Рецензия как жанр аналитической журналистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Литературно-художественная критика – это способ истолкования и оценки художественных произведений. Она осмысливает, разъясняет, оценивает художественное произведение с точки зрения его современной значимости, а также формирует отношение аудитории к современному литературно- художественному процессу.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Microsoft Word.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

     В реальном человеке всегда в той или иной мере сочетается материальное и духовное. Они были в разных соотношениях на протяжении всей истории развития человечества. При этом четко прослеживается, что в основе всех войн, столкновений, различных форм насилия лежало стремление к обладанию различными материальными благами. Духовное же начало ориентировало людей на поиски согласия, диалог, гармонию, компромисс, выработки взаимоприемлемых решений и т. д.   Сейчас, когда воспоминания о военном противостоянии еще свежи в памяти народа, именно на языке искусства можно заговорить со своим врагом. И вести диалог в духе уважения еще до того как на политических аренах возникнет доверие.

     И одна из отраслей культуры объединяющей разные страны и поколение был, есть и  будет ТЕАТР.

     В Санкт-Петербурге театр, который чаще других представляет спектакли для иностранной публики  это Академический Малый Драматический Театр - Театр Европы.

     Малый драматический театр был создан в 1944 году в Ленинграде. С 1983 года Лев  Додин становится главным режиссером, а с 2002 - Художественным руководителем  и директором театра. Ныне МДТ - признанный театральный лидер страны, получивший широкую известность и признание во всём мире.

     Театр часто гастролирует, участвует в  международных фестивалях. Также  для иностранной публики в  нем установлено специальное  табло, по которому зритель может  читать субтитры на английском языке.

     Как же удается понять и прочувствовать иностранному зрителю спектакли, поставленные по русским произведениям- А.П. Чехова. И Ф. М. Достоевского, которые даже идут на не родном языке?

     Отметим, что иностранные зрители восторженно  воспринимают творчество МДТ. Вот какие можно встретить отзывы в СМИ:

     Такие сценические прозрения я называю  для себя моментом творческого чуда. И, Господи, благослови тех, кому это  чудо удается, хотя бы раз в жизни!

     Владимир  Максимов.

     Газета  «Русская мысль» (Франция).

     Самая гениальная игра в мире? Смотря спектакль  Додина «Бесы» по роману Достоевского, зритель часто думает именно так.

       И над всеми персонажами –  гениальное, ироническое повествование  Додстоевского, его отчет о  сердцах человеческих, ставший потрясающим спектаклем, где есть все: этика, политика, любовь, благородство, безумие и пафос.

     Алэстэир  Макьюлэй.

     газета Financial Times (Англия)

     В 1994 году театр открывал возобновлённые "Русские сезоны" в Париже. В  течение трёх месяцев театр показал  парижанам три премьеры и два репертуарных спектакля. Тогда же правительство Франции наградило Льва Додина Орденом литературы и искусства офицерского достоинства "за огромный вклад в дело сотрудничества русской и французской культур". В 2000 году Союз Европейских театров от имени Совета Европы вручил Льву Додину высшую европейскую театральную премию "Европа - Театру".

     "Бесы" - театральная эпопея из трёх  спектаклей по роману Ф.Достоевского. Идут они больше 8 часов. И иностранному  зрителю необходимо воспринимать  театральную постановку и вместе с тем практически полностью читать Ф. М. Достоевского в субтитрах.

     Спектакль идет уже больше 20 лет. Нам удалось  встретиться с ведущим актером  МДТ Олегом Дмитриевым,и спросить, в чем секрет этой постановки?

     Олег  Дмиртиев

     Родился в 1970 году в Ленинграде. Закончил в 1995 году Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (актерско-режиссерский класс Л.А. Додина). С 1990 — артист Малого драматического театра.

       По мимо роли Петра Верховитского  в спектакле «Бесы», он

играет: Войницева  — «Пьеса без названия», Петю —  «Ресторанчик, ресторанчик», Рыбака и  Сашу Дванова — «Чевенгур», Освальда — «Король Лир», Лисса — «Жизнь и судьба», Шеймаса Шилдса — «Тень  стрелка», Антуана Тупицу — «Бесплодные  усилия любви».

Олег Дмитриев является ассистентом режиссёра в спектаклях «Молли Суини», «Чайка».

     Поставил  спектакли:

       «Любовь Дона Перлимплина» (Малый  драматический театр — Театр  Европы, 2004)

       «DE PROFUNDIS <Послание с того света>»  (Творческий проект Алексея Девотченко, 2006)

       «Тень стрелка» (Малый драматический театр — Театр Европы, 2008)

     «Мандельштама нет» (Авторский театр, 2008),

     «Ночной дозор» (Авторский театр, 2009)

     «Привидения» (Малый драматический театр —  Театр Европы, 2011)

     «Зачарованные смертью» (Авторский театр, 2011)

     Снимался в фильмах: «Сороковой день», «Я Иван, Ты — Абрахам» (Франция), «Империя под ударом».

     Приведу фрагмент из интервью с актером Малого Драматического Театра Дмитриевым Олегом Георгиевичем, исполняющим роль Верховицкого в спектакле «БЕСЫ»

     Олег  Георгиевич, как изменился спектакль за двадцать лет?

-Этот спектакль  как и всякий другой в нашем  театре ну этот может быть, как никакой другой, он очень  остро созвучен с временем, время  всё тревожней и тревожней,  за эти годы, что я играю  в театре я не помню, чтобы  у нас была ситуация социально политическая, спокойная, устойчивая, не вызывающая волнения с этим спектаклем, поэтому сообразно тому как всё тревожней становится наша жизнь, сообразно этому и спектакль  становится в своих темах более подробным ,конкретным, я бы сказал внутренне нервным, болезненным, но эта болезненность не физиологическая, это болезненность нравственная, интеллектуальная, мне кажется, что вопрос этот ставить в спектакле, вопрос бесовства в человеке,  способности или не способности человека совладать с бесовской природой, которая в нём заложена на ряду с божественным, они звучат полновесней, острее, я бы сказал последовательней, подробней и мужественней, чем это было, когда спектакль создавался, потому что я видел его на выпуске в 1992 году , мои коллеги были перенапряжены и больше заняты решением ролевых задач, вот сейчас мне кажется мои уважаемые коллеги заняты задачами.

Театр измеряется качеством  репетиций,у нс они трудные,у нас  они не редко мучительные,но не без  озарений,самое главное,что в малом драматическом театре такова атмосфера,что её можно сформулировать высказыванием Дорно из "Чайки","Только то, что прекрасно,что серьёзно."Так говорит Дорн.Вот так и у нас строится репетицоонный процесс,это очень серьёзно. Нас никогда не устраивают быстро достижимые,поверхностные,даже если эффективные результаты,даже если что-то обнаруживается сегодня и обрадовшись тем что,вот как оказывается,мы завтра под руководством Льва Абрамовича это мне кажется его кредо,начинаем копать глубже,глубже,порой можем разрушить,то озарение или то откровение,что пришло,утратить на какое-то время,то, что казалось найденным, но обязательно найдём,что-то ещё и найдя что-то ещё новое на каком-то поверхостном уровне или этапе,возрадим,что и прежде казалось стоящим. И по сколько вот это рытье в глубь это бесконечное постижение себя, у Льва Абрамовича это как правило не остановим, он действительно не исчерпаем,упрям, напорист,требователен,то конечно бывает не легко,но когда проходит какое-то время и оглядываешься назад и понимаешь, что всего этого могло бы и не быть,становится страшно и чувствуешь себя счастливым,от того, что это было, потому что, если бы этого не было,значит в чём-то было бы гораздо труднее не пройдя этот путь,поэтому репетиции это всегда путь Ну и соответственно путь маштабной личности Льва Абрамовича, он очень крупный художник.

-Ещё по поводу  критики,вы всё таки говорили,что  важно само духовное прочтение,а  что для вас значит критика,  наверное страшно, когда выходит  ваша первая роль?

-Что касается  критике,я очень осторожно употреблял бы это слово,я просто не люблю его,я сам для себя сформулировал,что правильно говорить,театральная аналитика,тут я сразу должен оговориться,к сожалению у нас такого явления почти нет,вот скажем есть мастер,большой мастер этого дела Анатолий Селянский, он находится в Москве, но часто бывает у нас,на наших спектаклях,когда мы приезжаем в Москву,мне кажется он всё видел в малом драматическом театре,вот он удивительный человек,он знает существо театра изнутри,он когда-то мечтал быть артистом, сейчас говорит слава Богу,что его не приняли в театральный, будущем по образованию филологом,этот человек энциклопедически образован,он безусловно знает историю театра от корки до корки и не только историю театра,но и историю мировой культуры. Он знает театр изнутри как человек театра, не как пришедший туда на экскурсию,не как критк, а как проживший нное количество лет,несколько десятилетий внутри театра. Он был советником крупных лидеров театрального процесса в советском союзе, в России и продолжает оставаться советником О.П Табакова, вот имея такую базу,интеллектуальную,специально-татральную,в общем смысле культурную, он берётся анализировать театральный процесс,театральное явление, с точки зрения и процесса и результата,у него получаются потрясающие обзоры и удивительная аналитка. Вот это человек вызывает у меня глубочайшее  уважение, кроме того,что он сам потрясающе артистичен, заразителен,он ведёт цикл передач,рассказывая о театре и я всякий раз заслушиваюсь. Я очень доверяю этому человеку,его оценки меня поражают,то как он способен видеть,разглядеть, оценить,сопоставить, он не всегда говорит приятные вещи, не редко говорит вещи критические,но к ним прислушиваешься и они помогают. Много другого в так называемом критическом цехе,которые часто вызывают совсем другие чувства,не редко бывает обидно,то что пишут представители этого цеха, но ко всему нужно относиться адекватно,то, чтосерьёзно,способно как-то повлиять на нашу деятельность,помочь нам,только то,что серьёзно! Лев Абрамович никак не учил нас относиться к критике.Дело такое,мы люди вполне нервные,вполне живые,реагируем непосредственно,часто ипульсивно, мы же знали, когда шли в эту профессию,но с начало меньше знали,теперь уже больше знаем,что наше дело 
 

Относиться надо к этому терпеливо, нужно много терпенья, чтобы жить в театре.  

-Очень интересно  как воспринимаете зарубежную  критику, какого выступать перед  зарубежной публикой? 

-По моему опыту  все эти 22 года, что я работаю  в театре, путешествуя всё время 

-Вот ещё интересно  как это исполняется, субтитрами? 

-Как правило все  наши спектакли идут субтитрами, в Германии кажется с аудио  переводами, это конечно тяжело  для зрителя, смотреть 9 часов  и читать субтитры, тем не менее,  последний раз мы играли 2 года  назад в Париже, в огромном  зале и был полный зал, потрясающе реагировали читая при этом титры, это редкое погружение, тем не менее люди идут на это, смотрят, это большое счастье для нас. Что касается зарубежной прессы, есть такое наблюдение, мне кажется театральные аналитики пишут не стесняясь собственных чувств, вот это мне очень нравится театральной аналитике, они испытали чувства на спектакле и очень непосредственно ими делятся. От нашего критического цеха этого дождаться очень трудно, невозможно понять понравился человеку спектакль или нет, испытал ли какие чувства или нет, такого очень много у нас. На западе другой подход, может это объясняется тем, что у них не существует школы театральной критике , там занимаются люди, подобные Смелянскому, такие же универсалисты, которые в силу тех или иных обстоятельств, специализировались в отрасли театра и вообще очень много знают. У нас научают писать критические статьи, есть определённые принципы, правила и.т.д и вообще мне кажется эти принципы и правила много требует от человека занимающегося театральной критикой, в общем всё требует кроме чувств, а русский психологический театр на мой взгляд имеет право на существование, только в том случае если это театр живых чувств вызывающий живые чувства, поэтому мне кажется писать имеет смысл об этом, и испытывая это , писать о театре скрывая чувства, мне кажется не имеет смысла 

-Спасибо вам большое,  сейчас так важно заполнять  духовный вакуум в обществе, успехов  вам в работе!! 
 
 
 


Информация о работе Рецензия как жанр аналитической журналистики