Информационные войны в современную эпоху

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 07:47, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе объектом исследования являются информационные войны современности, а также подробно рассматриваются и анализируются информационно-психологические методы ведения информационной войны с последующим анализом конкретного примера информационных войн в современную эпоху как на международном, так и на локальном уровне.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические и научные основы информационной войны
§1. Сущность и особенности информационной войны ……………………7
§2. Методы и приемы информационно-психологической войны ………10
§3. Информационное противоборство в современную эпоху ………........15
Глава 2. Война в Осетии. Кто выиграл информационное сражение?
§1. Информационная война между США, Европой, Россией и Грузией………………………………………………………………………..22
§2. Итоги информационной войны…………………………………………29
§3. Последствия информационной войны…………………………………33
§4. Открытое информационное противостояние между Бурятскими и Забайкальскими СМИ и пресс-службой ОАО «ТГК-14»…………………..37
Заключение…………………………………………………………………..40
Список литературы……

Работа содержит 1 файл

СМИ.docx

— 83.50 Кб (Скачать)

Создание  универсального защитного алгоритма, позволяющего выявить системе-жертве факт начала информационной войны, является алгоритмически неразрешимой проблемой. К таким же неразрешимым проблемам относится выявление факта завершения информационной войны. Однако, несмотря на неразрешимость проблем начала и окончания информационной войны, факт поражения в ней характеризуется рядом признаков, присущих поражению в обычной войне. К ним относятся:

1) включение  части структуры пораженной системы  в структуру системы победителя (эмиграция из побежденной страны  и в первую очередь вывоз  наиболее ценного человеческого  материала, наукоемкого производства, полезных ископаемых);

2) полное  разрушение той части структуры,  которая отвечает за безопасность  системы от внешних угроз (разрушение  армии побежденной страны);

3) полное  разрушение той части структуры,  которая ответственна за восстановление  элементов и структур подсистемы  безопасности /разрушение производства, в первую очередь, наукоемкого  производства, а также научных  центров и всей системы образования;  прекращение и запрещение разработок  и производств наиболее перспективных  видов вооружения);

4) разрушение  и уничтожение той части структуры,  которая не может быть использована  победителем в собственных целях;

5) сокращение  функциональных возможностей побежденной  системы за счет сокращения  ее информационной емкости (в  случае страны: отделение части  территории, уничтожение части населения).

   Обобщив перечисленные признаки, можно ввести понятие "степень поражения информационным оружием", оценив ее через информационную емкость той части структуры  пораженной системы, которая либо погибла, либо работает на цели, чуждые для собственной  системы.

Информационное  оружие даст максимальный эффект только тогда, когда оно применяется  по наиболее уязвимым от него частям ИСС. Наибольшей информационной уязвимостью  обладают те подсистемы, которые наиболее чувствительны к входной информации - это системы принятия решения, управления. На основании сказанного можно ввести понятие информационной мишени. Информационная мишень - множество элементов информационной системы, принадлежащих или способных принадлежать сфере управления, и имеющих потенциальные ресурсы для перепрограммирования на достижение целей, чуждых данной системе.

   Исходя  из определения информационной мишени, намечаются основные направления работ, как по обеспечению ее безопасности, так и по повышению ее уязвимости. Например, для того, чтобы повысить уязвимость противника, следует максимально расширить его информационную мишень, т.е. подтолкнуть его на включение в мишень как можно больше равноправных элементов, причем желательно открыть доступ в сферу управления таким элементам, которые легко поддаются перепрограммированию и внешнему управлению. [9, стр.184]

Заставить противника изменить свое поведения  можно с помощью явных и  скрытых, внешних и внутренних информационных угроз.

   Причины внешних угроз в случае целенаправленного  информационного воздействия (в  случае информационной войны) скрыты в  борьбе конкурирующих информационных систем за общие ресурсы обеспечивающие системе допустимый режим существования.

   Причины внутренних угроз - в появлении внутри система множества элементов, подструктур, для которых привычный режим  функционирования стал в силу ряда обстоятельств недопустимым.

   Скрытая угроза - это неосознаваемые системой в режиме реального времени входные  данные, угрожающие ее безопасности.

В информационной войне наибольший приоритет отдается скрытым угрозам, так как именно они позволяют взращивать внутренние угрозы и целенаправленно управлять  системой извне. Информационную самообучающуюся  систему назовем тотально управляемой, а поведение ее полностью прогнозируемым на интервале времени [t0, t1], если известен алгоритм информационного воздействия (например, методика обучения), позволяющий  привести систему в любой момент времени t є [t0, t1] к требуемому от нее результату (поступку) x.

   Возможно ли и с какой точностью спрогнозировать поведение ИСС в условиях непредсказуемости ее входных данных? Ответ на этот вопрос и представляет собой в каждом частном случае конкретный результат информационного моделирования поведения конкретной системы. Мощностью и качеством подобных моделей оцениваются "информационные мускулы" любой ИСС. Основными исходными данными для решения задачи по прогнозированию поведения ИСС в условиях информационного внешнего управления ею являются знания о ее знаниях и целях.

   В заключение еще раз подчеркну, что  информационная война - это война  алгоритмов и технологий; это война, в которой сталкиваются именно структуры  систем, как носители знаний. Это  значит, что информационная война - это война базовых знаний и  ведется она носителями этих самых  базовых знаний. На современном этапе, когда базовые знания человечества аккумулированы в рамках различных  современных цивилизация, информационная война олицетворяет собой войну  цивилизаций за место под солнцем  в условиях все сокращающихся  ресурсов. Открыто говорить о приемах и методах информационной войны сегодня необходимо потому, что, во-первых, осмысление того или иного приема информационной войны позволяет перевести его из разряда скрытых угроз в явные, с которыми уже можно бороться, во-вторых, факт наличия теории информационной войны должен предостеречь потенциальную жертву от идеалистически наивного восприятия как внешнего, так и собственного внутреннего мира. 
 
 
 
 
 
 

§4. Открытое информационное противостояние между Бурятскими и Забайкальскими СМИ и пресс-службой ОАО «ТГК-14»

   Газета  «Номер один», статья  «ТГК-14 ВЫКОПАЛА "ТОПОР ВОЙНЫ", пример «словесной атаки» на ОАО «ТГК-14»:

«Первое в этом сезоне масштабное отключение горячей воды и отопления в Улан-Удэ обернулось скандалом. Обратно услуги цивилизации подключили не всем. ТГК-14 объявила о репрессиях в отношении должников…

…Можно посочувствовать оставшимся без горячей воды гражданам. Вся эта ситуация еще раз показывает, что энергетики так и не научились решать хозяйственные конфликты с потребителями цивилизованным путем. Не хватаясь за вентиль, рубильник или выключатели должников… Подобное обычно делается, когда кто-то хочет не только выбить долги, но и лишний раз продемонстрировать населению города, городским и республиканским властям свои возможности по манипулированию благополучием и спокойствием людей. Наводя своими действиями по отключению хаос в жизни рядовых улан-удэнцев, которым в условиях мирового финансового кризиса и так нелегко... Кстати, причиной долгов во многом являются высокие тарифы ОАО "ТГК-14" для населения республики…».

   Здесь, а также в других СМИ РБ И Забайкалья явно прослеживается негативное отношение СМИ к сложившейся ситуации. ОАО «ТГК-14» и ее деятельность преподносится журналистами в самом негативном свете, включая открытые обвинения в «непрофессионализме», «безжалостности»  и «корысти». В свою очередь пресс-служба компании выступила с ответными заявлениями и исками.

   24 марта 2010 года пресс-служба ОАО  «ТГК-14» распространила информационное  сообщение, в котором директор по связям с общественностью ТГК-14 Антон Шошин и заместитель генерального директора ТГК-14 по экономике и финансам Евгений Жубанов обвинили СМИ Бурятии не много и не мало, как в «энерготерроризме». СМИ прокомментировали это следующим образом: данные руководители за свою беспомощность в энергообеспечении потребителей пытаются возложить ответственность на журналистов. Своей «топорной» деятельностью руководство ТГК-14 уже давно восстановило против себя население Республики Бурятии и Забайкальского края. А в отношении СМИ, которые отражают и защищают интересы жителей республики и края, высшие менеджеры компании взяли за норму использовать агрессивный и угрожающий, а также в высшей мере вызывающий и уничижительный тон.

   1 апреля 2010 года пресс-служба ОАО  «ТГК-14» распространила информационное  сообщение под названием «Президент Наговицын потребовал у СМИ прекратить обвинения в адрес ТГК-14». По мнению СМИ, это сообщение является самым вопиющим образчиком неграмотной пиар-деятельности пресс-службы. На самом деле президент Бурятии не требовал и не мог потребовать от СМИ «прекратить обвинения в адрес ТГК-14». Президент Вячеслав Наговицын никогда не выступал с подобными заявлениями. И, собственно, он не работает в ОАО «ТГК-14», а наоборот выступил в интересах жителей Бурятии, потребовав от ОАО «ТГК-14» экономического обоснования высоких тарифов на тепло. 

   5 апреля 2010 года пресс-служба ОАО  «ТГК-14» распространила очередной  релиз «За травлю ТГК-14» СМИ Бурятии ответят в суде, в котором угрожала СМИ Бурятии судебным преследованием за публикации СМИ о ТГК-14 вплоть до уголовного наказания.

   После публикации критических материалов в отношении ТГК-14 прекращается рассылка пресс-релизов. В частных разговорах сотрудники пресс-службы объясняют, что им рекомендовано исключить электронные адреса недружественных СМИ из рассылок.

   В результате интервью с экономистом Евгением Касьяновым, опубликованного в ленте ИА «Чита.Ру», пресс-служба ТГК-14 распространила проплаченные материалы в других СМИ Забайкальского края «Ложь вне политики, Или кто на самом деле расшатывает экономику края». Речь в подписанных заместителем генерального директора компании Евгением Жубановым текстах шла о некомпетентности респондента и непрофессионализме журналиста. ТГК-14 впрямую обвиняла их во лжи и жажде популизма, а материал называла хорошо спланированным информационным террористическим актом. Целью подобных публикаций Жубанов, вероятно, считал стремление «окончательно развалить и без того на ладан дышащую энергосистему Края». Мнение Жубанова заключалось в том, что открыто выступая против основного производителя электро- и теплоэнергии в региона – ОАО «ТГК-14», авторы призывают потребителей услуг компании к неплатежам.

   В мае в редакцию «Чита.Ру» пришло исковое заявление. Компания ТГК-14 уверена, что недостоверные сведения в материале «Развал энергетики под попустительством краевой власти» наносят компании моральный вред, который оценивается в 1 млн. рублей.

   Журналистское сообщество Бурятии и Забайкальского края заявили, что в демократическом обществе не может быть закрытых для критики и внимания общественности зон, особенно в деятельности общественно значимых компаний. СМИ «не травят» ТГК-14, а задают вопросы о деятельности компании, которые постоянно им поступают от читателей. Однако компания остается «закрытой» и в этой связи складывается ощущение, что компания не осознает всей меры социальной ответственности своей деятельности. Вместо цивилизованного диалога с обществом и СМИ представители ТГК-14 вступили на скользкий и опасный путь конфронтации и диктата. В этих условиях СМИ и общественность республики не видят, каким образом будет обеспечиваться энергетическая безопасность республики. Тогда, по их мнению необходимо бить тревогу и призвать федеральные и региональные власти к активной работе с ОАО «ТГК-14» в целях выравнивания приоритетов компании, повышения ее ответственности перед населением.  
 
 

Заключение 

   В настоящее время мир поворачивается к высоко заряженному полю битвы  идей. Это уже не тот мир, в котором  материальная база являлась предметом  ожесточенного соперничества. В  этом формирующемся мире ключ к успеху будет в умелом управлении информационными  возможностями и ресурсами, т.е. стратегическом планировании и управлении.

   СМИ играют важную роль в жизни общества. Изначально созданные для информирования общественности о ключевых событиях в жизни страны и властных структур, они постепенно стали выполнять еще одну не менее важную функцию - воздействие на сознание своей аудитории с целью формирования определенного отношения к сообщаемым фактам, явлениям действительности. Это воздействие осуществлялось при помощи методов пропаганды и агитации, разрабатываемых на протяжении не одной тысячи лет.

   В скором времени СМИ заняли важное место в жизни государств, а с развитием техники и технологии стали активно использоваться и на международном уровне с целью приобретения каких-либо преимуществ контролируемым им государством. В наши дни особое внимание следует уделить роли СМИ в международных конфликтах, в том числе и геополитического характера, поскольку в последние годы наряду с классическими видами оружия все чаще применяется информационно-пропагандистское, в основе которого - работа с различными средствами массовой информации.

   Таким образом, в ходе проделанной работы мы получили ответы на все поставленные задачи.

1. Наступление  информационной эры привело к  тому, что информационное воздействие,  существовавшее испокон веков  во взаимоотношениях между людьми, в наши дни все более очевидно  приобретает характер военных  действий.

2. В  настоящее время накоплен значительный  опыт научных исследований в  области информационного противоборства  и информационно-психологических  войн. Какой бы смысл в понятие "информационная война" ни вкладывался, оно родилось в среде военных и обозначает, прежде всего, жесткую, решительную и опасную деятельность, сопоставимую с реальными боевыми действиями. Военные эксперты, сформулировавшие доктрину ИВ, отчетливо представляют себе отдельные ее грани и виды. Гражданское же население пока не готово в силу причин социального и психологического характера в полной мере ощутить всю опасность неконтролируемого применения НКТ в информационной войне.

Информация о работе Информационные войны в современную эпоху