Интервью как жанр журналистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы звучит следующим образом: «Интервью как жанр журналистики». Выбор данной темы обусловлен её актуальностью, так как, несмотря на то, что данной теме посвящена обширная литература, многое в этой области остается неясным и спорным.
Интервью - один из самых распространенных в журналистике жанров. Если исходить из этимологии слова interview – «беседа», то интервью представляет беседу, из которой должно быть ясно, кто беседует, с кем и по какому поводу.

Содержание

Введение
Глава 1. Интервью в системе жанров журналистики
1.1 Система жанров журналистики
1.2 Виды интервью
1.3 Место интервью в системе жанров журналистики
Глава 2. Специфика жанра интервью в печатных и электронных СМИ
2.1 Интервью в печатных СМИ
2.2 Интервью на радио
2.3 Телевизионное интервью
Глава 3. Рекомендации по работе над интервью
3.1 Подготовка к интервью
3.2 Проведение интервью
3.3 Завершение интервью
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Хронологический, логический, интуитивно-импровизационный принципы лежат также в основе трех подходов к разработке сценария интервью. Хронологический принцип реализуется, если журналиста интересует, как разворачивалась во времени история, свидетелем или очевидцем которой был его собеседник. Логический — когда предметами обсуждения являются общественная проблема, конфликт интересов или ситуации, связанные с драмами человеческих взаимоотношений. Импровизация подходит больше, если в центре внимания журналиста находится человеческий характер, с его психологическими особенностями и неповторимой индивидуальностью.

Не менее важно выстроить список задаваемых вопросов по значению. Большинство журналистов придерживаются нестрогих правил планирования интервью.

Преамбула интервью, или «разминка», — это разговор для «наведения мостов», его тема может и не перекликаться с основной задачей интервью.

В начале интервью задаются нетрудные для собеседника, например фактические, вопросы. Однако если вы предполагаете, что ваш герой будет стремиться уйти от ответа, можно пойти на маленькую хитрость, например, расширить тематическое поле беседы.

Далее можно приступать к основным вопросам. Заинтересовать собеседника.

Интересный вопрос — это и подарок интервьюируемому: он, как палочка-выручалочка, выведет его на хороший ответ. При этом интересный вопрос — очень индивидуальное понятие. То, что покажется нестандартным одному герою, на другого навеет скуку.

Составляя вопросы и разрабатывая сценарий интервью, не стоит забывать, что главная роль в нем принадлежит вовсе не журналисту, а его собеседнику. Именно он является основным коммуникатором, в его распоряжении информация, и в принципе он волен поступать с ней как угодно. Журналист же является транслятором, звеном между своим собеседником и обществом. Эта мысль на практике нередко забывается, и в центре разговора часто оказывается не информатор, а журналист. Беседа в итоге концентрируется не на ответах, а на вопросах, которым придается большее значение, чем информации как таковой. Такой осознанный или неосознанный журналистский эгоцентризм ведет к профессиональной «глухоте», неумению слушать, когда задаваемые вопросы не вытекают из ответов, а собеседник оказывается на информационном поле пассивным игроком.

3.3 Завершение интервью

Очень важен заключительный этап интервью, в котором, как правило, заранее можно спланировать только время окончания. Соблюдать договоренность о продолжительности интервью — хороший тон. Желательно также завершать разговор на позитивной ноте. Даже если в конце задавались нелицеприятные вопросы, надо попробовать «увести» разговор в сторону, заговорить о чем-нибудь приятном для собеседника, чтобы ни у кого не осталось неприятного осадка.

Итак, очень важно правильно завершить разговор. Начинающие журналисты часто не представляют себе, что на завершающем этапе интервью могут произойти самые неожиданные вещи. Например, уже после слов прощания ваш герой может, наконец, решиться сказать то главное, ради чего и согласился на эту встречу. Поэтому нельзя ослаблять внимания до самого конца интервью. Не стоит стесняться и еще раз постучать в дверь, если вы вспомнили, что забыли спросить что-то очень важное, например, уточнить написание имен и фамилий или попросить разрешение на публикацию фотографий из семейного альбома

Стратегически правильно вовремя не только начать, но и закончить интервью. Точность и пунктуальность — необходимое условие для того, чтобы впечатление о репортере сложилось благоприятное. Непозволительно опаздывать на интервью. Но не менее плохо задерживать собеседника сверх времени, которое оговорено заранее, у него могут быть запланированы другие дела, и даже если из-за деликатности он в этом не признается, затянувшийся разговор может вызвать вполне понятное раздражение, поскольку помешает ему выполнить намеченное.

Конечно, трудно заранее спланировать, как завершится интервью. В идеале это происходит естественным образом, когда и репортер, и интервьюируемый приходят к обоюдному выводу, что все вопросы исчерпаны. Однако в большинстве случаев при завершении разговора надо следовать двум основным правилам: «уходить с достоинством» и «не злоупотреблять гостеприимством». Есть еще золотое правило — уходить так, чтобы у собеседника осталось желание общаться с вами еще, готовиться к новой встрече.

Перечислим наиболее важные шаги, которые помогут этим правилам следовать.

Заканчивайте интервью строго в условленное время. Только сам собеседник может предложить вам его продолжить. Если разговор не в меру затягивается, он может отвечать на вопросы невпопад, стать рассеянным или даже. Худший вариант в таком случае, если встречу прерываете не вы, а ваш герой. А лучший — когда с предложением закончить беседу выступает репортер: «Наше время, к сожалению, истекает. Позвольте, я задам вам еще один-два вопроса...». Не исключено, что тогда собеседник скажет: «Не беспокойтесь, у меня еще есть немного времени. Давайте продолжим разговор...».

Собеседник может, сам того не замечая, посылать знаки того, что пора завершать беседу. Например, когда он устал или по иным причинам не может дальше продолжать разговор, в его поведении могут появиться нервозность, суетливость, ответы могут стать односложными. Это сигналы к тому, что беседу надо прекратить или перенести на другое время.

Завершая интервью, не поленитесь просмотреть свои записи. Это займет немного времени, зато вы оградите себя от возможных ошибок: забытых вопросов или непроверенных имен и т.п. Если время позволяет, можно уточнить и неясные места. Попросите у собеседника минуту на просмотр записей — это хороший повод для подведения итога разговора: «Наше время подходит к концу, разрешите, я загляну в блокнот, не забыл ли о чем-то спросить...». Кстати, во время образовавшейся паузы ваш герой сможет тоже подумать, не забыл ли он сказать что-то важное.

Напоследок можно поинтересоваться, не хочет ли ваш собеседник добавить что-нибудь к сказанному. Возможно, о самом главном для него вы и не спросили.

Прощаясь, не ставьте «последнюю точку», обсудите возможность позвонить или зайти еще раз, чтобы задать еще вопросы, уточнить детали и подробности.

Интервью желательно завершать на положительной ноте. В заключение можно спросить о чем-нибудь приятном для собеседника.

18

 



Заключение

Резюмируя все вышесказанное, обозначим основные положения, полученные в ходе этой работы.

Жанры журналистики делятся в зависимости от целей действия на аудиторию, широте освещения действительности, выразительно-изобразительным средствам, глубине анализа и широте обобщений. В соответствие с этим выделяют информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры.

Интервью является межжанровой системой и в зависимости от целей, задач и средств выражения может быть и информационным жанром и аналитическим и художественно-публицистическим.

Интервью в газете отличает большая доля субъективизма, чем интервью на радио или телевидении, так как журналист пропускает информацию через себя: корректирует, обрезает, меняет местами и т.д. Интервью же на радио и телевидение свойственна образность, человек получает информацию из первых рук.

На наш взгляд поставленные задачи были выполнены, а цель достигнута в достаточной мере. В заключение хочется отметить, что исследования в данной области весьма актуальны, что связанно, прежде всего, с постоянным развитием общества и как следствие появлением новых методов подбора персонала.

18

 



Список литературы

1.                 Антонов В. И. Информационные жанры газетной публицистики. - Саранск, 1996.

2.                 Богданов Н. Г., Вяземский Б. А. Справочник журналиста. - Л.:  ЛенИздат, 1971.

3.                 Ворошилов В.В. Журналистика. – Учебник – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

4.                 Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.

5.                 Информационные жанры газетной публицистики. Хрестоматия. – М.: Изд-во Моск.  ун-та, 1986.

6.                 Ким М.Н. Жанры современной журналистики. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004.

7.                 Колода Н.В. Интервью. Методика обучения. Практические советы. – М.: Аспект Пресс, 2006.

8.                 Кушваха Х.Н. Жанры и стили в русской журналистике (на примере публицистической книги А.П. Чехова «Остров Сахалин») : учебное пособие. – М.: МАКС Пресс, 2007.

9.                 Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М., 2000.

10.             Лукина М. Технология интервью: Учеб. пособие для вузов / Мария Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2008.

11.             Майданова Л. М. Стилистические особенности газетных жанров. - Свердловск, 1987.

12.             Пельт В.Д. Дифференциация жанров газетной публицистики/ В.Д. Пельт. - М., 1986.

13.             Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов/ Е.П. Прохоров. – М.: Аспект Пресс, 2007.

14.             Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: Учебное пособие/  З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Саввова, О.А. Сальникова. - М.: Флинта: Наука, 2004.

15.             Советский энциклопедический словарь/ А.М. Прохоров. – М.: «Советская энциклопедия», 1980.

16.             Современная газетная публицистика: проблемы стиля. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1987.

17.             Соков А.И. Формула мастерства: Учеб. пособ. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002.

18.             Теория и практика советской периодической печати/ Под ред. В.Д. Пельта. – М., 1980.

19.             Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учеб. пособие для студентов вузов/ А.А. Тертычный. – М.: Аспект Пресс, 2006.

20.             Ученова В. В. Исторические истоки публицистики, - М., 1972.

21.             Шостак М. И. Интервью. Метод и жанр. – М., 1997

22.             Эволюция жанров в истории российской журналистики. – Самара: Изд-во «Универс групп».

 

18

 



[1] Советский энциклопедический словарь/ А.М. Прохоров. – М.: «Советская энциклопедия», 1980.

[2] Ворошилов В.В. Журналистика. – Учебник – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – С. 65.

 

[3] Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учеб. пособие для студентов вузов/ А.А. Тертычный. – М.: Аспект Пресс, 2006. – С. 80.

[4] Шостак М.И. Интервью. Метод и жанр. – М., 1997. - с. 54

[5] Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учеб. пособие для студентов вузов/ А.А. Тертычный. – М.: Аспект Пресс, 2006. – С. 115.

[6] Шостак М.И. Интервью. Метод и жанр. – М., 1997


Информация о работе Интервью как жанр журналистики