Психологическая культура журналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования заключается в том, чтобы определить уровень коммуникативности и выявить психологические составляющие личности студентов факультета журналистики.

Объект исследования: профессиональные способности студентов четвертого курса журналистики.

Предмет исследования: индивидуальные психические и психофизические различия личности журналиста.

Содержание

Введение 3

1 Психологическая культура журналиста 7

1.1 Становление личности журналиста 7

1.2 Вербальные навыки общения 17

1.3 Невербальные навыки общения 23

2 Коммуникативные навыки студентов четвертого курса факультета журналистики 29

2.1 Определение степени коммуникабельности по методике Кетелла 29

2.2 Определение типа личности по системе Сьюзен Деллингер 34

Заключение 41

Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая 4 курс.doc

— 663.00 Кб (Скачать)

       Выражение лица. Выражение лица является важнейшим источником информации о человеке, особенно о его чувствах. Именно мимические реакции собеседника свидетельствуют о его эмоциональном отклике, служат в качестве средства регуляции процесса коммуникации. Кроме того, лицевая экспрессия является для собеседника непосредственной информацией не только об испытываемых журналистом чувствах, но и о его способности сохранять над ними контроль.

       Коротко коснёмся некоторых проявлений лицевой  экспрессии и тех сообщений, которые  они могут с собою нести. Наиболее заметным проявлением мимики является улыбка, которая, не будучи чрезмерно  используемой, является хорошим позитивным стимулом. «Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, однако чрезмерная улыбчивость зачастую отражает потребность в одобрении... Натянутая улыбка в неприятной ситуации выдаёт чувства извинения и беспокойства. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает готовность подчиняться, а улыбка с опущенными бровями выражает превосходство».

       Сдвинутые брови сами по себе обычно передают неодобрение, однако если журналист изредка сдвигает брови, он тем самым может сообщить собеседнику, что не вполне следует за содержанием его речи. Сжатые челюсти могут свидетельствовать о твердости и уверенности, а также об агрессивном настрое. Страх, восторг, или удивление могут заставить слушателя открыть рот, как будто этим чувствам не хватает места внутри. А человек с напряженными ноздрями и опущенными уголками губ мог бы сказать: «Я дышу этим воздухом и нахожусь рядом с вами, но я не одобряю ни этот воздух, ни вас». Это лишь немногие примеры тех сообщений, которые могут передаваться выражением лица в процессе коммуникации. Визуальный контакт. Глаза – это, как известно, зеркало души, поэтому визуальный контакт можно выделить в качестве отдельного специфического умения. Прямой визуальный контакт – это еще один способ сказать: «Я с тобой, я хочу услышать то, что ты хочешь сказать». Как писал Станиславский. К.С., «Взгляд – это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души – в душу». Однако оптимальный вариант, на наш взгляд, состоит в том, чтобы поддерживать визуальный контакт, но вместе с тем периодически позволять себе отвлекаться и смотреть на другие объекты, не задерживаясь надолго на них. То есть, визуальный контакт не нарушается, если время от времени вы отводите взгляд. Но если слишком часто отводить взгляд, клиент может воспринять это как нерасположение к нему, а также свидетельствовать о вашем дискомфорте, вызванном уровнем близости в ваших отношениях или личными проблемами, связанными с интимностью. Существует разница между открытым прямым взглядом и его крайностью – пристальным взглядом. Пристальный взгляд производит впечатление активного участия в контакте, на самом же деле зачастую он свидетельствует о «мёртвом контакте». Пристальный взгляд, как будто человек хочет что-то разглядеть в глазах собеседника, может свидетельствовать также о специфической потребности в отзеркаливании, характерной для клиента с нарциссическим типом личности.

       Визуальный  контакт – это также средство взаимной регуляции процесса беседы. Всем нам из опыта повседневного общения известно, что визуальный контакт легко поддерживается при обсуждении приятной темы, однако собеседники обычно избегают его, когда речь заходит о запутанных или неприятных вопросах. Если говорящий то смотрит в глаза, то отводит взгляд в сторону, это обычно значит, что он ещё не закончил говорить. По завершении высказывания говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы предлагая тому вступить в разговор.

       Кивки головой. Кивки головой – очень хороший способ показать человеку, что вы его слушаете. Наблюдая за работой профессионалов, убеждаешься в том, насколько терапевтичным оказывается простое кивание головой, в сочетании с хорошим визуальным контактом и реакциями, вроде «Я понимаю». Отсутствие кивков сообщает коммуниканту о недостатке понимания и необходимости прояснения, а их появление – о том, что смысл, который он пытается выразить, ухвачен. В заключение хочется заметить, что кивки головой как ничто другое требуют меры, так как при их чрезмерном использовании они скорее раздражают и сбивают с толку, чем способствуют диалогу.

       Тон, темп и громкость голоса. Голос является важным средством выражения целого диапазона субъективных чувств и смыслов. Тон и темп речи может многое сказать о эмоциональном состоянии человека. Как правило, скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, возбуждён или обеспокоен. Быстро также говорит тот, кто пытается убедить своего собеседника. Медленная же речь часто свидетельствует об угнетённом состоянии, высокомерии или усталости. То, насколько громко произносятся отдельные слова, может служить индикатором силы чувств. Та или иная фраза, в зависимости от интонации, может приобретать различный смысл. Так можно говорить уверенным и ноющим, принимающим и извиняющимся, ликующим и пренебрежительным тоном. Зачастую люди реагируют именно на интонацию, а не слова.

       Вышеперечисленные элементы невербальной коммуникации являются очень важными составляющими человеческого общения, постижение которого может стать «царской дорогой» к внутренней жизни клиента, а также в ваш собственный внутренний мир. Невербальные проявления более спонтанны, чем вербальные, и их труднее контролировать. Для журналиста важно уметь «читать» как невербальное поведение собеседника, так и собственные невербальные проявления.

       В заключение хочется заметить, что  все эти, способствующие высокому качеству присутствия специфические умения, несмотря на их очевидную простоту, требуют достаточно большого времени для их практического освоения. И хотя профессиональный тренинг навыков невербального общения может дать хороший результат, постоянная демонстрация, с помощью выше приведённых умений, внимательности и чувствительности, вовлечённости в контакт с собеседником – это весьма сложная задача, которая может быть решена только тогда, когда они станут расширением человеческих качеств журналиста, реализацией его личных ценностей, а не только составляющими технологии психологической помощи. 

       2 КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ СТУДЕНТОВ  ЧЕТВЕРТОГО КУРСА ФАКУЛЬТЕТА  ЖУРНАЛИСТИКИ

       2.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ  ПО МЕТОДИКЕ КЕТЕЛЛА 

       Опросник  Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

       Цель  данной методики: оценка индивидуально-психологических особенностей личности. Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний – и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению. Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним. Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.

       Результаты  применения данной методики позволяют  определить психологическое своеобразие  основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:

       Интеллектуальный  блок: факторы: В – общий уровень интеллекта; М – уровень развития воображения; Q 1 – восприимчивость к новому радикализму.

       Эмоционально-волевой  блок: факторы: С – эмоциональная устойчивость; О – степень тревожности; Q 3 – наличие внутренних напряжений; Q 4 – уровень развития самоконтроля; G – степень социальной нормированности и организованности.

       Коммуникативный блок: факторы: А – открытость, замкнутость; Н – смелость; L – отношение к людям; Е – степень доминирования – подчиненности; Q 2 – зависимость от группы; N – динамичность.

       Нашей задачей было обратить основное внимание именно на коммуникативный блок.

       A: Аффектотимия (сердечность, доброта) — Сизотимия (обособленность, отчужденность);

       H: Пармия (смелость) — Тректия (робость);

       L: Протенсия (подозрительность) — Алаксия (доверчивость);

       N: Искусственность (проницательность, расчетливость) — Безыскусственность (наивность, простота);

       E: Доминантность (настойчивость, напористость) — Конформность (покорность, зависимость);

       Q2: Самодостаточность (самостоятельность) — Социабельность (зависимость от группы).

       В данном исследовании степени коммуникативности личности приняли участие студенты четвертого курса факультета журналистики ЮУрГУ («Южно-Уральского Государственного Университета») в количестве 47 человек. Необходимо отметить, что все опрашиваемые принадлежат одной возрастной группе: юношеский возраст (20-22 года). Поэтому мы не можем говорить об изменениях данных показателей на различных возрастных этапах.

       В ходе данного исследования было выявлено, что доминирующими факторами  среди студентов являются факторы  N и А, так как 90% студентов обладают такими высокими показателями по данным факторам.

       Фактор  N – 90%: ориентирован на измерение отношений личности к людям и окружающей действительности. Пока этот фактор недостаточно исследован. Однако можно говорить о том, что фактор характеризует некоторую форму тактического мастерства личности (фактор положительно коррелирует с умственными способностями и доминантностью и с определенной неуверенностью личности в себе). Высокие оценки по этому фактору характеризуют дипломатов в противоположность «естественному и прямолинейному» человеку с наивной эмоциональной искренностью, прямотой и непринужденностью. Кеттелл охарактеризовал людей с высокими оценками по фактору N так: «Они могут быть либо Сократом, либо ловким мальчишкой, а люди с низким полюсом отличаются экспрессивностью, теплотой и добротой».

       Существуют  данные о том, что люди с низкими  оценками по этому фактору вызывают больше доверия и симпатии, особенно у детей. Людей с высокими оценками можно охарактеризовать как интеллектуальных, независимых, со сложной натурой. Люди с низкой оценкой по фактору N медлительны, консервативны, препятствуют принятию решения группой.

       Фактор  А – 90%: характеризует интенсивное выражение аффектов (чувств). Эмоционально «вялая», «сухая» личность имеет склонность к осторожности при выражении чувств, она мало экспрессивна. Наиболее яркой особенностью аффектотимии является добродушие, веселость, интерес к людям, эмоциональная восприимчивость. В целом фактор А ориентирован на измерение общительности человека в малых группах и способности к установлению непосредственных, межличностных контактов.

       Фактор  Н – 75%: четко определенный фактор, который характеризует степень активности в социальных контактах. При этом надо учитывать, что этот фактор имеет генетическое происхождение и отражает активность организма и особенности темперамента. Люди с высокими оценками этого фактора имеют склонность к профессиям риска (летчики-испытатели), упорны, социабельны, умеют выдерживать эмоциональные нагрузки, что часто делает их лидерами. Низкие оценки этого фактора характеризуют людей застенчивых, робких, не социабельных, трудно принимающих самостоятельные решения.

       Фактор  L – 65%: Кеттелл назвал этот фактор alaxia (L-) – protensia (L+). Термин protensia означает «защита» и «внутренняя напряженность»; высокие показатели по этому фактору могут коррелировать с невротическими характеристиками. В то же время высокие оценки по этому фактору часто встречаются у людей независимого поведения, у тех, кто по роду деятельности связан с созиданием чего-либо, например, в области религии и науки. Полюс L- характеризует личность добродушную, открытую и, возможно, без амбиций и стремления к победе. В целом фактор L отражает эмоциональное отношение к людям. Очень высокие оценки по этому фактору говорят об излишней защите и эмоциональной напряженности, фрустрированности личности. Низкий полюс (L-) характеризует личность добродушную, но склонную к конформизму.

       Фактор  Е – 50%: Фактор Е не очень существенно коррелирует с достижениями лидерства, однако связан с социальным статусом и выше у лидеров, чем у последователей. Существует предположение, что оценки по этому фактору с возрастом меняются и зависят от пола испытуемого. В своем поведении люди с высокими оценками (по этому фактору) испытывают потребность в автономии.

       Самый маленький процент набрал фактор Q2, а именно, 40%. Низкие оценки по этому фактору имеют личности общительные, для которых много значит одобрение общества, это светские люди. Высокие оценки имеют люди, которые часто разобщены с группой и по роду занятий являются индивидуалистами – писатели, ученые и преступники! Этот фактор является центральным в факторе второго порядка «зависимость – независимость». Следует особо учитывать, что показатели по этому фактору могут характеризовать определенную социабельность личности и имеют постоянную связь с критериями реальной жизни. По существу, Кеттелл считает, что этот фактор является «мыслящей интроверсией» и в формировании такой модели поведения существенную роль играют как семейные, так и общественные традиции. Таких людей характеризует довольно высокая степень осознанности в выборе линии поведения.

Информация о работе Психологическая культура журналиста