Рецензия как жанр аналитической журналистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Литературно-художественная критика – это способ истолкования и оценки художественных произведений. Она осмысливает, разъясняет, оценивает художественное произведение с точки зрения его современной значимости, а также формирует отношение аудитории к современному литературно- художественному процессу.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Microsoft Word.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Негосударственная автономная некоммерческая образовательная  организация высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  Институт Гуманитарного Образования» 

Факультет филологии, журналистики и актерского искусства 

Курсовая  работа

Специальность  Журналистика

Рецензия  как жанр аналитической журналистики 

Выполнил:  

студент 5 курса

очной формы  обучения

группы Ж-71д

  Н.С. Кламер
курс, форма обучения, группа подпись И.О. Фамилия

 

Научный руководитель:  

Доцент  кафедры журналистики СПбИГО   И.Е.Ерыкалова
ученая  степень (звание) подпись И.О. Фамилия

 

Работа  защищена на оценку ______________ ( _________________________ )

Дата  защиты: «________»______________________________________ 200_ г. 

     Санкт-Петербург 2012

            СОДЕРЖАНИЕ 

1. Введение

2. История понятия

2.1.Теоретические основы

2.2. История возникновения рецензии 

3. Функции рецензии 

4. Задачи журналиста при написании рецензии

4.1. Этические аспекты

4.2. Процесс создания рецензии 

5. Рецензия как жанр журналистики 

6 Разновидности рецензий

6.1 Классификация

6.2 Жанровые особенности 

7. Пример и анализ рецензии 

8. Заключение 

9. Список используемой литературы

10. Приложение 
 
 

1. Введение 

     Если  говорить о событиях явлениях художественной культуры, то отношение  публики к ним, как признаются многие теоретики во многом формируется под влиянием журналистики. Массмедиа влияют на наше восприятие реальности формируя убеждения и стереотипы настроения и идеи.

  Литературно-художественная критика – это способ истолкования и оценки художественных произведений. Она осмысливает, разъясняет, оценивает художественное произведение с точки зрения его современной значимости, а также формирует отношение аудитории к современному литературно- художественному процессу.

      В системе литературно-художественной критики выделяют литературную, музыкальную, искусствоведческую, театральную критику и кинокритику.

В науке 20 века и  поныне литературно- художественная критика  рассматривается как составная  часть журналистики.

Однако традиционно  критика рассматривается также  как часть искусства.

Критика обусловлена  явлениями художественной культуры а не явлениями моды китча рекламы. В этом ее суть и природа. 
 
 
 
 
 

2. История понятия 

2.1. Теоретические основы

     Слово «рецензия» латинского происхождения («recensio») и в переводе означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо». Можно сказать, что рецензия – это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего – критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п.В какой бы форме ни был дан такой отзыв, суть его – выразить отношение рецензента к исследуемому произведению. Отличие рецензии от других газетных жанров состоит прежде всего в том, что предметом рецензии выступают не непосредственные факты действительности, на которых основаны очерки, корреспонденции, зарисовки, репортажи и т.п., а информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи.

     Рецензия, как правило, рассматривает одно-два  произведения и дает им соответствующую  оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач. В том же случае, когда журналист на основе глубокого анализа произведения выдвигает какие-то общественно значимые проблемы, его произведение будет скорее не рецензией, а литературно-критической статьей, обозрением или искусствоведческим исследованием (вспомним статьи «Что такое обломовщина?» Н. Добролюбова, «Базаров» Д. Писарева). 

2.2. История возникновения рецензии 

            Рецензия, как и литературная критика в целом, появляется вместе с литературными журналами. Первым таким журналом в России стали «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755). Первым российским автором, обратившимся к рецензии, считается Н. М. Карамзин, предпочитавший жанр монографической рецензии. Первая печатная рецензия на русском языке на книгу по экономическим вопросам была помещена в первом российском журнале "Примечания" (1728-1742 гг.). В журнале “Пустомеля” (1770)(вышло всего два номера этого ежемесячного сатирического журнала Новикова), в разделе “Ведомости” увидели свет первые в истории русской журналистики профессиональные театральные рецензии – об игре выдающегося актера И. Дмитриевского и о постановке трагедии Сумарокова “Синав и Трувор”. Рецензия - жанр, довольно часто использующийся и в других странах. Довольно часты упоминания рецензий в мемуарах и воспоминаниях. Например, переводчик и мемуарист Ф.Ф. Фидлер, сам регулярно рецензировавший книги, в своих дневниковых записях конца XIX – начала ХХ веков, озаглавленных «Из мира литераторов» постоянно упоминает рецензии – свои и знакомых писателей: «Вейнберг, сам великолепный переводчик, прочитал несколько моих переводов из Кольцова, расхвалил и пообещал написать рецензию на книгу»; «Посетил Плещеева, желая вручить ему моего «Кольцова». Он пожал обеими руками мою правую руку и подарил свой портрет со следующей надписью: «Федору Федоровичу Фидлеру на память от одного из тех авторов, которых он так прекрасно переводил…» Обещал способствовать пропаганде «Кольцова» и сказал, что, возможно, и сам напишет рецензию»; «Бибиков сказал мне: «Вы разругали в «Herold» Дедлова за его книгу «Мы», - и совершенно напрасно! «Гости», например, - восхитительный рассказ!»».

            В.Г.Белинский "Каждое произведение искусства непременно должно рассматриваться в отношении к эпохе, к исторической современности и в отношении художника к обществу; рассмотрение его жизни, характера также может служить часто уяснению его создания. С другой стороны, невозможно упускать из виду и собственно эстетических требований искусства. Скажем более: определение степени эстетического достоинства произведения должно быть первым делом критики".  
 
 
 
 
 

3. Функции Критики 

     Классик кино Рене Клер когда то сказал о  публике что «это ребенок всегда готовый смотреть все, что его  развлекает будь то прекрасное произведение или нелепая глупость».

Критика безусловно ориентирует этого «ребенка»  в мире эстетических ценностей.

1Функции  эстетического воспитания  публики критикой  практически выражается  в следующем:

  • Просвещение. Критик несет информацию о новых художественных произведениях, знакомит с ними разъясняет их и дает публике новое знание о художественном процессе, помогая ориентироваться в сложном и прекрасном мире искусства;
  • Пропаганда прекрасного. Особое значение имеет продвижение в сознании людей эстетических художественных вещей. Критика пропагандирует достижения художественной культуры, объясняет публике, в чем заключается ценность этих

достижений, разъясняет сложные художественные произведения, развивая восприятие людей и в  конечном итоге способствуя развитию культуры общества в целом. И конечно критика борется против серости шаблонности пустой подражательности;

  • Воспитание вкуса и развитие эстетических потребностей публики. Критика дифференцирует в сознании аудитории произведения художественной культуры и образцы массовой культуры, раскрывает ценность художественного.
 

2 Критика выступает как способ самопознания искусства, метод осмысления явлений художественной культуры.

Размышляя о  теории критики в раннем романтизме, О. А. Кривцун пишет : «Деятельность  критика направлена на своеобразное продолжение и завершение бытия художественного произведения. Это не значит, что произведение по  мнению романтиков, считалось незаконченным, имеется ввиду, что критик должен ввести то или иное произведение в контекст художественного процесса, определить его место в панораме всеобщей художественной традиции. С этой точки зрения любое произведение, будь то даже шедевр, не завершено, поскольку вне критического анализа оно еще не обладает той рефлексией и самосознанием, которые необходимы для понимания его места в общих тенденциях художественного сознания»  

3 Критика является формой осмысления действительности, служит познанию окружающего мира.

Так, в 19 веке с  помощью критики предметом разговора  стали тенденции, явления жизни, отраженные в понятиях «обломовщина», «лишние люди» и т. п.  Критика как бы обнажает, договаривает социально-экономические, политические, религиозные и другие конфликты, уловленные искусством.

     Итак, как мы видим, функции критики  раскрывают ее социальное значение, актуальность и важность этого института. Критика актуализирует культуру ее ценности в массовом сознании. Умная, талантливая, яркая критика является мощным стимулом дальнейшего движения, развития искусства и процесса художественного творчества.

      Приведем  один примечательный факт. В середине 20 века фильм Федерико Феллини «Дорога» в первой волне проката был не принят публикой, более того, вызвал неприятие широкой аудитории. Только передовая часть критики смогла раскрыть значение нового явления. Благодаря ее эффективной поддержке, картина побила в 1954 году все рекорды посещаемости вИталии и успешно прошла на экранах мира, вызвав большой общественный резонанс.

     И в наше время критика столь  же действенна. Если взять примеры  из кино, можем заметить, что без  участия критики, знаменитые в 20 веке «Полет над гнездом кукушки» или «Форест Гамп» не прошли бы триумфально по всему миру.

     Необходимо  также осознавать, что неисполнение критикой функциональной роли (эстетическое воспитание, пропагандирование, просвещение, дифференциация) грозит необратимыми процессами в культуре и массовом сознании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Задачи, стоящие перед журналистами, пишущими рецензии

     4.1 Этические аспекты

     Еще в 1754 году Михаил Васильевич Ломоносов  сформировал основные принципы, которые  следует соблюдать журналисту, пишущему рецензию в работе «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии». Можем отметить, что они актуальны и в настоящее время…

      1. Всякий, кто берет на себя  труд осведомлять публику о  том, что содержится в новых сочинениях, должен прежде всего взвесить свои силы. Ведь он затевает трудную и очень сложную работу, при которой приходится докладывать не об обыкновенных вещах и не просто об общих местах, но схватывать то новое и существенное, что заключается в произведениях, создаваемых часто величайшими людьми. Высказывать при этом неточные и безвкусные суждения — значит сделать себя предметом презрения и насмешки; это значит уподобиться карлику, который хотел бы поднять горы.

      2. Чтобы быть в состоянии произносить искренние и справедливые суждения, нужно изгнать из своего ума всякое предубеждение, всякую предвзятость и не требовать, чтобы авторы, о которых мы беремся судить, рабски подчинялись мыслям, которые властвуют над нами, а в противном случае не смотреть на них как на настоящих врагов, с которыми мы призваны вести открытую войну.

      3. Сочинения, о которых дается  отчет, должны быть разделены  на две группы. Первая включает  в себя сочинения одного автора, который написал их в качестве  частного лица; вторая — те, которые публикуются целыми учеными обществами с общего согласия и после тщательного рассмотрения. И те и другие, разумеется, заслуживают со стороны рецензентов всякой осмотрительности и внимательности. Нет сочинений, по отношению к которым не следовало бы соблюдать естественные законы справедливости и благопристойности. Однако надо согласиться с тем, что осторожность следует удвоить, когда дело идет о сочинениях, уже отмеченных печатью одобрения, внушающего почтение, сочинениях, просмотренных и признанных достойными опубликования людьми, соединенные познания которых, естественно, должны превосходить познания журналиста. Прежде чем бранить и осуждать, следует не один раз взвесить то, что скажешь, для того чтобы быть в состоянии, если потребуется, защитить и оправдать свои слова. Так как сочинения этого рода обычно обрабатываются с тщательностью и предмет разбирается в них в систематическом порядке, то малейшие упущения и невнимательность могут повести к опрометчивым суждениям, которые уже сами по себе постыдны, но становятся еще гораздо более постыдными, если в них скрываются небрежность, невежество, поспешность, дух пристрастия и недобросовестность.

      4. Журналист не должен спешить  с осуждением гипотез. Они дозволены  в философских предметах и даже представляют собой единственный путь, которым величайшие люди дошли до открытия самых важных истин. Это — нечто вроде порыва, который делает их способными достигнуть знаний, до каких никогда не доходят умы низменных и пресмыкающихся во прахе.

      5. Главным образом пусть журналист усвоит, что для него нет ничего более позорного, чем красть у кого-либо из собратьев высказанные последним мысли и суждения и присваивать их себе, как будто он высказывает их от себя, тогда как ему едва известны заглавия тех книг, которые он терзает. Это часто бывает с дерзким писателем, вздумавшим делать извлечения из сочинений по естественным наукам и медицине.

      6. Журналисту позволительно опровергать  в новых сочинениях то, что,  по его мнению, заслуживает этого,  хотя не в этом заключается его прямая задача и его призвание в собственном смысле; но раз уже он занялся этим, он должен хорошо усвоить учение автора, проанализировать все его доказательства и противопоставить им действительные возражения и основательные рассуждения, прежде чем присвоить себе право осудить его. Простые сомнения или произвольно поставленные вопросы не дают такого права; ибо нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек. Особенно не следует журналисту воображать, будто то, чего не понимает и не может объяснить он, является таким же для автора, у которого могли быть свои основания сокращать и опускать некоторые подробности.

Информация о работе Рецензия как жанр аналитической журналистики