Получается, что все многообразие аудиовизуальных материалов можно классифицировать по ряду внешних и внутренних признаков. Такое положение дел позволяет выделять ряд жанров, важный как для теоретического осмысления развития телевизионной журналистики, так и для реализации этих выводов на практике специалистов телевидения.

Такое соотношение, впрочем, не означает наличие полного единства в понимании понятия «жанра» у теоретиков журналистики и практикующих журналистов.  Однако, научным авангардом выделяются компромиссные трактования значения этого термина. О них мы поговорим чуть позже.

Вообще, теория жанров - явление достаточно непростое и затрагивающее глубокий пласт журналистской активности. С каждым годом теоретики журналистики нагоняют это вечно видоизменяющееся понятие, которое изменяется и эволюционирует у них на глазах. Поэтому говорить о постоянности и неизменности законов , контролирующих причинно-следственные связи в процессе жанрообразования – нельзя. Их возникновение новых и отмирание - процесс естественный. Все мы становимся свидетелями того зарождений новых форм, которым невозможно найти аналогии в журналистике прошлых лет.

Однако, усложнения структуры современных жанров тележурналистики не меняет систему их анализа: классическая парадигма жанровой системы продолжает действовать и сегодня.

Обоснованность деления телевизионной журналистики на группы информационных, аналитических и художественных жанров сегодня подтверждают такие исследователи как Г. В. Кузнецова и  В. Л. Цвик, О.А. Кузнецов и В.Юровский [7,15, 18].

В теории отечественной журналистики встречался единственный случай попытки  иной систематизации основных телевизионных жанров. Дмитриев Л.А. в своей работе «Телевизионные жанры» предлагал разделение структуры жанров на «информационную» и «публицистическую» [5] журналистику. Однако точка зрения его, поддержки у научного сообщества не вызвала.

С разделениями жанров на группы связан и следующий научный термин, который будет использоваться нами в практической части. Функция вещания – которую разделяют на рекреативную, просветительскую и информационную. Определяется функция вещания удельной долей информационных, художественных и аналитических жанров.

Если в вопросах систематизации и распределение жанров по группам у исследователей расхождений практически не наблюдалось, то в определении конкретных жанров ученые зачастую не совпадали во мнениях.

Причина в том, что термин «жанр»  на практике используется достаточно свободно, подобно, например, слову «профессор» — для обозначения как должности, так и звания. Зачастую и ученые выбирали различные «исходные данные» и определения этого понятия для своих работ.Так, например, В.Л.Цвик совместно с В.А. Борецким [2] выдвигала «расширенную» классификацию жанров, куда были внесены термины, соответствующие представлениям телевизионных зрителей и практикующих журналистов о природе жанров журналистики.

Мы же, для выполнения практической части проанализировали варианты классификации жанров, представленные в работах Г. В. Кузнецова и  В. Л. Цвик, О.А. Кузнецова и В.Юровского. Из них – составили наиболее полное описание современной системы жанров, по принципу дополнения вне противоречий материалов одной классификации материалами других.

Итак, к группе информационных жанров современного телевидения можно отнести:

Брифинг — жанр информационной журналистики, означающий открытую, обычно деперсонифицированную передачу официальной точки зрения или информации о событии или общественно–значимом явлении в через специально приглашенных журналистов. Может иметь закрытый характер, не предназначенный для прямого эфира. Вопросы при этом обычно не задаются.

Выступление (в кадре) — монолог на общественно–значимую тему. Жанр информационной или аналитической публицистики, создающий эффект плюрализма на ТВ как СМИ.

Страницы:123456следующая →
Описание работы
История современной телевизионной журналистики, по большей части, формировалась как история эволюции ее жанрового ряда. Телевидение, зародившееся, как инструмент информирования и пропаганды, с развитием теоретических основ журналистики и ее практических возможностей, из средства массовой информации превратилось в средство «массового развлечения», «просвещения», «коммуникации» и др.
Содержание
Введение
Глава I. Система жанров телевизионной журналистики на современном телевидении
1.1 Классификация основных направлений и жанров телевизионной журналистики на современном российском ТВ
1.2 Проблема жанрового взаимопроникновения, понятие infotaiment`a
Глава II. Анализ эволюции жанровой структуры «Новгородского областного телевидения» в период с 2008 по 2011 гг.
2.1 Анализ жанровой структуры телевизионного сезона 2008/2009
2.2 Анализ жанровой структуры телевизионного сезона 2009/2010
2.3 Анализ жанровой структуры телевизионного сезона 2010/2011

Заключение
Список литературы