Детские и подростковые программы на каналах Первый и Россия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Наш мир переживает очередную революцию, переход от индустриальной цивилизации, к постиндустриальной или информационной. Если охарактеризовать происходящие изменения коротко, то смысл их состоит в том, что раньше власть принадлежала тем, кто владел промышленностью и производством, а сегодня власть принадлежит тем, кто владеет информацией и может управлять информационными потоками.

Современное телевидение является самым массовым и, наверное, самым мощным инструментом для распространения информации, развлечения и образования. Телезрителю доступны десятки, а в некоторых регионах сотни каналов с очень разнообразным контентом.

Юровский А.Я. в одной из своих работ писал о телевидении: «Телевидение свободно приходит в каждый дом, человек может приобщиться к транслируемому действию, не покидая домашнего очага. Это позволяет телевидению выполнять функции, общие для всей журналистики. Но в экранном воплощении традиционные журналистские жанры <…> обладают важной особенностью: их содержание, тема и идея выражаются непосредственно авторами и героями событий, живыми людьми со всей совокупностью их личностных характеристик»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК СМИ

1.1 История становления и развития телевидения

1.2 Характеристика и типологические особенности телевидения

1.3 Функции телевидения в современном мире

1.4 Детские и подростковые программы на российском телевидении

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ ПРОГРАММ НА «ПЕРВОМ КАНАЛЕ» И «РОССИИ»

2.1 «Первый канал» и «Россия»: ведущие российские телевизионные СМИ. Характеристика и политика вещания

2.2 Структура и содержание детских и подростковых программ на «Первом канале» и «России»: обзор и типология

2.3 Проблемы социальной ответственности детского и юношеского телевидения

2.4 Перспективы развития телевидения и рекомендации по созданию детских и подростковых передач

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Детские и подростковые программы на каналах Первый и Россия_ типологические особенности.doc

— 631.00 Кб (Скачать)

- экологические телеканалы (Planet Green, National Geographic);

- технические телеканалы (промышленность (Discovery,), строительство (Усадьба);

- автомобильные телеканалы (Авто+, Первый автомобильный канал);

- сельскохозяйственные телеканалы (Агро-ТВ);

- спортивные телеканалы (Вести-Спорт, 7ТВ);

- телеканалы о культуре и искусстве (Культура);

- медицинские телеканалы (Здоровье, ЖИВИ!, Здоровое ТВ).

3. По целевому назначению

По целевому назначению все телеканалы можно поделить в соответствии с теми функциями, которые они осуществляют. Выделим несколько направлений:

- культурно-просветительские телеканалы – их цель в том, чтобы обеспечить зрителя информацией, способствовать его развитию и развлекать одновременно;

- информационные телеканалы – их цель в предоставлении самой свежей и актуальной информации без какой-либо оценки;

- развлекательные телеканалы – их цель понятна из названия - развлечение зрителя;

- образовательные телеканалы – их цель в том, чтобы помочь человеку получить академические знания и обеспечить его доступным образованием;

- научно-популярные телеканалы – их цель состоит в популяризации научных исследований, в информировании зрителей об открытиях, известных ученых, направлениях науки и т.д.;

- практические телеканалы – цель этих телеканалов в том, чтобы научить человека каким-либо практическим знаниям, например, строительство или ремонт;

- рекламные телеканалы – их цель в трансляции рекламных сообщений и коммерческой информации;

4. По времени выхода

Теле- и радиопрограммы всегда фиксируются с точностью до минуты. Утренними передачами считаются программы 12 часов, дневными с 12 до 18 часов, вечерними — с 18 часов, ночными с 23 часов.

5. По периодичности

Практически все современные телеканалы вещают круглосуточно, поэтому говорить об их периодичности некорректно. По этому основанию можно квалифицировать отдельные передачи:

- ежедневные телевизионные передачи – выходят каждый день (новости, сериалы и т.д.);

- еженедельные передачи – выходят раз в неделю (например, итоговые новости, развлекательные передачи по выходным дням и т.д.);

- ежемесячные передачи – выходят ежемесячно и представляют собой полноценные и глубокие исследования затронутой темы. Обычно это телевизионные расследования, какие-либо тематические программы и т.д.;

- нерегулярные передачи - выходящие по мере накопления материалов (альманахи) и ситуационные передачи (выходят в случае появления информационного повода – премьера фильма, годовщина события, передачи о каком-либо человеке).

Наша классификация не единственная в своем роде, существуют и другие типологии телеканалов и программ. Приведем одну из них[21].

1. По способу трансляции:

– эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);

– спутниковое (например, «Космос-ТВ» – совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в конце 1996 г. открыли 4 телеканала НТВ плюс);

– кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России).

2. По типу деятельности:

– вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, среди которых иногда встречаются компании, лишь ретранслирующие другие станции, – та же «Космос-ТВ», но в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);

– программопроизводящие (продюсерские фирмы);

– дистрибьюторы.

3. По охвату аудитории:

– общероссийские («Первый канал», «Россия»);

– региональные («Юг России»);

– местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).

4. По форме собственности:

– государственные;

– негосударственные, среди которых все разнообразие дозволенных законом форм собственности: частные, акционерные общества открытого и закрытого типа, общества с ограниченной ответственностью, товарищества с ограниченной ответственностью.

На наш взгляд такая классификация недостаточно полная, так как охватывает не все телеканалы и все основания, по которым можно их типологизировать. Наша классификация позволяет увидеть телевидение с разных сторон и составить общую картину о типах каналов, их целях, аудитории и назначении.

Разумеется, существуют и другие классификации, для примера, приведем одну из них, предложенную Юровским А.Я. в известном издании «Телевизионная журналистика». Итак, он предложил классифицировать телеканалы по следующим признакам[22]:

– по тематическому признаку – пример: спутниковые каналы НТВ плюс («Наше кино» – отечественный кинематограф, «Мир кино» – зарубежные фильмы, круглосуточная спортивная и музыкальная программы);

– по аудиторному (адресному) признаку – для детей, молодежи, женщин, пенсионеров и т.д.; безусловный лидер среди молодежной аудитории – «ТВ-6»;

– по учредителю – это может быть «мэрский» или «президентский» канал, канал творческих союзов;

– по национальному признаку – республиканская программа, программа для национальных групп населения, проживающих вне территории своих национальных образований;

– по территориальному признаку – общегосударственная и местная программы, межгосударственная (телерадиокомпания «Мир») и объединенная региональная (Средняя Волга, Западная Сибирь и т. д.);

– наконец, по источнику финансирования:

- государственный (бюджетный) телеканал;

- платный – функционирующий за счет абонентной платы телезрителей, либо подписной по аналогии с печатной периодикой;

- общественный – существующий за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц;

- коммерческий – самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы;

- арендный – политическая партия, общественная организация, частное лицо или продюсерская телефирма арендует время у вещательной организации.

Как видно, Юровский А.Я. рассматривает различные признаки и выделяет наиболее часто встречающиеся виды телеканалов, в соответствии с каждым из признаков. Наша классификация во многом перекликается с классификацией Юровского А.Я. , однако не является его аналогом и представляется более полной.

Представление о современном телевидении будет неполным, если не проанализировать функции, которые оно выполняет. Об этом мы поговорим в следующем параграфе.

 

1.3 Функции телевидения в современном мире

Телевидение – сложный социальный механизм, имеющий определенные цели и функции. Такое явление как телевидение не может существовать просто так, оно обязательно выполняет ряд задач, социальных, коммерческих, политических и многих других. Ниже мы рассмотрим основные функции телевидения[23].

1. Информационная функция. Телевидение, как и любое средство массовой информации, имеет главную цель - удовлетворение информационных потребностей каждого человека в отдельности и общества в целом. Однако телевидение превосходит всех своих предшественников (радио, печатные СМИ), так как позволяет распространять информацию быстрее, нагляднее, достовернее и эмоционально более насыщенно. В современном обществе регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой. При этом информационные передачи являются одним из важнейших каналов распространения новостей и других сведений и присутствуют практически на каждом телеканале. Особое внимание телевидение уделяет событиям, выходящим за рамки нормальной жизни: вооруженным конфликтам, катастрофам, природным катаклизмам и т.д. Такой подход объясняется стремлением быть в курсе событий, поддерживать зрительский рейтинг, завоевать авторитет и сформировать постоянную аудиторию. Все эти показатели в конечном итоге работают на экономическую эффективность телевизионной деятельности.

Для того чтобы телекомпания могла оперативно показывать события, о которых ничего не было известно заранее, необходим высокий уровень технического оснащения и исключительно четкая организация репортерской службы. Это в равной степени касается как региональных, так и глобальных новостей. При хорошем взаимодействии регионального и общенационального телевидения любое событие, где бы оно ни произошло, быстро становится достоянием всей страны и даже всего мира. Но все-таки ведущие телекомпании планеты предпочитают иметь репортажи с самых важных событий от своих собственных корреспондентов, обладающих «фирменным» почерком в работе и запоминающейся внешностью.

Телевидение – это своего рода индикатор общества, аналогичный рецептору в организме, который сообщает мозгу информацию о том, что происходит в каждой клетке, в каждом органе.

Мировой новостной стандарт, работающий уже несколько десятилетий: выпуск новостей, не смотря на преобладающее количество новостей с негативной эмоциональной окраской, должен оставлять положительное впечатление в целом, поэтому бытовые и положительные сюжеты ставят в конец выпуска.

Некоторые телеканалы осуществляют информационное вещание для детей, транслируют новости, представляя их таким образом, чтобы они были понятны самым маленьким зрителям. Примером такой программы могут быть некогда известные «Там-там-новости», созданная студией РОСТ и транслировавшееся на телеканале «Россия». 

2. Культурно-просветительская функция. Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Некоторые передачи преследуют эту цель напрямую, другие же формируют культуру косвенно, через демонстрацию зрителю участников событий, стиля их поведения, ведухих, их речь, одежду, тактичность и т.д. Зритель постепенно приобретает представления о том, как должен говорить человек, как одеваться, как держаться на публике. Именно поэтому, ведущие отбираются очень скрупулезно, а требования к ним предъявляются такие, что далеко не каждый сможет соответствовать нужному образу.

Напрямую культурно-просветительская функция реализуется через трансляцию спектаклей, фильмов, концертов, деловых встреч и т.д. Огромное количество людей, живущих в нашей стране, только через телевидение могут узнать о тех или иных событиях, познакомиться с биографией известных людей, узнать, чем же отличился тот или иной поэт, писатель, культурный деятель. В культурно-просветительских программах очень часто присутствует элемент дидактики, назидательности, что в целом допустимо, однако при определенных условиях: как минимум, такая передача не должна вызывать отторжения. Задача авторов - сделать его ненавязчивым, предельно деликатным[24].

3. Интегративная функция. Телевидение, возможно в большей мере, чем любое другое СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, взаимодействие между различными социальными и культурными слоями, профессиональными общностями и т.д. Люди, являющиеся аудиторией одной программы, канала, в конце концов, начинают мыслить похожими образами, поэтому сами по себе интегрируются в единый социум.

Задача телевидения - развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функция телевидения решается всеми разделами вещания (публицистика, искусство, спорт, развлечения). Она как бы накладывается на другие функции, частично совпадая с информационной, культурно-просветительской, организаторской, образовательной и др. Для журналиста, осознанно реализующего интегративную функцию телевидения, первейшим качеством можно назвать умение объединять в подходе к материалу потребности общества с заботами отдельного человека у телевизора. Выполнение интегративной функции ТВ значительно усложняется там, где сложен состав зрительской аудитории: в национальном, конфессиональном, социальном отношении.

4. Социально-педагогическая или управленческая функция. Телевидение напрямую участвует в осуществлении определенного социально-педагогического или управленческого воздействия на аудиторию и в целом население государства. Посредством телевидения осуществляется пропаганда определенного образа жизни, насаждение тех или иных взглядов, политических, моральных, социальных, распространение определенных духовных ценностей и представлений об организации мира. Социально-педагогическая, или управленческая, функция телевидения, очевидно, граничит с интегративной и, кроме того, с информационной.

Выполнение этой функции предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Степень этой вовлеченности и мера воздействия ТВ на аудиторию в плоскости выполнения этой функции зависят от той системы, в которой действует данное телевизионное СМИ. В тех развивающихся странах, где существенную роль играет, к примеру, политика ограничения рождаемости или освоения новых земледельческих орудий, телевидение уделяет много внимания пропаганде начинаний в этих сферах. При тоталитарных режимах пропаганда пронизывает всю телепрограмму – от информации до произведений искусства, демонстрируя всеобщую любовь к властям и к исполнению их указаний. Но и в самых демократических государствах телевидение в существенной части своих программ служит проводником государственной политики.

Информация о работе Детские и подростковые программы на каналах Первый и Россия