Интервью как жанр журналистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы звучит следующим образом: «Интервью как жанр журналистики». Выбор данной темы обусловлен её актуальностью, так как, несмотря на то, что данной теме посвящена обширная литература, многое в этой области остается неясным и спорным.
Интервью - один из самых распространенных в журналистике жанров. Если исходить из этимологии слова interview – «беседа», то интервью представляет беседу, из которой должно быть ясно, кто беседует, с кем и по какому поводу.

Содержание

Введение
Глава 1. Интервью в системе жанров журналистики
1.1 Система жанров журналистики
1.2 Виды интервью
1.3 Место интервью в системе жанров журналистики
Глава 2. Специфика жанра интервью в печатных и электронных СМИ
2.1 Интервью в печатных СМИ
2.2 Интервью на радио
2.3 Телевизионное интервью
Глава 3. Рекомендации по работе над интервью
3.1 Подготовка к интервью
3.2 Проведение интервью
3.3 Завершение интервью
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Наиболее простой и самый распространенный вид интервью имеет вопросно-ответную структуру, когда в газете воспроизводятся и вопросы журналиста, и ответы интервьюируемого. Это интервью-диалог. На страницах газет и журналов этот тип интервью встречается чаще всего.

Еще один, часто применяемый вид интервью - это интервью монолог. Такой вид интервью представляет собой развернутый рассказ от первого лица, представляющий собой ответ на вопрос, поставленный журналистом.

Существует также массовые, групповые интервью. Наиболее яркий пример такого интервью - это пресс-конференция. Такой вид интервью позволяет более всесторонне осветить тему выступления, раскрыть существующие проблемы с разных точек зрения. Обсуждение проблемы, в данном случае иногда может содержать черты полемики и спора.

Очень часто в интервью могут появляться элементы зарисовки, которые дают читателю представления о той обстановке, в которой происходило интервью, позволяют лучше представить себе личность интервьюируемого.

Можно предложить и другую классификацию интервью. Интервью бывает событийным, проблемным и портретным.

В событийном интервью редко используются вопросы, нацеленные на обстоятельные рассуждения или самовыражение. Скорее всего, это интервью для  получения фактов, где личность собеседника важна журналисту только с точки зрения легкости получения от него информации. Собеседник тут только источник, а его личность практически не интересует человека. В такого рода интервью ценится, прежде всего, точность высказываний и формулировок. Текст такого интервью практически не содержит элементов, проявляющих авторское «я».

Проблемное интервью - наиболее сложный вид интервью. Это своеобразный спор, напряженный диалог, острый поединок. Сама спорность высказанной мысли может нести дополнительную информацию, быть по- своему убедительной, помогать раскрытию личности собеседника или обсуждению проблемы.

«Проблемное интервью помогает разложить проблему на составные части или представит ее как дилемму; вводит читателя в мир «логических удовольствий»: точных суждений и парадоксов, умелой аргументации, лабиринтов доказательных ходов... Проблемное интервью может отражать диалог единомышленников, но чаще это критическое интервью. Не только обсуждение конфликтной ситуации (Что делать? Кто виноват?), - само обсуждение может быть конфликтным, подразумевать напряженность во взаимоотношениях собеседников, полемизм и соперничество. Для такого материала не годится тон «всезнайства», прямые «жесткие» перебивки. Лучше перебивки «мягкие», демонстрирующие реакцию. Употребляются перебивки «контрмнением» и перебивки- переключения на другую тему»[6].

Портретное интервью направлено на личность собеседника, с целью раскрыть какую-то ее грань для читателя. В таком интервью преобладает разговорная речь. Собеседнику нужна возможность выговориться. Следует помнить о том, что журналисту нужно рассказать о личности интервьюируемого, а не выдать ряд его мнений на темы, его не интересующие.

1.3  Место интервью в системе жанров журналистики

На сегодняшний день интервью является одним из самых часто употребляемых жанров журналистики. Повышение популярности этого жанра привело к его значительному видовому разнообразию. Интервью является межвидовой жанровой формой, иначе говоря, в зависимости от целей и результатов беседы каждое конкретное интервью может относиться к информационной, аналитической или художественно публицистической группам жанров.

Информационное интервью - представлено интервью отчетом о встрече, интервью репортажем, интервью анкетой, интервью мнением;

Аналитическое интервью — беседой (собеседники равновелики, процесс поиска истины совместный, хорошо представлены две позиции) и аналитическим интервью (автор побуждает героя к анализу проблемы);

Художественно публицистические жанры интервью — сатирическим интервью, интервью зарисовкой и интервью портретом (в центре — раскрытие личности собеседника).

Таким образом, мы видим, что интервью очень неоднозначно. Оно разнообразно в своих видах. Возможно, именно потому, что интервью занимает значимое положение в жанровой системе, входя одновременно в разряд как информационных и аналитических жанров, так и художественно-публицистических.

Из выше сказанного можно сделать определенные выводы о месте интервью в жанровой системе. Интервью, как выше отмечено, - жанр многогранный. Об этом говорит уже то, что интервью является неотъемлемой составляющей как информационных жанров, к которым его традиционно относят, так и к жанрам аналитическим.

 

18

 



Глава 2. Специфика жанра интервью в печатных и электронных СМИ

Первые интервью появились в печатных СМИ. В прессе начала ХIХ века уже появляются материалы, оформленные в форме вопросов и ответов, закладываются основные черты, характеризирующие интервью: определенные типы вопросов, формулы вежливости, риторические и стилистические фигуры.

Прогресс науки и техники привел к эволюции жанров. Рождение радио и телевидения обусловило появление новых разновидностей прежних жанров. Так появились радио и телевизионное интервью, которые, однако, не вытеснили уже имевшееся газетное, а развивались наряду с ним. С появлением Интернета появилось и интервью в системе электронных СМИ, однако его следует рассматривать скорее как подвид печатных СМИ: во-первых, интервью публикуются на официальных сайтах изданий; во-вторых, на независимых информационных сайтах интервью носит тот же текстовый характер, что и в печатных СМИ.

Таким образом, следует говорить об особенностях интервью в печатных и электронных СМИ по сравнению с интервью на радио и телевидении.

Для того чтобы выявить эти особенности ниже приведем примеры интервью из печатного издания и интервью на радио, и проанализируем их

2.1 Интервью в печатных СМИ

Как уже говорилось ранее, впервые интервью появилось именно в печатных СМИ, где и до сих пор используется и является очень популярным жанром.

В качестве примера был взят отрывок из интервью Д.А. Медведева «Новой газете»:

Декларация Медведева. Год 2009

О судах и «деле Ходорковского — Лебедева»

 

«Новая газета»: Дмитрий Анатольевич, от «людского суда», когда публикуется, выставляется декларация и появляется «кредитная история» чиновника, хотелось бы перейти к Вашей любимой теме: к судам и их независимости. Хочу спросить про «второе дело ЮКОСа». Предсказуем ли для Вас исход этого дела? Исход первого дела для большинства людей, которые им интересовались, был, увы, понятен. А вот предсказуем ли исход сейчас? Мне пришло такое письмо: может, Медведев первое время просто будет звонить судьям, в том числе судье по «делу ЮКОСА», и говорить: ты независим, ты независим, напоминаю, ты независим, ты независим, ты независим! Вот такое ручное управление для восстановления судебной культуры…

 

Д. Медведев: Могу Вам сказать, что всякое ручное управление имеет в себе очень большие издержки. Я даже не про суд говорю. Просто нужно стремиться к тому, чтобы государственная машина работала в режиме разумного автоматизма. Теперь в отношении суда и конкретного процесса. Я здесь отвечу достаточно коротко. Может быть, для кого-то исход того или иного дела и предсказуем. Это такая свобода, счастье человека, который не наделен государственными обязанностями, а является, допустим, свободным аналитиком и говорит: я думаю, будет вот так! А потом скажет: вот так и произошло! Или — пардон, я ошибся.

 

А для государственного служащего, а уж тем более для президента, никакой такой свободы комментирования нет и быть не может.

 

Предсказуемость судебного решения, судебного приговора для президента — противоправна. Это — знак нарушения закона. А для всех остальных свободных комментаторов — дело личное. Для государственных служащих и для президента никакой предсказуемости в любом судебном процессе, в том числе упомянутом Вами, нет и быть не должно.

 

«Новая газета »: Вы сейчас почти повторили примечательную фразу из XVIII века императора Фридриха (цитирую по лекции М. Мамардашвили). Когда Фридрих у мельника хотел отобрать мельницу, мельник ему сказал: «Господин император, кроме вас в нашей стране есть и судьи…». И Фридрих, оставив мельника с миром, распорядился на своей резиденции начертать: «Господин император, кроме Вас в нашей стране есть еще и судьи». Хорошо было мельнику. У него кроме императора были судьи.

 

Д. Медведев: Есть и другие сентенции на эту тему. Например: «Вся политическая система существует только для того, чтобы судьи могли независимо исполнять свои функции». Это сказал Юм.

«Новая газета»: А мысль блестящая…

Итак, можно выделили следующие особенности интервью в периодической печати.

Интервью в печатных СМИ на наш взгляд присуща большая доля субъективизма, чем в электронных СМИ. Обозначенный субъективизм заключается, на наш взгляд, в следующем: оформляя полученную информацию в виде интервью и перенося на бумагу точно то, что сказал собеседник, журналист в определенной степени пропускает эту информацию через себя. И то, что выходит потом на страницах газет в вопросно-ответной форме, не есть разговор, проходивший между интервьюером и интервьюируемым в чистом виде. Это та же беседа журналиста с интервьюируемым, но в уже в «переводе» интервьюера.

Существует возможность корректировки текста интервью, т.к. журналист обрабатывает и готовит материал интервью после того, как состоится его разговор с интервьюируемым, т.е. он по своему усмотрению может изменить порядок вопросов в материале, который он готовит для печати, опустить одни вопросы и ответы, более подробно, обстоятельно изложить другие.

Так же отличительной чертой печатных изданий является то, что на страницах газет часто появляются материалы, сочетающие черты жанра интервью и очерка, репортажа, статьи; здесь реплики перемежаются авторским текстом-комментарием, рассуждением, иллюстрацией.

2.2 Интервью на радио

С появлением в 1895 году нового средства связи – радио, зарождается и новый тип журналистики – радиожурналистика. Привычные газетные жанры трансформируются, приобретают новые черты и становятся жанрами радиожурналистики.

Одним из важнейших жанров на радио является интервью. Оно, как и многие другие жанры, пришло на радио из газеты. Но в новых условиях быстро адаптировалось, обрело черты и свойства, характерные для жанров звучащей журналистики.

Приведем отрывок из интервью на радио:

ИНТЕРВЬЮ ОТ 16-07-2002 НА РАДИО «ЭХО МОСКВЫ»

 

 

16 Июля 2002 [15:08-15:30],

В гостях: Геннадий Райков, Николай Иванец

Ведущие: Ксения Ларина

 

В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Геннадий Райков — председатель депутатской группы «Народный депутат», Николай Иванец — директор института наркологии, член-корреспондент РАМН, профессор.

Эфир ведет Ксения Ларина.

 

К. ЛАРИНА — Итак, возможно ли легализовать «легкие» наркотики? Это будет тема нашей сегодняшней встречи. И я представлю наших гостей. Это Николай Николаевич Иванец директор института наркологии, главный нарколог министерства здравоохранения России. Здравствуйте, Николай Николаевич.

Н. ИВАНЕЦ — Здравствуйте.

К. ЛАРИНА — И Геннадий Иванович Райков, председатель депутатской группы «Народный депутат». Здравствуйте, Геннадий Иванович.

Г. РАЙКОВ — Добрый день.

К. ЛАРИНА — Тема, которая возникает с периодичностью раз-два в год, эта тема популярная, есть страны, в которых легализованы легкие наркотики. Поэтому я для начала спросила бы у Николая Николаевича, а в принципе, возможно ли такое разделение на легкие и на тяжелые наркотики?

Н. ИВАНЕЦ — Я считаю, что это принципиально неправильно, делить наркотики на легкие и тяжелые. И те, и другие вызывают зависимость и приводят к тяжелым последствиям, так, если кратко ответить.

К. ЛАРИНА — А курение сигарет? Табак — это наркотик?

Н. ИВАНЕЦ — Это если в широком смысле. Вообще эти все вещества, о которых вы говорите, сегодня Всемирная организация здравоохранения отнесла к психоактивным веществам. Их достаточно много, часть из них относится к наркотикам, а часть не относится к наркотикам. Но несколько принципов главных, по которым они разделяются. Первое: фармакологический признак у них у всех один, они вызывают зависимость, в том числе и никотин, и кофеин, и ряд других веществ. Но в список наркотиков попадает то вещество, которое по решению комитета наркотиков приобретает большой размах и представляет опасность для государства. Вот, юридический критерий. Должен быть медицинский и юридический. И вот собираются члены комитета, и включают то или иное вещество в список наркотиков. Вот такая процедура существует…

Хотя радио и газетное интервью, можно сказать, близкие родственники, между ними существует немалая разница. Она проявляется, например, в том, что в газете журналист сам излагает ответы на заданные вопросы. Даже стенографическая запись ответов после расшифровки специально обрабатывается для печати. На радио в идеальном случае интервью создается в тот самый момент, когда его получает слушатель. Но и записанные на пленку интервью сохраняют черты подлинного документа, сохраняют голос, стиль речи, интонации говорящего. Содержание интервью в газете отвечает на вопрос, что сказал интервьюируемый, а радио-интервью – на вопрос, что и как он сказал. Журналист-газетчик обрабатывает и готовит материал интервью после того, как состоится его разговор с интервьюируемым; радиожурналист, напротив, тщательно готовится к самому процессу, акту взятия интервью, то есть значительная часть его усилий связана с подготовкой к интервью.

Ответы на вопросы, поставленные радиожурналистом, одновременно с журналистом получают и слушатели, и таким образом, они как бы становятся участниками разговора с компетентным лицом, располагающим важной интересной информацией. Газетчик может по своему усмотрению изменить порядок вопросов в материале, который он готовит для печати, опустить одни вопросы и ответы, более подробно, обстоятельно изложить другие. Радиожурналист в случае, если интервью сразу передается в эфир, лишен такой возможности.

Информация о работе Интервью как жанр журналистики