Конституционный статус и правовое регулирование деятельности средств массовой информации (на примере европейских государств)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:09, контрольная работа

Описание работы

Информированность общества — один из важнейших факторов его прогрессивного развития и его цивилизованности. Обеспечение граждан, государственных и общественных структур информацией, необходимой для реализации ими своих функций, удовлетворения интересов, осуществляется, с одной стороны, путем постоянного совершенствования систем, технологий и средств информации, а с другой — путем правового регулирования условий и гарантий этого процесса.

Содержание

1. Понятие и Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации. 3.
2. Роль средств массовой информации при проведении выборов. 6.
3. Государство и средства массовой информации. 8.
4. Статус журналиста в Европе. 13.
5. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Санкт (4).docx

— 41.11 Кб (Скачать)

            Государственный контроль над СМИ проявляется и в виде ограничений деятельности СМИ при чрезвычайных условиях. Французский Закон о чрезвычайном положении 1955 года наделил административные власти правом осуществлять в соответствующем случае контроль за прессой. Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции Испании, в условиях исключительного или осадного положения действие права на информацию может быть приостановлено.15

           Еще одним важным взаимоотношением между государством и СМИ является недопущение монополизма рынка СМИ. Монополия СМИ посягает на конституционное право на информацию и конституционную свободу информации. Первоначально борьба с монополизмом в области СМИ велась посредством общего антитрестовского, антимонополистического законодательства, но этого скоро оказалось недостаточно, и государства стали издавать специальные акты для воспрепятствования концентрации СМИ. Так в Великобритании парламентским Актом о монополиях и слияниях 1965 года, а затем Актом о добросовестной коммерции 1973 года устанавливалось, что слияние газет или газетных активов, если разовый тираж «объединенных» изданий составит более 500 тыс. экземпляров, не может быть произведено без письменной санкции министра торговли и промышленности. В 60-х годах в Великобритании появилось коммерческое телевидение, и для контроля за ним был учрежден вскоре государственный орган, который в связи с введением местного коммерческого радио был преобразован в Управление независимого телерадиовещания. Акт о коммерческом телевидении 1963 года признал за газетными магнатами право вкладывать средства в независимую телесеть, запретив приобретение контрольного пакета акций телекомпании какой-либо одной газетой или издательством.

            Во Франции Закон об ограничении концентрации и обеспечении финансовой гласности и плюрализма предприятий печати установил, что лицо может владеть несколькими ежедневными общенациональными информационно-политическими газетами или контролировать их, если общий объем их распространения не превышает 15 % тиража всех ежедневных общенациональных газет такого же рода. Следить за соблюдением этого закона поручено Комиссии по гласности и плюрализму прессы, мнение которой может запрашиваться Правительством и постоянными комиссиями обеих палат Парламента.16

           На данный момент есть отдельные примеры прямого конституционного запрещения монополизации СМИ. Например, в ст. 44 Конституции Литовской Республики 1992 года сказано, что государство, политические партии, общественно-политические организации, другие институции или лица не могут монополизировать средства массовой информации.17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Статус журналиста в Европе.

              Именно журналист, непосредственно собирающий информацию и подготавливающий сообщения для последующего распространения, представляет собой ключевую фигуру в СМИ. Деятельность его основана, как правило, на договорных отношениях с редакциями СМИ. Основы его статуса регулируются законодательно, но иногда эта функция уже упоминается в конституциях, хотя и крайне редко.18 Так, согласно ч. 8 ст. 14 Конституции Греции предпосылки и качества, необходимые для занятия журналистской деятельностью, определяются законом. 19

           А Конституция Португалии, которая в отличие от греческой Конституции, содержащей лишь отсылочную норму, регулирует статус журналистов с определенной степенью подробности. В ст. 38, ч. 1 которой гарантирует свободу печати, ч. 2 устанавливает, что эта свобода означает: свободу слова и творчества журналистов и литературных работников, а также воздействие журналистов на содержательно-стилистическую ориентацию соответствующих СМИ, кроме случаев, когда СМИ принадлежат государству либо имеют доктринальный или конфессиональный характер;

право журналистов  на доступ в рамках закона к источникам информации и на защиту независимости  и профессиональной тайны, а также  право на избрание редакционных советов;

право на учреждение газет и любых других печатных изданий, не требующее разрешения администрации, поручительства или предварительного признания полномочий (последнее, впрочем, относится не только к журналистам).        

            Можно выделить следующие общие права журналиста: искать, получать и распространять информацию, посещать с этой целью государственные органы и учреждения, органы и учреждения общественных объединений или их пресс-бюро, и т.п., публиковать свои личные оценки и суждения, распространять подготовленный материал под своим именем или псевдонимом либо анонимно. Согласно § 1 гл. 3 шведского Акта о свободе печати нельзя обязывать автора печатного произведения помещать в нем свое имя, псевдоним или знак, указывающий на принадлежность произведения.20

            К обязанностям журналиста относится: проверять достоверность сообщаемой информации; сохранять конфиденциальность информации и ее источника, если иное не установлено законом; получать согласие лица или его законных представителей на распространение сведений о его личной жизни; ставить в известность лицо, дающее информацию, об использовании для ее фиксирования технических средств; уважать права, законные интересы, честь и достоинство лиц и организаций. Злоупотребление правами и нарушение обязанностей со стороны журналиста влечет применение различных санкций, в том числе и запрещение, заниматься журналистской деятельностью. Часть 6 ст. 14 греческой Конституции предусматривает такое наказание в случае неоднократного совершения тяжких злоупотреблений свободой печати (оскорбление религии, личности Президента и др.).21

            Во многих странах журналисты основывают свою деятельность на соблюдении кодекса профессиональной этики, который, в частности, требует распространять только точные и сбалансированные сообщения, исправлять неправильную информацию, проводить четкое различие между распространяемой информацией и собственными комментариями, не допускать распространения клеветнических утверждений, уважать право на личную жизнь, а также право на справедливое судебное разбирательство.

 

 

                                                                                           

                                              Список литературы.

1. Б.А. Страшун Конституционное (государственное) зарубежных стран учебник в 4 томах. Т.1. –  Москва Издательство БЕК, 2000г.246 с

2. КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ А.А. МИШИН  Юстицинформ : 2009г  332с

3. Конституции государств Центральной и Восточной Европы/Отв. ред. Н.В.Варламова. - М., 1997. - 578 с.

4. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под  ред. М. В. Баглая, М.: Норма, 2004. — 832 с.

5. Конституционное право государств Европы Ковачев Д.А 2005-320с

6. Конституционное право зарубежных стран Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. В. Малько. — М.: Норма, 2004. 320 с. — (Серия учебно-методических комплексов).

7. Конституционное право зарубежных стран: Хрестоматия / Авт.-сост.: О.В. Ганин, В.В. Захаров. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. 192 с.

8. Публичная бесплатная политико-правовая интернет-библиотека Пашкова Романа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Б.А. Страшун Конституционное (государственное) зарубежных стран учебник в 4 томах. Т.1. – Москва Издательство БЕК, 2000г.246 с

2 КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ А.А. МИШИН  Юстицинформ : 2009г  332с

3 Конституции государств Центральной и Восточной Европы/Отв. ред. Н.В.Варламова. - М., 1997. - 578 с.

4 Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под  ред. М. В. Баглая, М.: Норма, 2004. — 832 с.

5 Конституционное право государств Европы Ковачев Д.А 2005-320с

6 Б.А. Страшун Конституционное (государственное) зарубежных стран учебник в 4 томах. Т.1. – Москва Издательство БЕК, 2000г.246 с

7 Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под  ред. М. В. Баглая, М.: Норма, 2004. — 832 с.

8 Конституционное право зарубежных стран Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. В. Малько. — М.: Норма, 2004. 320 с. — (Серия учебно-методических комплексов).

9 Конституционное право государств Европы Ковачев Д.А 2005-320с

10 Б.А. Страшун Конституционное (государственное) зарубежных стран учебник в 4 томах. Т.1. – Москва Издательство БЕК, 2000г.246 с

11 Б.А. Страшун Конституционное (государственное) зарубежных стран учебник в 4 томах. Т.1. – Москва Издательство БЕК, 2000г.246 с

12 Конституционное право зарубежных стран: Хрестоматия / Авт.-сост.: О.В. Ганин, В.В. Захаров. Там-

бов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. 192 с.

13 Б.А. Страшун Конституционное (государственное) зарубежных стран учебник в 4 томах. Т.1. – Москва Издательство БЕК, 2000г.246 с

14 Конституционное право государств Европы Ковачев Д.А 2005-320с

15 Конституционное право зарубежных стран Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. В. Малько. — М.: Норма, 2004. 320 с. — (Серия учебно-методических комплексов).

16 КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ А.А. МИШИН  Юстицинформ : 2009г  332с

17 Конституции государств Центральной и Восточной Европы/Отв. ред. Н.В.Варламова. - М., 1997. - 578 с.

18 Б.А. Страшун Конституционное (государственное) зарубежных стран учебник в 4 томах. Т.1. – Москва Издательство БЕК, 2000г.246 с

19 Публичная бесплатная политико-правовая интернет-библиотека Пашкова Романа.

20 Конституционное право государств Европы Ковачев Д.А 2005-320с

21 Публичная бесплатная политико-правовая интернет-библиотека Пашкова Романа.


Информация о работе Конституционный статус и правовое регулирование деятельности средств массовой информации (на примере европейских государств)