Дизайн газетного номера

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Роль средств массовой информации в конце тысячелетия необыкновенно возросла. Газетный рынок, как, впрочем, и иной другой, постоянно расширяется, меняется, следуя за потребностями аудитории. Но и ширится поток электронной информации: телевидение и Интернет обрушивают на потребителей лавину картинок - ярких, подвижных, звучащих. Бумажные средства массовой информации воюют на несколько фронтов.

Работа содержит 1 файл

Вся работа!.docx

— 65.30 Кб (Скачать)

 

    1.2  Модель содержания

В газете «Аргументы и факты» целая система иерархии рубрик. Самыми главными являются 5 основных постоянных рубрик издания:

- Главное

- Здоровье

- Реклама

-Свободное время

- Вопрос - Ответ

В газете «Аргументы и факты» существуют следующие  тематические  рубрики:

- Политика.

- Личность 

- Власть

- Аналитика

- Зарубежье

- Гость номера

-Проблема

- Общество

-Память

- Правильное питание

- Красота

- Спорт

- Лица

- Спорт

-  На отдыхе

- Судьбы

Так же в данном издании  присутствуют рубрики, присущие только этому изданию, например, такая рубрика  как «Акция АиФ». Ни в каком другом издании эта рубрика присутствовать не может.

     Некоторые главные рубрики в «АиФ» делятся на более мелкие, так называемые служебные рубрики, например главная рубрика «Свободное время» , включая в себя тематическую рубрику «Социум», имеет еще более мелкую подрубрику : «Внимание». Или так же в тематической рубрике «Градусник» есть более мелкая подрубрика: «С праздником».

Таким образом, газета стремится  охватить практически все наиболее существенные области жизнедеятельности. Почти в каждом номере присутствуют статьи на важные политические темы, практически  в каждом номере печатаются интервью  с различными известными людьми. Рубрика  «Здоровье», занимающая 4 полосы в издании  так же содержит немаловажные материалы  для читателя.

 

   1.3 Верстка

Связь между полосами в  «АиФ» подчеркивается единством  стиля их оформления. Это проявляется, например, в общем формате всех полос, в постоянном, стандартном  для данной газеты, количестве текстовых  колонок на полосе, в общих для  всех полос особенностях технического оформления.

Данной газете присуща  пятиколонная верстка, она имеет привлекательный внешний вид. У нее свои выигрыши, по сравнению с шести и восьмиколонной версткой полосы: увеличенные межколонные пробелы позволяют свободно маневрировать линейками, другими наборно-графическими элементами и т.д.

По конфигурации материалов в «АиФ» преобладает прямая верстка. Колонки имеют строго прямоугольную  форму, по соотношению высоты и ширины колонок –вертикальная верстка, высота колонок преобладает над их шириной. Это обеспечивает удобочитаемость материала и более приятно глазу читателя, но все же есть и противоположные типы верстки, встречающиеся в данном издании. Например, ширина колонок не везде одинакова. На одной полосе могут встретиться колонки разной ширины на одной полосе издания. Так же изредка встречается ломаная верстка, которая придает изданию большую динамичность и развернутость модели.

На всех страницах газетного  номера, кроме первой, ставится колонтитул, куда входят название газеты, дата ее выхода, номер страницы. Иногда указывают  и номер выпуска.

 

     1.4 Первая полоса издания

Внешний вид газеты - продуманное  соединение текста с визуальными  элементами: шрифтом, фотографией, цветными иллюстрациями, информационной графикой – привлекает  читателей и  позволяет передать информацию наиболее эффективно. На первой странице издания каждый элемент приобретает особое звучание. Минус первой полосы данного издания только один, фотографии анонсов, помещенные в верхнюю часть полосы, перекрывают название самой газеты. На первой полосе представлено все то что может заинтересовать читателя в номере. На первой странице представлено одно большое новостное фото и анонсы материалов с указанием страниц. Так же на первой полосе данного издания располагается своего рода содержание всего номера, не сопровождающееся иллюстрациями. Оно помещено под служебной рубрикой: «В номере:»

   Еще следует заметить, что в данном издании на  первой полосе помещается статья, под служебной рубрикой «Перво - наперво». Первая полоса издания выполнена в цвете.

 

 

 

 

 

     1.5 Колонтитул

Колонтитул оформлен верхней  строкой, которая размещается над  полосой на весь ее формат и отбивается снизу от текста газеты прямой линейкой. У наружного края линейки стоит  номер страницы, у внутреннего  края распологается назваение рубрики, что говорит об особенности и индивидуальности оформления данной газеты. Между ними, на середине формата полосы, помещено заглавие главной тематической рубрики.

 

 1.6 Иллюстрации

Газета использует большое  количество иллюстраций напрямую связанных  с текстом. На полосе встречается  от 1 до 11 иллюстраций на одной полосе.  В основном это фотоиллюстрации, оригиналы которых получают с  помощью фотоаппарата. Это репортажные  снимки и фотопортреты, фотонатюрморты, фотопейзажи.Важнейшую роль в этой газете играет репортажный снимок, на котором запечатлен момент, связанный с определенной ситуацией. Такой снимок показывает то, что было в действительности  и именно такие снимки в первую очередь заинтересовывают читателя. Что же касается верстки, относительно иллюстраций на полосе то в этом издании представлен весь перечень возможных вариантов:

- открытая – изображения размещаются вверху, внизу полосы, обычно они достаточно крупного размера и представляют собой репортажные снимки. Такой размер обуславливается тем, чтоб показать читателю все наглядно и до мельчайших деталей.

- закрытая – изображения размещаются внутри текста и соприкасаются с текстом двумя или тремя сторонами.

- глухая – изображения  размещаются внутри текста и  соприкасаются с ним всеми  четырьмя сторонами;

- вразрез – Фотография  делит текст на части. Такая  верстка иллюстраций очень удобна. Читателю не нужно далеко уводить  глаза, чтоб увидеть изображение,  напрямую связанное с текстом. 

- в оборку – иллюстрация  в углу, которую с двух сторон  огибает текст, такая верстка  в данном издании встречается  довольно часто.

 

 

      1.7 Особенности оформления

Под оформлением понимается, прежде всего, процесс, а под дизайном - результат. Дизайн - разновидность  художественно-проектной деятельности, и вторая - проектная  - составляющая здесь является обязательной и едва ли не важнейшей. Мы рассматриваем двух родственных понятий -  “ оформление газеты ” и “дизайн газеты ”, и используем их в качестве синонимов, но все же подчеркивает некоторые  различия. Если оформление может быть непродуманным, нелогичным, неэстетичным, неряшливым, то дизайн -никогда, поскольку для него “характерно моделирование предмета, художественно-графическое проектирование его, что позволяет проверять, предлагать и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргонометрических, антропометрических и других решений”.Газетный дизайн должен быть сначала функциональным, но в его четкости, разумности, простоте проявляется и его особенная красота.

Дизайн газеты «Аргументы и факты» - своеобразная визитная карточка издания. Именно с внешнего вида начинается знакомство читателя с газетой. По ее оформлению он сам может судить о  том значении, которое редакция придает  конкретному сообщению. Если же читатель знает, как обычно газета подает аналогичные  материалы, то определит и значение события, отраженного в данной публикации, - иными словами, облик издания  может служить средством ориентации читателя в событиях современности.

Рассматривая проблему единства содержания и формы газеты, автор  акцентировал внимание на оформлении как важнейшем этапе формирования данного типа издания.  Закрепить внутреннюю и внешнюю форму газеты на определенный период времени призвана композиционно-графическая модель. Способствуя упорядочению “лица” той или иной газеты, «Аргументы и факты» в то же время оставляет немало простора и для импровизационных творческих поисков оформителей (компоновка отдельного материала, разверстка элементов заголовочного комплекса, фотографий и фотоблоков и др.).

Дизайнер газеты призван  не столько выражать свои эстетические представления о мире, сколько стимулировать один из социальных процессов потребления - процесс восприятия газетной информации.

 

 

§2 Дизайн газеты «Караван - рос»

 

2.1 Тематическая концепция газеты «Караван - рос»

«Караван - рос» -  общественно-политическая еженедельная ярославская газета. Издание  выходит на 32 полосах тиражом, в  среднем, 12 850 экземпляров. Читательскую аудиторию, прежде всего, составляют: правительство города, местные чиновники, сельские и городские жители Ярославля – достаточно образованные обыватели, озабоченные проблемами региона. Среди них - рабочие, творческая и техническая интеллигенция, деловые люди, политики и работники сферы управления. Тематика газеты - освещение событий Ярославля и Росcии. Обзор вопросов бизнеса и экономики, событий культурной и спортивной жизни.

 

2.2 Модель содержания

     В ярославском  еженедельнике, по сравнению с центральной газетой «Аргументы и факты» не такая  сложная система рубрикации, тут дело обстоит намного проще и понятнее. Рассмотрим  основные рубрики этого издания:

Самое большое количество полос занимает главная тематическая рубрика - «События», она занимает в  издании 8 первых полос. Так же, к  ней прилагаются несколько служебных  рубрик, тем самым помогая читателю ориентироваться в материале  данной рубрики. Это такие рубрики  как:

- Личный взгляд

- Общество

- Происшествия

- Спорт

- Страна

Следующие служебные рубрики, встречающиеся в данном издании:

- Справочная

- Наши деньги

К новому 2012 году в издании  появилась такая служебная временная  рубрика,  как «Встречаем 2012 год».

Так же в издании присутствуют следующие рубрики:

- Здоровье

- Авто

- Жизнь

- Линия судьбы

- Гость с экрана

- Интим

- Шутки

- Реклама

- Объявления и реклама

- P.S.

В данных рубриках освещаются те события, которые произошли в городе, касающиеся непосредственно самого названия рубрики. Такое именование рубрик очень удобно для читателя, ему не составит труда найти нужную информацию.

 

 2.3 Верстка

В отличие от «Аргументов  и фактов»,  «Караван - рос» использует шестиколонную верстку, невзирая на свой меньший размер. Преимущества такой верстки очевидны: во-первых, при шестиколонной верстке и наборе текста на 2 1/4 квадрата экономится газетная площадь (по сравнению с набором 2 1/2 квадрата), во-вторых, появляется гораздо больше вариантов композиционного размещения материалов – макеты не повторяются, что, естественно, оживляет газетные полосы, делает их привлекательными. Но шестиколонная верстка сама по себе не дает преимуществ, их надо находить.

Связь между полосами так  же подчеркивается единством стиля  их оформления. Это проявляется, например, в общем формате всех полос, в  постоянном, стандартном для данной газеты, количестве текстовых колонок  на полосе, в общих для всех полос  особенностях технического оформления.

По конфигурации материалов в «Караван - рос»  так же преобладает  прямая верстка. Колонки имеют строго прямоугольную форму, по соотношению  высоты и ширины колонок – вертикальная верстка, высота колонок преобладает  над их шириной. Это обеспечивает удобочитаемость материала и  более приятно глазу читателя, как уже говорилось выше. Так же в данном издании присутствует и  ломаная верстка, колонки имеют  форму лестницы, это придает полосе интересность и динамичность. На одной  полосе могут встретиться колонки  разной ширины. Так же данное издание  использует линеечную верстку, с  такой версткой достаточно удобно, она направляет глаз читателя, создает  полосе определенный ритм. Линейки  в данном издании несут в себе не только разделительную, но и указательную, выделительную функции.

 

 

2.4 Первая полоса издания

Первая страница газеты представляет собой сжатый обзор наиболее важных новостей данного выпуска. Функция  любой газеты – прежде всего информировать, и она наиболее отчетливо проявляется при формировании первой полосы. Огромное значение при формировании дизайна газеты имеет читательская аудитория, ведь именно с учетом ее потребностей оформляется первая полоса газеты. Она привлекает внимания потенциального читателя своей красочностью и наглядностью, большая фотография, практически на всю полосу, дает возможность привлечь внимание большего количества читателей. Обилие текста и небольшое фото в центре делают первую полосу похожей на любую другую. Первая полоса издания достаточно живая и привлекательная, с помощью ее  читателю дают представление обо всем, что может заинтересовать его в номере. Огромное место в оформлении первой страницы газеты играют анонсы. Анонсы данного издания сдержанны, информативны и наглядны. Небольшая сюжетная фотография украшает анонс, но при своем малом размере обостряет вопрос качества. Несомненное преимущество анонса - в его модульном характере и полной свободе передвижения по полосе. Анонсов в данном издании не много всего 3- 4, цветовая подложка присутствует. Также на первой полосе помещается анонс главной статьи номера, он занимает почти 2/3 первой полосы.  Первая полоса издания выполнена в цвете.

 

 2.5 Колонтитул

Колонтитул так же  верхней строкой, которая размещается  над полосой на весь формат  и  отбивается снизу от текста газеты прямой жирной линейкой. У наружного  края линейки стоит  номер страницы, у внутреннего края, в отличие  от «АиФ»  — дата выхода (число, месяц, год) и номер выпуска. Между ними, на середине формата полосы, помещено название рубрики.

Информация о работе Дизайн газетного номера