Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 06:29, статья

Описание работы

Представлена характеристика основных положений концепции информационного противоборства и государственной информационной политики в условиях угрозы использования иностранными государствами и иными субъектами информационного противоборства арсенала сил, средств и методов психологической войны в политических целях.

Работа содержит 1 файл

Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны.docx

— 60.88 Кб (Скачать)

© А.В. Манойло

Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической  войны

Аннотация. Представлена характеристика основных положений концепции информационного противоборства и государственной информационной политики в условиях угрозы использования иностранными государствами и иными субъектами информационного противоборства арсенала сил, средств и методов психологической войны в политических целях.

Введение 
 
В настоящее время все большее внимание научной общественности уделяется исследованию проблем формирования государственной информационной политики в особых условиях [1] — в условиях использования иностранными государствами и иными субъектами информационного противоборства новых средств и методов политической борьбы, к которым, в первую очередь, относятся операции информационно-психологической войны, представляющие в информационном обществе особую социальную опасность. Отсутствие норм международного и национального права, дающих юридическую квалификацию особо опасных агрессивных акций (мероприятий, операций) информационно-психологического воздействия и препятствующих развязыванию такой агрессии в отношении других государств позволяет использовать арсенал сил и средств информационно-психологической войны как в военное, так и в мирное время.  
 
Не смотря на высокую степень социальной опасности арсенала сил и средств информационно-психологического воздействия, используемых в современной информационной борьбе, многие научные задачи еще далеки от своего решения. В частности, в отношении теоретических проблем исследования информационной (информационно-психологической) войны, которую можно рассматривать как крайний способ разрешения политических противоречий в информационном обществе, можно выделить следующие нерешенные проблемы [1]:  
 
1. Отсутствие общепринятого определения информационно-психологической войны, однозначно выделяющего из всего многообразия разновидностей и организационных форм информационно-психологического воздействия сравнительно небольшую группу акций, мероприятий и операций, представляющих особую опасность для личности, общества и государства, сравнимую с опасностью развязывания обычной войны.  
 
2. Отсутствие ясной и четкой концепции информационной и информационно-психологической войны, осуществляемой в форме тайных операций с применением информационного оружия.  
 
3. Отсутствие уголовно-правовой и криминологической характеристики операций информационно-психологической войны.  
 
4. Отсутствие научных подходов и предложений по способам представления внутренней структуры тайной информационно-психологической операции, позволяющим построить структуру информационно-психологической операции любого уровня сложности исходя из комбинаций конечного числа составляющих ее «элементарных» информационно-психологических воздействий, играющих роль атомов в молекулярной органической структуре тайной операции.  
 
5. Отсутствие методик аналитической реконструкции замысла, целей, задач, этапов, внутренней структуры тайных операций информационно-психологической войны по их признакам, внешним (доступным наблюдателю) следам и проявлениям. Опыт, средства и методы информационно-психологического воздействия используются не только в интересах военно-политического руководства иностранных государств, но и в практике деятельности средств массовой информации и массовой коммуникации [2] (далее — СМИ и МК), политической борьбы, конкуренции в экономике [3-6], распространении политических, религиозных и иных взглядов и идей, групповых и межличностных отношений [7]. В этих сферах, зачастую, они включены в долговременные и широкомасштабные операции с использованием разнообразных организационных форм и имеют комплексный характер.  
 
В настоящее время, несмотря на общепризнанную опасность акций, мероприятий и операций информационно-психологической войны, наносящих ущерб, соизмеримый с ущербом от ведения боевых действий на территории государства, ставшего жертвой информационно-психологической агрессии, термин «информационная война» все еще носит публицистический характер и еще не получил повсеместного признания в российских научных кругах — об этом свидетельствуют непрекращающиеся дискуссии по поводу того, что же на самом деле скрывается под этим понятием, в чем сущность явлений, относимых к «информационным войнам» (ИВ), а также споры по поводу корректности и принципиальной применимости данного термина к той сфере социальных взаимоотношений, которую принято называть информационным противоборством или конфликтом интересов в информационной сфере социальных систем. Как следствие, мы можем наблюдать использование в научной литературе несколько десятков различных формулировок «информационной войны»[2], явные (индивидуальные) достоинства и столь же явные недостатки которых (а также общая научная неразработанность данной проблематики) не позволяют отдать абсолютное предпочтение ни одной из них.  
 
В совокупности, эти определения достаточно полно и однозначно (разумеется, пока еще только на прикладном уровне) выделяют из всевозможного многообразия существующих в современном социальном обществе взаимоотношений те социальные явления, взаимоотношения и процессы, которые можно выделить в отдельную группу с условным названием «информационная война». Эти определения не только наполняют термин «информационная война» конкретным смыслом и содержанием, но и подчеркивают, что взгляды научного сообщества на информационную войну, агрессию и противоборство еще не сформированы окончательно, все существующие термины и понятия еще не прошли проверку временем и находятся в состоянии динамичного развития, совершенствования и корректировки, что, возможно, в недалеком будущем приведет к появлению совершенно иной базовой терминологии.  
 
Один из видных отечественных специалистов в области информационного противоборства доктор технических наук В. И. Цымбал отмечает, что нет смысла копировать любую концепцию информационной войны. В концепцию ИВ Минобороны и спецслужб должны быть включены требования Конституции Российской Федерации, ее основные законы, специфические особенности современной экономической ситуации в России, задачи вооруженных сил и органов безопасности. По мнению Цымбала, информационная война имеет широкий и узкий смысл. В широком смысле информационная война есть один из способов противостояния между двумя государствами, которое осуществляется главным образом, в мирное время, где объектом воздействия являются наряду с вооруженными силами и гражданское население, общество в целом, государственные административные системы, структуры производственного управления, наука, культура и т. д. В узком смысле информационная война есть один из способов боевых действий или непосредственной подготовки к ним, имеющий целью достичь подавляющего преимущества над противником в процессе получения, обработки, использования информации для выработки эффективных административных решений, а также успешного осуществления мероприятий по достижению превосходства над противником на этой основе [8].  
 
Видный ученый В. С. Пирумов, являющийся одним из авторитетных специалистов в этой области, определил информационную войну как новую форму борьбы двух и более сторон, которая состоит в целенаправленном использовании специальных средств и методов влияния на информационные ресурсы противника, а также защиты собственного информационного ресурса для достижения назначенных целей. По его мнению, в мирное время информационная война носит преимущественно скрытый характер. Ее основным содержанием является ведение разведывательных и политико-психологических действий по отношению к противнику, а также осуществление мероприятий по собственной информационной безопасности.

В угрожаемый период, как полагает В. С. Пирумов, появляются дополнительные задачи, решаемые в  интересах обеспечения требуемой  эффективности планируемых боевых действий. К особенностям ведения  информационной войны в этот период можно отнести предельную ограниченность в использовании сил и средств  ИВ; соблюдение существующих норм международного права (например, запрет радиоэлектронного  подавления определенных частот и систем, предусмотренных Уставом Международного союза электросвязи и Регламентом  радиосвязи) и т. д. С началом военных  действий силы и средства информационной войны решают такие задачи, как  массированное воздействие на информационный ресурс противника и предотвращение снижения боевых возможностей своих сил; проведение мероприятий по снижению уровня морально-психологической устойчивости войск противника и обеспечение нейтрализации информации, воздействующей на морально-психологическое состояние своего личного состава; ведение разведывательной деятельности и обеспечение скрытности важнейших мероприятий своих войск и т. д. [9]  
 
Видный военный ученый Комов С. А. определяет ИВ в военное время как комплекс информационной поддержки, информационных контрмер, мер информационной защиты, предпринимаемых в соответствии с единым планом и нацеленных на достижение и поддержание информационного превосходства над противником во время боевых действий. Комов С. А. полагает, что для вооруженных сил понятие информационной войны имеет четыре основных аспекта: определение мер для получения информации о противнике и условиях боя (средства РЭБ, погода, инженерное оборудование и т. д.), для сбора информации о своих и взаимодействующих войсках; определение мер по блокированию процесса сбора противником информации о наших войсках, планирование мер по дезинформации на всех этапах боевых действий; осуществление мероприятий по организации взаимодействия с другими воинскими контингентами, участвующими в конфликте и т. д. [10]  
 
Тем не менее, ни одно из существующих на сегодня определений информационной (информационно-психологической) войны не позволяет выделить из всего многообразия акций, мероприятий, операций информационно-психологического воздействия те из них, которые представляют высшую степень опасности для государства и общества и вполне справедливо могут быть отнесены к категории военных действий [1, с. 16].  
 
В частности, видный ученый, доктор технических наук профессор С. П. Расторгуев определяет понятие информационной войны как «открытые и скрытые целенаправленные информационные воздействия информационных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере» [11]. Прекрасное определение, в котором верно указаны два основных признака информационной войны. Во-первых, основной задачей информационной (информационно-психологической) войны на тактическом уровне является получение определенного материального выигрыша (преимущества), при этом в процессе информационной войны одни участники противоборства эти преимущества получают, а другие их утрачивают. Для тех, кто преимущества утрачивает, эти потери могут служить количественным выражением материального ущерба, нанесенного войной. Во-вторых — информационная война осуществляется в результате использования открытых и скрытых информационных воздействий.  
 
Однако, пристально рассматривая определение информационной войны, данное С. П. Расторгуевым, нетрудно установить, что под него подпадает практически любая акция, мероприятие или операция информационно-психологического воздействия.  
 
Таким образом, использование многих наиболее распространенных в научной литературе определений информационной войны для оценки степени опасности выявляемых негативных информационно-психологических явлений и процессов требует дополнительного уточнения или дополнения этих формулировок рядом признаков и деталей, присущих только акциям, мероприятиям и операциям информационно-психологической войны. Одним из таких признаков, на наш взгляд, может служить факт применения информационного оружия. Другим признаком информационно-психологической войны может служить особая, характерная только для войны, организационная форма реализации намерений — тайные операции.  
 
Несмотря на многочисленные работы, посвященные тематики информационной войны, ее информационно-психологическая составляющая остается практически неисследованной. Изучение глубинных процессов и закономерностей развития системы информационно-психологических отношений современного информационного общества требует разработки ясной и стройной теоретической концепции информационно-психологической войны, в которой раскрывались бы цели, задачи, принципы, закономерности, сущность и содержание информационного противоборства, осуществляемого в форме информационных и информационно-психологических операций. Безусловно, в такую концепцию кроме основных разделов, посвященных характеристике среды проведения операций информационно-психологической войны, сущности и содержания информационной войны, психологической войны, информационно-психологических операций должна войти методика аналитической реконструкции замысла, целей, задач, этапов и структурных элементов тайной информационно-психологической операции по ее внешним признакам, следам и проявлениям.  
 
Тайные информационно-психологические операции на первый взгляд поражают разнообразием тактических приемов использования широкого спектра средств, форм и методов информационно-психологического воздействия на систему социальных отношений государства, индивидуальное и массовое сознание гражданского общества, на систему государственной власти. Может показаться, что каждая операция неповторима и требует отдельного (индивидуального) описания и научного рассмотрения в качестве объекта исследования. Действительно, внутренняя структура тайных операций информационно-психологической войны может быть достаточно сложной, а технологии синтеза и организации структуры тайной операции из отдельных элементов информационно-психологического воздействия могут представлять государственную тайну. Тем не менее, методика проведения научных исследований требует существование способа универсального формализованного представления структуры любой тайной операции в виде совокупности конечного числа элементов, объединенных прямыми и обратными связями, вытекающими из целей, задач тайной операции и совокупности взглядов ее руководства на способы достижения этих целей.  
 
Одним из возможных способов построения «атомарной» модели тайной информационно-психологической операции, по мнению авторов, может быть выделение шести разновидностей информационно-психологического воздействия — дезинформирования, манипулирования, пропаганды, лоббирования, управления кризисами и шантажа — в отдельную группу основных составляющих тайных операций информационно-психологической войны и принятие в качестве постулата утверждения о том, что все тайные операции информационно-психологического воздействия представляют собой различные комбинации этих шести основных элементов, объединенных общим замыслом, целями, задачами и идеологией.  
 
В силу дискуссионности понятия «информационная война» и общей неоднозначности его толкования одной из важнейших теоретических проблем изучения процессов зарождения и развития конфликтов в сфере информационно-психологических отношений является определение того момента, когда обычная, заурядная конкуренция превращается в агрессию, а агрессия — в войну. Всем трем формам информационно-психологических отношений (конкуренция, агрессия, война) соответствуют свои адекватные внешней степени опасности системы методов противодействия, предполагающие различную тактику организации противодействия с использованием умеренных, интенсивных или радикальных методов разрешения политических противоречий, использование для отражения враждебных посягательств различных по своей численности и составу сил и средств, в том числе — в случае войны — использование информационного оружия и обычных вооруженных сил государства. В сфере информационно-психологических отношений определить, что в отношении тебя противник ведет именно информационно-психологическую войну, а не что-либо другое, очень трудно — в силу латентности возникновения и протекания информационно-психологических процессов информационно-психологическая война может вестись и в мирное время без официального объявления и разрыва дипломатических отношений, может также вестись «под чужим флагом» — от имени другого государства или анонимно, а государство, подвергнувшееся нападению, может даже некоторое время не знать о том, что оно стало жертвой агрессии.  
 
В силу этих причин для организации эффективной государственной системы противодействия акциям, мероприятиям информационно-психологической агрессии, операциям информационно-психологической войны и определения адекватной степени внешней опасности формы государственного реагирования (противодействия) в каждом конкретном случае внешней агрессии необходимо решить следующие задачи:  
 
1. Провести классификацию всех разновидностей организованного внешнего информационно-психологического воздействия, применяемого иностранными государствами и другими участниками информационного противоборства в агрессивных целях, разделив эти формы и разновидности на несколько категорий по избранным критериям, — например, по степени опасности для личности, общества и государства, по степени наносимого ущерба национальным интересам, государственной и общественной безопасности, психическому здоровью населения, по масштабам агрессии и т. д. — в целях определения адекватных мер и организационных форм противодействия для каждой выделенной в процессе классификации категории агрессии.  
 
Одним из возможных вариантов такого разделения может стать разделение применяемых в информационном противоборстве организованных агрессивных информационно-психологических воздействий на следующие категории:  
 
  ° информационно-психологическую борьбу низкой степени агрессивности, к которой можно отнести, например, деятельность иностранных государств и иных участников информационного противоборства по созданию условий для побуждения органов власти к совершению деяний, выгодных для внешнего источника информационно-психологического воздействия (так называемое скрытое управление);  
 
  ° информационно-психологическую агрессию;  
 
  ° информационно-психологическую войну, отнеся к категории войны наиболее опасные акции, мероприятия, операции агрессивного информационно-психологического воздействия.

В рамках этой классификации  такой вид комплексного воздействия  как информационно-психологическая  экспансия не является отдельным  самостоятельным видом информационно-психологической  борьбы и относится авторами к  средствам создания благоприятных  условий для организации скрытого управления.  
 
Такое разделение, впрочем, не претендует на полноту и может быть дополнено другими промежуточными категориями. В случае использования данной схемы разделения организованных агрессивных информационно-психологических воздействий на категории по степени социальной опасности необходимо четко и однозначно определить понятия информационно-психологической экспансии, информационно-психологической агрессии, информационно-психологической войны, не позволяющие относить одну и ту же агрессивную акцию (мероприятие, операцию) одновременно к нескольким категориям.  
 
2. Для каждой категории агрессивных информационно-психологических воздействий необходимо определить конечный набор признаков, позволяющих отнести любое выявленное информационно-психологическое воздействие к одной из таких категорий и тем самым определить степень ее социальной опасности.  
 
3. В соответствии с установленной степенью социальной опасности выявленных акций, мероприятий, операций информационно-психологических воздействия, относимых к выделенным раннее категориям, необходимо для каждой такой категории (группы) определить адекватную этой опасности общегосударственную систему мер противодействия использованию иностранными государствами и другими субъектами геополитической конкуренции данных информационно-психологических воздействий в политических целях.  
 
Противодействие операциям информационно-психологической войны и иным враждебным акциям может включать в себя не только прямую борьбу с силами и средствами агрессора, но и уничтожение, подавление, нейтрализацию или локализацию источников информационно-психологической агрессии. В этом случае неразработанной научной проблемой остается определение, классификация и типология источников информационно-психологической агрессии, в том числе — источников ее вооруженной формы — информационно-психологической войны.  
 
В отношении правового обеспечения деятельности государства по организации системы противодействия акциям информационно-психологической агрессии и операциям информационно-психологической войны совершенно неразработанной остается проблема уголовно-правовой и криминологической характеристики операций информационно-психологической войны — как сложных операций, к которым относятся, например, некоторые пиар-компании или некоторые компании по организации и проведению выборов, так и относительно простых и условно неделимых основных составляющих этих операций, таких, например, как дезинформирование, манипулирование, лоббирование, пропаганда или управление кризисами. Отсутствие юридической квалификации этих деяний не позволяет использовать в полной мере действующее уголовное законодательство в целях пресечения агрессивного информационно-психологического воздействия.  
 
В отношении правового обеспечения деятельности органов государственной власти, участвующих в информационном противоборстве, неразработанными остаются следующие проблемы:  
 
  ° отсутствуют нормы федерального законодательства, дающие юридическую квалификацию, уголовно-правовую и криминологическую характеристику акциям (мероприятиям) информационно-психологической агрессии и операциям информационно-психологической войны, относящие их к противоправным деяниям, устанавливающие степень их социальной опасности и объем ответственности физических лиц за организацию, подготовку, исполнение и пособничество в совершении этих деяний;  
 
  ° отсутствуют нормы международного права, устанавливающих международную ответственность государств-инициаторов информационно-психологической агрессии;  
 
  ° отсутствуют исследования в отношении определения перечня и составов правонарушений, связанных с организацией, подготовкой и исполнением акций (мероприятий) информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны;  
 
  ° отсутствуют механизмы проведения следствия и судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, связанных с акциями (мероприятиями) внешней информационно-психологической агрессии и операциями информационно-психологической войны, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий;  
 
  ° отсутствуют нормативные правовые акты, определяющие организацию следствия и судебного разбирательства по фактам организации, подготовки и проведения (участия) акций, мероприятий, операций информационно-психологической агрессии и войны, разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и порядок включения соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной службе.  
 
В настоящей статье мы постарались внести некоторую ясность в сложившуюся на сегодняшний день ситуацию с существованием множества различных, во многом — противоречивых [1, c. 14], мнений в отношении характера информационно-психологической войны и ее организационной формы — тайных операций, характера информационного противоборства и информационной политики в условиях информационно-психологической войны, а также принципов формирования политики государства в особых, экстремальных, условиях. В дальнейшем под особыми условиями мы будем понимать угрозу использования иностранными государствами и иными субъектами информационного противоборства арсенала сил, средств и методов информационно-психологической войны в политических целях [1], [12].

Основные  положения концепции информационного  противоборства и государственной  информационной политики в особых условиях.

Информационное  противоборство [1] — соперничество социальных систем в информационно-психологической сфере по поводу влияния на те или иные сферы социальных отношений и установления контроля над источниками стратегических ресурсов, в результате которого одни участники соперничества получают преимущества, необходимые им для дальнейшего развития, а другие их утрачивают.  
 
Цель информационного противоборства — обеспечение национальных интересов в информационно-психологической сфере. Одним из важнейших национальных интересов является обеспечение информационно-психологической безопасности государства.  
 
Основные способы достижения целей информационного противоборства:  
 
  ° информационно-психологическое превосходство (доминирование);  
 
  ° асимметричный ответ на внешние воздействия более сильных субъектов информационного противоборства.

Основные способы  достижения информационно-психологического превосходства:  
 
  ° скрытое управление деятельностью органов власти государства-конкурента, информационными (информационно-психологическими) процессами, определяющими облик системы общественных, политических, экономических, духовных отношений государства-соперника;  
 
  ° информационно-психологическая агрессия;  
 
  ° информационно-психологическая война.

Основные принципы информационного противоборства:  
 
  ° информационная асимметрия;  
 
  ° информационное доминирование;  
 
  ° скрытность, латентность процессов информационно-психологической борьбы;  
 
  ° внезапность нападения на противника;  
 
  ° принцип обеспечения стратегического баланса сил в информационно-психологическом пространстве, рассмотрение стратегического баланса (не исключающего возникновение конфликтов и источников информационно-психологической агрессии, а всего лишь следящего за тем, чтобы одни вектора агрессии компенсировались другими векторами агрессии) в качестве основной формы мирного сосуществования конкурирующих субъектов;  
 
  ° использование отсутствия четких юридически закрепленных в международных и национальных правовых нормах определений информационно-психологической агрессии и информационно-психологической войны в целях развязывания вооруженной агрессии и нанесения ущерба национальным интересам противников в мирных условиях;  
 
  ° ничем не ограниченное массированное использование всех имеющихся сил и средств информационно-психологического нападения («война без правил»), в том числе — средств психологического воздействия, представляющих особую опасность, действие которых не исчезает с прекращением агрессии;  
 
  ° принцип возможности сочетания информационно-психологической борьбы, ведущейся участником борьбы в составе коалиции, с информационно-психологической борьбой, ведущейся этим же членом коалиции против других ее членов в отношении достижения тех или иных частных преимуществ.  
 
Под скрытым управлением информационно-психологическими процессами, определяющими облик системы общественных, политических, экономических, духовных отношений геополитического субъекта, понимается деятельность по созданию условий, побуждающих государственную власть данного субъекта геополитической конкуренции к тем или иным действиям не столько в собственных, сколько — в чужих интересах.  
 
Организация скрытого управления системой социальных и политических отношений в информационно-психологическом пространстве государства-конкурента включает в себя четыре основных задачи:  
 
  ° создание благоприятных внешних и внутренних условий для введения в действие механизмов скрытого управления;  
 
  ° комплекс мер по активизации позиции государства-конкурента (в лице его органов власти, местного самоуправления, общественных организаций) в отношении решения вопроса (или группы вопросов) в контексте, выгодном для государства-источника скрытых управляющих воздействий;  
 
  ° побуждение государства-конкурента, имеющего активную позицию в отношении путей решения вопроса, интересующего государство-источник скрытых управляющих воздействий, к совершению действий, выгодных для этого источника внешнего управления;  
 
  ° создание в информационно-психологическом пространстве системы органов власти и управления государства-конкурента атмосферы недоверия, настороженности и враждебности по отношению ко всем остальным направлениям, предложениям и вариантам решения данного вопроса.

Основными методами создания благоприятных условий  для скрытого управления информационно-психологическими процессами являются:  
 
  ° информационная (информационно-психологическая) зависимость государства-конкурента от непрерывного поступления внешних информационных ресурсов и технологий из информационно-психологического пространства государств-доноров;  
 
  ° дезориентация государственной информационной политики;  
 
  ° дестабилизация ситуации внутри государства (геополитического субъекта) с целью навязывания внешнего антикризисного управления;  
 
  ° информационно-психологическая экспансия — деятельность по достижению национальных интересов методом бесконфликтного проникновения в сферу социальных и духовных отношений общества с целью постепенного, плавного, незаметного для общества изменения системы социальных отношений по образцу системы источника экспансии, вытеснения положений национальной идеологии и национальной системы ценностей и замещение их собственными ценностями и идеологическими установками, увеличения степени своего влияния и присутствия, установления контроля над стратегическими ресурсами, информационно-телекоммуникационной структурой и национальными средствами массовой информации (СМИ), наращивание присутствия собственных СМИ в информационной сфере объекта проникновения.  
 
Дестабилизация ситуации внутри государства — деструктивная деятельность с целью создания условий для возникновения социальной напряженности и инициирования множественных локальных информационно-психологических конфликтов вносящих элементы хаоса в структуру национального информационно-психологического пространства, приводящих к разрушению отдельных элементов системы регулирования общественных отношений, к разрыву внутренних прямых и обратных связей, нарушению и парализации деятельности отдельных элементов информационно-психологического пространства, переброске информационных ресурсов с ключевых направлений развития общества на второстепенные и отвлечению основных сил общества на негодный объект, что создает благоприятные условия для навязывания внешнего антикризисного управления. Одной из основных задач использования возможностей скрытого управления в агрессивных целях является создание условий для развязывания информационно-психологической агрессии или войны.  
 
Информационно-психологическая агрессия — действия, направленные на нанесение противнику конкретного, осязаемого ущерба в отдельных областях его деятельности.  
 
Признаки информационно-психологической агрессии:  
 
  ° ограниченное и локальное по своим масштабам применение силы;  
 
  ° исключение из средств информационно-психологического воздействия наиболее опасных видов, не позволяющих надежно контролировать размеры наносимого ущерба — информационного оружия);  
 
  ° ограничение размеров пространства, объектов информационной инфраструктуры и социальных групп, подвергающихся поражению информационно-психологическим воздействием (агрессия затрагивает не все информационно-психологическое пространство государства-жертвы, а только его часть), ограничение по целям (преследует локальные, частные цели) и времени (как правило, агрессия прекращается после полного достижения агрессором всех поставленных конкретных целей и редко принимает затяжной характер), а также по привлекаемым силам и средствам.  
 
Информационно-психологическая война — открытые и скрытые целенаправленные информационные воздействия социальных, политических, этнических и иных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере, направленные на обеспечение информационного превосходства над противником и нанесения ему материального, идеологического или иного ущерба [3].  
 
Информационно-психологическая война в качестве вооруженной формы информационно-психологической агрессии является крайней формой разрешения противоречий в информационном обществе.  
 
В информационной (информационно-психологической) войне информационная борьба ведется враждующими сторонами в форме проведения тайных информационно-психологических операций с применением информационного оружия.  
 
Признаки информационно-психологической войны:  
 
  ° деятельность с целью нанесения ущерба государственным интересам;  
 
  ° тайные информационно-психологические операции как организационная форма такой деятельности;  
 
  ° применение информационного оружия.

Информация о работе Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны