Работа над рукописью учебно-научных работ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Различные формы учебно-исследовательской работы студентов (подготовка рефератов, сообщений, докладов, проведение исследований во время производственной практики и т.д.) включаются в учебный процесс, проводятся в учебное время. Во внеучебное время студенты работают в проблемных группах, научных кружках, участвуют в работе научно-практических конференций, оказывают помощь преподавателям в изучении гражданских и уголовных дел в судах и выполняют другие виды научно-исследовательской работы. Все это должно помочь студентам глубоко усвоить различные дисциплины, выработать способность творчески мыслить, научиться самостоятельно выполнять хотя бы небольшие научно-исследовательские работы, анализировать и обобщать практику.
Целью данной курсовой работы является изучение методики работы над рукописью учебно-научных работ, особенности ее подготовки и оформления.

Содержание

Введение 3
1.Композиция научного произведения 4
2. Рубрикация текста научной работы 7
3. Приемы изложения научных материалов 10
4. Работа над беловой рукописью 11
5. Язык и стиль научной работы 12
6. Синтаксис научной речи 15
7. Оформление библиографического аппарата 20
8. Требования к печатанию рукописи 23
Список используемой литературы 25

Работа содержит 1 файл

РАБОТА НАД РУКОПИСЬЮ.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

    Ошибка  второго рода возникает тогда, когда количество составляющих главу параграфов является по смыслу недостаточным. Например, если взять главу 2. «Услуги, предоставляемые банками» и разбить на четыре параграфа: 2.1. «Вклады до востребования», 2.2. «Выигрышные вклады», 2.3. «Долгосрочные вклады», 2.4. «Срочные вклады», то правило соразмерности деления будет нарушено и здесь, поскольку два члена деления «Краткосрочные вклады» и «Целевые вклады» оказались в этой главе пропущенными.

    На  протяжении всего деления избранный  автором признак деления должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком.

    По  смыслу члены деления должны исключать  друг друга, а не соотносится между  собой как часть и целое, деление  должно быть непрерывным, т.е. в процессе деления необходимо переходить к  ближайшим видам, а не перескакивать через них.

    Заголовки глав и параграфов научно-исследовательской  работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Они  не должны сокращать или расширять  объем смысловой информации, которая  в них заключена.

3. Приемы изложения научных материалов

 

    В арсенале авторов научных работ  имеется несколько методических приемов изложения научных материалов. Наиболее часто специалистами используются следующие основные приемы:

    1. Строго последовательное изложение  материала работы требует сравнительно много времени, поскольку ее автор пока не закончил полностью очередной раздел, он не может перейти к следующему. Но для обработки одного раздела требуется иногда перепробовать несколько вариантов, пока не найден лучший из них, а в это время материал, который почти не требует черновой обработки, ожидает своей очереди и лежит без движения.

    2. Целостный прием изложения требует  почти вдвое меньше времени  на подготовку беловой рукописи, поскольку сначала пишется все  произведение в черновом варианте, а затем производится его обработка в частях и деталях, которые дополняются, корректируются и исправляются.

    3. Выборочное изложение научного  материала как метод также  часто применяется исследователями.  По мере готовности фактических  данных автор обрабатывает материалы в любом удобном для него порядке.

    На  этом этапе работы над рукописью  из уже накопленного текстового материала  научно-исследовательской работы помимо отдельных глав желательно выделить все следующие композиционные элементы: а) введение; б) выводы и предложения (заключение); в) библиографический список использованных литературных источников; г) приложения.

    Перед тем как переходить к окончательной  обработке черновой рукописи, полезно  обсудить со своим научным руководителем  основные положения ее содержания и согласовать спорные части и места текста.

4. Работа над беловой  рукописью

 

    Этот  прием целесообразно использовать, когда макет черновой рукописи уже  готов. В этот период все необходимые  материалы уже собраны, скомпонованы, сделаны необходимые обобщения, которые получили одобрение научного руководителя.

    Теперь  начинается детальная шлифовка текста рукописи. Проверяется и критически оценивается каждый вывод, формула, таблица, график, каждое предложение, каждое отдельное слово. Исследователь  еще раз проверяет, насколько заглавие его работы, название ее глав и параграфов соответствует их содержанию, уточняет композицию своего произведения, расположение материалов и их рубрикацию. На этом этапе желательно также еще раз проверить убедительность аргументов в защиту своих научных положений.

 

5. Язык и стиль  научной работы

 

    Поскольку научное исследование является, прежде всего, квалификационной работой специалиста, то ее языку и стилю следует  уделять самое серьезное профессиональное внимание.

    Язык  и стиль научной работы как часть письменной научной речи сложились под влиянием уровня образования исследователей и так называемого академического этикета, суть которого заключается в интерпретации собственной точки зрения и привлекаемых мнений других специалистов с целью обоснования научной истины. Исторически уже выработались определенные традиции в общении ученых между собой (устная и письменная речь).

    Наиболее  характерной особенностью языка  письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала, что находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности. Для научного текста характерны смысловая законченность, целостность и связность.

    Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, действительно, итак и др.), противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к …, обратимся к …, рассмотрим, остановимся на …, рассмотрев, перейдем к …, необходимо остановиться на …, необходимо рассмотреть), итоги, выводы (итак, таким образом, значит, в самом деле, следовательно, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать …).

    В качестве средств связи могут  использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.). В некоторых случаях словосочетания рассмотренных выше типов не только помогают обозначить переходы авторской мысли, но и способствуют улучшению рубрикации текста. Например, слова «приступим к рассмотрению» могут заменить название рубрики. Они, играя роль невыделенных рубрик, разъясняют внутреннюю последовательность изложения и поэтому в научном тексте весьма полезны.

    Основными признаками текста научной речи являются целенаправленность и прагматическая установка, где эмоциональные языковые элементы не играют особой роли. Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений, научных экспериментов, анализа литературных источников сведения и факты.

    Это обусловливает точность их словесного выражения, а также использования специальной терминологии, благодаря которой достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.

    Фразеология научной прозы также весьма специфична, поскольку она призвана, с одной стороны, выражать логические связи между частями высказывания (такие, например, устойчивые сочетания, как «привести результаты», «как показал анализ», «на основании полученных данных», «резюмируя сказанное», «отсюда следует, что» и т.п.), а с другой стороны, обозначать определенные понятия, являясь, по сути дела, терминами (такие, например, фразеологические обороты и сложные термины, как «национальная экономика», «государственное право», «международная торговля», «валовой внутренний продукт», «эффективность торговли» и т.п.).

    Грамматические  особенности научной речи существенно  влияют на языково-стилистическое оформление текста научного исследования. Следует отметить, что в ней наблюдается наличие большого количества существительных с абстрактным значением, а также отглагольных существительных (исследование, рассмотрение, изучение, расположение и т.п.).

    В научной прозе широко представлены относительные прилагательные, поскольку  именно они в отличие от качественных прилагательных способны с предельной точностью выражать достаточные  и необходимые признаки понятий. Также от относительных прилагательных нельзя образовывать формы степеней сравнения, поэтому в тексте при необходимости использования качественных прилагательных предпочтение отдается аналитическим формам сравнительной и превосходной степени.

    Для образования превосходной степени  чаще всего используются слова «наиболее», «наименее». Не употребляются сравнительная степень прилагательного с приставкой «по» (например, «повыше», «побольше», «побыстрее»), а также превосходная степень прилагательного с суффиксами –айш, –ейш, за редким исключением некоторых специальных терминологических выражений.

    Большинство прилагательных в научных текстах  является частью терминологических  выражений. Отдельные прилагательные употребляются в роли местоимений. Так, например, прилагательное «следующие»  заменяет местоимение «такие» и везде подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков.

    Глагол  и глагольные формы в тексте научных  работ несут также особую информационную нагрузку. Основное место в научной  прозе занимают формы несовершенного вида глагола и формы настоящего времени, поскольку они не выражают отношение описываемого действия к моменту высказывания.

    Часто употребляются изъявительное наклонение глагола, редко – сослагательное наклонение и почти совсем не употребляется  повелительное наклонение. Широко используются возвратные глаголы, пассивные конструкции, что обусловлено необходимостью особо подчеркнуть объект действия, предмет исследования (например, «В данной статье рассматривается «Намечено выделить дополнительные кредиты …», «Предполагается осуществить следующие мероприятия …» и т.д.).

    В научной речи очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой», которые не только конкретизируют предмет или явление, но и выражают логические связи между частями  высказывания (например, «Эти данные служат достаточным основанием для вывода …»). Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу неопределенности их значения в тексте научных работ не используются.

6. Синтаксис научной  речи

 

    Поскольку такая речь характеризуется строгой логической последовательностью, то здесь отдельные предложения и части сложного синтаксического целого, все компоненты (простые и сложные), как правило, очень тесно связаны друг с другом, каждый последующий вытекает из предыдущего или является следующим звеном в повествовании или рассуждении. В научной работе преобладают сложные союзные предложения.

    Отсюда  наблюдается богатство составных  подчинительных союзов «благодаря тому что», «между тем как», «поскольку», «так как», «вместо того чтобы», «ввиду того что», «оттого что», «вследствие того что», «после того как», «в то время как» и др. Особенно употребительны производные отыменные предлоги «в течение», «в соответствии с …», «в результате», «в отличие от …», «наряду с …», «в связи с …» и т.п.

    В научном тексте чаще встречаются сложноподчиненные, а не сложносочиненные предложения. Это объясняется тем, что подчинительные конструкции выражают причинные, временные, условные, следственные и тому подобные отношения, а также тем, что отдельные части в сложноподчиненном предложении более тесно связаны между собой, чем в сложносочиненном. Части же сложносочиненного предложения как бы нанизываются друг на друга, образуя своеобразную цепочку, отдельные звенья которой сохраняют известную независимость и легко поддаются перегруппировке.

    Безличные, неопределенно-личные предложения  в тексте научных работ используются при описании фактов, явлений и  процессов. Номинативные предложения  применяются в названиях разделов, глав, параграфов, в подписях к рисункам, графикам, диаграммам, таблицам и другим иллюстрациям.

    Стилистические  особенности научного языка вытекают из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Объективность  изложения обусловливает наличие  в тексте научных работ вводных  слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам, тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно), как предполагаемый (видимо, надо полагать), как возможный (возможно, вероятно).

    Обязательным  условием объективности изложения  материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем  высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или  иное выражение. В тексте это условие  можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.).

    Сугубо  деловой и конкретный характер описаний изучаемых явлений, фактов и процессов  почти полностью исключает индивидуальные особенности слога, эмоциональность и словесную изобретательность.

    В настоящее время в научной  речи уже довольно четко сформировались определенные стандарты изложения  материала. Так, например, описание проведения анализа делается обычно с помощью  кратких страдательных причастий «Для проведения анализ было выделено 15 коммерческих структур…»

    Использование подобных синтаксических конструкций  позволяет сконцентрировать внимание читателя текста научной работы только на самом действии.

Информация о работе Работа над рукописью учебно-научных работ