Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 06:29, статья

Описание работы

Представлена характеристика основных положений концепции информационного противоборства и государственной информационной политики в условиях угрозы использования иностранными государствами и иными субъектами информационного противоборства арсенала сил, средств и методов психологической войны в политических целях.

Работа содержит 1 файл

Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны.docx

— 60.88 Кб (Скачать)

Рассматривая войну  как вооруженную форму агрессии, можно считать, что в информационно-психологической  сфере агрессия перерастает в  войну в том случае, если одна из сторон конфликта начинает применять  против своих противников информационное оружие. Этот критерий может оказаться  простым и надежным способом выделения  из всего многообразия происходящих в информационном обществе процессов  и явлений представляющих для  него и его нормального (мирного) развития наибольшую опасность.  
 
Признаки, указывающие на то, что в отношении данного государства готовится информационно-психологическая война:  
 
  ° укрупнение геополитических субъектов, создание новых союзов и коалиций, в которых основной связующей целью объединения субъектов геополитической конкуренции является совместная конкурентная борьба за право преимущественного влияния на определенные части информационно-психологического пространства и протекающие в них процессы. При этом основной задачей государства, обнаружившего неожиданное появление у своих границ такой коалиции, является определение истинных целей создания такой коалиции и причин, побудивших разнородных геополитических субъектов к такому объединению. Если коалиция создана для достижения одной или нескольких конкретных целей, которые прямо противоречат государственным интересам, а их реализация нанесет ущерб безопасности государства и его геополитической мощи, то можно предполагать, что такой союз создан для ведения агрессии (войны), а сам процесс объединения геополитических субъектов в коалиционные структуры по направлениям деятельности и специализации носит характер создания ударной группировки, концентрации и распределения сил и средств агрессора вблизи жизненно важных объектов информационно-психологической инфраструктуры противника перед нападением на него;  
 
  ° создание благоприятных условий для возникновения внутри государства и на его границах новых квазисамостоятельных субъектов геополитической конкуренции, способных самостоятельно выходить с собственными инициативами на международный уровень, геополитические интересы которых не совпадают (в идеале — прямо противоположны) интересам государства в лице образующих его ядро субъектов и территорий; инициирование и поддержка информационно-психологического и геополитического сепаратизма;  
 
  ° наращивание своего присутствия и влияния — финансового, технологического, информационного, идеологического — над национальными ОТКС и СМИ с целью установления полного или частичного внешнего контроля над национальными информационными ресурсами и психологической сферой общества;  
 
  ° введение действие комплекса мер информационной (информационно-психологической) блокады — информационная изоляция, отсечение государства от международных информационных ресурсов (или введение внешней цензуры на поступающую в государство информацию), блокирование деятельности на территории данного государства субъектов информационно-психологического пространства, являющихся по отношению к данному государству донорами информационных ресурсов;  
 
  ° создание негативного психологического фона (например, методом постоянной трансляции по подконтрольным СМИ и МК специально подобранных материалов, подробно иллюстрирующих и комментирующих какую-либо деятельность, явление в жизни общества или социальный процесс в определенном, как правило, негативном, ключе) в отношении деятельности (или отдельных ее направлений) системы органов государственной власти и местного самоуправления, создавая почву для мгновенной инициации (в нужный момент) бурной негативной и деструктивной реакции общества, направленной на государственную власть, которую можно вызвать разовым выбросом концентрированной информации, психологически побуждающей к немедленным спонтанным действиям и носящей характер искры, попадающей в бочку с порохом;  
 
  ° целенаправленные действия по формированию внутри общества атмосферы психологической напряженности.  
 
В информационном обществе информационно-психологическая война является неотъемлемой составляющей политических отношений и основным инструментом политического принуждения и достижения политических целей [13]. Именно информационно-психологическая война является тем фактором, который может заметно изменить направленность геополитических процессов и отношений в информационном обществе и привести к смещению геополитических центров притяжения национальных интересов субъектов геополитической конкуренции в информационной сфере — стран, лидирующих в разработке информационных и телекоммуникационных технологий, стран, контролирующих стратегически важные «транспортные» магистрали передачи информации и стран, контролирующих (и использующих в собственных интересах) основные потоки информации.

Кроме того, последствия (в т. ч. — нанесенный ущерб) акций  и ударов информационно-психологической  войны способны изменить саму структуру  информационного пространства (в  частности, маршруты следования потоков  и положение узлов притяжения информационных потоков, а также  приоритет и монополию в разработке и внедрении передовых информационных и телекоммуникационных технологий одних субъектов геополитической  конкуренции относительно других), а также к отчуждению (экономическому, культурному, юридическому отделению) части территории государства и  перераспределению других видов  стратегически важных ресурсов. Такие  изменения неизбежно приводят к  изменениям общей, стабильной картины  геополитических отношений между  субъектами геополитической конкуренции  и нарушению баланса геополитических  интересов, что обязательно отразится  на состоянии безопасности каждого  из рассматриваемых государств и  территорий.  
 
В силу отсутствия международных и национальных правовых норм, позволяющих в мирное время (при отсутствии официального объявления войны со стороны агрессора) юридически квалифицировать враждебные действия иностранного государства в информационно-психологической сфере, сопровождающиеся нанесением ущерба информационной, психологической или иной безопасности Российской Федерации, как акции информационно-психологической агрессии (информационно-психологической войны), что позволило бы поступать с агрессором по законам военного времени, а также отсутствие четких, однозначных, закрепленных юридически критериев оценки материального, морального, иного ущерба, наносимого агрессивными действиями противника, позволяет и в мирное время активно использовать наиболее опасное и агрессивное средство воздействия на субъекты и отношения между субъектами современного информационного общества — арсенал сил и средств информационно-психологической войны — в качестве основного средства достижения политических целей. Информационно-психологическая война является наиболее агрессивным средством достижения государствами-участниками информационного противоборства безусловного лидерства в информационно-психологической сфере — т. н. информационного доминирования.  
 
Новые возможности, предоставляемые доминированием в информационно-психологической сфере, имеют, как представляется, ряд следующих принципиальных особенностей:  
 
1. Скрытность и анонимность оперирования информационно-психологическими воздействиями, возможность проведения их «под чужим флагом» и с любой точки информационного пространства.  
 
2. «Плавность» переключения информационных воздействий, регулируемая в широких пределах интенсивность и продолжительность их реализации: от организации информационных «шоков», «ударов», «вбросов», «блокад» до вялотекущих, латентных, растянутых на годы микродозированных воздействий.  
 
3. Многоаспектность и многообъектность воздействия с высокой степенью координации во времени и пространстве. Растущая «пронизанность» всех сфер жизни общества информационными системами и технологиями дает возможность «выстроить» информационные воздействия адекватно принятому (и корректируемому в реальном масштабе времени) алгоритму воздействия на различные сферы, процессы, страны, объекты, группы, персоны одновременно, в нужной последовательности и под различными «углами воздействия». Это позволяет оптимизировать получение требуемого конечного результата и расходы на его достижение.  
 
4. Способность «малыми» информационными воздействиями получать «большие» конечные результаты. При обретении высокого уровня в способности прогнозного моделирования, дающего возможность выявлять тенденции и управлять не уже идущими процессами, а предшествующими им изменениями (тенденциями), государства, участвующие в информационно-психологической войне, в состоянии вносить управляющие воздействия с малой затратой общей «энергетики» в упреждающем режиме.  
 
5. Перенос функций вооруженного сдерживания на информационную сферу. Ведущие государства мира ориентируются на превентивность действий в реализации функций сдерживания. Достижение информационного доминирования создает базу и необходимые условия для этого. В случае успеха курса на ядерное разоружение мира информационное доминирование может стать главным механизмом сдерживания и обеспечения мирового, в том числе в силовом аспекте, лидерства.  
 
6. Информатизация как главный резерв повышения эффективности силовых (военных) акций. Существенным доводом в пользу этого служит, как представляется, утверждение американских специалистов о том, что стоимость традиционных систем оружия имеет «практический потолок», который уже достигнут большинством стран.  
 
7. Наведение хаоса в подвергающейся информационному воздействию сфере и последующее управление им (или с помощью его) — как один из принципов получения нужных результатов.  
 
Система органов государственной власти и управления, являясь основным фактором, регулирующим общественные отношения в информационно-психологической сфере, наряду с основным и приоритетным объектом внешней агрессии является центральным звеном обеспечения информационно-психологической безопасности и основным инструментом отражения и пресечения любых посягательств иностранных государств на суверенитет, территориальную целостность и гражданское единство общества, на его жизненно важные интересы и перспективы развития, на психическое здоровье нации. Так как в информационно-психологическом пространстве такие посягательства могут принимать формы информационной экспансии, агрессии или информационно-психологической войны, на государство в лице ее системы органов власти возлагается важнейшая обязанность своевременного выявления угроз информационно-психологической безопасности, мобилизации сил и средств гражданского общества для защиты государственных интересов и противодействия агрессии в любой из ее форм, а также организации противодействия акциям информационной агрессии (войны) на ранних стадиях возникновения конфликта.  
 
Основные задачи федеральных органов исполнительной власти в области информационного противоборства:  
 
  ° разработка предложений по определению государственной политики РФ в области информационного противоборства, прогнозирование, выявление и оценка источников и характера угроз применения против России средств и методов информационного противоборства;  
 
  ° сбор разведывательной информации об используемых и перспективных информационных технологиях объектов информационной сферы противостоящей стороны;  
 
  ° защита военно-политического руководства России, а также индивидуального, группового и массового сознания ее населения от применения противостоящей стороной информационно-психологических средств и методов воздействия;  
 
  ° организация противодействия антироссийской пропаганде, проводимой в том числе информационно-психологическими средствами и методами воздействия;  
 
  ° защита информационной инфраструктуры России от применения противостоящей стороной информационно-технических средств и методов воздействия и др.;  
 
  ° разработка модели угроз государственным интересам в информационно-психологической сфере, основанной на проведении глубоких и разносторонних научных исследований. Создание такой модели могло бы придать процессу поиска, определения и классификации уже существующих угроз и их проявлений (мониторингу угроз) целенаправленный характер, а разработка методических рекомендаций по выявлению угроз и отслеживанию развития угрожающих ситуаций стала бы в руках сотрудников органов исполнительной власти, занимающихся обеспечением информационной безопасности, надежным инструментом, многократно повышающим эффективность и производительность работы;  
 
  ° создание и разработка стратегии проведения специальных операций в информационно-психологической сфере в мирное время и в угрожаемый период (при различных степенях эскалации напряженности международных отношений);  
 
  ° разработка нормативной правовой базы проведения специальных операций в информационно-психологической сфере, применения информационного оружия и методов информационной войны;  
 
  ° создание системы быстрого реагирования на внезапные (неожиданно обнаруженные) информационные атаки, способной своими действиями сковать противника, заставить его отказаться от всех или хотя бы части своих планов, перехватить инициативу и создать наиболее благоприятные условия для нанесения контрудара;  
 
  ° создание системы обеспечения безопасности компьютерных систем управления Вооруженными Силами России и, в особенности, Стратегическими ядерными силами России.

Государственная система информационного противоборства — система согласованной, целенаправленной, управляемой из единого центра деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, направленная на защиту государственных интересов и обеспечение информационно-психологической безопасности личности, общества и государства в информационно-психологической сфере в условиях реальной опасности развязывания участниками информационного противоборства информационно-психологической войны.  
 
Государственная система информационного противоборства, как представляется, должна состоять из следующих основных составляющих:  
 
  ° система противодействия информационно-психологической агрессии (войны) на ранних стадиях;  
 
  ° система быстрого реагирования на внезапно выявленные акции (мероприятия) информационно-психологической агрессии;  
 
  ° система сил и средств информационно-психологической войны;  
 
  ° государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны.  
 
В силу повышенной опасности поражающей способности арсенала сил, средств и методов информационной войны для государства, общества и граждан акции информационно-психологической агрессии и операции информационно-психологической войны необходимо выявлять и пресекать на ранних стадиях подготовки условий для реализации агрессии и развертывания сил и средств информационно-психологического нападения, к которым, в первую очередь, относятся специальные силы информационно-психологических операций ВС и спецслужб иностранных государств и находящееся в их распоряжении информационное оружие.  
 
В период относительного спада активности таких сил и подразделений важное место в системе информационно-психологической борьбы занимает система мер предупреждения и профилактики информационно-психологической агрессии. В случае отражения агрессии в деятельности должна вступать программа локализации нанесенного агрессией ущерба, восстановления наступательного и оборонительного потенциала государственной системы информационного противоборства, восполнения потерь в силах и средствах и перегруппировки национальных сил постоянной готовности в соответствии с новыми выявленными направлениями возможной агрессии.  
 
Система мер противодействия акциям информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны на ранних стадиях можно условно разделить на три составляющих:  
 
  ° предупреждение акций информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны;  
 
  ° выявление акций информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны;  
 
  ° пресечение акций информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны. Предупреждение акций информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны включает в себя:  
 
  ° склонение возможных противников к отказу от реализации собственных агрессивных планов и намерений в отношении государства с помощью арсенала сил и средств информационно-психологической войны;  
 
  ° дискредитация в глазах потенциальных противников наиболее опасных для безопасности государства направлений информационно-психологической агрессии;  
 
  ° непрерывный поиск и устранение уязвимостей в государственной системе информационного противоборства и обеспечения информационно-психологической безопасности (мониторинг состояния информационно-психологической безопасности);  
 
  ° выявление и ликвидация условий, благоприятных для реализации иностранными государствами своих агрессивных намерений в форме развязывания информационно-психологической агрессии (войны);  
 
  ° непрерывный поиск новых очагов информационно-психологической напряженности, отслеживание перемещения и разрастания (уменьшения) уже обнаруженных зон информационно-психологических конфликтов (мониторинг распределения конфликтогенного потенциала в информационной сфере), а также их зон влияния и оценка угроз безопасности государства, связанных с возможным вовлечением в один из таких конфликтов;  
 
  ° мониторинг процессов укрупнения геополитических субъектов, создание новых союзов и коалиций у границ государства, в которых основной связующей целью объединения субъектов геополитической конкуренции является совместная конкурентная борьба за право преимущественного влияния на определенные части информационно-психологического пространства и протекающие в них процессы. Определение истинных целей создания таких коалиции и причин, побудивших разнородных геополитических субъектов к такому объединению;  
 
  ° мониторинг пространственного распределения и положения очагов сосредоточения сил и средств потенциальных противников (соперников) из числа иностранных государств и иных субъектов геополитической конкуренции вблизи жизненно важных объектов информационно-психологической инфраструктуры государства;  
 
  ° выявление и пресечение условий для возникновения внутри государства и на его границах новых квазисамостоятельных субъектов геополитической конкуренции, способных самостоятельно выходить с собственными инициативами на международный уровень, процессов инициирования и поддержки извне информационно-психологического и геополитического сепаратизма;  
 
  ° оценка и анализ уровня присутствия и влияния — финансового, технологического, информационного, идеологического — иностранных структур над национальными ОТКС и СМИ, целью которого может быть установление полного или частичного внешнего контроля над национальными информационными ресурсами и психологической сферой общества;  
 
  ° поиск и пресечение попыток создания негативного психологического фона в отношении деятельности (или отдельных ее направлений) системы органов государственной власти и местного самоуправления;  
 
  ° выявление попыток установления информационной (информационно-психологической) блокады;  
 
  ° демонстрация (пропаганда) собственной силы (мощи) государства в информационно-психологическом пространстве (в виде, например, оперативно-тактических учений сил специальных информационно-психологических операций с использованием информационного оружия) в целях сдерживания потенциальных агрессоров;  
 
  ° сосредоточение сил быстрого реагирования (постоянной готовности) в областях информационно-психологического пространства, ставших объектом внимания сил информационно-психологических операций ВС, спецслужб и иных организаций иностранных государств, участвующих в информационном противоборстве; маневрирование силами и средствами, предназначенными для отражения внешней информационно-психологической агрессии, в соответствии с выявленными угрозами и наиболее опасными для информационно-психологических атак противника направлениями ударов;  
 
  ° противодействие разведывательной и иной деятельности иностранных спецслужб в национальном информационно-психологическом пространстве;  
 
  ° обеспечение собственной информационно-психологической безопасности;  
 
  ° информирование Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и органы государственной власти, уполномоченные на ведение информационного противоборства, о выявленных угрозах развязывания информационно-психологической агрессии (информационно-психологической войны) и степени угрозы безопасности государства. Выявление акций информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны включает в себя:  
 
  ° непрерывный поиск (мониторинг) внешних угроз информационно-психологической безопасности государства, возможных признаков, следов и внешних проявлений осуществления акций информационно-психологической агрессии или операций информационно-психологической войны;  
 
  ° выявление направлений экспансии иностранных государств в информационной (информационно-психологической) сфере, противодействие попыткам иностранных государств с помощью информационно-психологической экспансии создать условия для организации скрытого управления социальными и политическими процессами государства извне;  
 
  ° выявление иных попыток создания условий для организации скрытого управления системой социальных, экономических, политических отношений государства, системой государственной власти и местного самоуправления — к таким попыткам, например, может относиться создание условий для побуждения государственной власти к совершению тех или иных действий не столько в собственных, сколько — в чужих интересах, а также — информационно-психологические провокации;  
 
  ° аналитическая реконструкция (по выявленным признакам, следам, внешним проявлениям и логико-структурным связям) акций информационно-психологической агрессии или тайных операций информационно-психологической войны, определение их целей, задач, планов на стратегическом, тактическом и оперативном уровне, последовательности реализации мероприятий, задействованных сил и средств, а также возможные последствия этой агрессии. Как правило, деятельность сил информационно-психологических операций или воздействие на них в той или иной форме проявляются (отражаются) в информационно-психологическом пространстве (например, в материалах СМИ и МК), а значит, могут быть выявлены и идентифицированы прежде всего соответствующими аналитическими методами; 
 
  ° информирование Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и органов государственной власти, уполномоченных на ведение информационного противоборства, о источниках, целях, масштабах выявленной информационно-психологической агрессии (информационно-психологической войны) и степени угрозы безопасности государства.  
 
Пресечение акций информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны на ранних стадиях включает в себя:  
 
  ° уничтожение источников информационно-психологической агрессии (войны);  
 
  ° нейтрализация источников информационно-психологической агрессии (войны);  
 
  ° локализация масштабов и степени опасности информационно-психологической агрессии (войны).  
 
Уничтожение источников информационно-психологической агрессии (поражение сил и средств информационно-психологических операций агрессора обычным и информационным оружием, поражение командных пунктов и центров управления агрессией) может быть полным (если в результате воздействия на него источник прекращает свое существование) или частичным (если поражаются силы и средства информационно-психологической агрессии, задействованные противником в конфликте) и выражаться в прекращении противником информационной агрессии или войны в отношении данного государства или, в случае частичного поражения источников, — приводить к изменению интенсивности агрессии, активности сил и средств противника, а также планов реализации агрессивных действий на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях.  
 
Нейтрализация источников информационно-психологической агрессии может быть полной или частичной. Полная нейтрализация источника информационно-психологической агрессии (войны) включает в себя:  
 
  ° парализацию источника агрессии (войны);  
 
  ° побуждение противника к отказу от агрессивных действий (или ведения войны);  
 
  ° скрытое управление источником агрессии (войны);  
 
  ° проникновение в кадровый состав сил и средств информационно-психологических операций агрессора.  
 
Частичная нейтрализация источника информационно-психологической агрессии (войны) включает в себя следующие меры:  
 
  ° дестабилизация деятельности источника агрессии (войны);  
 
  ° замедление активности источника агрессии (войны);  
 
  ° дезинформация военно-политического руководства сил информационно-психологических операций агрессора;  
 
  ° разложение личного состава сил информационно-психологических операций;  
 
  ° побуждение руководства сил информационно-психологических операций агрессора к изменению целей и задач агрессии, а также основных ее направлений;  
 
  ° отвлечение сил и средств агрессора на негодный объект и т. д. Локализация масштабов и степени опасности информационно-психологической агрессии (войны) включает в себя:  
 
  ° изоляцию очага агрессии относительно не затронутых агрессией областей информационно-психологического пространства;  
 
  ° полную или частичную изоляцию сил и средств информационно-психологической агрессии (войны) относительно источников управляющего воздействия, информационно-телекоммуникационных коммуникаций противника, по которым эти силы обеспечиваются всем необходимым для продолжения агрессии;  
 
  ° создание условий, сковывающих и затрудняющих действия сил и средств информационно-психологической агрессии (войны) противника;  
 
  ° стабилизацию масштабов агрессии (недопущение разрастания очага агрессии, проникновения деструктивных воздействий за границы области информационно-психологического конфликта, втягивания в конфликт новых субъектов);  
 
  ° стабилизацию интенсивности источника агрессии (меры, направленные на воспрепятствование возрастания активности источника информационно-психологической агрессии);  
 
  ° минимизацию наносимого агрессией ущерба.  
 
В случае, если выявленную акцию информационно-психологической войны или операцию информационно-психологической войны невозможно ликвидировать на ранних стадиях имеющимися силами информационно-психологических операций органов государственной власти, находящимися в постоянной готовности, в обязанность системы противодействия акциям информационно-психологической агрессии (войны) входит информирование Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и органы государственной власти, уполномоченные на ведение информационного противоборства, о выявленных угрозах информационно-психологической безопасности государства и локализация активности агрессора с целью получения времени для мобилизации необходимых сил и средств информационно-психологической борьбы.  
 
Система противодействия акциям информационно-психологической агрессии (войны) на ранних стадиях позволяет предупреждать, выявлять и, в некоторых случаях, пресекать такие акции в зародыше, локализуя ущерб, наносимый безопасности государства. Однако, в тех случаях, когда противник успел основательно подготовиться к агрессии (войне) и обеспечил за собой главное преимущество — неожиданность нападения, информационно-психологическая агрессия может быть выявлена системой противодействия таким акциям уже на этапе непосредственной реализации агрессивных планов. Это предполагает такую возможность состояния латентной стадии развития информационно-психологического конфликта (стадии реализации мероприятий информационно-психологической агрессии, операций информационно-психологической войны), при котором многие задачи, преследуемые агрессором, уже достигнуты без сопротивления со стороны жертвы агрессии, механизмы реализации агрессии (войны) отлажены и работают устойчиво (стабильно), состояние конфликта характеризуется высокой степенью напряженности, а концентрация сил и средств информационно-психологических сил в очаге конфликта обеспечивает агрессору превосходство над застигнутым врасплох противником.  
 
В этих условиях потенциальных возможностей системы противодействия акциям информационно-психологической агрессии (войны) на ранних стадиях может оказаться недостаточно для отражения агрессии (в лучшем случае — для ее локализации), что требует создания в структуре государственной власти новой системы информационного противоборства — системы быстрого реагирования.  
 
Целью создания системы быстрого реагирования является пресечение информационно-психологической агрессии (в том числе — информационно-психологической войны) в тех случаях, когда действия агрессора являются внезапными для государственной системы информационного противоборства и оперативная обстановка в стране не позволяет сразу привести в действие всю систему защиты национальных интересов и обеспечения информационно-психологической безопасности государства для отражения агрессии.  
 
Система быстрого реагирования на внезапно выявленные акции информационно-психологической агрессии (информационно-психологической войны) должна состоять из следующих основных компонентов:  
 
  ° оперативного штаба, осуществляющего руководство силами и средствами системы быстрого реагирования и взаимодействием (координацией деятельности) с другими государственными структурами, не входящими в систему;  
 
  ° аппарата оперативного штаба — специальной структуры, создаваемой из частей и подразделений органов государственной власти, участвующих в информационном противоборстве, в результате временной передачи этих подразделений в систему быстрого реагирования и переподчинения их руководителей руководству оперативного штаба системы — на время отражения агрессии или до полной мобилизации и развертывания сил и средств системы государственного информационного противоборства. При этом части и подразделения органов госвласти, включаясь в систему быстрого реагирования, занимают в ней положение, предусмотренное заранее разработанным планом мобилизации и укомплектования системы силами и средствами быстрого реагирования, а их руководители занимают соответствующие места в вертикальной системе подчинения, необходимой в тех случаях, когда ситуация требует принятия быстрых (немедленных) решений;  
 
  ° сил быстрого реагирования, находящихся в постоянной боевой готовности и состоящих из сил специальных информационно-психологических операций, оперативных подразделений разведки, контрразведки и собственной безопасности, следственных органов, сил непосредственной вооруженной поддержки деятельности сил информационно-психологических операций, подразделений антикризисного управления на территориях, пострадавших от действий агрессора;  
 
  ° системы военной цензуры и работы со СМИ и МК в условиях деятельности по отражению внешней информационно-психологической агрессии (войны);  
 
  ° системы оперативной переброски и развертывания сил и средств быстрого реагирования в районе информационно-психологического конфликта;  
 
  ° системы координации и взаимодействия с другими органами государственной власти, участвующих в информационной борьбе;  
 
  ° специальных защищенных систем связи и автономных систем автоматизированного управления силами и средствами в зоне конфликта.  
 
В случае эскалации конфликта и невозможности пресечения внешней информационно-психологической агрессии (войны) на ранних стадиях и в результате введения в действие комплекса специальных мер быстрого реагирования в действие вступает система государственного противоборства, основанная на использовании сил и средств информационно-психологической войны, предусмотренных штатами военного времени.  
 
Формирование системы информационного противоборства в условиях войны включает в себя:  
 
  ° придание руководству государственной системы информационного противоборства дополнительных прав и полномочий, необходимых для выполнения возложенных на них задач в особых условиях;  
 
  ° перестройку внутренней структуры государственной системы информационного противоборства в соответствии с планами военного времени;  
 
  ° распространение на социальную сферу информационно-психологических отношений (или на отдельные ее части) законов регулирования социальных отношений в военное время;  
 
  ° мобилизацию и развертывание сил и средств информационно-психологической войны, доукомплектация органов и структур информационно-психологического противоборства до штатов военного времени;  
 
  ° развертывание системы деятельности государственной власти по локализации наносимого военными действиями ущерба и восстановлению оборонного потенциала;  
 
  ° создание стратегических резервов.  
 
Государственная информационная политика Российской Федерации в условиях информационно-психологической войны [1], [13] представляет собой деятельность системы федеральных органов государственной власти по противодействию акциям (мероприятиям) внешней информационно-психологической агрессии и операциям информационно-психологической войны, направленным против Российской Федерации.  
 
Государственная информационная политика Российской Федерации в условиях информационно-психологической войны является составной частью Государственной информационной политики в части, касающейся деятельности системы федеральных органов государственной власти по достижению национальных интересов Российской Федерации и обеспечению информационно-психологической безопасности личности, общества и государства в условиях непосредственной угрозы развязывания государствами-участниками информационного противоборства крупномасштабной информационно-психологической агрессии (информационно-психологической войны) в отношении Российской Федерации.  
 
Концепция государственной политики в условиях информационно-психологической войны включает в себя цели, задачи, принципы и основные направления деятельности государства по противодействию угрозам государственным интересам и безопасности Российской Федерации, связанных с использованием иностранными государствами и иными участниками информационного противоборства особо опасных агрессивных форм внешнего информационно-психологического воздействия — операций и мероприятий информационно-психологической войны. Правовую базу государственной информационной политики в условиях информационно-психологической войны составляют Конституция Российской Федерации, Устав Всемирной организации здравоохранения, Европейская конвенция о защите основных прав человека, федеральное законодательство, другие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области обеспечения безопасности Российской Федерации.  
 
Концепция государственной информационной политики в условиях информационно-психологической войны развивает и конкретизирует положения Основ государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации применительно к защите национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере от угроз, связанных с использованием иностранными государствами и другими субъектами информационного противоборства особо опасных агрессивных форм внешнего информационно-психологического воздействия — мероприятий и операций информационно-психологической войны. Целью государственной информационной политики в условиях информационно-психологической войны является противодействие угрозам информационно-психологической безопасности личности, общества и государства, связанным с использованием иностранными государствами и другими участниками информационного противоборства особо опасных агрессивных форм внешнего информационно-психологического воздействия — мероприятий и операций информационно-психологической войны, — и защита национальных интересов Российской Федерации в информационной (информационно-психологической) сфере в условиях информационно-психологических конфликтов высокой степени агрессивности. 
 
Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны основывается на следующих принципах:  
 
  ° законности;  
 
  ° соблюдения и баланса интересов личности, общества и государства;  
 
  ° открытости (предполагающий в процессе реализации федеральными органами государственной власти и общественными организациями деятельности по обеспечению информационно-психологической безопасности Российской Федерации информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации);  
 
  ° приоритетности национальных интересов Российской Федерации.  
 
Государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационно-психологической безопасности Российской Федерации в условиях угрозы информационно-психологической агрессии (войны) выполняет следующие задачи:  
 
1. В рамках реализации основных положений Государственной информационной политики:  
 
  ° Организует и проводит объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз информационно-психологической безопасности Российской Федерации в условиях использования иностранными государствами и другими участниками информационного противоборства особо опасных агрессивных форм внешнего информационно-психологического воздействия — мероприятий и операций информационно-психологической войны;  
 
  ° разрабатывает меры и механизмы обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации в условиях угрозы информационно-психологической агрессии (войны) или в процессе ее отражения;  
 
  ° организует работу законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение, парирование и нейтрализацию угроз информационно-психологической безопасности Российской Федерации, связанных с использованием иностранными государствами и другими участниками информационного противоборства мероприятий и операций информационно-психологической войны, а также деятельность по осуществлению правосудия;  
 
  ° организует взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти с общественными организациями и гражданами в процессе выявления угроз информационно-психологической безопасности Российской Федерации и определения правовых механизмов противодействия этим угрозам;  
 
  ° поддерживает законную деятельность общественных объединений в области противодействия угрозам информационно-психологической безопасности Российской Федерации, а также обеспечению в устанавливаемых законодательством рамках общественного и государственного контроля деятельности средств массовой информации;  
 
  ° осуществляет контроль деятельности федеральных органов государственной власти по реализации государственной политики обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации;  
 
  ° поддерживает законную деятельность общественных объединений в области противодействия угрозам информационно-психологической безопасности Российской Федерации, а также обеспечению в устанавливаемых законодательством рамках общественного и государственного контроля деятельности средств массовой информации.  
 
2. В рамках деятельности государственной системы информационного противоборства в особых условиях:  
 
  ° разрабатывает официальную концепцию противоборства в информационно-психологической сфере (информационного противоборства);  
 
  ° в соответствие с положениями официальной концепции формирует общегосударственную систему информационного противоборства;  
 
  ° разрабатывает и реализует планы проведения активных информационно-психологических операций и мероприятий;  
 
  ° организует деятельность по противодействию акциям и мероприятиям информационно-психологической агрессии, операциям информационно-психологической войны на ранних стадиях;  
 
  ° организует деятельность государственной системы органов власти по быстрому реагированию на внезапно выявленные акции (мероприятия) информационно-психологической агрессии (войны) и иные угрозы национальной безопасности;  
 
  ° организует деятельность по формированию государственной системы обороны в случае развязывания иностранными государствами в отношении Российской Федерации информационно-психологической войны, организует формирование специальных сил информационно-психологических операций и обучение их новейшим методам ведения информационно-психологической войны, организует разработку новейших видов наступательного и оборонительного информационного оружия и оснащение ими подразделений сил ведения информационно-психологической войны;  
 
  ° организует регулирование участия СМИ и МК (в том числе — в форме цензуры или информационной блокады), транснациональных информационно-телекоммуникационных корпораций и виртуальных социальных сообществ в информационном противоборстве в информационно-психологическом пространстве государства [14];  
 
  ° организует деятельность по оценке и локализации наносимого внешней информационно-психологической агрессией (войной) ущерба и по восстановлению оборонного потенциала в информационно-психологической сфере;  
 
  ° пресекает противоправную деятельность общественных организаций и религиозных объединений, способствующих реализации планов внешней информационно-психологической агрессии (войны);  
 
  ° обеспечивает представление интересов Российской Федерации в соответствующих международных организациях, определяет объем и формы участия органов государственной власти в деятельности международных организаций и реализации международных программ по противодействию использования акций (мероприятий) информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны в качестве методов информационной борьбы, участвует в создании систем и механизмов коллективной (международной) безопасности в информационно-психологической сфере.  
 
3. В рамках деятельности по правовому обеспечению системы информационного противоборства:  
 
  ° разрабатывает нормы федерального законодательства, дающие юридическую квалификацию акциям (мероприятиям) информационно-психологической агрессии и операциям информационно-психологической войны, относящие их к противоправным деяниям, устанавливающие степень их социальной опасности и объем ответственности физических лиц за организацию, подготовку, совершение и пособничество в совершении этих деяний;  
 
  ° участвует в разработке норм международного права, устанавливающих международную ответственность государств-агрессоров;  
 
  ° уточняет перечень и составы правонарушений, связанных с организацией, подготовкой и исполнением акций (мероприятий) информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны;  
 
  ° разрабатывает механизмы проведения следствия и судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, связанных с акциями (мероприятиями) внешней информационно-психологической агрессии и операциями информационно-психологической войны, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий;  
 
  ° разрабатывает нормативные правовые акты, определяющие организацию следствия и судебного разбирательства, разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной службе.  
 
В интересах совершенствования деятельности органов государственной власти Российской Федерации по противодействию акциям (мероприятиям) информационно-психологической агрессии и операциям информационно-психологической войны целесообразным представляется следующее:  
 
1. Деятельность информационно-аналитических подразделений, пресс-служб и подразделений по связи с общественностью должна быть ориентирована на следующий комплекс задач:  
 
  ° формирование скоординированной информационной политики органов государственной власти, предусматривающей одновременно с едиными и открыто декларируемыми правилами деятельности и взаимодействия необходимое пространство для маневра с учетом целей, задач и функций конкретного органа власти и управления;  
 
  ° донесение необходимой информации до населения (прежде всего — необходимой самому населению) как через каналы СМИ, так и непосредственно, минуя посредников, на профессиональном уровне, сравнимом с уровнем ведущих СМИ, для повышения доверия населения к власти и снижению возможностей для манипуляции общественным мнением в отношении российской власти через негосударственные СМИ;  
 
  ° организация интерактивной коммуникации с населением, подготовка почвы для перехода с развитием российского сегмента Internet к предоставлению услуг населению через Сеть и выхода в этой сфере в обозримом будущем на уровень ведущих стран мира;  
 
  ° организация на постоянной основе скоординированного информационного взаимодействия с зарубежными структурами, как государственными, так и негосударственными, в целях информационной интеграции России в мировые процессы и повышения ее конкурентоспособности и влияния в глобальном информационном пространстве;  
 
  ° повышение информационно-аналитических возможностей по поддержке процесса подготовки решений в интересах органов государственной власти на основе мониторинга массовых информационных каналов, в том числе с учетом необходимости противодействия возможным попыткам влияния на органы власти путем информационно-психологического воздействия (манипулирования);  
 
  ° проведение на постоянной основе мониторинга состояния общества и информационного пространства в целях оперативного реагирования на происходящие изменения и внесения своевременных корректив в информационную политику.  
 
2. В организационно-правовом аспекте необходимо:  
 
  ° нормативное закрепление требований в обязательном порядке сопровождать любые социально-значимые и публичные действия органов государственной власти и их представителей (прежде всего — первых лиц) соответствующими информационными кампаниями, причем с условием возможности подключения к их проведению всех необходимых ресурсов, в том числе находящихся в распоряжении других органов власти, если это требуется в силу комплексного характера планируемых действий;  
 
  ° отказаться от концентрации усилий на «силовом» решении информационных конфликтов, признать очевидность невозможности решения проблем в информационном пространстве только за счет перекрытия (ликвидации) информационных каналов в условиях, когда любой информационный поток может быть с минимальной задержкой организован через иной канал; сосредоточиться на достижении эффективного обеспечения государственных интересов в информационном пространстве на основе комплексного подхода, предусматривающего приоритет информационных мероприятий наряду с организационными и правовыми.  
 
Заключение  
 
Существование множества нерешенных проблем [1] в области обеспечения информационно-психологической безопасности государства в условиях реальной угрозы использования иностранными государствами и другими участниками информационного противоборства арсенала сил, средств и методов информационно-психологической войны в политических целях определяет важность и актуальность организации научных исследований по широкому спектру задач и направлений юридического, политологического и психологического анализа проблем противодействия операциям информационно-психологической войны. 
 
Литература  
 
1. Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б., 2003 г.: Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны, монография. — М.: Горячая линия — Телеком, 541 с.: ил.  
2. Почепцов Г. Г. Информационные войны. М.: «Рефл-Бук», К.: «Ваклер» — 2000. — 576 с.  
3. Паппэ Я. Ш. «Олигархи»: Экономическая хроника, 1992-2000. — М.: ГУ-ВШЭ, 2000. — 232 с.  
4. Панарин И. Информационная война и финансовые кризисы // VIP-Premier, 1999, N 1.  
5. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. (Серия: История России. Современный взгляд). М.: Алгоритм, 2000. — 735 с.  
6. Грачев Г. В. Информационно-психологические операции во внутриполитической борьбе в России в современных условиях// Информационно-психологическая безопасность избирательных кампаний. М.: 1999.  
7. Крысько В. Г. Социальная психология: словарь-справочник. — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. — 688 с. (Библиотека практической психологии).  
8. Цыбмал В. И. О концепции информационной войны//Информационный сборник «Безопасность». 1995. N 9. С. 35.  
9. Пирумов В. С., Родионов М. А. Некоторые аспекты информационной борьбы в военных конфликтах // Военная мысль. 1997. N 5. С. 44-47.  
10. Комов С. А. Информационная борьба в современной войне: вопросы теории // Военная мысль. 1996. N 3. С. 73.  
11. Расторгуев С. П. Информационная война. М.: Радио и связь, 1998. С. 35-37.  
12. Вепринцев В. Б., Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б., 2003 г.: Операции информационно-психологической войны: методы, средства, технологии, краткий энциклопедический словарь — М.: Горячая линия — Телеком, 450 с.: ил.  
13. Манойло А. В., Фролов Д. Б., Информационно-психологическая война в системе политических отношений информационного общества, 2003 г.: Государственная информационная политика: проблемы и технологии, Сборник статей / Отв. редактор и составитель Е. П. Тавокин — М.: Изд-во РАГС, С. 85-95.  
14. Манойло А. В., Фролов Д. Б., Вепринцев В. Б., Особенности информационной политики эпохи информационного общества, СПб.: Проблемы информационной безопасности. Компьютерные системы, 2002 г., N 4, С. 18-22. 

А.В. Манойло, докторант кафедры информационной политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат физико-математических наук, доцент

© А. Манойло, 2003 г. 
© Публикуется с любезного разрешения автора


Информация о работе Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны