Детские и подростковые программы на каналах Первый и Россия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Наш мир переживает очередную революцию, переход от индустриальной цивилизации, к постиндустриальной или информационной. Если охарактеризовать происходящие изменения коротко, то смысл их состоит в том, что раньше власть принадлежала тем, кто владел промышленностью и производством, а сегодня власть принадлежит тем, кто владеет информацией и может управлять информационными потоками.

Современное телевидение является самым массовым и, наверное, самым мощным инструментом для распространения информации, развлечения и образования. Телезрителю доступны десятки, а в некоторых регионах сотни каналов с очень разнообразным контентом.

Юровский А.Я. в одной из своих работ писал о телевидении: «Телевидение свободно приходит в каждый дом, человек может приобщиться к транслируемому действию, не покидая домашнего очага. Это позволяет телевидению выполнять функции, общие для всей журналистики. Но в экранном воплощении традиционные журналистские жанры <…> обладают важной особенностью: их содержание, тема и идея выражаются непосредственно авторами и героями событий, живыми людьми со всей совокупностью их личностных характеристик»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК СМИ

1.1 История становления и развития телевидения

1.2 Характеристика и типологические особенности телевидения

1.3 Функции телевидения в современном мире

1.4 Детские и подростковые программы на российском телевидении

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ ПРОГРАММ НА «ПЕРВОМ КАНАЛЕ» И «РОССИИ»

2.1 «Первый канал» и «Россия»: ведущие российские телевизионные СМИ. Характеристика и политика вещания

2.2 Структура и содержание детских и подростковых программ на «Первом канале» и «России»: обзор и типология

2.3 Проблемы социальной ответственности детского и юношеского телевидения

2.4 Перспективы развития телевидения и рекомендации по созданию детских и подростковых передач

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Детские и подростковые программы на каналах Первый и Россия_ типологические особенности.doc

— 631.00 Кб (Скачать)

 

Телеканал «Россия» также вещает круглосуточно, поэтому мы можем вычислить долю передач каждой категории и в его сетке.

Общее время вещания в неделю:

7 х 24 х 60 = 10 080 мин.

Тематическое вещание в неделю (сумма категорий):

2875 + 2750 + 1960 + 697 + 180 + 0 = 8462 мин.

Прочее (реклама, анонсы, заставки):

10080 – 8462 = 1618 мин.

Представим результаты в виде диаграммы (рис. 2.2).

 

Рис. 2.2 Распределение эфирного времени по категориям передач на телеканале «Россия» (%)

 

Здесь мы видим несколько иную картину. На первом месте, также как и на «Первом канале», находятся новостные передачи. На втором – фильмы, на третьем сериалы и лишь затем реклама, анонсы и заставки. Необходимо заметить, что «Россия» использует более продолжительные рекламные вставки во время показа фильмов и передач, поэтому их доля здесь выше. Еще один заметный факт – продолжительность детских передач здесь ниже, чем , а спортивных нет вообще.

Вещательная политика «России» в целом абсолютно аналогична политике «Первого канала». Все те же новости, фильмы, сериалы и развлекательные передачи. Времени для детских, познавательных и спортивных передач, крайне необходимых для детей, подростков и молодых людей, практически не выделяется.

Для того, чтобы наш анализ выглядел завершенным, сопоставим долю передач каждой категории на обоих каналах.

Таблица 2.3.

Распределение эфирного времени по категориям передач на телеканалах «Первый канал» и «Россия»

 

Категории передач

«Первый канал»

«Россия»

Время (мин.)

Доля

Время

(мин.)

Доля

Новости

2395

23,76%

2875

28,52%

Фильмы

2305

22,87%

2750

27,28%

Сериалы

1085

10,76%

1960

19,44%

Досуг

1650

16,37%

697

6,91%

Детские передачи

240

2,38%

180

1,78%

Спорт

50

0,49%

0

0

Прочее

2355

23,36%

1618

16,05%

 

Из таблицы видно, что доля новостных передач «России» больше аналогичной доли «Первого канала» на 5%. Похожие цифры с фильмами и сериалами. Объем развлекательных передач на «Первом канале» выше аналогичного объема на телеканале «Россия» почти на 10%. Детских передач также больше, однако речь идет о десятых долях процента. Спортивных передач на «России» нет вообще, а на «Первом канале» это нерегулярные включения трансляций соревнований, которые иногда бывают и на второй кнопке. Рекламы, заставок и анонсов на первом канале согласно таблице больше, однако мы уже обратили внимание на тот факт, что «Россия» включает во время показа передач и фильмов рекламные паузы большей продолжительности, поэтому в конечном итоге показатели примерно одинаковы.

Для сравнения представим результаты в виде сводной диаграммы, наглядно демонстрирующей различия в эфирной политике каналов.

Рис. 2.3 Распределение эфирного времени по категориям передач на телеканалах «Первый канал» и «Россия»

 

Новости на обоих каналах занимают первые позиции. Необходимо заметить, что новости демонстрируются достаточно фильтрованные, зачастую без попыток анализа ситуации, либо одностороннего анализа, не допускающего критики действующей власти. Как поясняют руководители каналов, такой подход не является навязанным извне, а объясняется исключительно самоцензурой.

На втором месте художественные фильмы. В основном это фильмы советского производства и западные картины. Современных российских фильмов либо нет совсем, либо это крайне редкие демонстрации некоторых блокбастеров, права на которые принадлежат самим каналам.

Далее следует раздел «Прочее». Еще раз заметим, мы не включили его в список категорий, так как это не тематический контент. И здесь мы видим, что объемы рекламы очень велики на обоих каналах, так как именно реклама составляет большую часть этого раздела. Ее количество составляет больше пятой части всего эфирного времени. Другими словами за час просмотра телевизора мы около 12 минут тратим на просмотр рекламы. Это характеризует политику каналов как выражено коммерческую, так как социально-ориентированные каналы имеют иную, значительно отличающуюся структуру эфирной сетки.

Сериалы на обоих каналах в основном отечественные, достаточно низкого качества. На «Первом канале» в день обычно демонстрируется не больше 3 сериалов, на «России» это число иногда доходит до 7 сериалов.

Досуговые передачи представляют собой в основном кальки с западных аналогов, иногда полностью копирующие своих предшественников, иногда адаптированных под российские реалии. Говорить о каком-либо качестве не приходится, т.к. они не являются творческими проектами и не преследуют такой цели. Немногие исключения бывают, но нерегулярно и только в виде разовых проектов.

Проблемы современного телевидения очень хорошо отразил Егоров В.В., приводя современные подходы к созданию телепродукта:

«Во-первых, главенствующими стали мотивы извлечения прибыли, достижение хотя бы элементарного финансового успеха на каждом канале и в каждой телекомпании.

Во-вторых, произошла переоценка роли рейтинга в определении успешности передачи, рубрики, цикла, а также вклада в соревнование каналов и рубрик – как в глазах зрителей, так и, главное, – в завоевании симпатий рекламодателей.

В-третьих, недооценка опыта предшественников, неумение по-хозяйски воспользоваться творческим наследием и фондами отечественного вещания.

В-четвертых, нездоровый интерес к формам и жанрам зарубежного телевидения, широкое использование их без чувства меры на всех, или почти всех, телеканалах России, что набивает оскомину миллионам людей, стремящихся найти своеобразие того или иного канала или рубрики, сериала»[45].

От себя хотелось бы добавить, что ситуация, когда правила, по сути, диктуют рекламодатели, требующие создания программ для нужной им аудитории, разрушают само телевидение изнутри. Те, кому принадлежит будущее, те, кто будет строить государство через 10-20 лет, остались абсолютно без внимания и, если проводить аналогии с семьей, стали сиротами, без внимания со стороны информационной политики государства.

Детских передач крайне мало, настолько, что детям, подросткам и молодым людям здесь смотреть практически нечего. Такая политика как минимум недальновидна, т.к. именно эти категории зрителей в скором времени могли бы стать аудиторией этих каналов, но в нынешней ситуации это маловероятно, т.к. существует масса других каналов, предлагающих детский «продукт».

В следующем параграфе мы рассмотрим и типологизируем передачи, которые были и есть сейчас на каналах «Россия» и «Первый канал».

 

2.2 Структура и содержание детских и подростковых программ на «Первом канале» и «России»: обзор и типология

Как мы уже говорили выше, в сетке вещания телеканалов «Первый канал» и «Россия» в настоящее время очень мало детских передач. Если быть точнее, то на «Первом канале» их 3, причем выходят они не чаще одного раза в неделю, на канале «Россия» одна передача, но выходит ежедневно. Ситуация с детским вещанием такой была не всегда, в 90-е годы на обоих телеканалах демонстрировалось несколько детских передач, причем практически ежедневно. Многие из них представляли собой достаточно качественный авторский продукт, содержательный, интересный и, главное, полезный для детей. Именно поэтому, для анализа мы выбрали период с 1990 года по сегодняшний день.

Прежде, чем приступить к типологизации детских передач, сделаем обзор каждой из них, разбив предварительно на две группы – выходящие в настоящее время и выходившие ранее, но на сегодняшний день закрытые.

 

ПЕРВЫЙ КАНАЛ

Современные детские передачи

«Ералаш» — детский юмористический киножурнал. Выходит с 1975 года. Художественный руководитель — Борис Юрьевич Грачевский. Ералаш – это киножурнал, цель которого состоит в создании интересных короткометражных фильмов о детях и для детей весёлые, экранизация анекдотов, которые ненавязчиво бы служили воспитанию юных зрителей.

Ералаш транслируется только на «Первом канале».               Выходит в дневное время, хронометраж 10 минут

С предложением создать киножурнал для детей «Фитилёк» (по аналогии с названием другого киножурнала «Фитиль») выступила режиссёр Алла Сурикова, которая отправила письмо в ЦК КПСС. Киножурнал основан драматургом Александром Хмеликом и Борисом Грачевским, который по настоящее время является руководителем. Первые два выпуска журнала вышли в 1975 году. Первый выпуск состоял из трёх миниатюр. Первым сюжетом по сценарию Агнии Барто была миниатюра «Позорное пятно». Затем ежегодно выходило 6 выпусков. Слово «Ералаш» означает «перемешанный, мешанина», заимствовано из тюркских языков.

В 1975-1991 году передача входила в эфирную сетку «Первой программы», с 1991 по 1995 – телеканала «Останкино», затем, до 2002 года – ОРТ, с 2002 по нынешнее время – «Первый канал». Является одной из самых рейтинговых передач, причем аудитория – это не только дети и подростки, но и взрослые люди.

На данный момент снята 221 серия, в работе еще несколько. Студия «Ералаш» постоянно проводит кастинги, набирает новых детей. Многие из тех юных артистов, которые снимались в этой передаче, сегодня работают в «большом» кино и шоу-бизнесе (Наталья Ионова, Юлия Волкова, Влад Топалов, Александр Лойе и т.д.).

«Умницы и умники» — телевизионная викторина для подростков. Является телевизионной версией конкурса поступления в МГИМО. Ведущий — Юрий Вяземский. Впервые передача вышла на канале РТР 18 сентября 1991 года. В настоящий момент выходит на «Первом канале» по субботам в 8.50.

Вопросы задаются по тематике мировой истории и культуры, каждая программа обычно посвящена определённому периоду или стране.

В каждой передаче участвуют по 3 игрока в основной игре (ученики 11 классов, имеющие право поступать на бюджетные места в МГИМО - то есть граждане РФ или Беларуси), называемых агонистами. Участникам предоставляется на выбор три дорожки:

- зелёная состоит из четырёх этапов, и на ней дважды можно давать неправильный ответ;

- жёлтая — из трёх, но неправильных ответов может быть не более одного;

- красная — из двух, но ошибаться нельзя (допустивший ошибку имеет право сыграть блиц, ответив на вопрос в 2 экзаменационных билетах, но в этом случае удаляется из студии даже как теоретик на несколько игр).

Первый, кто прошёл все этапы своей дорожки, становится победителем. Превысивший предел допустимых ошибок игрок становится снова теоретиком. Соответственно, зелёная дорожка предъявляет наименьшие требования к игроку, но оставляет надеяться на неудачную игру остальных. На красной, напротив, требования самые высокие, зато безошибочно отвечающему участнику никто не может помешать выиграть.

В конце каждой передачи объявляется «Эпилог» — по 3 вопроса, за правильный ответ даётся медаль, если второй правильный - медаль меняется на орден. По окончании серии считается количество орденов у теоретиков. Во следующий тур выходят имеющие наибольшее количество орденов.

Судит игру и оценивает ответы «ареопаг» — жюри из трёх судей, обычно известных людей.

В финале участвуют 9 агонистов, распределённых так, что лучшие играют позже, и несколько теоретиков. Все дорожки зелёные, и агонисты получают орден за каждый правильный ответ на дорожке. Сделавший 3 ошибки агонист удаляется. По итогам финала считается общее количество орденов. Победители получают право на бесплатное обучение в МГИМО.

«Сокровище нации» — детское интеллектуальное шоу. Первый сезон прошел в 2009 году. Премьера – 7 июля, финал 30 августа. Всего в течение 2 месяцев вышло 7 программ.

Ведущие: Марк Тишман и Диана Шпак.

Цель проекта состоит в том, чтобы отобрать и представить телезрителям четырех самых одаренных детей, символизирующих новое поколение россиян. В поисках участников шоу съемочная группа нового телепроекта объехала восемь городов страны: кастинги «Сокровища нации» состоялись в Хабаровске, Новосибирске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Казани, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. В отборочные комиссии в каждом из городов входили заслуженные учителя, видные общественные деятели, в том числе Ю. Вяземский, Н. Чусова, А. Курпатов, И. Бутман, А. Друзь и А. Блинов и др.

Первый канал отбирал самых талантливых и эрудированных детей, способных и желающих сразиться в интеллектуальном поединке со взрослыми. Из нескольких тысяч претендентов в проект приняли семнадцать ребят в возрасте от 10 до 14 лет.

В течение нескольких программ они играли на интеллектуальной дуэли против команды взрослых.

Шоу состоит из 7 программ. В конце каждой один из 5 ребят, набравший наименьшее количество баллов, покинет игру. Но на его место тут же заступит кто-то со "скамейки запасных". Четверка финалистов определится лишь в последнем туре. Именно они и удостоятся почетного титула "Сокровище нации". По ходу игры участники столкнутся с вопросами на эрудицию и внимание, а также сдадут тесты на смекалку, логику и владение современными технологиями. По ходу программы игрокам предстоит пройти пять туров.

Информация о работе Детские и подростковые программы на каналах Первый и Россия