Психология Массовых Коммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 07:56, реферат

Описание работы

Телевизор отучает думать, самостоятельно мыслить. Стоит только включить телевизор, и перед нами уже возникает заготовка формул и правил на все случаи жизни. И, например, формируя в нашем подсознании т. н. «синдром обогатительства» — наши манипуляторы добиваются значительного повышения уровня продаж у торговцев, спекулянтов, и псевдобизнесменов. По данным правоохранительны

Работа содержит 1 файл

Рабботтта.docx

— 30.93 Кб (Скачать)

глобальной компьютерной сети при возможности сохранения анонимности может привести и  приводит к

злоупотреблениям. Дезинформация  и плагиат, экстремизм и порнография, мошенничество и воровство,

непрошенная реклама – это также реалии Интернета. 
 
 
 
 

Заключение

Таким образом, о  средствах массовой информации можно  говорить как об институте,

занимающем главенствующее место в системе формирования многочисленных процессов и аспектов

жизнедеятельности современного общества, в том числе  и его ценностной структуры. Новые  установки

широко пропагандируются СМИ, их диктуют складывающиеся условия  жизни, и в этих условиях

вырастает человек  с новыми ценностными устремлениями, с новым отношением к себе и  окружающим.

Трудно дать однозначную  интегральную оценку роли информационных технологий в процессе

социализации личности и формирования ценностных ориентаций. Можно лишь констатировать тот факт,

что любой компонент, любая функция средств массовой информации и коммуникации несет  в себе и

позитивную и деструктивную  составляющую, и, соответственно, может  способствовать как интеграции

общества, так и  его дезорганизации.

В связи с этим, исследуя роль средств массовой информации в формировании ценностных

ориентаций молодёжи, можно сделать следующие выводы:

– интенсивно воздействующие на каждого человека средства массовой информации заняли

первостепенное место  в бюджете свободного времени  человека. Они информируют его  о состоянии

планеты, воспитывают, развлекают, обучают, изменяют строй  мышления человека, стиль восприятия и

тип культуры;

– средства массовой информации – мощный канал агитационного  и пропагандистского

воздействия, имеющий колоссальное значение для идейного воспитания общества;

– в условиях кризиса  институтов семьи и образования, СМИ и Интернету предстоит  стать новыми

факторами формирования социально-позитивных ориентаций молодежи. 
 
 

Сопоставление таких, казалось бы разнородных явлений, как гипноз и телевидение на первый взгляд представляется неправомерным. Чтобы показать обоснованность и, более того, необходимость рассмотрений этих понятий в их взаимосвязи, необходимо хотя бы коротко коснуться психологии человеческого сознания и припомнить, что любил рассматривать наш предок, пока не стал телезрителем. Иными словами, следует уяснить, с какими психологическими «наработками» мы вошли в эпоху так называемой цивилизованности и стали властителями безграничных техногенных сил как физического, так и информационного планов.  

Антропология свидетельствует, что не индивидуальное благоразумие, а групповые внушаемость и  гипноз явились первоосновой обыденного сознания человека и только с учетом этого обстоятельства могут быть поняты многие «странности» его поведения. Известный американский этнограф Джон Пфейфер, исследуя искусство пещерного человека, пришел к выводу, что психике ранних людей было свойственно так называемое «сумеречное» состояние мышления. «Преобладание «сумеречного» состояния мышления, сама наша чувствительность к этому состоянию, — считает автор, — говорят о его эволюционной важности. В случаях крайних оно приводит к патологии, психическим расстройствам и маниям, стойким галлюцинациям и фанатизму. Но оно же является побудительной силой за всем этим видеть вещи цельно... В доисторические времена сумеречное состояние, наверное, было особенно и даже чрезвычайно важно. Если давление затруднительных обстоятельств верхнего палеолита требовало пылкой веры и следования за вождями ради выживания, то индивиды, наделенные подобными качествами, способностью легко впадать в транс, способствовали бы развитию более стойких индивидов»

Как видно, внушаемость  — способность следовать за вождями  и старейшинами и гипнабельность — свойство легко впадать в транс (измененное состояние сознания) и действовать в нем по велению вожака без размышлений считались важнейшими психическими качествами, способствующими групповой сплоченности и выживаемости раннего человека. Очень важно, что эти генетически закрепившиеся качества начали проявляться и у современного человека во всем многообразии его подсознательных действий по обеспечению подражательных, половых, оборонительных, массовидных инстинктов. Более того, некоторые авторы в связи с этим говорят о «естественной очарованности» человека измененными состояниями сознания, вследствие чего он научился вызывать их произвольно (галлюциногены, алкоголь, ритмические воздействия).  

Среди множества  способов формирования транса самым  естественным и безобидным оказался «прирученный» домашний огонь, который  не только кормил, согревал домочадцев, но и служил им энергетически положительным  объектом непроизвольной групповой  медитации.  
 
 
 

Да простят меня интеллектуалы от телевидения, но все, что здесь было сказано об огне в камине, можно в значительной степени отнести к пламенеющему экрану телевизора. Последний стал таким же «символом жизни», центром  притяжения внимания семейного круга  и «генератором транса», каким был  в далекие времена домашний очаг. Но на этом аналогия, пожалуй, и заканчивается. Коренное отличие состоит в том, что созерцание огня стимулирует  собственные, глубоко личные грезы  «огнепоклонника», тогда как «пылающий» телеэкран внедряет в его голову специально фабрикуемые, стандартные  иллюзии, зачастую лишенные добрых намерений.  

Но, кроме того, телеэкран  не только сохранил за собой, но и существенно  интенсифицировал гипногенную функцию, приблизив ее вплотную к наркотической сути. В этом плане стоит прислушаться к словам признанного авторитета в области наркопсихологии Теренса Маккенны. Вот как он характеризует силу телевизионного пристрастия: «Самой близкой аналогией силы пристрастия к телевидению и той трансформации ценностей, которая происходит в жизни тяжело пристрастившегося потребителя, будет, вероятно, героин... Иллюзия знания и контроля, какую дает героин, аналогична неосознанному допущению телевизионного потребителя, будто то, что он видит, где-то в мире является «реальным». По сути, видимое является косметическим улучшенным видом продуктов. Телевидение, хотя и не является химическим вторжением, тем не менее в такой же мере способствует пристрастию и точно так же вредно физиологически, как и любой другой наркотик» 

Чисто психологическая  сторона телевизионного пристрастия  анализируется в работе американского  теоретика информационных систем Марии  Винн. «Совсем не отличаясь от наркотиков или алкоголя, — отмечает автор, — телепереживание позволяет своему участнику вычеркнуть мир реальный и войти в приятное и пассивное состояние. Тревоги и заботы с помощью поглощенности телепрограммой куда-то вдруг исчезают, так же как и при выходе в «путешествие», вызванное наркотиками или алкоголем. И точно так же, как алкоголики лишь смутно сознают свое пристрастие, чувствуя, будто контролируют свое состояние больше, чем на самом деле... Телезритель подобным же образом переоценивает свой контроль, свое владение ситуацией во время просмотра телепередачи. В конечном счете именно это вредное влияние телевидения на жизнь огромного числа людей определяет его как фактор серьезного пристрастия. Привычка к телевизору нарушает чувство времени. Она делает другие восприятия смутными и странно нереальными, принимая какую-то более «значительную реальность» за реальность. Эта привычка ослабляет отношения, сокращая, а иногда и устраняя нормальные возможности поговорить, пообщаться» 
 
 
 
 

Характеризуя гипногенное свойство телепередач, американский психолог искусства Рудольф Арнхейм писал: «Совершенно неважно, что показывается. Это может быть программа на иностранном языке или еще что-нибудь, не представляющее никакого интереса. И раздражитель, на который вы практически не реагируете, усыпляет вас. Это напоминает убаюкивание. .. не раздражает вас, не вынуждает реагировать, а просто освобождает от необходимости проявлять хоть какую-нибудь умственную активность. Ваш мозг работает в ни к чему не обязывающем направлении. Ваши чувства, которые в противном случае заставляли бы вас предпринимать какие-либо активные действия, полностью отвлечены» 
 
 
 
 
 

Таким образом, телевидение  выступает в качестве новейшего  и эффективнейшего средства формирования гипнотической пассивности зрителя, которая способствует прочному закреплению  создаваемых психологических установок. Именно поэтому телевизионная реклама  считается наиболее действенным  способом программирования покупателей  и потребителей услуг. Информационное «семя» ни уличной, ни печатной рекламной  продукции не попадает на такую благодатную  психологическую почву, какую собой  представляет погруженное в поверхностный  гипноз сознание телезрителя. В этом случае программирование субъекта осуществляется по типу известного специалистам постгипнотического внушения, то есть когда данная установка осуществляется в назначенный срок после выхода из транса.  
 
 

Нет ничего удивительного  в том, что в последние полтора  десятка лет английские и американские психологи столкнулись с неизвестным  ранее психическим заболеванием — манией покупок. Согласно оценкам  специалистов, полтора-два процента американцев имеют признаки этой болезни. Свойственна она в основном людям, страдающим от одиночества, комплексов неполноценности, низкой самооценки, не видящих смысла своего существования. Болезнь проявляется в том, что  попав в супермаркет, такой человек  начинает покупать буквально все  подряд, пытаясь избавиться от некоего  внутреннего беспокойства. Явившись с приобретениями домой, и сам покупатель и его близкие оказываются в шоке, будучи поражены величиной денежных расходов и явной ненужностью покупок. Особенно часто страдают этой болезнью женщины, т.к. они более внушаемы. Установлено, что 63% людей, не способных удержаться от покупок, даже если понимают, что этот предмет им не нужен, страдают депрессией.  
 
 

Как видно, реклама, и телереклама в особенности, по своей сути и возможностям —  гениальная форма психологической  агрессии, которой нечего противопоставить рядовому законопослушному гражданину. Первоосновой ее общественной силы явилось то обстоятельство, что она «явочным порядком» взяла на себя роль проводника и радетеля основы демократической свободы — свободы гарантированного индивидуального выбора, как особой личностной ценности, современные манипуляторы сознанием от телерекламы используют этот миф в своих интересах, заявляя, что они лучшим образом обеспечивают свободу индивидуального выбора в мире вещей и услуг.  
 

Кроме того, телевидение  легко создает сильные психологические  установки, неосознаваемое стремление к повторению однажды пережитых  состояний. 3. Фрейд такого рода влечения назвал «вынужденными повторениями»  и побуждающую их силу ставил выше принципа удовольствия. Когда что-то делается легко и приятно, у многих формируется потребность повторять  это действие. Указанная закономерность лежит в основе популярности телевизионных  сериалов, прижившихся в последние  годы в нашей стране. Даже одиночное  переживание определенной цепочки  информационно-эстетического воздействия (сюжета) формирует предрасположенность  к повторному переживанию идентичного  состояния. Так, у зрителя, сидящего за телевизором и испытывающего  чувство удовлетворенной справедливости за трудную победу героя, подсознательно возникает потребность к повторению испытанных эмоций. Он с радостью воспримет  вторую серию показанной истории, а  затем все с большим возбуждением — все остальные. Его, как говорят, затянет телевизионное пристрастие, отличающееся от наркотического лишь меньшей интенсивностью телевизионного «кайфа». Со временем такого рода привыкание становится очень устойчивым и сопровождается выраженным гипнотическим трансом.  

Являясь одним из главных средств массовой коммуникации и оказывая огромное влияние на всю  социальную систему, телевидение в  настоящее время фактически контролирует всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры и поляризуя  определенным образом все поле культуры. То, что не попадает в каналы телевидения, в наше время почти не оказывает  влияния на состояние общества.  
 
 
 

Теория «смысловых рядов».  

Смысловой ряд —  это группа новостей, объединенная единым эмоциональным фоном. То есть информация, которая, по мнению редактора, будет оценена зрителем, как «положительная» или как «отрицательная», подается отдельным блоком. Сообщения о войнах, авариях и природный бедствиях зачастую идут подряд, не перемешиваясь с «хорошими» новостями и наоборот.

Классический пример смыслового ряда. Перед нами выпуск новостей канала ОРТ за 13.01.2004 г. (Е. Андреева). Красным цветом отмечены новости  негативного смыслового ряда (-), синим  цветом позитивного (+). (Подробную расшифровку  обозначений (+) и (-) см. в статистике или ниже). Значительная часть выпусков новостей построена именно по этому принципу: с чередованием блоков положительной и отрицательной информации. 

1. США. Новости  о марсоходе. (+)

2. Москва: пойманы  «оборотни» в погонах — работники  ГИБДД (+)

3. Заседание Гос. Думы: раздел комитетов. (+)

4. США: скандал  с министром финансов выступившим против Буша (+)

5. Аварийная «посадка»  вертолета США в Ираке. (терроризм) (-)

6. Ирак: митинги безработных  (-)

7. «США подтверждает  готовность финансировать вывод  Российских баз с территории  Грузии и спонсировать грузинскую  армию». (-)

8. Британия. В тюрьме  покончил жизнь самоубийством  через повешение доктор маньяк-убийца. (-)

9. Израиль. Арест  палестинцев.(терроризм). (-)

10. Литва: обвинения  президента Литвы в связях  с русской мафией. (-)

11. Россия. Мин. обороны  начинает проверку Сибирского  военного округа (+)

12. Д.Восток. Итоги  операции вихрь-антитеррор. (+)

13. Похороны горняков, погибших в шахте. (-)

14. с. Волково. В  школе низкая температура. (-)

15. В РФ день  печати. (+)

16. На Камчатке  активизировался вулкан, угрозы  нет. (+)  

Информация о работе Психология Массовых Коммуникаций