Дизайн газетного номера

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Роль средств массовой информации в конце тысячелетия необыкновенно возросла. Газетный рынок, как, впрочем, и иной другой, постоянно расширяется, меняется, следуя за потребностями аудитории. Но и ширится поток электронной информации: телевидение и Интернет обрушивают на потребителей лавину картинок - ярких, подвижных, звучащих. Бумажные средства массовой информации воюют на несколько фронтов.

Работа содержит 1 файл

Вся работа!.docx

— 65.30 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

       Роль средств массовой информации в конце тысячелетия необыкновенно возросла. Газетный рынок, как, впрочем, и иной другой, постоянно расширяется, меняется, следуя за потребностями аудитории. Но и ширится поток электронной информации: телевидение и Интернет обрушивают на потребителей лавину картинок - ярких, подвижных, звучащих. Бумажные средства массовой информации воюют на несколько фронтов. Не раз приходилось слышать мнение, что оформление издания - дело второстепенное и далеко не всегда новации здесь полезны, поскольку могут нарушить устоявшиеся отношения с читателями, учредителями. В первую очередь обновляться надо потому, что жизнь не стоит на месте и, следуя за прогрессом, за теми же электронными СМИ, меняется, а значит содержательное наполнение газет подвержено динамике.

      В первую очередь обновляться надо потому, что жизнь не стоит на месте и, следуя за прогрессом, за теми же электронными СМИ, меняется, а значит содержательное наполнение газет подвержено динамике. Одной из важных характеристик газетного номера является его дизайн (от англ, design – чертеж, рисунок, проект). Это понятие и термин вошли в редакционную практику лишь недавно. До этого журналисты говорили о внешнем «лице» газеты, о ее верстке и оформлении, художественно-полиграфическом исполнении номера. Термин «дизайн» употребляли лишь по отношению к материальным объектам – мебели, автомобилям и др. Однако с изменениями требований, предъявляемых газете, в круг ее характеристик вошел и дизайн. Казалось бы, дизайн периодических изданий в век информационных технологий утратил свое значение. Люди ценят факты, а не дизайн в периодических изданиях. Такое утверждение не совсем верно. Дизайн периодических изданий – это процесс визуализации информации. Человек понимает не только тексты, но и образы, знаки, символы. Понятие дизайна шире понятия внешнего «лица» газеты. Оно охватывает не только графическую характеристику номера, связанную с его полиграфическим исполнением. В него вошел ряд характеристик, совокупность которых во многом определяет уровень отношений, возникающих между газетой и ее читателями, возможности влияния газеты на её аудиторию, конкурентоспособность газеты на информационном рынке. Как справедливо заметили исследователи особенности газетного дизайна, он складывается под воздействием ряда формообразующих факторов. Один из них – эстетический фактор, определяемый внешней привлекательностью газеты, соответствием ее внешнего облика содержанию ее номеров. Заметим, что эстетика газеты играет немалую роль в привлечении внимания ее читателей и для его закрепления в процессе ознакомления с номером. Некоторые стороны эстетической характеристики газеты получают экономическое значение, влияя на уровень ее конкурентоспособности на рынке периодических изданий. Привлекая внимание читателей ярким оформлением номера, броскими заголовками, продуманной подачей текстов и иллюстраций, помогают им сделать выбор и приобрести газету. Более того, от дизайна во многом зависит судьба рекламы, напечатанной в газете, привлечение к ней внимания читателей.

     Предметом данного исследования являются федеральная газета «Аргументы и факты» и региональная «Караван - Рос». Объектом –            особенности дизайна данных газет.

       Цель исследования заключается в том, чтобы выявить специфику, проанализировать и обобщить роль и место дизайна и оформления в региональной и федеральной прессе.

Для достижения ее были поставлены следующие задачи:

 

1. Рассмотреть методы оформления газет;

2. Раскрыть особенности  в оформлении газет «Аргументы  и Факты» и «Караван - рос»;

3. Сравнить особенности  данных газет, сделать выводы.

Актуальность  исследования. Тема исследования российского газетного дизайна тесно связана с бытием и развитием дизайна графического и является одной из наиболее сложных и, в то же время, недостаточно разработанных в общей теории.

     Научная новизна состоит в том, что мы рассматриваем дизайн как наиболее современную ступень прогресса в теории и практике газетного дизайна и как наиболее вероятный и востребованный путь развития российских газет в ближайшем будущем. Помимо обновления содержательной и оформительской моделей издания, было установлено, что дизайн включает в себя комплекс мероприятий по совершенствованию маркетинга и менеджмента редакции.

В процессе исследовательской  работы были применены следующие методы:

- Аналитический метод

- Аналогия

- Описание

- Сравнительный метод

- Классификация

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ I.

§1 Что такое дизайн газеты

Выясним, что понимается под формулировкой «Дизайн газеты». В своей книге «Оформление газеты и журнала: От элемента к системе. Общее и особенное в художественно-техническом конструировании изданий» С.И. Галкин отмечает, что дизайн газеты представляет собой органичное объединение ряда постоянных и обязательных компонентов. К этим компонентам он относит: размерные характеристики газеты, постоянные элементы ее номера, шрифтовое оформление газеты, ее иллюстрирование, заголовки публикаций, цветность газеты. К размерным характеристикам газеты относятся формат газеты, объем номера, количество и размер текстовых колонок на полосе номера, размер пробелов между текстовыми колонками полосы, площадь полосы номера и его емкость.[7]

 

     §2 Формат газеты

         Под форматом газеты понимают размер бумажного листа, говорит Галкин, – страницы номера, на которой помещается полоса – отпечаток размещенных на ней текстов, иллюстраций и других печатных символов. В современной отечественной прессе приняты три основных формата газеты, отмечает Галкин: большой формат А2, малый – A3 и сверхмалый – А4. Они различаются своими размерами, показанными в миллиметрах: А2 – 420 х 594 мм, A3 – 297 х 420 мм, А4 – 210 х 297 мм. Первое число показывает ширину страницы, второе – ее высоту. Газетные форматы кратны друг другу, каждый последующий в два раза меньше предыдущего. Это позволяет газетному дизайнеру при необходимости изменять форматы полос номера, объединяя две его внутренние вертикальные полосы в одну большую горизонтальную.[7]

Выбор формата газеты связан с ее типом, отмечает Л.М Ныркова в своей книге «Как делается газета». Обычно крупные общенациональные, региональные и городские ежедневные газеты выходят в формате А2. Формат A3, как правило, используют для выпуска районных и небольших городских изданий. В том же формате издают и еженедельники газетного типа. Формат А4 используют значительно реже – для выпуска ведомственных и рекламно-справочных изданий.

Формат газеты во многом определяет объем ее номера. Он связан с количеством его страниц. Оно  может изменяться в зависимости  от типа издания и периодичности  его выхода в свет – от двух до нескольких десятков страниц. Обычно чем  меньше формат газеты, тем больше страниц  в ее номере. Понятно, что чем крупнее  формат номера, тем больше его емкость  – количество его публикаций, тем  больше их величина. Это сказывается  на их характере: в крупноформатной  газете можно чаще публиковать большие  аналитические тексты и крупные  яркие иллюстрации. [15]

 

§3 Полоса газеты

Следующая ступень размерных характеристик газетного номера, которую отмечает Галкин, – его полоса. Количество полос номера, естественно, соответствует количеству его страниц. Полоса играет большую роль в процессе определения композиционной модели газеты, размещения ее материалов во времени и в пространстве, на страницах номера. Она представляет собой одну из основных форм подачи материалов, объясняет автор и дает следующие ее разновидности – тематическая, целевая, сменная. В малоформатных газетах и еженедельниках тематические полосы, наряду с подборками, являются основой организации материалов номера.

Полоса – ограниченное пространство, которое делится на колонки, дает определение Галкин. Текстовая колонка один из важнейших элементов полосы. От количества колонок и их ширины, как и от их разделения – линейками или пробелами – зависит подача материалов полосы – текстов, иллюстраций и др. Определение параметров колонок влияет на дизайн газеты, облегчая или затрудняя восприятие читателями ее публикаций. Слишком узкие колонки мешают чтению текстов, широкая колонка воспринимается легче и при необходимости выделяет своим нестандартным форматом размещенный в ней материал, отмечает автор.[7]

 

§4 Верстка

Следующий элемент дизайна, который отмечает в своей книге  Галкин это верстка.

«Важным элементом дизайна газеты является верстка ее материалов, особенности их размещения на полосах номера», - говорит он. В газетной периодике используют несколько видов верстки, различающихся своими характеристиками, уточняет автор.

 

Первая из них – форма, конфигурация материалов, представленных на полосе. Это прямая и ломаная верстка.

 

Для прямой верстки характерна строго прямоугольная форма публикации, четырехугольник, обычно вытянутый в длину или ширину, отмечает автор. Такая верстка проста, удобна, помогает быстрому выбору читателем интересующей его публикации.

При ломаной верстке публикация принимает форму многоугольника. Это, возможно, привлечет внимание читателя, но в то же время может, при усложнении формы публикации, затруднить ее восприятие, вынуждая искать продолжение и окончание текста.

 

Вторая характеристика видов верстки – соотношение высоты и ширины публикации. При горизонтальной верстке ширина текста превышает ее высоту, при вертикальной верстке – его высота превышает ширину. Для размещения большинства публикаций на полосе обычно обращаются к вертикальной верстке. Но иногда горизонтальную верстку используют для подачи на полосе блока материалов – тематической подборки.

По отношению к оси  симметрии полосы различают симметричную и асимметричную верстку. Симметричная верстка, если она не формальна, графически уравновешивая противоположные части полосы, уравнивает и их содержательную значимость. Асимметрия, благодаря своему динамизму, ярко подчеркивает главное на полосе. К первой иногда обращаются в процессе подготовки праздничных номеров или целевых полос, стремясь привлечь внимание читателей необычностью их дизайна. Подавляющее большинство газетных полос строится на основе асимметричной верстки.

Огромное значение для  обеспечения привлекательного дизайна  газеты имеет определение системы  заголовков ее публикаций и, конечно, основ  иллюстрирования ее номеров. К их особенностям мы обратимся ниже.

В поисках новых возможностей оптимизации дизайна печатных периодических  изданий специалисты, изучив зарубежный опыт, обратились к регулированию цветности газеты, отмечает Ольга Буковецкая в книге «Дизайн текста». И поныне подавляющее большинство газет в России выходит в черно-белом исполнении. Однако необходимость публикации рекламы, в которой все большую роль играет использование различных цветов, а также обновление полиграфической базы, позволяющей выпускать многоцветные издания – и не только журналы, но и газеты, дали возможность редакциям некоторых крупнотиражных ежедневных газет и еженедельников перейти к многоцветному оформлению. Сейчас на фоне множества черно-белых изданий резко выделялись многоцветные «Комсомольская правда», приложения к еженедельнику «Аргументы и факты» – «АиФ-Воскресенье» и др. Сочетание многих цветов активно используют во многих еженедельниках, выходящих большими тиражами, здесь публикуют даже многоцветные иллюстрации. Заметим, однако, что в большинстве еженедельников, избегая пестроты в оформлении, дизайнеры все же ограничиваются выделением лишь отдельных элементов – заголовков важнейших материалов или даже только брэнда – торговой марки издания.[7]

 

4.1 Колонтитул

 На всех страницах газетного номера, кроме первой, ставится колонтитул, куда входят название газеты, дата ее выхода, номер страницы. Иногда указывают и номер выпуска.[17]

   

4.2 Первая полоса газеты

Особое внимание дизайнеров привлекает первая страница газеты. Это  и понятно – от дизайна этой страницы во многом зависит конкурентоспособность  газеты. Задержит ли она внимание потенциального читателя, бросившего взгляд на витрину  газетного киоска? Или его заинтересует другое, внешне привлекательное издание? Поэтому так тщательно просчитывают все элементы этой полосы, их расположение, величину, выделение и, прежде всего  титульную, заглавную часть полосы. В нее входит название газеты, исполненное привычным для постоянного читателя газеты рисованным шрифтом и расположенное на постоянном месте – сверху над всей полосой или только над его частью. А под названием или рядом с ним размещают остальные элементы титульной части полосы – указание типа издания (городская газета, еженедельник), периодичности его выхода, даты и дня выхода, нумерации номера (в текущем году, иногда и с начала выхода газеты), нередко – рекомендуемой цены номера, а также, если газета имеет свою страницу в Интернете, указывают ее сетевой адрес. В титульную часть могут вводить и другие атрибуты[15]

Непременный элемент первой полосы газеты, говорит Галкин, – анонс (афишка) с указанием важнейших публикаций номера и их размещения на его страницах. Чтобы привлечь внимание читателя, анонс выделяют – рамкой или цветом, вводят в него рядом с названиями публикаций микроиллюстрации и т.п. [7]

 

 

§5 Система иллюстрирования номера

Наряду с текстовыми публикациями газеты печатают иллюстрации, говорит Ольга Буковецкая в книге «Основы допечатной подготовки». Они содержат визуальную информацию, воспринимаются читателями быстрее и воздействуют на них подчас сильнее текстов, отмечает она. Иллюстрации – один из элементов дизайна издания, они формируют его облик, внешнее «лицо». Их готовят специалисты – фотокорреспонденты и художники, работающие в отделе иллюстрирования газетной редакции или непосредственно под руководством ответственного секретаря.[4]

В подавляющем большинстве  газет важнейшее значение имеют  тексты, представленные в различных  жанрах публикаций разного типа. Они  занимают большую часть площади  каждого номера периодического издания. Однако без иллюстраций газетный номер будет неполноценным, –  сплошной серый текст тяжело воспринимается читателями, отмечает автор. В каждой газете необходимо установить соотношение текстовых и иллюстрационных публикаций, в соответствии с которым определяется занимаемая ими площадь и роль в номере, призывает Буковецкая. Лишь в некоторых специальных номерах газеты, выпускаемых в связи с особым поводом – праздником, юбилеем и т.п., иллюстрации могут стать основным видом публикаций. В некоторых крупных газетах – «Известия», «Время новостей» и др. – одну из последних полос последнего номера недели полностью отводят под фотоиллюстрации, показывая важнейшие события с помощью репортажных снимков.[4]

Информация о работе Дизайн газетного номера