Конституционный статус и правовое регулирование деятельности средств массовой информации (на примере европейских государств)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:09, контрольная работа

Описание работы

Информированность общества — один из важнейших факторов его прогрессивного развития и его цивилизованности. Обеспечение граждан, государственных и общественных структур информацией, необходимой для реализации ими своих функций, удовлетворения интересов, осуществляется, с одной стороны, путем постоянного совершенствования систем, технологий и средств информации, а с другой — путем правового регулирования условий и гарантий этого процесса.

Содержание

1. Понятие и Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации. 3.
2. Роль средств массовой информации при проведении выборов. 6.
3. Государство и средства массовой информации. 8.
4. Статус журналиста в Европе. 13.
5. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Санкт (4).docx

— 41.11 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

                                 Контрольная работа.

По конституционному праву  зарубежных стран

на тему: «Конституционный статус и правовое регулирование  деятельности средств массовой информации (на примере европейских государств)».

 

 

 

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

                                                       План.

1. Понятие  и Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации.                                                                                                           3.

2. Роль средств массовой информации  при проведении выборов.                   6.

3. Государство и средства массовой  информации.                                             8.

4. Статус журналиста в Европе.                                                                          13.

5. Список литературы.                                                                                         15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и Конституционно-правовое регулирование  средств массовой информации.

           Информированность общества — один из важнейших факторов его прогрессивного развития и его цивилизованности. Обеспечение граждан, государственных и общественных структур информацией, необходимой для реализации ими своих функций, удовлетворения интересов, осуществляется, с одной стороны, путем постоянного совершенствования систем, технологий и средств информации, а с другой — путем правового регулирования условий и гарантий этого процесса. Особое значение принадлежит массовой информации, которая собирается и распространяется специальными публичными и частными учреждениями — информационными агентствами, а также газетами, журналами и другими периодическими печатными изданиями, радио и телевидением1. Также в настоящее время в повседневную жизнь входят средства массовой информации в электронном виде (интернет).

Которые в совокупности своей именуются средствами массовой информации.

              Конституционно-правовое регулирование СМИ в европейских государствах имеет необходимое условие их функционирования в цивилизованном обществе. Это право человека на информацию и вытекающими отсюда другими его правами и свободами регулирует статус СМИ, который призван, с одной стороны, обеспечить реализацию упомянутых прав и свобод, а с другой – гарантировать общество от злоупотребления столь мощным орудием воздействия на сознание, каким являются СМИ. Этот статус лишь самым общим, рамочным образом намечается в конституциях, однако новейшие конституции уделяют ему явно больше места, чем прежние. При этом особое внимание уделяется электронным СМИ, влияние которых ныне максимальное.2

           Так, например, в Польше в 1992 году был учрежден новый конституционный орган – Всепольский совет радиовещания и телевидения, положения о котором вошли также в ныне действующую Конституцию 1997 года. В статье 14 говорится, что Польская Республика обеспечивает свободу печати и иных средств массовой информации. Статья 54 гласит, что:

   1. Каждому  обеспечивается свобода выражения  своих взглядов, а также получения  и распространения информации.

    2. Предварительная цензура средств  массовой информации, а также  лицензирование печати запрещаются.  Закон может установить обязанность  предварительного получения лицензии на использование радио- или телевизионной станции.3

           Некоторые новые конституции стали более детально регламентировать политические и личные права и свободы, исходя из новых достижений науки и техники. Так, в Швеции в 1991 г. был принят Основной закон о свободе высказываний, ставший составной частью конституции. Наряду с предоставлением широкой свободы высказываний в кино, печати, других средствах массовой информации он служит и интересам защиты граждан от злоупотреблений со стороны указанных средств информации.4 В системе государственного управления имеет место быть принцип доступа общественности к официальным документам. Данный принцип провозглашен с целью гарантировать открытость общества и доступ граждан к информации о работе Риксдага, правительства и правительственных учреждений. Любой шведский гражданин может воспользоваться правом доступа к официальным документам, когда захочет. Для поддержания свободного обмена мнения и наличия необходимой информации, каждый шведский гражданин имеет право свободного доступа к официальным документам (Глава 2, Статья 1, Акт о свободе прессы).5 По мнению шведов, демократия тогда эффективна, когда наличествуют тщательный контроль за действиями властей со стороны общественности и СМИ. Все документы, поступающие в тот или иной орган власти, регистрируются. Если гражданин хочет узнать, какие документы получены, и кто ими занимается, он обращается в данный орган власти. В правительственных органах существуют для этого специальные центры. Принцип доступа общественности к официальным документам подразумевает также, что государственные должностные лица и другие чиновники свободно делятся имеющейся у них информацией с СМИ и другими заинтересованными лицами. Разумеется, существует ряд документов, не подлежащих разглашению – их перечень специально оговорен в законе. Как правило, это документы, касающиеся безопасности страны или содержащие государственную тайну.

            В деталях конституционно-правовой статус СМИ регулируется текущим законодательством. В этой связи можно указать на такие законодательные акты Франции, как действующий доныне с поправками Закон о свободе печати 1881 года, Закон об ограничении концентрации и обеспечении финансовой гласности и плюрализма предприятий печати 1984 года, Закон о реформе правового положения прессы 1986 года, Закон о свободе коммуникации 1986 года. В Австрии соответствующие общественные отношения регулируются Федеральным законом об обеспечении независимости радио и телевидения 1974 года, Федеральным законом о задачах и организации APT (Австрийского радио и телевидения) 1974 года, в Великобритании – Законом о коммерческом телевидении 1963 года и др. Кроме законов, специально регулирующих проблематику СМИ, она подчас затрагивается иными законодательными актами.6

 

 

 Роль средств массовой информации при проведении выборов.

            Повышение роли выборов, развитие избирательного права заставляет партии более внимательно относиться к формированию устойчивого членского состава, бороться за его расширение, ориентируясь на вполне определенные социальные группы избирателей. Политические партии в политической науке называют мобилизационными партиями, так как они способны организовывать большие группы граждан и направлять их на решение крупных социальных, политических и экономических проблем.

           Неотъемлемое право всех политических партий — работа со средствами массовой информации. Многие политические партии имеют свои собственные партийные газеты и журналы, причем порой разнообразные, рассчитанные на разные категории населения. Если у партии нет собственных средств массовой информации, ведется активная работа с частными СМИ, либо острая борьба за равный доступ к государственным радио- и телеканалам. Все политические партии стремятся наладить близкие, привилегированные отношения с массовыми общественными организациями (профсоюзными, молодежными, студенческими, женскими и т. д.), пытаясь распространить на них, а значит, опять же на избирателей, свое влияние. И это дает значительные результаты — достаточно вспомнить о богатом опыте Лейбористской партии в Великобритании, социал-демократических партий в Скандинавских странах.7

             В любых выборах первостепенной  задачей ставится предвыборная агитация. Главный смысл этой стадии в том, что граждане, избирательные объединения, политические партии имеют право законными методами и в допускаемых законом формах вести агитацию за или против любого кандидата или избирательного объединения. Формы предвыборной агитации разнообразны: публичные мероприятия, встречи кандидатов с избирателями, особое место занимает воздействие на избирателей через средства массовой информации.8

            В последнее время в Европе все большую популярность имеют социальные сети. Так, например многие европейские политики имеют свои страницы на самой популярной «интернет сцене», как Facebook который был запущен в 2004 году.

           Также можно отметить, что СМИ могут играть и более конкретную роль в обеспечении полного участия общественности в выборах, не только информируя общественность о том, как работает правительство, но и целым рядом других способов:

- обучая  избирателей тому, каким образом  они могут реализовать свои  демократические права;

- информируя  общественность о ходе избирательной  кампании;

- предоставляя  своего рода трибуну для политических  партий, желающих довести свои  соображения до электората;

- обеспечивая  партиям возможность вступать  в дебаты друг с другом;

- информируя  о результатах выборов и осуществляя мониторинг подсчета голосов. СМИ являются не единственным источником информации для избирателей. Однако в Европе, которая живет под влиянием СМИ и телекоммуникаций, именно эти средства все в большей степени определяют политическую повестку дня и играют огромную роль на выборах.

 

 

 

 

 

 

 

                      Государство и средства массовой информации.

            Одно из направлений законодательного регулирования СМИ – это государственный контроль за их деятельностью. Здесь можно выделить три варианта: прямое государственное управление, косвенное управление и контроль через специальные государственные органы.

            Прямое государственное управление имеет место в случаях, когда СМИ представляют собой объект государственной собственности, не имеют прав юридического лица и финансируются из государственного бюджета. Например, согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Греции гласит, что радио и телевидение находятся под непосредственным контролем государства; их деятельность направлена на объективную и на равных условиях передачу информации и известий, а также распространение произведений литературы и искусства при обеспечении качественного уровня передач, диктуемого их социальной миссией и интересами культурного развития страны.9 В части 3 ст. 20 испанской Конституции закон устанавливает порядок организации и осуществление парламентского контроля над средствами массовой информации, зависимыми от Государства или от публичных учреждений, и гарантирует доступ к вышеупомянутым средствам основным социальным и политическим группам, уважая общественный и языковой плюрализм Испании.

           Французский Закон о свободе коммуникации предусматривает, что государственное руководство радиовещанием и телевидением осуществляется Национальной комиссией по коммуникации и свободам, которая представляет собой независимый административный орган из 13 членов, назначенных декретом. Финансируется она из государственного бюджета. Председатель комиссии вправе обращаться в суд от имени государства. Комиссия, в частности, выдает разрешения на эксплуатацию сетей кабельного радиовещания и телевидения на территории коммун или их союзов.10

           Косвенное государственное управление осуществляется через публичные корпорации, имеющие соответствующий контракт с государством. Имея определенные рычаги воздействия на эти корпорации, государство, однако, не ответственно за их политические ориентации. Корпорации автономны в финансовой сфере и являются юридическими лицами. Государство не вмешивается в их текущую деятельность, а держатели лицензий находятся под опекой специализированных органов. Выше упомянутый Французский Закон о свободе коммуникации устанавливает, что государству принадлежит весь капитал национальных обществ программ телерадиовещания, осуществляющих функции публичной службы на территории страны. Уставы их утверждаются декретом. Правительство может в любое время предложить национальным обществам включить в программу и распространить любое заявление или сообщение.

            Государственный контроль за деятельностью СМИ через специально учреждаемые органы распространяется в основном на частные аудиовизуальные средства. Контроль за печатью осуществляется, как правило, общими административными и судебными органами.11 Так Всепольский совет радиовещания и телевидения имеет своей задачей стоять на страже свободы слова, реализации права граждан на информацию, а также общественного интереса в радиовещании и телевидении. Члены этого Совета назначаются Сеймом, Сенатом и Президентом, он может издавать распоряжения и постановления, имеющие подзаконный характер.12

          Государства могут воздействовать на СМИ также экономическими средствами. Так во Франции государственные телерадиостанции имеют право зачислять в свой бюджет не более 25 % доходов от рекламы. В Великобритании реклама не может занимать более 6 минут за час эфирного времени. В периоды избирательных кампаний в Великобритании запрещается покупать эфирное время для рекламирования кандидатов.

           Государство воздействует на СМИ, также предоставляя определенные льготы или лишая их. Такие льготы заключаются, например, в освобождении от подоходного налога поступлений от продажи политических газет и журналов, в снижении или освобождении от налога на счета типографий за верстку и тиражирование политических, образовательных и профсоюзных газет (Италия), установление льготных тарифов издателям при перевозке бумаги и печатной продукции, при использовании почтовой, телеграфной и телефонной связи (Великобритания).13 В ряде европейских стран на СМИ возлагается обязанность представлять информацию о своих финансах, причем обязанность эта порой возводится на конституционный уровень. Так, ч. 9 ст. 14 Конституции Греции гласит, что закон может предусмотреть опубликование источников финансирования газет и периодических изданий. Сходное положение содержит ч. 5 ст. 30 Конституции Румынии, согласно которой закон может обязать СМИ публично сообщать об источниках своих средств.14

Информация о работе Конституционный статус и правовое регулирование деятельности средств массовой информации (на примере европейских государств)