Работа над рукописью учебно-научных работ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Различные формы учебно-исследовательской работы студентов (подготовка рефератов, сообщений, докладов, проведение исследований во время производственной практики и т.д.) включаются в учебный процесс, проводятся в учебное время. Во внеучебное время студенты работают в проблемных группах, научных кружках, участвуют в работе научно-практических конференций, оказывают помощь преподавателям в изучении гражданских и уголовных дел в судах и выполняют другие виды научно-исследовательской работы. Все это должно помочь студентам глубоко усвоить различные дисциплины, выработать способность творчески мыслить, научиться самостоятельно выполнять хотя бы небольшие научно-исследовательские работы, анализировать и обобщать практику.
Целью данной курсовой работы является изучение методики работы над рукописью учебно-научных работ, особенности ее подготовки и оформления.

Содержание

Введение 3
1.Композиция научного произведения 4
2. Рубрикация текста научной работы 7
3. Приемы изложения научных материалов 10
4. Работа над беловой рукописью 11
5. Язык и стиль научной работы 12
6. Синтаксис научной речи 15
7. Оформление библиографического аппарата 20
8. Требования к печатанию рукописи 23
Список используемой литературы 25

Работа содержит 1 файл

РАБОТА НАД РУКОПИСЬЮ.doc

— 122.50 Кб (Скачать)
>    Субъект действия при этом остается необозначенным, поскольку указание на него в такого рода научных текстах является необязательным.

    Стиль письменной научной речи является безличным  монологом. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, поскольку  внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «я» отступает на второй план.

    Уже достаточно долго существует неписанное правило для авторов работы выступать в множественном числе и вместо «я» употреблять «мы». Считается, что выражение авторства как формального коллектива придает больший объективизм изложению.

    Действительно, выражение авторства через «мы» позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления, поскольку современную науку характеризуют такие тенденции, как интеграция, коллективность творчества, комплексный подход к решению проблем.

    Однако  таким подходом нельзя злоупотреблять, поэтому авторы научных работ стараются прибегать к конструкциям, исключающим употребление личных местоимений.

    Такими  конструкциями являются неопределенно-личные предложения (например, «В начале производят отбор торговых предприятий для анализа эффективности их деятельности и сравнивают по основным экономическим показателям…»). Часто употребляется также форма изложения от третьего лица (например, «автор полагает…»).

    Аналогичную функцию выполняют предложения  со страдательным залогом (например, «Разработан комплексный подход к исследованию…»). Такой залог устраняет необходимость в фиксации субъекта действия и тем самым избавляет от необходимости вводить в текст научной работы личные местоимения.

    Требованиями, предъявляемыми к речи научных произведений, являются точность, ясность, краткость.

    Смысловая точность слов и выражений – одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность информации,  заключенной в тексте работы, поскольку неправильно выбранное  и использованное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования, придать всему тексту нежелательную тональность.

    Нередко исконно русские слова употребляются  неточно, вопреки их значению, и тогда  рождаются фразы типа: «Большая часть  товаров оказалась нереализованной», «Предлагаемые фирмой услуги вооружены компьютерным обеспечением».

    Для обеспечения точности в тексте не должно быть в одном высказывании терминов-синонимов, например «торговля», «сбыт», «реализация».

    Точность  научной речи обусловлена не только целенаправленным выбором слов и выражений, но и выбором грамматических конструкций, который предполагает точное следование нормам связи слов во фразах. Возможность по-разному объяснять слова в словосочетаниях порождает двусмысленность.

    Так, например, двузначной конструкцией является выражение типа: «В других товарах  подобные маркировки отсутствуют» (что  имеется в виду – другие товары или подобные маркировки отсутствуют  – понять трудно).

    Другое  требование к научной речи – ее ясность, т.е. умение писать просто, доступно и доходчиво. Однако нельзя отождествлять простоту и примитивность, а также путать простоту с общедоступностью, если научная работа не предназначена для массового читателя. Главное при языково-стилистическом оформлении текста научных работ, чтобы оно было доступно тому кругу специалистов, на которых такие работы рассчитаны.

    Краткость является третьим необходимым и  обязательным условием для восприятия научной речи. Реализация его заключается  в умении избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора.

    Многословие, или речевая избыточность, чаще всего  проявляется в употреблении лишних слов.

    Например: «Для этой цели фирма специально использует имеющиеся подсобные помещения» (если помещений нет, то и использовать их нельзя); «Проверкой было установлено, что существующие расценки на товары во многих точках нашего города были значительно завышены» (несуществующие расценки не могут быть ни завышены, ни занижены).

    Часто в текст вкрапливаются слова, не нужные по смыслу, например сочетания типа: интервал перерыва, внутренний интерьер, габаритные размеры и пр.

    К речевой избыточности следует отнести  и употребление без надобности иностранных  слов, которые дублируют русские  слова и тем самым неоправданно усложняют высказывание.

    Зачем, например, писать «ничего экстраординарного», когда можно просто отметить «ничего  особенного», вместо индифферентно  – равнодушно, игнорировать – не замечать, лимитировать – ограничивать, ориентировочно – примерно, функционировать  – действовать, диверсификация – разнообразие, детерминировать – определять и т.д.

7. Оформление библиографического аппарата

 

    Библиографический аппарат в научной работе является ключом к источникам, которыми пользовался  автор при ее написании, а также  в определенной мере он характеризует уровень выражения научной этики и культуры научного труда. Именно по нему можно судить о степени осведомленности исследователя в имеющейся литературе по изучаемой проблеме.

    Библиографический список (библиографическая литература) является важным элементом библиографического аппарата, который содержит библиографические описания использованных источников и помещается после заключения.

    Такой список составляет одну из существенных частей научной работы, отражает самостоятельную  творческую деятельность ее автора и поэтому позволяет судить о степени профессионального мастерства проведенного исследования.

    Составляют  библиографическое описание непосредственно  по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических  указателей полностью без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п. Благодаря этому, можно избежать повторных проверок, вставок пропущенных знаний. В библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте и которые фактически не были использованы исследователем.

    В научных работах используются следующие  способы построения библиографических  списков: по алфавиту фамилий авторов  или заглавий, по тематике, по видам  изданий, по характеру содержания, списки смешанного построения.

    Алфавитный  способ группировки литературных источников характеризуется тем, что фамилии  авторов и заглавия (если автор  не указан) размещены строго по алфавиту. Однако не следует в одном списке смешивать разные алфавиты. Иностранные  источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на языке научной работы.

    Принцип расположения в списке библиографических  описаний источников – «слово за словом».

    Записи  в этом случае рекомендуется располагать  в следующем порядке: а) при совпадении первых слов – по алфавиту вторых и т.д.; б) при нескольких работах одного автора – по алфавиту заглавий и т.д. в) при авторах однофамильцах – по идентифицирующим признакам (от старших к младшим); г) при работах нескольких авторов, написанных в соавторстве – по алфавиту фамилий соавторов.

    Библиографический список по хронологии публикаций целесообразен  в рукописи научной работы, когда  основной задачей списка является отражение  развития научной идеи или научной  мысли. Принцип расположения описаний здесь устанавливается по году изданий.

    Библиографический список, построенный тематически, применяется, когда необходимо отразить большое  число библиографических описаний.

    Такое построение позволяет быстро навести  справку по книгам на одну из тем, в  то время как при алфавитном или хронологическом построении для этого пришлось бы прочитывать весь список, отыскивая книги на нужную тему.

    В тематическом библиографическом списке расположение описаний внутри рубрик может быть: а) по алфавиту фамилий  авторов или первых слов заглавий (при описании под заглавием); б) по характеру содержания (от общих по содержанию к частным); в) по виду издания и алфавиту фамилий авторов или первых слов заглавий.

    Библиографический список по видам изданий используется в рукописи научной работы для  систематизации тематически однородной литературы.

    При составлении подобных списков обычно выделяются такие группы изданий: официальные  государственные, нормативно-инструктивные, справочные и др. Их порядок и  состав определяются назначением списка и содержанием его записей.

    Принцип расположения описаний внутри рубрик здесь такой же, как и в списке, построенном по тематическому принципу.

    Библиографический список, построенный по характеру  содержания описанных в нем источников, применяется в рукописях с  небольшим объемом использованной литературы (рефераты, курсовые и дипломные работы, статьи).

    Порядок расположения основных групп записей  здесь таков: сначала общие или  основополагающие работы, размещаемые  внутри по одному из принципов (от простых  к сложным, от классических к современным, от современных к исторически важным, от отечественных к зарубежным и т.п.), затем источники более частные, конкретного характера, располагаемые внутри или как составные части общей темы научного исследования.

    Библиографический список, построенный по очередности  упоминания источника в тексте рукописи, также используется в рукописях с небольшим объемом использованной литературы.

    В научных работах относительно часто  встречаются библиографические  списки смешанного построения, когда  внутри главных разделов списка одновременно применяются другие виды построения.

    Например, внутри алфавитного – хронологический (для работ одного автора), внутри списка по видам изданий – по алфавиту, или по характеру содержания, или по тематике.

    Возможны  и другие сочетания видов и  подвидов построения, которые определяются целевым и читательским назначением списка, а также особенностями его построения.

    Форма связи библиографического описания с основным текстом научной работы делается по номерам записей в  списке литературных источников.

    Существует  несколько способов связи основного текста рукописи научной работы с описанием источника. Чаще всего для этой цели служит порядковый номер источника, указанного в библиографическом списке, в основном тексте этот номер берется в квадратные скобки (например, если ссылка на один источник [3], ссылка на несколько источников [2, 8, 11], ссылка на несколько источников, которые идут в списке по порядку номеров [1, 3-6]).

8. Требования к печатанию рукописи

 

    Текст рукописи должен быть напечатан через два интервала шрифтом 2,7 мм (кегль 1 4) на одной стороне стандартной писчей бумаги формата А 4 (210 х 297 мм). Поля страниц рукописи должны быть: верхнее и нижнее - 20 мм, правое - 1 0 мм, левое - 25 - 30 мм. Более широкое поле слева оставляют для переплета. При таких полях на каждой странице сплошного текста должно быть 30 строк, а в каждой строке - 60±2 знака, причем каждый пробел между словами считается за один знак.

    Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу тремя интервалами.

    Все страницы работы, включая приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Первой страницей является титульный лист, но на нем номер страницы не ставится. В середине верхнего поля следующей страницы ставится цифра «2» и т.д.

    Все структурные элементы работы, за исключением параграфов (вопросов) внутри глав, печатаются с новой страницы.

    Заголовки глав, слова «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список использованной литературы» печатаются прописными буквами, в кавычки не заключаются и размещаются посередине строки. Точка в конце заглавий не ставится. Перенос слов в заглавиях недопустим. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу тремя интервалами. Не рекомендуется их подчеркивать. Заголовок не должен быть последней строкой на странице.

Информация о работе Работа над рукописью учебно-научных работ